Объектно-ориентированное программирование на Java. Платформа Java SE

Тимур Машнин

Эта книга предназначена для тех, кто хочет научиться программировать на языке Java.С этой книгой вы обучитесь объектно-ориентированному программированию на платформе Java SE и научитесь применять принципы ООП на практике.Эта книга охватывает важные аспекты программирования на языке Java, начиная с основ и заканчивая объектно-ориентированным подходом и командной разработкой кода.

Оглавление

Наследование

Рассмотрим две машины, принадлежащие к одному классу.

У них есть общие методы и поля, но в тоже время есть отличающиеся особенности.

И вместо того, чтобы создавать два разных объекта одного класса, а потом пытаться учесть их отличающиеся особенности с помощью отдельного кода, или создавать два разных несвязанных между собой класса, давайте сначала смоделируем общий класс автомобилей, а затем создадим класс легковых автомобилей и класс грузовиков, которые унаследуют общие поля и общие методы от общего класса автомобилей, но у них также будут и свои собственные поля, и методы.

Давайте посмотрим, как мы это делаем на Java.

Представьте, что у нас есть класс Car с этими полями и методами.

В частности, есть приватное поле количество пассажиров, noPass, которое содержит количество пассажиров в данный момент времени.

enter и exit — это методы, которые изменяют это число пассажиров.

Другой класс грузовиков имеет переменную загрузки, которая может быть изменена с помощью методов load и unload.

Имейте в виду, что не стоит называть переменную и метод одним и тем же именем.

Затем оба класса используют переменную цвет, а также методы для движения вперед

и назад.

Что мы можем сделать для упрощения кода, так это сначала определить универсальный класс для транспортных средств.

Этот класс будет иметь поля и методы, общие для всех автомобилей — в нашем случае — для легковых автомобилей и грузовиков.

Затем мы можем определить классы, car и truck, которые наследуют поля и методы от этого общего для них класса.

Vehicle будет называться суперклассом классов car и truck, и классы car и truck являются подклассами класса Vehicle.

Теперь мы можем определить класс car, расширив класс Vehicle, и добавить дополнительные поля и методы, которые может иметь легковой автомобиль.

А для грузовых автомобилей мы делаем то же самое: расширяем класс Vehicle такими полями и методами, которые необходимы.

Все остальные поля и методы унаследованы от класса Vehicle.

Обратите внимание, что мы не раскрыли тело конструктора.

Это требует дальнейшего объяснения и новых концепций.

Но вы должны знать, что класс может иметь несколько подклассов, тогда как класс не может быть подклассом более чем одного класса.

У одного класса не может быть двух суперклассов, не может быть двух родителей.

Таким образом, мы знаем, что один класс может расширить другой класс.

Например, если класс B расширяет класс A, это означает, что он наследует его поля и методы.

И это можно сделать многократно.

То есть класс B может быть расширен, например, классом C.

Теперь мы хотим проанализировать вопрос о том, как определить конструктор класса A, который расширяет другой класс.

В нашем определении класса vehicle и класса car, где класс car расширяет класс vehicle, мы определяем конструктор для класса vehicle, который инициализирует приватное поле color.

И с этим не никаких проблем.

Но как мы можем определить тело конструктора car, с учетом двух аргументов, целого числа для количества пассажиров и строки для цвета?

Класс car наследует все методы от класса vehicle — перемещение вперед и назад, и все его поля, в данном случае, только color.

Но поле color является приватным полем и не может быть доступно извне класса vehicle.

Это относится также и к подклассам, и это очень важно.

Поэтому неправильно присваивать значение «с» полю color в классе car.

Мы не можем получить к этому полю доступ, потому что оно является приватным.

Мы можем использовать только публичный метод, например, конструктор.

Теперь, если мы хотим вызвать конструктор суперкласса, мы используем ключевое слово super.

Здесь вы это видите.

super (c) — вызов конструктора vehicle (c).

Таким образом, мы сможем инициализировать поле color из подкласса.

Вызов конструктора суперкласса должен быть перед любым другим кодом в теле конструктора подкласса.

Например, сначала установить количество пассажиров, а затем вызвать супер будет неправильным.

Вы должны сначала вызвать супер, а затем включить любой другой вызов, который вам может понадобиться.

Здесь мы видим другой пример.

У нас есть класс A с подклассом B, а класс B с подклассом C.

Диаграмма справа от вас показывает отношения наследования.

Класс A имеет конструктор без аргументов, который печатает строку A, пробел.

В классе B мы видим, что есть также конструктор без аргументов, который правильно вызывает сначала конструктор суперкласса A, затем печатает строку B, пробел.

В классе C конструктор без аргументов сначала вызывает конструктор его суперкласса B, а затем печатает строку C точка.

Теперь, что происходит, когда мы создаем новый объект класса C?

Конструктор C вызывает конструктор B, который в свою очередь, вызывает конструктор А.

Таким образом, печатается: A, пробел, B, пробел, C точка.

Подводя итог, первое, что нам нужно сделать в конструкторе подкласса, это вызвать конструктор суперкласса.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я