Терминологический словарь-справочник содержит толкование около 8000 понятий и терминов из области экономики, маркетинга и менеджмента. Словарь-справочник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических направлений и профилей, но также может быть полезным и для предпринимателей и специалистов-практиков в их профессиональной деятельности в сферах предпринимательства, экономики, маркетинга и управления.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Терминологический словарь-справочник: экономика, маркетинг, менеджмент. Н – Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О
ОБЕРТОЧНАЯ КРИВАЯ — кривая, образованная множеством краткосрочных кривых издержек предприятия, фирмы, соответствующих разным периодам времени. Благодаря привлечению множества кривых учитывается тот факт, что в долгосрочном периоде предприятие несет затраты на ремонт, обновление оборудования, освоение новых технологий. В результате «растянутая» во времени долгосрочная кривая, которую и именуют оберточной, показывает уровень и динамику издержек предприятия более обстоятельно, чем отдельные краткосрочные кривые.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ — совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования экономической системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕНЕГ — создание материальных условий поддержания стабильного денежного обращения, подкрепление денег материальными, товарными ресурсами, запасами, золотом и другими ценностями, создание надежной системы регулирования денежного обращения.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ — создание информационных условий функционирования системы, обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, организация банков данных. Создание информационного обеспечения — непременное условие построения и функционирования автоматизированных систем управления.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСКА — принятие мер, гарантирующих возможность удовлетворения иска, взыскания денег и материальных ценностей в пользу истца в случае благоприятного для него решения суда.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — меры имущественного и денежного характера, способствующие исполнению обязательств, включая выплату неустойки, штрафов, пени при неисполнении обязательств, внесение залога, задатка, выплату аванса, предоставление поручительств, гарантий.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРЕДИТА — совокупность условий, обязательств, дающих кредитору основание быть более уверенным в том, что долг будет ему возвращен. Например, в качестве обеспечения денежного кредита могут выступать товары, материальные ценности, наличие которых у должника гарантирует возможность возвращения им долга. Обеспечение может быть передано кредитору в виде залога.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ — совокупность технических средств, компьютерной техники, средств передачи информации, используемых в автоматизированных системах управления и в информационных системах.
ОБЕСЦЕНЕНИЕ ДЕНЕГ — снижение покупательной способности денег, то есть количества товаров, которое может быть приобретено на денежную единицу по сложившимся на рынке ценам (внутреннее обесценение) или снижение их валютного курса (внешнее обесценение). Обесценение возникает в связи с повышением цен на товары и иностранную валюту, является спутником инфляции. Обесценению подвергается как национальная валюта, так и иностранная, имеющая хождение в стране наряду с национальной. Темп обесценения денег отражает темп инфляции.
ОБЛАГАЕМЫЕ ДОХОДЫ — доходы юридических и физических лиц, с которых они обязаны согласно закону уплачивать налоги и сборы.
ОБЛАСТИ МАРКЕТИНГА, ЧАЩЕ ВСЕГО ФИГУРИРУЮЩИЕ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ — к ним относятся:
1. анализ рынка;
2. разработка новых товаров и услуг;
3. выбор названия торговой марки и дизайна упаковки;
4. определение наилучшей цены;
5. решения о рекламе.
ОБЛАСТЬ НАКОПЛЕНИЯ — область под горизонтальной кривой спроса на ценные бумаги на графике «величина спроса — цена». Наличие горизонтального участка на кривой спроса свидетельствует, что покупатели готовы увеличивать объем покупок при сложившейся на рынке цене.
ОБЛИГАЦИИ (от лат. obligatio — обязательство) — один из наиболее распространенных видов ценных бумаг на предъявителя. Облигация подтверждает, что ее владелец внес денежные средства на приобретение ценной бумаги и тем самым вправе предъявить ее затем к оплате как долговое обязательство, которое организация, выпустившая облигацию, обязана возместить по номинальной стоимости, указанной на облигации. Такое возмещение называют погашением облигации. Кроме выкупа в течение заранее обусловленного при выпуске облигации срока, эмитент облигации обязан выплачивать их обладателю фиксированный процент от номинальной стоимости облигации либо доход в виде выигрышей или оплаты купонов к облигации. Облигации вправе выпускать государство, местные органы (муниципалитеты), предприятия, компании, корпорации на самые разные сроки (от года до двадцати пяти лет). Облигации выпускаются с целью привлечения денежных средств, то есть представляют форму кредитования их эмитентов лицами, купившими О. О. могут продаваться и покупаться по свободному курсу на биржах.
ОБЛИГАЦИИ АКТИВНЫЕ — долговые ценные бумаги, часто поступаюшие в продажу и свободно обращающиеся на рынке ценных бумаг.
