Особенности нравственной социализации молодежи в современной России. Монография

Татьяна Юрьевна Кирилина

В монографии анализируются проблемы нравственной социализации молодежи в современной России. Рассмотрены барьеры, агенты и механизмы процесса нравственной социализации молодежи. Особое внимание уделяется анализу общественной морали в условиях трансформации российского общества. Приводится авторская типология личности на основе уровня нравственного развития. Книга адресована социологам, педагогам, психологам, всем, кто интересуется проблемами нравственного развития молодежи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности нравственной социализации молодежи в современной России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Нравственная социализация личности: понятие и сущность

Сложности в экономической и политической сферах современной России влекут за собой нравственные проблемы общества: переоцениваются и забываются традиционные этические принципы и духовные ценности. В целом, как подчеркивал В. М. Соколов, нравственное сознание и поведение россиян характеризуются неустойчивостью и противоречивостью. В них переплетаются как позитивные перемены в сторону свободы и развития социальной инициативы, так и апатия, пассивность, неудовлетворенность своими силами. Эти процессы характерны для всех социальных групп и слоев общества2. Безусловно, большое влияние на формирование нравственного сознания и поведения граждан России оказала глобализация. Она проявляется в массовом распространении и универсализации социокультурых образцов, основу которых составляют ценности самоактуализации, самореализации, свободы, комфорта. Часто глобализация небезосновательно трактуется как экспансия западной (преимущественно американской) системы ценностей. Подобные изменения стали символом эпохи постмодернизма, затронувшего и российское общество3. Заботясь о самосохранении и стремясь обеспечить бесконфликтность своей жизнедеятельности, общество старается транслировать духовно-нравственные ценности молодому поколению, однако духовно-нравственный кризис препятствует этому. Он проявляется тогда, когда ценностные установки принимают все более деструктивный характер. Вследствие их превалирования уязвимыми становятся такие сферы, как духовность, культура, нравственность, патриотизм. Еще одним не менее важным обстоятельством является рост потребительского отношения человека, следствием чего становится формирование общества потребления, в котором многие нравственные устои подвергаются забвению.

Отмеченные выше проблемы касаются и молодежи. По единодушному мнению правоведов, педагогов, психологов и социологов эскалация девиантного поведения — типичная характеристика инволюции российского общества, угрожающая ее национальной безопасности, особенно в отношении нравственного развития подрастающего поколения.

В документах стратегического планирования и нормативных правовых актах, определяющих основы системы обеспечения национальной безопасности России, отмечается, что в нашей стране в настоящее время возрождаются традиционные российские духовно-нравственные ценности, а к угрозам национальной безопасности отнесено их разрушение, что закономерно нашло свое отражение в тезисе о том, что долгосрочным национальным интересом нашей страны является сохранение и развитие традиционных ценностей4. Важность реализации этого национального интереса определяет актуальность научных социологических исследований процесса нравственной социализации молодежи с целью раскрытия условий и механизмов поддержки позитивных и предупреждения негативных ценностно-мотивационных основ социальной активности российских граждан, понимания сущности духовно-нравственных традиций разных поколений как интегрирующего феномена народа, российского социума во всех его проявлениях.

Термин «социализация» широко применяется в педагогике, психологии и социологи, хотя и не имеет однозначной трактовки среди ученых5. Педагоги и психологи рассматривают социализацию как «…сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта, психологических механизмов и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»6. В понимании социологов социализация — это «…процесс освоения личностью стандартов нормативного поведения, ее приобщение к универсальному социокультурному опыту, развитие мотивационных структур как внутренних гарантов, обеспечивающих соблюдение личностью социокультурных предписаний»7.

Применительно к молодежи В. Т. Лисовский определял социализацию как «…процесс целостного формирования, воспитания и становления молодежи как особой социальной группы на основе того круга специфических общественных отношений, в которые она включается при помощи всех видов своей общественно значимой жизнедеятельности»8. В свою очередь, В. И. Чупров и Ю. А. Зубок трактуют социализацию как «…процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, ценностей, норм и образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества»9. В данной работе за исходную принимается точка зрения, согласно которой социализация является «…процессом и результатом усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»10.

Существует критическое отношение к понятию «социализация». Например, в отечественной психологии употребляются еще два термина, которые часто используются как синонимы слова «социализация».

