Объектно-ориентированное программирование на Java. Платформа Java SE

Тимур Машнин

Эта книга предназначена для тех, кто хочет научиться программировать на языке Java.С этой книгой вы обучитесь объектно-ориентированному программированию на платформе Java SE и научитесь применять принципы ООП на практике.Эта книга охватывает важные аспекты программирования на языке Java, начиная с основ и заканчивая объектно-ориентированным подходом и командной разработкой кода.

Оглавление

Переопределение и перегрузка

Теперь давайте рассмотрим две концепции, которые выглядят взаимосвязанными, но на самом деле являются разными, это перегрузка и переопределение.

Обе эти концепции применяются к методам.

Ранее мы говорили о конструкторах.

Помните, что у нас был автомобиль с двумя полями, lights и color.

И мы определили в одном классе не один, а несколько конструкторов.

Имена этих конструкторов были одинаковыми, но параметры были разные.

И это важно, чтобы список параметров был другим.

Вы не можете определить два конструктора с одним и тем же именем, и одним и тем же списком параметров.

Фактически, Java понимает, какой конструктор вызвать, просматривая параметры.

И то, что мы делали для конструкторов, также применимо для методов.

Мы говорим о перегрузке, когда у нас есть разные методы с тем же именем, но разным списком параметров.

С другой стороны, мы ввели переопределение, когда мы хотели изменить поведение метода, унаследованного от суперкласса.

В этом примере метод toString суперкласса переопределяется в подклассе с помощью метода с тем же именем, и теми же параметрами, и возвращаемым типом, но другим телом метода.

Важно, чтобы параметры и возвращаемый тип были одинаковыми.

Отличалось только тело метода.

И в пределах одного класса мы можем перегрузить метод.

В этом случае имя и возвращаемый тип совпадают, но список параметров будет другим.

Компилятор будет различать, какой вызывается метод, сравнивая списки параметров.

Неправильно пытаться перегрузить метод, просто изменив возвращаемый тип.

Если мы это сделаем, мы получим ошибку компилятора.

То же самое произойдет, если мы просто изменим имена параметров.

В этом случае определенный метод не изменится вообще.

И мы также получим ошибку компилятора.

Когда мы определяем метод, мы связываем идентификатор — имя метода — с некоторым кодом — телом метода.

Всякий раз, когда мы вызываем это имя метода с некоторыми значениями, мы знаем, какой код нужно выполнить.

Например, используя объявление метода, мы связываем идентификатор sq с методом, который отображает целые числа в целые числа, возводя число в квадрат.

Идентификатор sq всегда привязан к методу в соответствующей области кода.

Во многих языках, которые не являются объектно-ориентированными, эта привязка выполняется обычно во время компиляции.

Во время выполнения эта привязка зафиксирована.

И это называется «ранним» или «статическим» связыванием.

Но этот способ не соответствует концепции полиморфизма и переопределения методов в производных классах.

Здесь мы хотим точно противоположного — чтобы часть кода была не привязана статически к имени метода, а, чтобы зависела от объекта, вызванного во время выполнения.

Поведение, которое нам нужно, называется «динамическим» связыванием.

Поэтому нам нужно различать статическое или раннее связывание, которое выполняется во время компиляции, от динамического или позднего связывания, которое выполняется во время выполнения кода.

В отличие от переопределения перегруженные методы разрешаются во время компиляции.

При этом информация предоставляется классом.

Когда код программы доходит до имени метода, компилятор знает, какое тело метода выполнить — по крайней мере в случае перегруженных методов.

Но это не относится к переопределению.

Здесь разрешение имен выполняется во время выполнения программы.

Динамическое связывание используется для переопределенных методов.

Здесь информация задается объектом, а не классом.

Предположим, мы объявили массив транспортных средств под названием «гараж» для хранения четырех автомобилей.

И предположим также, что у нас есть автомобили и грузовики, которые стоят в разных позициях.

Теперь в цикле for мы применяем методы toString,

Которые мы определили ранее, ко всем элементам массива.

Что происходит?

Свой метод применяется к каждому из этих элементов.

Таким образом, мы можем иметь единую форму объектов, но разнообразие в том, что выполняется.

