Роддом. Сценарий. Серии 17-24

Татьяна Соломатина, 2020

Вот и «третий сезон» сценария сериала «Роддом». Явление молодых Мальцевой и Панина. Семейные тайны и почему их вредно хранить. Тайны вообще – и какова их опасность для здоровья и жизни в целом?! Есть ли жизнь после смерти и не пришла ли пора подлечить богов? Верить ли фактам, если они не вписываются в догму? А как же быть с догмой, гласящей: фактам нельзя не верить? Насколько вредно для человека быть врачом? Почему врачи такие вредные, и часто врачи покрывают друг друга – и это отлично известно доброму обывателю! А если врачи покрывают пациентов – это уже не так вредно или как? Нужно ли человеку сойти с ума, чтобы начать нормально видеть и понимать, или мы изначально – целый космос, в котором гуляет звёздный ветер, иногда сдувая нам крышу? Не вся ли наша жизнь – эпидемия безумия и почему добрые обыватели так охотно верят в грязь, охотно становясь злыми обывателями? Почему глупцам всё ясно, а умные люди не всегда могут найти ответы на непростые простые вопросы этики и морали, духа и буквы, добра и зла? Лично я, Татьяна Соломатина, не могу сказать наверняка, кто из моих героев хороший, а кто злой. И даже на первый взгляд откровенно плохой может оказаться всего лишь жертвой обстоятельств. Что, впрочем, не отменяет его вины, потому что свобода воли – всегда твоя, это единственное, что у нас есть: свобода воли. Авторская свобода воли вертеть героями как тебе угодно. Не это ли делает с нами бог? И если верно то, что на небесах принимается истиной то, что каждый из нас считает истиной на земле, я стараюсь создавать людей разных, и погружать их в самые разные обстоятельства, каждый раз надеясь, что они непременно сделают правильный выбор, хотя и совершенно свободный. Ну, пооолная «Санта-Барбара»! Только динамичней, интересней, понятней и куда роднее. И как всегда: на самом интересном месте! Но таковы законы жанра. А четвёртый, заключительный, сезон не за горами. Оставайтесь на ЛитРесе!

Оглавление

Из серии: Сценарии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роддом. Сценарий. Серии 17-24 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

18-я серия

18-1.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ ГЛАВНОГО КОРПУСА. НОЧЬ.
18-2.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. НОЧЬ.

(СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЗИЛЬБЕРМАН, АНЕСТЕЗИСТКА.)

Зильберман в коме, на ИВЛ. Следователь стоит, скрестив руки на груди, сверлит взглядом мертвенно-бледное лицо товарища.

ЭКРАННАЯ НАДПИСЬ:

«ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ, НЕБО, БОГА РАДИ ДАЙ ОТВЕТ: ТЫ ВРАЩАЕШЬСЯ, НО ЕСТЬ ЛИ В ЭТОМ СМЫСЛ КАКОЙ ИЛЬ НЕТ?» АВИЦЕННА. ВРАЧ, УЧЁНЫЙ, ФИЛОСОФ.

Анестезистка за столом, пишет, бросая на следователя недоумевающие взгляды, вертится на стуле, прочищает горло. Следователь не реагирует. Она возвращается к писанине. Он смотрит на старого друга, прокручивая у себя в памяти эпизод…

ФЛЭШБЭЕК. НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД

18-3.ИНТ. РОДДОМ/КАБИНЕТЗАВ ФИЗИОЛОГИЕЙ. ДЕНЬ.

(СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЗИЛЬБЕРМАН.)

Зильберман за столом, следователь — на «посетительском» стуле. У каждого на столе — по бокалу коньяка. Память следователя ставит момент на нарочитый повтор:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

И ты наконец понял, что дорос до бога?!

На дне бокала следователя дымится плохо затушенный бычок — Зильберман выливает остатки коньяка из своего бокала — туда, — бычок с шипением гаснет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

И ты наконец понял, что дорос до бога?!

На дне бокала следователя дымится плохо затушенный бычок — Зильберман выливает остатки коньяка из своего бокала — туда, — бычок с шипением гаснет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

И ты наконец понял, что дорос до бога?!

СЕЙЧАС

18-4.ИНТ.ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. НОЧЬ.

(СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЗИЛЬБЕРМАН, АНЕСТЕЗИСТКА, ЛИДВАЛЬ, ШОФЁР АНДРЕЙ.)

В реальность следователя возвращает шипение молоденькой анестезистки, очень похожее на шипение гаснущего окурка. Она у манипуляционного столика — порезалась, открывая ампулу. С её пальца капает кровь, она тут же прикладывает обработанную спиртом вату — и шипит ещё раз, от острой боли. Обращается к следователю. Чуть раздражённо, но с пониманием, и как все начинающие: преувеличивая свою опытность.

АНЕСТЕЗИСТКА

Вы уже сорок минут стоите. Я не могу покинуть пост, но если вы хотите что-то сказать — не стесняйтесь! Мы ко всему привыкли. Я и не слушаю.

Она отправляется в дальний угол палаты, к шкафу с медикаментами, начинает греметь инструментами, лотками и проч. Следователь садится на край кровати, склоняется вплотную лицом к лицу старого друга.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Ты не ветхозаветный человек, Пётр Зильберман. У ветхозаветного хватило бы мужества убить. И не новозаветный. У новозаветного достало бы мужества простить.… Чужими руками исполнить, на чужую душу повесить! А мне что делать, не подскажешь?! Как профессионал профессионалу!

Смотрит Зильберману в лицо, будто ждёт ответа. Разгибается. С гневом, с презрением. Интонационно — злой шут, скоморошествует, под конец реплики правой рукой вертит у Зильбермана перед носом.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Тьфу! Полжида ты и есть — полжида! И не убил! И покаялся! Чистенький?! Шиш!

Делает паузу. Серьёзен и мрачен. В палату заходят Лидваль в сопровождении шофёра Андрея. Следователь их не замечает. Склоняется снова к лицу Зильбермана и тихо чеканит:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Девятый круг, Зильберман! Дно ада! Обманувшие доверившихся!

Уже подошла Лидваль — дотрагивается до спины следователя. Он поворачивается к ней, встаёт — она бросается к нему на грудь, со слезами (но без всхлипов, она баба выдержанная). Он её обнимает — как и положено хорошему человеку и другу. Но шофёр Андрей замечает его выражение лица, которое следователь не сразу успел изменить. Следователь закрывает глаза, и гладит Лидваль по спине. Затем отпускает, стараясь не смотреть ей в лицо — это не сложно, Лидваль тут же идёт к кровати. Следователь оказывается лицом к лицу с Андреем. Последний чует больше, чем хотелось бы следователю. Мгновение: глаза в глаза.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Термодинамическое равновесие мира.

Обводит руками максимально возможный круг.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Физика или карма?… То-то и есть!

Хлопает Андрея по плечу. Идёт на выход. Андрей провожает его своим фирменным (не поймёшь: дурак или мудрец) взглядом. Он лётчик — и знает законы термодинамики.

18-5.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ ГОРОДА.
18-6.НАТУРА. УЛИЦА. НОЧЬ.

(СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПРОХОЖИЕ.)

Следователь идёт по улице, засунув руки в карманы. Задумчив. Спокоен. Но он человек, который узнал то, что узнал. И ничего не изменить. Можно возненавидеть, но никак не «раздружиться»: друг фактически умер.

18-7.ИНТ. ДОМ КУЗНЕЦОВОЙ/ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА. НОЧЬ.

(СЛЕДОВАТЕЛЬ, ЛЮБОПЫТНАЯ СОСЕДКА, КУЗНЕЦОВА.)

В таком же состоянии духа следователь обнаруживает себя на лестничной клетке у двери квартиры Людмилы Кузнецовой. С некоторым — весьма философическим, — недоумением видит в руках букет цветов и пакет. Заглядывает в пакет — там бутылка водки и бутылка шампанского. Смотрит на дверь. Нажимает на звонок. Раздаётся пронзительный звук — следователь отдёргивает руку. Из дверей соседней квартиры высовывается любопытная соседка. Следователь без малейшего смущения:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Здравствуйте, Елена Павловна! Я…

ЛЮБОПЫТНАЯ СОСЕДКА

Друг.… Угу.

Следователь кивает.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОСЕДКА

Вы лучше стучите, друг. У Людмилочки такой звонок, что весь дом перебудите.