Например, в отечественной психологии как синонимы часто употребляются еще два термина: «воспитание» и «развитие личности». Проблема видится в том, что в процессе социализации индивид не только пассивно усваивает социальный опыт, но и интериоризирует его в личные установки, ценности и ориентации. Это предполагает активность личности в процессе деятельного воспроизводства человеком всей системы социальных связей в результате включенности в социальную среду. Социальное развитие — это процесс, одновременно направленный не только на формирование социально одобряемых качеств личности, но и на освоение ею определенных социальных моделей поведения, необходимых для полноценного участия во всех сферах общества. Анализ взаимодействия индивида и общества предполагает понимание того, что субъектом развития является не только человек, но и общество, что позволяет объяснить существование преемственности в этом развитии. В случае такой интерпретации понятия «социализация» человек одновременно выступает объектом и субъектом общественных отношений.

Социализация представляет собой двусторонний процесс, предполагающий, что, с одной стороны, среда воздействует на человека, а с другой — человек с помощью своей деятельности, путем построения ее определенной стратегии оказывает воздействие на среду. Социализация молодежи способствует омоложению общества, противостоит его инерции и застою. Болгарский ученый П. Митев назвал процесс обновления общества в результате социализации молодежи ювенализацией. Ювенализация, по сути, является особым видом творчества, вызванного влиянием молодежи на социально-политическую и ценностную системы общества11.

В рамках процесса общей социализации происходит и политическая, и экономическая, и правовая, и профессиональная социализация индивидов. Каждый вид социализации имеет разный вес в процессе вхождения человека во все сферы общества: экономическую, политическую, духовную, социальную. Это включение происходит разновременно, имеет разные доминанты, передает различные знания. Так как каждая из сфер социализации является соподчиненной нравственным нормам, а все социальные действия должны оцениваться с позиций добра и зла, можно выделить нравственную социализацию, которая во многом определяет содержание и политической, и экономической, и правовой, и профессиональной социализации индивидов. Нравственная социализация — это составная часть непрерывного процесса вхождения индивида в общество посредством общественных отношений. Т. Ю. Кирилина определяет нравственную социализацию как «…процесс, в ходе которого происходит усвоение индивидом нравственных норм и принципов, интериоризация нравственных категорий и ценностей общества»12. Нравственная социализация включает в себя большое число компонентов, ведущим из которых выступает осознание необходимости нравственного совершенствования, приобретения и развития навыков уважительного отношения к людям13.

В процессе нравственной социализации ученые выделяют несколько стадий, уровней и фаз. Согласно исследованиям швейцарского психолога и философа Жана Пиаже, процесс освоения ребенком нравственных и норм проходит две стадии: нравственного реализма и нравственного релятивизма14

В возрасте до пяти лет ребенок еще не имеет четких этических суждений и действует в основном спонтанно. В 5—7 летнем возрасте дети находятся на стадии нравственного реализма и полагают, что нужно следовать всем установленным правилам, так как они неоспоримы, абсолютны и нерушимы. Ребенок в этой стадии судит о моральности любого поступка, оценивая только его последствия, и еще не способен учитывать намерения человека.

Примерно в 8-летнем возрасте дети оказываются на стадии нравственного релятивизма. Они начинают понимать, что нормы, правила поведения и законы формируются людьми на базе взаимного соглашения и что в случае необходимости их можно менять. Дети начинают осознавать, что нет ничего абсолютно правильного или неправильного, и что моральность поступка связана в первую очередь не с его последствием, а с намерением личности, ее совершающей15.

Идеями Ж. Пиаже вдохновился американский психолог Лоренс Колберг, который выделил три уровня нравственного развития личности: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых состоит из двух стадий:

1. Преднравственный уровень (4—10 лет). Ребенок, находясь на этом уровне, оценивает поступки с помощью внешних обстоятельств, без учета мнения других людей. На первой стадии мнение ребенка формируется на основании того, к чему может привести данный поступок: вознаграждению или наказанию. На второй стадии мнение о поступке формируется в зависимости от пользы, которую можно получить благодаря ему.

