Записка из зала

Терентiй Травнiкъ

В книге собраны различные вопросы к Терентию Травнику, задаваемые ему не только при публичных выступлениях и беседах по радио, но и на авторских вечерах и лекциях. Читатель познакомится с ответами писателя на темы семейного и патриотического воспитания, общественного устройства, отношения между молодостью и старостью, а также автор подробно рассуждает и даёт ответы на вопросы по духовному и физическому здоровью. Всё это и многое другое читатель найдет на её страницах.

Оглавление

Встреча вторая

ВОПРОС: Терентий, в одной из ваших статей вы кратко коснулись темы неразделенной любви. Хотелось бы услышать более подробные ваши рассуждения на эту тему.

Терентий: Неразделенная любовь явление очень непростое, но довольно распространенное. Такое состояние вызывает в душе страдания, человек мучается, а порой пускается, что называется, во все тяжкие, пытаясь заполучить то должное тепло и внимание, коим, как ему кажется, он тоже должен обладать. Неразделенные чувства, но не любовь, так мне хотелось бы назвать эту проблему, имеют свойство пробуждать душу, пробуждать к духовной жизни. Это очень непростое испытание, испытание на правильный выбор. Либо душа проснется и сделает шаг к Богу, и тогда эти чувства перерастут в жертвенность, либо душа продолжит свой сон, и тогда всё это обернется страстями. В первом случае прогноз благоприятный: человек смиряется с ситуацией, желает тому, к кому обращено его сердце, всего самого наилучшего и, таким образом, постепенно обретает мир в душе. Проходит время, и Господь обязательно посылает такому человеку утешение, может, и в виде возникновения взаимных чувств. Если берет верх «эго», то последствия могут иметь неблагоприятный сценарий, который окончательно запутает человека и бросит его в мир собственного одиночества, направит путями обиды, зависти и злобы.

По моему разумению, неразделенной любви не бывает. Бывают неразделенные чувства, направленные к одному человеку, они нередко перерастают в любовь, но обычно уже к другому человеку, и, как правило, в любовь взаимную. Но это, опять же, происходит при правильном понимании того, что произошло. Как ни говорите, но такие чувства — это шанс духовно вырасти. Неразделенность попускается Богом именно с этой целью: чтобы человек возрос к подлинной любви. По моим наблюдениям, неразделенное чувство приходит, как правило, к людям властным, гордым, подозрительным и завистливым. И все это только для смирения.

ВОПРОС: Как вы считаете, Терентий, правильно ли называть детство беззаботным? Это определение прочно приклеилось к слову «детство», но мне видится неверным и даже опасным: оно, на мой взгляд, может способствовать легкому отношению к внутреннему миру ребенка и его проблемам. И помнится, что в детстве я была уверена, что взрослым живется и легче, и проще, чем нам, детям.

Терентий: Да, всё верно, Лена, и подобное утверждение требует доосмысления. Детство как беззаботное описано взрослыми, и оно, в основном, таковым и является, но только с их, взрослых, точки зрения. Мир детства полон забот, и для своего уровня, я бы сказал, весьма и весьма серьезных. Более того, он, этот мир, в какой-то степени даже более опасен, чем мир взрослых. Но здесь я позволю себе уточнить. По моим наблюдениям и расчетам, детство имеет определенные временные рамки, в которых оно действительно чаще всего радостное, полное сил и беззаботности, и нарушить этот баланс в ребенке могут только сами взрослые. Это время начальной школы и еще пары лет после нее. Всего пять лет — с семи до двенадцати годков. Это время, когда Господь не просто посещает детскую душу, но пребывает в ней постоянно и вдохновляет её. Дети, в большинстве своем, в это время суть ангелы. С отрочества же начинается драма, она-то, как правило, и запоминается нами, как не лучшее для нас время жизни.

Что касается правильного отношения к внутреннему миру ребенка, то оно зиждется на решении собственных проблем и на создании вокруг ребенка благополучной, доброй среды, полной любви. Надо следить только за своей, а не за его жизнью, и больше ничего и не нужно в этот период. В подростковом периоде все решается по необходимости, но воспитывать уже поздно. Все воспитание должно уложиться в эти самые пять лет жизни ребенка — с пяти до двенадцати лет, а если учесть, что в это время год идет за три, то это не так уж и мало.

ВОПРОС: Однажды я пожаловалась приятельнице: время мое летит: недели, едва начавшись, заканчиваются. Ответила она неожиданно: «Да ты счастливый человек. Гораздо хуже, когда время тянется, когда не знаешь, куда себя деть». Выходит, если человек одинок и несчастен — время его не очень-то и лечит?

