Красота без смысла

Тимур Ахмеров, 2021

Серж Лерв, сын стражника родом из Сарепты, вспоминает, как протекала его жизнь, начиная с момента, когда он, нанявшись в охрану барона, встретился с отрядом воинов Севера.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Красота без смысла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Дюжина уроков студента

1

Я сидел в приемном зале Восточного университета перед ректором и деканами четырех факультетов.

— Купеческое дело за один год? — задумчиво произнес глава торгового факультета. — Что ж, счетоводство тогда отметаем, его проходят три года, да не так уж оно и нужно, если честно: здравого смысла часто вполне достаточно, а на остальное, коль торговля разрастется, просто наймете специалиста.

Декан кивнул своим мыслям и продолжил:

— Экономическую теорию, пожалуй, включим, но только самое начало: первый курс или даже его половину, остальное уже не так важно. Так… теперь реклама, сбыт и все такое прочее. К сожалению, не успеем. Тут я бы порекомендовал самостоятельно почитать учебники. Ну и, к счастью для вас, основы всего этого включены в «Лавку на практике», главный предмет четвертого курса. Собственно, на последнем курсе студенты уже организуют свое дело под контролем преподавателя. Даже если у вас нет идей о собственной лавке, станете чьим-нибудь младшим партнером, это нормально.

Декан задумчиво постучал пером по столу и добавил:

— Вот, собственно, и все, как ни странно. Торговля все же не астрономия какая-нибудь. Хватит и этого. Итак: первый год экономической теории, «Лавка на практике» и самостоятельное чтение учебников по рекламе и сбыту.

— Господин Норин, — обратился к декану ректор, — сколько предметов можно вместить в оставшуюся часть программы?

— Один или два коротких. Я бы рекомендовал один. «Лавка на практике» нередко вообще все время занимает, это ж свое дело, работа фактически. Может, из-за этого даже экономтеорию до полугода стоит в итоге сократить.

— Хорошо. Серж, вы согласны с выбором господина Норина? Если у вас есть собственные идеи, скажите: окончательный выбор только за вами, мы можем лишь предлагать.

— Нет, я доверяю вашему выбору.

Ректор кивнул:

— Теперь ваше мнение, господин Сорт. Один короткий предмет с военного факультета?

— Нет, — с легкой ухмылкой ответил глава военных.

— Можете пояснить? И молодому человеку, и нам, думаю, полезно было бы услышать логику ваших умозаключений.

— Да вы на его комплекцию гляньте. У меня не каждый выпускник такой… мускулистый. Оружием владеешь?

— Мечом немного.

Воин хмыкнул:

— Будешь самым мощным торговцем во всей империи. Может, айда к нам? Сдалась тебе эта торговля.

— Прошу прощения, но я уже сделал выбор, — вежливо ответил я.

— Хорошо, — подытожил ректор. — Что скажет факультет лекарей?

— Боюсь, что тоже нечего предложить, — ответил седовласый толстячок. — Торговцу обычно проще нанять лекаря, чем стать ему заменой.

— Научный факультет? — обратился ректор к последнему декану.

— Тут подойдут два коротких предмета, — неспешно сказал господин Крегус, если я правильно запомнил его фамилию. — Оба, правда, несколько экспериментального характера: «Смысл жизни» и «Суть математики». Поскольку требуется лишь один предмет, то, господин Лерв, выбирать вам.

— А можно поподробнее о них? — попросил я.

— В «Смысле жизни» будут рассмотрены различные взгляды на то, зачем вообще жить, в чем цель жизни. При этом преподаватель не будет отстаивать какую-то одну точку зрения, то есть не будет покушаться на личный выбор человека. Он постарается как можно более отстраненно рассмотреть все взгляды, рассказав об их зарождении, доводах и так далее. Что касается «Сути математики», фактически здесь говорится о сути науки. Часто люди изучают предметы, в том числе экономическую теорию, «зубря» их, — каждая наука кажется полубессмысленным набором разрозненных фактов. Наш же предмет старается раскрыть перед студентом красоту и смысл знаний. Мне кажется, изучив предмет, человек смотрит на мир совершенно иначе.

— Тогда, пожалуй, «Суть математики», — после паузы ответил я.

Это вызвало улыбку ректора:

— Господин Крегус, никого не интересует смысл жизни?

— Увы, — развел тот руками.

— С другой стороны, в молодом возрасте разве кто интересуется смыслом жизни? — смягчил свои слова ректор.

— Как раз в молодом возрасте о нем и задумываются. Потом же все упорно роют свои жизненные траншеи, считая, что усталость, грязь да тьма — это и есть жизнь, а для формального ответа о смысле ограничиваются «мнением всех ученых», убеждениями предков и прочей ерундой, — печально ответил декан.