2. Конвенциональный уровень (10—13 лет). На этом уровне нравственного развития человек поступает в соответствии с условной ролью, опираясь на принципы других людей. На третьей стадии мнение зависит от того, получит ли данный поступок одобрение со стороны окружающих или нет. На четвертой стадии мнение формируется в соответствии с существующим порядком, сформированным уважением к власти и исходящими от нее законами.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет). Настоящая нравственность, в представлении Л. Кольберга, возникает лишь на этом уровне нравственного развития. Только достигнув постконвенционального уровня, человек приобретает способность оценивать поведение, опираясь на свои собственные критерии, что означает высокий уровень умственной деятельности.

На пятой стадии оценка действия базируется на уважении к демократически принятому решению или в целом на уважении прав каждой отдельной личности.

На шестой стадии действие оценивается как правильное, если оно продиктовано совестью, независимо от соответствия закону или мнению других людей.

Наряду с этим Л. Колберг заявлял, что многие люди так никогда и не достигают пятой стадии нравственного развития, а до шестой стадии доходят меньше 10% людей в возрасте старше 15 лет16.

Таким образом, нравственная социализация осуществляется через:

— освоение индивидом нравственных норм и ценностей конкретного общества;

— усвоение человеком нравственных моделей поведения;

— поэтапное формирование индивидуального нравственного сознания.

Актуальным является вопрос о фазах нравственной социализации личности. Каждый этап нравственной социализации личности может состоять из нескольких фаз. Обладая конкретным, предметным характером, фазы могут по-разному проявляться на каждом этапе нравственной социализации. Традиционно к таким фазам относят фазу адаптации и фазу интериоризации (интернализации).

Если в биологии процесс адаптации характеризуется как приспособление живого организма к условиям окружающей среды, то в социологии — это процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Он проявляется в принятии личностью ценностей и норм какой-либо социальной среды, например, социальной организации или института.

Важнейшей функцией адаптации является освоение сравнительно постоянных условий среды, решение типичных проблем с использованием распространенных способов социального действия. Адаптация является еще недостаточно глубокой, по преимуществу внешней фазой нравственной социализации, принимая как активную, так и пассивную форму. Пассивная форма адаптации выражается в «безмолвном» усвоении нравственных ценностей и норм и абсолютном подчинении им. Активная форма адаптации проявляется в желании личности не только осознать и принять нравственные ценности и нормы социальной среды, распространенные моральные практики и характерные нравственные взаимодействия, но и проявить к ним свое личное отношение, зачастую выражающееся в недовольстве такого рода практиками и взаимодействиями, а также в готовности изменить их.

Второй фазой нравственной социализации личности выступает интернализация (интериоризация). Она обозначает глубинное, сущностное включение человека в процесс усвоения нравственных норм и ценностей, моделей поведения, принятых в данном обществе, и внутреннюю «принадлежность» личности. Интериоризация — это процесс перевода внешних нравственных требований во внутренние моральные установки индивида. Как фаза нравственной социализации она всегда происходит на базе адаптации и оказывается более длительной по времени и более фундаментальной. Все это приводит к полному включению личности в какую-либо социальную структуру и существенным результатом становится деятельное взаимодействие индивида с членами определенной социальной среды на основе принятых в данном обществе нравственных ценностей и норм.

В процессе нравственной социализации молодежи большую роль играют такие факторы, как:

— целенаправленное влияние общества на человека, т.е. процесс воспитания в самом широком смысле слова;

— социальная среда, в которой постоянно воспитывается и действует человек и этические нормы, доминирующие в ней;

— нравственная активность личности, ее автономность в выборе, усвоении и осмыслении этических знаний;

— способность личности критически сравнивать различные точки зрения, оценивать их сквозь призму добра и зла;

— активное участие в практической, преобразовательной деятельности.

Основная функция нравственной социализации состоит в том, чтобы обеспечить непрерывность трансляции духовно-нравственных норм и ценностей на основе преемственности поколений17. Благодаря процессу нравственной социализации обеспечивается воспроизводство духовной сферы общества системы общества, усвоение нравственных норм, ценностей, моделей поведения, происходит воспроизводство традиционных ценностей.

