Мой адмирал

Татьяна Хабенская, 2021

«Мой Адмирал» – первая и единственная авторизованная биография Константина Хабенского, народного артиста России, написанная его мамой Татьяной Хабенской. Интервью Константина Хабенского – большая редкость, нам неизвестны подробности его личной жизни, за кулисами остаются и частные моменты творческой биографии. В книге собраны воспоминания о его детстве и юности, учебе в театральном институте, работе в кино и театре, о деятельности Фонда Хабенского и о многом другом. Трогательные истории о Константине рассказывают его друзья и коллеги – Вениамин Михайлович Фильштинский, Михаил Трухин, Михаил Пореченков, Анна Меликян, Андрей Бурковский, Юрий Башмет, Дмитрий Месхиев, Тимур Бекмамбетов, Александр Цыпкин… Также со страниц книги прозвучит голос и самого героя. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Здравствуй, Гидрофак!

Когда я в 1964 году с медалью закончила школу и приехала из Йошкар-Олы поступать в Ленинградский политехнический институт им. Калинина (ныне — Санкт-Петербургский политехнический университет), я выбрала себе специальность «Атомные реакторы». Это было логично, поскольку училась я в школе с углубленным изучением физики. Физику у нас вел заслуженный учитель Советского Союза Сергей Степанович Леухин (который, кстати, преподавал и у моего папы). Он был потрясающим педагогом, и, конечно, физику благодаря ему я знала отлично. На экзамене оказалась в первой десятке, в основном там были мальчишки. Села, вытянула билет, и минут через десять попросила разрешения отвечать. Члены комиссии, которая состояла из четырех человек — женщины и троих мужчин, переглянулись и сказали:

— Извините, но вам никаких лишних баллов не дадут ни за то, что вы девушка, ни за смелость пойти первой.

— Да, я понимаю, — говорю, — но я готова отвечать.

— Ну тогда идите.

Я ответила первые два теоретических вопроса, и они просят:

— Пожалуйста, показывайте, как вы решали задачи.

А у меня чистый лист, я ничего не успела написать.

— А где же ваша задача? — спрашивают.

— А я вам сейчас расскажу, как ее решать, — не растерялась я.

— Да? Вот так прямо всё и расскажете?

— Конечно, — отвечаю и пишу: дано вот это, по этой формуле находим эту величину, по этой — вот эту, в таких-то единицах, в таких-то измерениях. Довольно сложно было из одних единиц переводить в систему СИ и в другие единицы, но как раз этому нас Леухин прекрасно научил. Я всё блестяще решила при них. Тогда женщина, которая сидела в комиссии, попросила меня выписать за три минуты все формулы, которыми я буду пользоваться для решения второй задачи. В общем, я со всеми дополнительными вопросами хорошо справилась.

— Откуда же вы приехали? — спрашивают.

Я удивилась, думаю, зачем же им об этом знать?

— Я приехала из города Йошкар-Олы, Марийской республики.

— Школа номер 11? — смеются они.

Я думаю, ничего себе, уточнили по моей анкете, что я закончила.

— Да, — говорю, — школа 11.

— Учитель — Сергей Степанович Леухин?

Можете представить?

— Да.

— Сразу чувствуется подготовка, — и поставили мне пятерку.

Господи, как же я была счастлива! И что сдала на «отлично», и что даже в таком прекрасном институте, в Ленинграде, знают нашего Сергея Степановича по тому, как он готовит ребят. Собралась уже уходить, но они зачетку не отдают, и, слышу, шепчутся между собой. Один говорит: «Странно, что у нее четверка по письменной математике», и просит другого: «Слушай, сходи на кафедру и посмотри, в чем там дело — большая ошибка или мелочь?» Мужчина вышел, минут через 5–10 пришел и говорит: «Да там ерунда!»

— Вы видели вашу работу по математике? — спрашивают меня.

— А как же я ее увижу? Нет, не видела.

— Подойдите на кафедру, — они назвали этаж и номер аудитории, — и попросите посмотреть. Если вы сами увидите свою ошибку, то вам могут исправить результат.

— Хорошо, а так можно? — удивилась я.

