Рассматриваются общие вопросы педагогики и системы образования, а также проблемы высшего профессионального образования и пр. Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов педагогических специальностей, а также для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Кейс-метод в преподавании математических дисциплин
В. А. Бондаренко, Е. В. Родина
Ставропольский государственный аграрный университет
В статье раскрывается сущность кейс-метода, описываются методы кейс-анализа и их роль, предложено практическое занятие по теме «Экстремумы функции» с использованием кейс-метода.
Ключевые слова: кейс-метод; методы; нахождение экстремальных значений функции; математические дисциплины.
CASE-METHOD IN TEACHING MATHEMATICS
V. Bondarenko, E. Rodina
The article reveals the essence of the case-method, describes the methods of case analysis and their role, suggested practical session on «Extremes function» using case-method.
Key words: case method; methods; finding the extreme values of a function; mathematical discipline.
В последнее время на практических занятиях по математике всё чаще стали использовать метод обучения с помощью анализа ситуаций. Этот метод получил название кейс-анализ (или ситуативная методика). На практических занятиях по математике студентам предлагается проблемная ситуация, ставится практическая проблема, с которой студенты должны справиться при помощи преподавателя. Для этого они применяют ранее освоенные знания и имеющийся опыт. Поскольку поставленная перед студентами проблема не имеет единственно правильного решения, то с помощью метода кейс-анализа развиваются навыки аналитического мышления, творческого подхода к проблеме, аргументировано высказываются свои идеи и мысли, а также применяется на практике ранее освоенный студентами материал.
По своей сути метод кейс-анализа предполагает создание по определенным закономерностям модель реально существующей ситуации. Сама ситуация описывается перед студентами в тексте-кейсе, после чего студенты приступают к осмыслению ситуации, основываясь как на ранее полученных знаний и умений, так и привлекая различные источники информации. Далее на практическом занятии преподаватель предлагает системное описание поставленной проблемы, свою трактовку приведенных в нем фактов, оценок, законов и так далее, проводит обсуждение этой ситуации с участием студентов с отделением существенного от несущественного. В ходе этого обсуждения преподаватель становится дирижером дискуссии, отслеживает правильное направление творческих мыслей, высказанных студентами, и развивает процесс разрешения поставленной проблемы. Это позволяет проанализировать поставленную в кейсе проблему и найти выход из ситуации [2].
В процессе дискуссии, споров и высказыванию своих мыслей на практических занятиях по математике у студентов формируются нормы и правила общения. В связи с этим огромное значение в этом направлении возложена на преподавателя: создание условия сотрудничества и конкуренции одновременно, активизация творческого потенциала у студентов, строгий контроль обстановки на занятии. При этом преподаватель не должен допускать конфликты среди эмоциональных студентов в ходе практического занятия.
Оригинальность кейс-метода заключается в том, что он задействует сразу несколько методов, позволяя при этом студентам освоить и закрепить формы познания и анализа действительности в комплексе с использованием моделирования, проблемного метода, мысленного эксперимента, системного анализа, методов описания, квалификации и игровых методов [1].
Возникает необходимость уточнения роли методов в кейс-анализе (рисунок 1):
Рисунок 1 — Методы кейс-анализа и их роли
Дискуссия как обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения является составной частью кейс-анализа.
При изучении, например, темы «Экстремумы функции», можно разбить студентов на 2 группы. Вид кейса — обучающий. Тип кейса — эвристический.
Работа с «кейсом»: необходимо на предпоследнем практическом занятии озвучить тему следующего занятия, предложить вспомнить к следующему занятию «полное исследование функции на основе материалов «Алгебры и начала анализа» (11 класс). Для решения проблемы необходимо сравнить два подхода к нахождению максимального и минимального значения функции: один метод — из учебника Бугрова-Никольского, второй — способ, данный в лекции. Студенты должны познакомиться с предложенным кейсом, найти дополнительные источники информации по заданной теме. В течение недели каждая группа консультируются с преподавателем по различным подходам к нахождению экстремальных значений функции, чтобы избежать их повтора на практическом занятии. Перед преподавателем математики стоит задача рассказать о различных подходах в исследовании функции на экстремумы.
Организационный момент составляет 4 минуты.
На первом этапе преподаватель организует работу в двух группах. Каждая из групп, выступая в роли «новаторов», по очереди приводит один аргумент против другого, сопровождая его примером.
Другая группа в это время выделяет непродуманность или слабость аргумента или примера, приведенных «новаторами», то есть выступает в роли «пессимистов». Далее эта же группа выделяет положительные моменты, сильные аргументы, приведенных «новаторами», то есть выступает в роли «оптимистов». Также студентам второй группы необходимо оценить работу «новаторов» по 10-ти бальной шкале, обосновываясь на своем мнении, то есть предлагается высказаться студентам как экспертам.
Все выступления должны быть аргументированы.
На первый этап отводится:
7 минуты — выступление «новаторов»;
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других