ОБЛИГАЦИИ БЕЗОПАСНЫЕ — облигации с высокой надежностью, стабильностью, регулярностью выплат процентов, твердыми сроками погашения.
ОБЛИГАЦИИ БЕСПРОЦЕНТНЫЕ — облигации, выпускаемые в виде займа под товары и услуги. Приобретающий такие облигации обладает правом на получение товаров и услуг вместо денежного дохода.
ОБЛИГАЦИИ ВОЗВРАЩАЕМЫЕ — облигации, которые их владелец может вернуть эмитенту до истечения срока погашения по нарицательной стоимости. Обычно такие облигации выпускаются с пониженной ставкой процента.
ОБЛИГАЦИИ ГАРАНТИРОВАННЫЕ — облигации, выпущенные дочерней компанией под гарантию материнской компании в отношении как основной суммы долга, так и процентов.
ОБЛИГАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — облигации, эмитентом которых является государство.
ОБЛИГАЦИИ ДОЛГОСРОЧНЫЕ — облигации со сроком погашения, превышающим несколько лет.
ОБЛИГАЦИИ ЖИЛИЩНЫЕ — целевые облигации, удостоверяющие внесение их владельцем средств на строительство жилой площади определенного размера.
ОБЛИГАЦИИ ИМЕННЫЕ — облигации владельцы которых регистрируются в особой книге. Обычно такие облигации бывают бескупонные.
ОБЛИГАЦИИ ИПОТЕЧНЫЕ — долгосрочные облигации с твердым процентом, выпускаемые под обеспечение недвижимым имуществом.
ОБЛИГАЦИИ КОНВЕРТИРУЕМЫЕ — облигации, которые могут быть обменены на другие ценные бумаги выпустившей их компании, прежде всего на акции.
ОБЛИГАЦИИ МЛАДШИЕ — облигации с относительно невысоким рейтингом, имеющие меньше прав на активы, которыми они обеспечены, в сравнении с другими облигациями.
ОБЛИГАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ — облигации, выпускаемые городскими, местными властями в виде займа под муниципальную собственность.
ОБЛИГАЦИИ МУСОРНЫЕ — облигации с плохой финансовой репутацией, выпускаемые обычно с высокой процентной ставкой для привлечения покупателей.
ОБЛИГАЦИИ ОБРАТИМЫЕ — облигации, которые могут быть обменены на другие ценные бумаги выпустившей их компании, прежде всего на акции.
ОБЛИГАЦИИ ПРОЦЕНТНЫЕ — облигации, доход по которым выплачивается в виде фиксированного процента, обычно по каждой облигации на основе отрезного купона.
ОБЛИГАЦИИ С ПРАВОМ ДОСРОЧНОГО ВЫКУПА — облигации, которые могут быть выкуплены эмитентом до наступления срока погашения по заранее оговоренной цене.
ОБЛИГАЦИИ СЕРИЙНЫЕ — облигации, срок погашения которых наступает периодически, через определенные промежутки времени, или которые гасятся сериями выпуска.
ОБЛИГАЦИИ ЦЕЛЕВЫЕ — облигации, выпускаемые в виде займа под товары и услуги. Приобретающий такие облигации обладает правом на получение товаров и услуг вместо денежного дохода.
ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЕМ — заем, осуществляемый путем выпуска заемщиком облигаций.
ОБЛИГАЦИЯ ВЕЧНАЯ — облигация без даты погашения.
ОБЛИГАЦИЯ ДИСКОНТНАЯ — облигация, которая продается на вторичном рынке по цене ниже номинала.
ОБЛИГАЦИЯ ДОХОДНАЯ — облигация компании, по которой процент выплачивается только в случае получения компанией дохода.
ОБЛИГАЦИЯ КУПОННАЯ (НА ПРЕДЪЯВИТЕЛЯ) — облигация, содержащая отрезные купоны, по которым после определенного срока выплачивается процентный доход.
ОБЛИГАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕННАЯ — облигация, которая обеспечена недвижимостью выпустившей ее компании.
ОБЛИГАЦИЯ ОБЫЧНАЯ — облигация, не конвертируемая в акции, но обладающая возможностью досрочного погашения посредством выкупа эмитентом.
ОБЛИГАЦИЯ ПРЕДЪЯВИТЕЛЬСКАЯ — безымянная облигация на предъявителя.
ОБЛИГО — сумма задолженности по векселям.
ОБЛОЖЕНИЕ — обязанность облагаемого лица внести определенные денежные суммы, платежи, устанавливаемые государственными органами. Под обложением чаще всего понимают налоговое обложение.
ОБМЕН — широко распространенная экономическая операция, одна из стадий воспроизводственного цикла, состоящая в том, что одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь.