— Если вы считаете… — попытался вклиниться я.

— Нет-нет, — поднял ладони декан. — Выбор только за вами. Это ваш выбор и ничей иной.

2

Первым уроком была «Экономическая теория». Подвижный лектор с энтузиазмом говорил:

— С чего, казалось бы, стоит начать первую лекцию о предмете? С его определения, с того, что вообще такое экономическая наука. Но давайте отложим данный момент на недельку-другую и просто поговорим о том, с какими базовыми фактами сталкиваются экономисты. Таких фактов два: безграничность потребностей и ограниченность ресурсов.

Преподаватель обвел аудиторию взглядом и продолжил:

— Итак, первое — безграничность потребностей. Человек — интересное существо. Ему всегда всего мало. Дайте ему десяток золотых, он захочет сотню. Дайте сотню — захочет тысячу. Дайте тысячу — захочет десять тысяч. И так далее до бесконечности.

— А мне б десяти тысяч хватило, — послышался тихий голос с последней парты.

— Представьтесь, молодой человек, — как оказалось, лектор тоже услышал студента.

— Джон Голд.

— Голд, — улыбнулся преподаватель, — говорящая фамилия. Что ж, господин Голд, давайте заключим пари: когда — и я думаю, что именно когда, а не если — у вас появится десять тысяч золотых, мы с вами встретимся еще раз и вспомним ваши нынешние слова.

Джон пожал плечами: мол, не против, чтобы так все вышло.

— А для остальных поясню, — продолжил лектор. — За свою жизнь я видел немало людей, которые говорили о скромности собственных потребностей, но вот, проходило время — и тот, кто прежде рад был бы просто есть досыта, рассказывал, что ему не хватает денег на двухэтажный дом. Кто мечтал о паре золотых в месяц, десять лет спустя вздыхал в собственном роскошном саду, что не быть ему бароном. Да, этот принцип затрагивает не только деньги, но и остальные активы, включая баронский титул, хорошую семью, детей, призвание и… власть. Да, власть. Например, империю иногда сравнивают с газом. Если твердое тело просто лежит себе в ограниченном своем пространстве и ни на что не покушается, если жидкость хоть и кочует с места на место, но занимает всегда одинаковый объем, то с газом все обстоит иначе: он расширяется практически бесконечно. Например, воздух в этой комнате вполне мог бы уместиться в небольшую коробочку, но он занимает все, до чего может дотянуться. Не четверть комнаты, не полкомнаты, ему нужно все. Так и с империей: она занимает весь объем, не обращая внимания на такие глупости, как границы, договоры, обещания. Как и в случае с воздухом, который способна остановить лишь твердая стена, империю остановят лишь крепостные стены с огромным войском. Человек — удивительно жадное существо. Даже не так: не просто удивительно, а бесконечно жадное. Таков первый факт — бесконечность потребностей. Вопросы есть?

Аудитория ответила ему молчанием.

— Вопросов нет, продолжаем. Второй факт — ограниченность ресурсов. Казалось бы, очень хочется… — лектор посмотрел на пухлого паренька и добавил: — вкусно поесть… — перевел взгляд на единственную в классе девушку: — поболтать, обзавестись семьей… — взглянул на меня: — помахать мечом. В общем, столько у нас бесконечных потребностей, но…

Преподаватель вернулся взглядом к толстячку:

— Императорская и даже графская еда слишком дорога, приходится лакомиться чем-нибудь попроще. — Лектор посмотрел на девушку: — Ограниченное время не дает развернуться разговору, а ограниченный выбор из возможных вторых половинок приводит к тому, что жених не царских кровей, не столь красив и богат, каким рисовали его мечты. — Наконец преподаватель обратил свой взгляд ко мне: — Каждый воин упирается в потолок и обнаруживает, что, как бы ни хотелось одним махом с семерыми расправляться, всему есть предел.

Печально вздохнув, лектор продолжил:

— Таков второй факт, господа: ограниченность ресурсов. Ресурсы — я имею в виду те ресурсы, которые мы будем рассматривать на уроках экономической теории, — можно подразделить на три вида: естественные (земля, полезные ископаемые), искусственные (инструменты, станки) и рабочую силу. Такая классификация, конечно, весьма условна и включает не все, но, в общем и целом, отражает главное с точки зрения экономики. Впрочем, данную тему мы раскроем позже. Сейчас же для нас важно наличие двух экономических фактов: безграничности потребностей и ограниченности ресурсов. Как совместить эти две противоречивые реальности? Об этом — на следующем уроке.

3

Через день должен был состояться урок по предмету «Лавка на практике». С непривычки не сразу нашел аудиторию и вошел туда буквально за минуту до начала.