Терентий: Время лечит всегда. Это самое безупречное лекарство. Здесь, опять же, как говорится, только дело времени. Что касается того, бежит ли оно или же тянется, то этими вопросами в пространстве нашего внутреннего мира занимается отдел, который отвечает за осознанность. При высоком уровне осознанности время не бежит и не медлит, оно, как я часто говорю, «успевается», т.е. идет секунда в секунду, и вы все, что нужно и полезно вам, успеваете делать. При этом у вас нет спешки, суеты, ваше сознание находится в единении с вашей душой, и они, в свою очередь, согласуются с волей Божией. Подобное триединство сознания, души и воли Господней и есть осознанность или, как ещё говорят духовная жизнь. Человек, живущий духовной жизнью, ориентирован прежде всего на осознанность и собственную внимательность. Иногда это называется еще и чуткостью, отзывчивостью, ответственностью. Человек делает все вовремя и не опаздывает. Кстати, опоздание совсем не безобидное явление, а показатель неразвитости души, причем основательной. Когда же человек скучает, томится, то время, действительно, тянется. Причина тому одна — он не нашел себя в жизни. Конечно же, сознание такого человека спит, просто спит. У торопыг же и несобранных оно не спит, но ещё не оформлено: дух Божий пока не исполнил в таковых своего предназначения. Надо проявить усидчивость и собранность в работе над своею душой.

ВОПРОС: Почему-то люди очень часто стали употреблять слово «предательство». И чуть ли не в каждом интервью знаменитости говорят о том, что не могут его простить. Похоже, предательством в наше время стали считать более простые вещи, чем вероломство или измена… Кто-то не помог, как ожидалось, другой забыл про обещания: все, предатели! По-моему, это печально. А вы как думаете, Терентий?

Терентий: По-настоящему предательство крайне редкое явление в жизни, можно сказать, почти разовое, и, слава Богу, что это так. То, что вы привели в пример, это, конечно же, не предательство, а неосознанность. Здесь, действительно, не ведают, что творят, а точнее, что говорят. Предательство же — это всегда выбор, причем осознанный, да при этом еще и в сторону зла и разрушения. В этом-то и вся трагедия предающего — в его выборе. У предательства только одно лечение — раскаяние с последующим стяжанием покаяния. По сути, предательство есть недержание слова, данного сердцем, то есть данного при свидетельстве Божием. Это некое нарушение клятвы. Понимая серьезность этого, Христос и призывает не клясться вовсе, а пользоваться свидетелями. Всё дело в том, что клятва это особое закрепление данного слова в нашем сердце, нарушение которого приводит к изменению духовной структуры с тенденцией к разрушению. На этом и основано предательство — на погублении собственной души. Спасать её придется доверить только любви. Считать же предательством всякое иное поведение, подобное тому, что упомянуто в вашем вопросе, не считаю верным. Здесь вы правы, Лена, и во многом причина этого в неправильном понимании значения того или иного слова. Те, кто распинал Христа, не предали Его, но творили это по неведению, и Христос просил Отца своего простить их. Предал Иуда и, как ни странно, Петр. И здесь мы видим два пути выхода из этой беды. Первый удавился, а второй не просто раскаялся, но принял в дальнейшем на себя все тяготы служения апостольского, пострадал и был распят.

ВОПРОС: Хочу вам задать вопрос, Терентий, ответ на который, пожалуй, есть у каждого человека. Очень легко объяснить ленью привычку откладывать дела, даже те, что не являются тягостными, на потом и постоянно жить в режиме «с понедельника возьмусь». Но что-то мне подсказывает: вы, Терентий, знаете неведомые многим людям причины и нюансы такого поведения.

Терентий: Спасибо, Лена, за такое благосклонное отношение к моему опыту и знаниям. Что же касается лени, то здесь все далеко не так просто. Лень хитра, коварна и совсем не проста. Будучи мощным орудием врага рода человеческого, она ищет возможности и проявить себя, и укорениться. Для этого, конечно же, нужны условия. Лень борет и трудников, и энтузиастов. Простое же неделание или же откладывание дел на потом нельзя объяснять ленью вообще. Здесь все гораздо серьезнее, и даже лень этому не оправдание. Дела откладываются там, где они либо вообще не ваши, что называется, не лежит к ним душа, либо вы ещё не готовы к их выполнению, просто не развились в этом направлении. Лень же есть духовный недуг. При ней происходит борение внутреннее, когда душу вашу склоняют к неделанию того, к чему вы призваны. Лень пользуется и вашим томлением, и праздностью ума, и сомнениями, и страхом, и физическим недомоганием. Её задача одна

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я