— Да, — смеются, — так можно, идите скорее, подайте на апелляцию.

Я прошла по рекреациям, в которых толпились абитуриенты со всех концов Союза, нашла кафедру и попросила на руки свою работу. И сразу же увидела ошибку — она в самом деле была ерундовая. Со мной побеседовали и исправили четверку на пятерку. Так что у меня по всем экзаменам, кроме сочинения, за которое я получила четыре, теперь были пятерки.

Наступил день, когда вывесили списки. Я попала в одну группу с мальчишками — Андреем из Мурманска и Мишей из Мелитополя, так мы втроем приходили на все экзамены, обедали вместе, ужинали и как-то незаметно сдружились. Они тоже хорошо сдали вступительные — у них было по две четверки, остальные пятерки.

И вот мы стоим перед списками и не можем себя найти. Потом уже решили искать друг друга. Тоже не видим. А вокруг толчея, нас оттесняют, потому что мы уже по десятому разу всё пересматриваем с тем же успехом.

Ну и, конечно, мы разрыдались, все трое. Я — так до истерики. Сдать всё, с одной четверкой, и не попасть.

И тут к нам подходит мужчина лет пятидесяти — высокий блондин, красивый, стройный — и говорит:

— А чего это вы тут Черное море развели? Почему вы плачете?

— Мы не попали… Нас не зачислили, — всхлипываем мы.

— Ну, всякое бывает — кого-то зачисляют, кого-то нет, тут уж как повезет.

— Ну мы-то не думали, что нам настолько не повезет, — резонно замечаем мы.

— А не везет тем, кто плохо сдает, — парирует он.

— Но ведь мы сдали хорошо! — возражаю я.

— Ха, что вы мне тут вкручиваете! Если вы сдали хорошо, то вас бы и зачислили. А уж если вы сдали плохо, то извините.

Я молчу, мальчишки протягивают зачетки:

— Посмотрите.

Он взял их зачетки, потом попросил мою, изменился в лице и говорит:

— Да у меня же так ни один студент не сдал! Я возьму ваши зачетки на минутку.

Мы отдали, стоим, ждем. Он зашел в деканат, может, минут 10 там побыл, выходит, отозвал нас в сторонку и говорит:

— Ну ребята, не ваш год.

— Почему не наш?

— Есть негласное распоряжение на специальность «Атомные реакторы» не принимать после школы, а принимать только тех, кто отслужил. Пусть даже они всё сдадут на тройки, но они уже прошли два года армейской службы, были в горячих точках и, наверное, больше готовы к такой профессии, чем ребята, которые только школу закончили. Вот так.

Ну мы разревелись, естественно, ещё больше.

— А чего вы плачете? Давайте, я вас приглашу на свой факультет.

— А какой это факультет? — заинтересовались мы. Нам уже всё равно стало, честно говоря, куда поступать. Оказалось, что факультет нам предлагают гидротехнический. А возится тут с нами декан гидротехнического факультета профессор Николай Владимирович Зарубаев.

— Пойдемте, — говорит он, — я вам всё покажу и расскажу.

Мы забрали свои зачетки, вытерли слезы (через е, как Миша Трухин говорил в спектакле «В ожидании Годо») и тихонько пошли. Два или три корпуса прошли и видим огромное здание, написано — Гидрофак, Гидротехнический факультет. Поднялись в деканат, он нам показывает:

— Вот у меня есть специальность «Водные пути и порты», есть специальность «Электростанции» и есть специальность «Мелиорация», и еще две. Пять специальностей — выбирайте!

Миша, который из Мелитополя, сразу решил идти на «Мелиорацию». Там у них с водой не очень хорошо. Андрей Баяндин из Мурманска тоже сориентировался:

— А я, — говорит, — живу на море, лучше пойду на «Водные пути и порты».

А я и не знаю, что выбрать — у нас в Йошкар-Оле только река Кокшага в два шага, на ней ни электростанцию, ничего не построить. Подумала и решила, что выберу я тоже «Водные пути и порты» — буду строить причалы на Черном море, греться на солнце и плавать. Вот так нас и зачислили.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я