Нравственная социализация может проходить двумя путями. Первый способ — это трансляция от предшествующих поколений новым поколениям духовно-нравственного опыта, воплощенного в нравственных нормах, принципах и моделях поведения. Такого рода передача осуществляется в результате семейного воспитания, учебы в школе, с помощью СМИ. Второй — это усвоение индивидом новых, ранее незнакомых ему нравственных знаний, приобретение нового нравственного опыта. В обычной жизни оба эти направления переплетаются. Нравственная социализация может быть прямой — беседы с родителями, уроки в школе, изучение нравственных основ по школьной или вузовской программе, и косвенной — например, машинальное копирование детьми нравственного поведения родителей.

Учеными неоднократно отмечалось, что семья играет решающую роль в формировании у детей базовых нравственных ориентаций. Под влиянием господствующих в семье традиций индивид усваивает наиболее прочные этические ценности, нормы и нравственные ориентиры. Во-первых, как правило, семья транслирует подросткам наиболее одобряемые ею нравственные нормы и ценности путем обучения и непосредственного примера. Во-вторых, именно семья воспитывает и развивает личностные качества ребенка, формируя у него определенные нравственные качества: сострадание, любовь, доброту, соучастие, милосердие, взаимопомощь, уважение к страшим и др.

Исходя из определения процесса нравственной социализации личности, необходимо исследовать:

— барьеры передачи индивиду нравственных знаний, норм и ценностей;

— агенты и механизмы процесса нравственной социализации;

— особенности процесса вхождения индивида в социальную структуру;

— изменения в структуре общества в процессе нравственной социализации личности;

— социальную активность личности в процессе нравственной социализации, проявляющуюся в преобразовании общественных условий и нравственных практик на основе назревших потребностей, интересов, целей и идеалов;

— уникальность процесса нравственной социализации;

— социальную типологию личности на основе уровня нравственного развития.

Таким образом, нравственная социализация молодежи — это сложный, многоступенчатый процесс усвоения молодыми людьми системы моральных знаний, ценностей, норм и образцов поведения, позволяющих им быть полноценными членами общества; процесс приобщения молодежи ко всем сферам жизни и общества на основе их оценки через призму добра и зла.

Цели нравственной социализации достигаются в том случае, если люди готовы поступать в соответствии с общепринятыми нравственными нормами и ценностями. У них должна быть сформирована потребность совершать социально значимые действия. В современных условиях процесс нравственной социализации молодежи приобретает новые черты в связи с системной трансформацией обществ, включая российское, и глобализацией социокультурного пространства. В этих условиях существенно возрастают неопределенность и непредсказуемость результатов нравственной социализации молодежи как для отдельного человека, так и в целом для общества. Стремясь приспособиться к изменяющимся условиям, молодые люди вынуждены искать способы, позволяющие рационализировать реальность и процесс социализации в ней. Все это обуславливает особенности нравственной социализации молодежи.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности нравственной социализации молодежи в современной России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Соколов В. М. Российская ментальность и исторические пути Отечества: Записки социолога. — М.: Изд-во РАГС, 2007.

3

Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.

4

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. №683). [электронный ресурс] http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-31122015-n-683/

5

Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1989.

6

Милехин А. В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования // Психологическая наука и образование. — 2011. — №3. — С.10.

7

Бачинин В. А. Социоморальное противоречие как философско-социологическая проблема. (Методологические основания социологии морали). Автореф. дисс. на соискание уч. степени доктора социологических наук. — Харьков. — 1991. С.186.

8

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В. Т. Лисовского. — СПб: Изд-во С.-Петербургского университета. — 1996. — 460. — С. 71.

9

Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. — С. 115.

10

Учебный социологический словарь / Под общ. ред С. А. Кравченко. — М.: «Экзамен». 1999.

11

Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. — София, 1983.

12

Кирилина Т. Ю. Становление социологии морали: социолого-исторический анализ, диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / ГОУВПО «Российский государственный социальный университет». — М., 2009. С. 65

13

Кирилина Т. Ю. Социология морали: Учебник. М.:ИНФА-М, 2013

14

Пиаже, Ж. Теория Пиаже. Разд. III: Теория стадий. История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX века. Тексты/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. С. 232—292.

15

Piaget J. The moral judgement of the child. — L.,1932.

16

Kohlberg L. Recent research in moral development. — N.Y., 1977.

17

Кирилина Т. Ю. Становление социологии морали как специальной социологической теории: монография. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ. 2009.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я