ОБМЕН БЕЗВАЛЮТНЫЙ — международный обмен товарами и услугами без расходования иностранной валюты.
ОБМЕННЫЙ КУРС — цена денежной единицы страны, выраженная в иностранной валюте. Различают гибкий (плавающий) обменный курс, устанавливающийся в результате рыночных колебаний, в условиях свободного рынка купли-продажи валюты; номинальный — курс, рассчитываемый как соотношение стоимости двух валют; фиксированный обменный курс в виде твердо установленного государством обменного соотношения; реальный обменный курс, отражающий товарное соотношение валют, то есть соотношение цен на одни и те же товары, выраженные в разных валютах.
ОБМЕННЫЙ КУРС ГИБКИЙ — обменный курс, устанавливающийся в результате рыночных колебаний, в условиях свободного рынка купли-продажи валюты.
ОБМЕННЫЙ КУРС НОМИНАЛЬНЫЙ — курс, рассчитываемый как соотношение стоимости двух валют.
ОБМЕННЫЙ КУРС ПЛАВАЮЩИЙ — обменный курс, устанавливающийся в результате рыночных колебаний, в условиях свободного рынка купли-продажи валюты.
ОБМЕННЫЙ КУРС РЕАЛЬНЫЙ — обменный курс, отражающий товарное соотношение валют, то есть соотношение цен на одни и те же товары, выраженные в разных валютах.
ОБМЕННЫЙ КУРС ФИКСИРОВАННЫЙ — обменный курс в виде твердо установленного государством обменного соотношения.
ОБОБЩЕСТВЛЕНИЕ — коллективное присвоение, передача объектов частной собственности, прежде всего средств производства, в распоряжение трудовых коллективов или государственных органов. В результате обобществления частная собственность приобретает кооперативную или государственную форму. Обобществление проводилось в Советском Союзе и частично в странах Восточной Европы.
ОБОГАЩЕНИЕ ТРУДА — процесс структурирования трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ (ТОВАРОВ, ДЕНЕГ) — процесс постоянного движения товаров и денег в сфере их обращения, при котором они переходят от одного лица к другому, обмениваются, обновляются.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ВКЛАДОВ — показатель, характеризующий подвижность средств, находящихся во вкладах в сберегательных банках.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ КРЕДИТА — банковский термин, показатель, характеризующий эффективность использования заемных средств. По своей сути есть скорость оборота кредита, определяемая числом дней, за которое кредитные средства банка осуществляют полный оборот. Исчисляется как отношение средних за анализируемый период ссуд в оборотные средства к однодневному кредитовому обороту по ссудным счетам банка.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ — показатель, характеризующий скорость движения оборотных средств предприятия, компании, равный времени, в течение которого эти оборотные средства осуществляют полный оборот. Измеряется также числом оборотов, осуществляемых оборотными средствами в течение одного года или за другой расчетный период.
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ — 1) процесс постоянного обновления и замены товаров, движения товаров в сфере обращения, образования и реализации товарных запасов;
2) показатель, характеризующий скорость оборота товаров, их движение в сфере обращения, от производителя к потребителю через торговлю.
ОБОРОТ — 1) замкнутый цикл в циклическом, повторяющемся процессе; 2) движение товаров, денежных средств в ходе воспроизводственного процесса. Оборот валовой — суммарный объем производства продукции, работ, услуг в денежном выражении, произведенных предприятием за один год.
ОБОРОТ АКТИВОВ — отношение чистой выручки с продаж к средней величине совокупных активов компании, один из показателей эффективности использования активов.
ОБОРОТ БЕЗНАЛИЧНЫЙ — платежи, осуществляемые путем перечислений по счетам в кредитных учреждениях и зачета встречных требований между предприятиями, а также между предприятиями и населением.
ОБОРОТ ВНЕШНЕТОРГОБЫЙ — объем внешнеторговой деятельности страны, группы стран, равный суммарному объему экспорта и импорта за год или иной фиксированный период времени.
ОБОРОТ КАПИТАЛА — циклическое движение, кругооборот капитала, скорость которого измеряется временем прохождения одного полного цикла.
ОБОРОТ ОБЛАГАЕМЫЙ — оборот, объем реализации товаров, с которого взимается налог с оборота.
ОБОРОТ ПЛАТЕЖНЫЙ — часть денежного оборота предприятий, компаний, отражающая движение денег как средства платежа, погашения обязательств. Основную часть платежного оборота составляют платежи поставщикам материалов, плата за работы и услуги.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ — оборотные средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.
ОБОРОТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ — группа денежных документов, передача прав по которым другому лицу производится либо простым вручением, либо вручением, дополненным индоссаментом (передаточной надписью на документе), без оформления договора об уступке требования по обязательству тому лицу, которому передается документ. К оборотным документам относят векселя, чеки, депозитные сертификаты, предъявительские акции и облигации, казначейские векселя.
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА — часть средств производства, целиком потребляемая в течение производственного цикла, включают обычно материалы, сырье, топливо, энергию, полуфабрикаты, запчасти, незавершенное производство, расходы будущих периодов, исчисляемые в денежном выражении. Стоимость оборотных производственных средств определяется суммированием стоимостей их отдельных видов.
ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ — наиболее подвижная часть капитала предприятия, которая в отличие от основного капитала является более текучей и легко трансформируемой в денежные средства. К оборотному капиталу принято относить денежную наличность, легкореализуемых ценные бумаги, материально-производственные запасы, нереализованную готовую продукцию, краткосрочную задолженность других предприятий данному предприятию. Оборотный капитал иногда именуют оборотным фондом предприятия. С точки зрения бухгалтерского баланса оборотный капитал представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами.
ОБОРОТЫ ПО ВКЛАДАМ — общая сумма денег, поселившая на счета по вкладам (обороты по приходу) и востребованная вкладчиками (обороты по расходу) в наличной и безналичной формах за определенный период.
ОБОРОТЫ ПО СЧЕТАМ — итоги записей по дебету (дебетовые обороты) и кредиту (кредитовые обороты) счетов бухгалтерского учета.
ОБОРУДОВАНИЕ — производственное, технологическое — машины, станки, агрегаты, используемые в производстве.
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ — процесс расположения ее в определенном порядке, придание ей неких завершенных форм, что наполняет информацию новым смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.
ОБРАЗ ЖИЗНИ — обобщающее понятие, характеризующее социальную и экономическую сторону жизни людей, прежде всего с точки зрения объемов и структуры потребления благ и услуг, но с учетом духовной составляющей, приобщения к культурным ценностям.
ОБРАЗ ТОВАРА — сложившееся у потребителя, покупателя конкретное представление о реально существующем или будущем товаре.
ОБРАЗЕЦ — единичный показательный экземпляр товара, используемый для рекламы, на выставках, с целью ознакомления, показа покупателям.
ОБРАЗЕЦ ПРОМЫШЛЕННЫЙ — 1) описание внешнего вида нового изделия, его формы, рисунка; 2) опытный образец нового изделия, создание которого свидетельствует о возможности его промышленного производства.
ОБРАЗОВАНИЕ — отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющая организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских кадров.
ОБРАЗОВАНИЕ КОАЛИЦИЙ (ЛОГРОЛЛИНГ) — встречи, в ходе которых стороны решают, как голосовать: сразу по всему пакету спорных вопросов или по каждому из них в отдельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВАУЧЕРЫ — денежные сертификаты, выдаваемые государством родителям учеников для использования их в качестве платы за обучение.
ОБРАТИМОСТЬ ВАЛЮТЫ — свободный обмен денежных единиц страны на валюту других стран и на международно признанные платежные средства.
ОБРАТНАЯ БОНИФИКАЦИЯ — скидка с цены продаваемого, поставляемого товара, количество которого ниже требований стандарта, или обусловленного договором.
ОБРАТНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — отказ в работе или продвижении в должности белому мужчине в связи с предоставлением этого места менее квалифицированным, но дешевле оплачиваемым представителям национальных меньшинств, либо женщинам.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — управленческий, кибернетический термин, означающий информацию о состоянии объекта управления и о его реакции на управляющее воздействие, получаемые субъектом управления.
ОБРАТНОЕ ТРЕБОВАНИЕ — требование лица, возместившего убыток другому лицу к третьему лицу, по вине которого возник убыток. Например, продавец товара, вынужденный возместить покупателю производственный дефект, обнаруженный в покупке, вправе выставить обратное требование к производителю товара.
ОБРАТНЫЙ МАРКЕТИНГ (Reverse marketing) — концепция маркетинга, которая заключается в том, чтобы побудить клиентов самим искать компанию-продавца и хотеть купить у неё вместо того, чтобы компании «гоняться» за клиентами, настырно предлагая свои товары и услуги.
ОБРАЩАЕМОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ — возможность, способность передавать ценные бумаги из рук в руки благодаря тому, что вместе с передачей ценной бумаги переходит и право собственности на нее, смена владельца.
ОБРАЩАЮЩИЙСЯ КАПИТАЛ КОРПОРАЦИИ — капитал корпорации в виде обращающихся акций — выпущенных акций, остающихся в руках их держателей, не выкупленных обратно корпорацией.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Терминологический словарь-справочник: экономика, маркетинг, менеджмент. Н – Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других