— Здесь будет «Лавка на практике»? — спросил я.

Студенты осторожно кивнули. Я посмотрел, куда можно сесть, и заметил во втором ряду полноватого парня, которого видел на «Экономтеории».

— Можно? — спросил я, подойдя к его парте.

Он кивнул, и я сел рядом.

— Серж, — мне показалось уместным представиться.

— Владислав, — ответил он и слабо пожал мне руку.

Ровно в этот момент в аудиторию вошел господин Норин, декан торгового факультета. Поприветствовав нас, он неспешно начал урок:

— Итак, господа, наконец вы подошли к ключевому предмету вашего обучения, самому важному и предельно практичному. Последний год… даже если для кого-то он же является первым, — улыбнулся мне декан, — подводит вас к собственному делу, в котором, как я надеюсь, вы объедините все полученные знания. Однако первые уроки мы посвятим повторению некоторых моментов, что вами уже пройдены. Во-первых, это освежит ваши знания, во-вторых, сосредоточит внимание на действительно важном.

Преподаватель на секунду задумался и продолжил:

— Вопрос первый: как выбрать направление для своего дела?

Студенты ждали продолжения, но оказалось, что декан хочет иного:

— Вообще-то это был вопрос к вам. Себе вслух я обычно вопросов не задаю.

— Определить потребность и удовлетворить, — сказал студент с первой парты.

— Верно, — кивнул лектор, — отчасти верно. Одна из сторон выбора дела заключается в этом. Под потребностью мы понимаем желание человека. Не стоит путать ее с нуждой. Например, спиртное, азартные игры как таковые не нужны здоровому человеку. Более того, нужда человека состоит в отказе от таких товаров. Однако, удовлетворяя желание человека, каким бы недальновидным оно ни было, мы можем заработать деньги, а потому включаем его в потребности. Что ж… казалось бы, все просто: мы определили, что человек хочет некий товар, и удовлетворили его потребность, отдав ему этот товар. Что еще?

— Важны условия, на которые он согласен пойти ради товара, — ответил один из студентов.

— Да, отчасти да. Цена, которую он готов заплатить, конечно, важна. Важно и то, где, когда, как человек готов принять товар. Важна разновидность товара. Удовлетворяющее клиента качество. Но это все, собственно, и есть потребность, о которой мы говорили. Меня же интересуют две другие стороны вопроса. Итак?

— Условия, имеющиеся в обществе, и условия, которые можем задавать мы.

— Блестяще! Рад, что не забыли. Итак, мы многое можем предложить людям, но… общество не все примет. Хотели бы предложить скатерть-самобранку, но технология не позволяет. Желали бы быть единственными поставщиками, но конкуренты не дремлют. Хотели бы представить что-то роскошное, но страна не столь богата. Могли бы торговать поддельными документами, но закон запрещает. Таковы пять внешних условий, на которые мы не способны влиять. Мы можем их лишь принять и учесть. Перечислю их еще раз: общество, технология, конкуренция, экономика, закон. Перечислите теперь условия, на которые мы можем влиять.

— Товар, место, цена, продвижение, — чуть ли не хором ответили студенты.

Декан улыбнулся:

— Именно так, господа. Мы выбираем, чем торговать — товар, где торговать — место, почем торговать — цену, и как увеличивать сбыт — продвижение.

Вроде бы все сказанное на уроке само по себе было понятно, но смысл… я почувствовал себя здесь чужим: словно все всё знают, а я улавливаю лишь какие-то крохи. Преподаватель к моему удивлению, похоже, понял мое состояние:

— Господин Лерв, если чего-то не понимаете, ничего страшного. Во-первых, часто достаточно здравого смысла, во-вторых, ключевые моменты мы рассмотрим подробнее, ну и в-третьих, при организации собственного дела каждому студенту будет оказана помощь.

Далее лектор обратился уже ко всем:

— Итак, есть потребность, есть всевозможные условия, и есть…

— Ресурсы!

— Да, господа, куда уж без ресурсов. Представьте, господин Воронин, — обратился декан к Владиславу, — что вы определили потребность уходящего вдаль каравана. Им очень-очень нужен охранник. Срочно. Вы можете заработать огромную сумму на этой потребности. Ваши действия?

— Попрошу Сержа помочь, — улыбнулся Владислав.

— Вы уже знакомы? Отрадно. И, кстати, хороший ответ. Если, конечно, господин Лерв даст свое согласие. Но речь не о том. Что если бы вы были одни?

— Не смог бы получить прибыль.