Возможно даже, в случае компиляции мы не знаем классов элементов массива.

Это будет считываться во время выполнения программы.

Поэтому динамическое связывание является необходимым поведением для переопределения метода.

Теперь посмотрим на другой пример.

Давайте теперь определим несколько перегруженных методов с именем p.

У них есть один параметр, который является объектом разных классов.

И теперь мы вызываем метод p для всех элементов этого массива.

Помните, что аргумент метода p — это vehicle в массиве vehicle.

Поскольку каждый элемент является vehicle, строка будет напечатана для vehicle, так как метод p привязывается к телу во время компиляции.

Помимо примера, который мы видели, private, final, и static методы также привязываются статически.

Кроме того, атрибуты всегда привязываются статически.

Возникает вопрос, почему все не привязывать динамически?

Имеет смысл связывать идентификаторы с данными или кодом во время компиляции по двум причинам.

Во-первых, чтобы выполнить первую проверку кода и выявить ошибки, а во-вторых, оптимизировать генерируемый код.

Вот почему эта стратегия используется чаще в языках программирования.

Однако это не работает, когда мы переопределяем метод.

Во время компиляции мы можем даже не знать, какой объект мы получим.

Тогда имеет смысл применить динамическое связывание.

Динамическое связывание также называется «поздним связыванием».

Первое приближение к классу выполняется во время компиляции, но нужный класс окончательно определяется во время выполнения.

Теперь вернемся к исключениям, чтобы объяснить некоторые дополнительные исключения, которые вы должны знать и которые связаны с объектами и классами.

Небольшое напоминание, исключения — это события, которые происходят во время выполнения программы и которые нарушают нормальный поток выполнения инструкций программы.

Мы уже видели три исключения: ArithmeticException, ArrayIndexOutOfBoundsException и NumberFormatException.

Следующее исключение, которое мы увидим, — это исключение NullPointerException.

Это исключение возникает при попытке программы использовать переменную, которая не имеет примитивного типа, и которая еще не была инициализирована.

Т. е. мы пытаемся использовать переменную, которая должна указывать на объект, который еще не был создан.

Представьте, что мы хотим напечатать длину массива, который мы объявили, но который мы еще не инициализировали.

Тогда мы получим такое же исключение NullPointerException.

Имейте в виду, что «length» — это метод в случае класса String, но поле в случае массива.

И, если мы попытаемся получить доступ к позиции в массиве, который не был инициализирован, программа будет генерировать исключение NullPointerException, а не исключение ArrayIndexOutOfBoundsException.

В этих примерах очень легко обнаружить, что мы пытаемся использовать переменную, которая не была инициализирована.

Однако, когда мы программируем, мы определяем методы, которые получают аргументы и которые вызываются из других объектов.

В этих случаях обнаружение переменных, которые не были инициализированы, не так очевидно.

Второе исключение, которое связано с объектами и классами, и которое мы увидим, это ClassCastException.

Чтобы проиллюстрировать это исключение, рассмотрим эту иерархию классов, где Vehicle является суперклассом, и Car и Bike — это подклассы.

Согласно этой иерархии, можно создать экземпляр класса Car и присвоить его переменной типа Vehicle, потому что Car также является Vehicle.

Это приведение правильное и позволяет нам воспользоваться свойством полиморфизма, сохраняя в одном массиве Vehicle набор объектов классов Car и Bike.

Позже в программе нам может понадобиться привести этот экземпляр к объекту класса Car.

Единственное условие, которое налагает Java, — это сделать это приведение явным.

Однако, если мы попытаемся применить этот экземпляр к объекту класса Bike, программа выбросит ClassCastException во время выполнения, потому что объект в переменной «v» не является байком.

Мы уже видели, как обрабатывать исключения, которые выбрасываются, когда в программах происходят определенные события, используя конструкцию «try-catch».

Однако мы также можем программировать методы, которые при определенных обстоятельствах должны выбрасывать исключения.

Чтобы явно выбросить исключение в методе, нам нужно использовать ключевое слово «throw» и создать экземпляр конкретного исключения, которое метод должен выбросить.

Один и тот же метод может выбросить несколько исключений в зависимости от конкретных обстоятельств.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я