— Верно! Казалось бы, вы определили потребность. Ни одно из условий не препятствует вам: конкурентов нет, экономика, законы и прочее на вашей стороне, — но увы и ах, собственных ресурсов на осуществление нет, а значит, заработать вы не сможете. Именно поэтому, господин Воронин выбирает кофейный бизнес: среди его ресурсов капитал, знания, связи отца. Именно поэтому господин Домов выбирает продуктовое дело: связи отца, капитал. Очень часто проще отталкиваться не от потребностей клиента, а от собственных ресурсов. Кстати, мы тут говорим «потребности», «ресурсы», в чем наше отличие от экономической теории?

— Там рассматривают потребности и ресурсы одного человека или одного общества, а мы говорим о потребностях клиента с одной стороны и наших ресурсах с другой, — ответила единственная девушка этой группы.

— Да, в общем и целом да, госпожа Грановски. И, кстати, возвращаясь к словам о том, что часто проще отталкиваться от собственных ресурсов, госпожа Грановски на своем примере продемонстрировала, что часто — это еще не всегда. Она пошла именно от потребности: четко определила ее и собирается удовлетворить, хотя, казалось бы, ни она, ни ее родственники никак с парфюмерным бизнесом не связаны.

Преподаватель окинул взглядом аудиторию и продолжил:

— Всегда важно учитывать эту комбинацию: свои ресурсы — потребности клиента. Без должных ресурсов вы не удовлетворите потребностей. Без клиентских потребностей ресурсы не принесут вам прибыли. И вот вам пример. Господин Домов, скажите, сколько бы вы заработали, если б вашим ресурсом было, скажем… пинание мяча. Вот вы лучше всех в империи пинали бы мяч, что бы было?

— Ничего, — после пятисекундной паузы ответил студент.

— Именно! Потому что никакой потребности в вашем пинании мяча ни у кого просто нет. Ни медяка вы б не получили… Впрочем, пару медяков в цирке, может, и зарабатывали бы, — улыбнулся преподаватель. — Но представьте теперь, что у людей появилась жгучая потребность в лицезрении вашего… так сказать, искусства. Такая жгучая, что и алкоголикам не снилась. Что бы было?

— Я бы стал миллионером.

— В конечном счете да. Но каковы промежуточные шаги к этому?

— Ну брать деньги за представления, как в цирке, театре.

— Еще! Аудитория, не только к господину Домову вопрос, подключайтесь.

Первое предложение озвучил Владислав:

— Брать учеников.

— Да, господин Воронин, у великого пинателя мяча должны быть ученики. И не забесплатно, естественно. Еще!

Посыпались другие предложения:

— Организовать чемпионат пинателей мяча, в котором Антон будет чемпионом.

— Ставки! Тотализатор!

— Продавать мячи — только эти мячи подходят для пинания и никакие иные!

— Одежда для пинателей мяча — только в ней пинание достигает невероятных высот.

— Команды пинателей мяча!

— Патриотизм и все такое: поддерживайте только местных пинателей!

— Ага, а мы будем руководить этими местными командами.

— Культ пинателей мяча: не предавай своих кумиров.

— И вскоре эти кумиры станут министрами, главами государств!

— Газеты о пинателях мяча. Интервью с великим пинателем Антоном Домовым!

— Книги «Как научиться пинать мяч», биографии знаменитых пинателей.

— Договорные игры!

Студенты откровенно веселились.

— Что ж, давайте на этом все же остановимся. Господин Ковин, у вас очень интересное направление мыслей: тотализатор, договорные игры. Тут еще озвучили культ и ура-патриотизм. И это как раз та тема, которую я бы хотел затронуть. Мораль. Мы с вами рассматриваем технические моменты без привязки к тому, что хорошо и что плохо с точки зрения совести и морали. Вы знаете, меня многие считают беспринципным циником, но, как ни странно, и у меня есть свои рамки: я не помогу вам с проектом, скажем, борделя. Не помогу и ростовщической конторе. Причем я понимаю, что если сейчас ростовщик — синоним мерзавца, то, быть может, настанет время, когда его будут считать респектабельным членом общества. Он будет с гордостью говорить: я ростовщик! Ну или придумает какой-нибудь иной термин для своей деятельности. И, быть может, клиенты ростовщика, которые сейчас стыдятся своего обращения к подобного рода услугам, и понимают: узнай кто — и их будут считать опустившимися на дно людьми… так вот, настанет время — и они будут гордиться своим обращением к ростовщику. Будут думать, что кредит — это не просто норма, а полезное для них и общества явление, будут считать ненормальными тех, кто отказывается от этого. Так вот, опираясь на историю и нашу с вами науку, понимаю, что да, может, все будет и так. Реклама, продвижение способны и не на такое. С помощью них можно и, извините, фекалии превратить в предмет искусства.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Красота без смысла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я