Следователь благодарит кивком, только заносит руку — постучать — дверь открывает Людмила. Любопытная соседка уже чуть не на пороге квартиры Кузнецовой. Людмила молча, с очень строгим лицом, затягивает его за ворот и быстро закрывает дверь.

18-8.ИНТ. КВАРТИРА КУЗНЕЦОВОЙ/КОРИДОР. НОЧЬ.

(КУЗНЕЦОВА, СЛЕДОВАТЕЛЬ.)

Стоят в коридоре друг напротив друга. Людмила держит его одной рукой за ворот, другой — прикладывает палец к его губам.

КУЗНЕЦОВА

Тсс!

Сама чуть не прыскает, в глазах загораются хулиганские смешинки. Отпускает следователя. Тихо заглядывает в глазок — оказываясь в опасной близости к следователю — он ощущает её запах.

18-9.ИНТ. ДОМ КУЗНЕЦОВОЙ/ЛЕСТНИЧНАЯ КЛЕТКА. НОЧЬ.

(ЛЮБОПЫТНАЯ СОСЕДКА.)

Любопытная соседка, прилипшая к дверному глазку Людмилы Кузнецовой, отпрыгивает с завидной для старушки прытью.

18-10.ИНТ. КВАРТИРА КУЗНЕЦОВОЙ/КОРИДОР. НОЧЬ.

(КУЗНЕЦОВА, СЛЕДОВАТЕЛЬ.)

Людмила тихо прыскает. Поворачивается к следователю. Весь диалог — оба шёпотом.

КУЗНЕЦОВА

Вы пополнили плотные ряды моих любовников.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Насколько плотные?

КУЗНЕЦОВА

Десятитысячная кавалерия Раевского на Бородинском поле. Знаете?

Следователь кивает. Людмила делает максимально серьёзное лицо, хмурит брови, разводит руками с назиданием — шутовской этюд:

КУЗНЕЦОВА

Ну и вот!.. Так и будем бутылками в коридоре греметь?

Следователь опоминается. Протягивает Людмиле букет:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Это вам!

Людмила принимает букет, нетерпеливый жест в сторону кухни: «да проходите уже!»

18-11.ИНТ. КВАРТИРА КУЗНЕЦОВОЙ/КУХНЯ. НОЧЬ.

(КУЗНЕЦОВА, СЛЕДОВАТЕЛЬ.)

Заходят на кухню, Людмила показывает следователю на стул у окна.

КУЗНЕЦОВА

(шёпотом) Располагайтесь! (опомнившись, рассмеявшись, нормальным голосом) Располагайтесь!

Следователь садится, держа пакет на коленях. Ей удалось его смутить. Она занимается букетом: достаёт вазу, наливает воду, ставит цветы. К следователю спиной. Во время возни с цветами:

КУЗНЕЦОВА

Вы в меня влюбились.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Утвердительная интонация.

Людмила вполоборота, мельком глянув с усмешкой и тут же вернувшись к цветам:

КУЗНЕЦОВА

Не надо быть следователем. Вы явились ко мне ночью, с цветами и спиртным…

Ставит букет на стол, нагибается к следователю, смотрит в глаза:

КУЗНЕЦОВА

У вас есть ещё какие-нибудь версии?

Следователь не отводит взгляд:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Я могу рассчитывать на ответные чувства?

Людмила склоняется к нему ещё ниже.

КУЗНЕЦОВА

Вы же знаете. Как обычно!

Она резко разгибается. Забирает у него пакет с бутылками, идёт к холодильнику. Открывает. Достаёт из пакета бутылку шампанского.

КУЗНЕЦОВА

Шампанское не пью. Кроме строго оговоренных этикетом случаев.

Ставит шампанское в холодильник.

КУЗНЕЦОВА

Бабуля была бы недовольна. Надо охлаждать исключительно бутылку! Категорически запрещено охлаждать пробку!

Достаёт из пакета бутылку водки.

КУЗНЕЦОВА

О, а вот и водка! Всё просто!

Захлопывает холодильник, не ставя туда бутылку водки. Открывает морозильную камеру. В морозильной камере «живёт» бутылка такой же водки. Достаёт свою, ледяную. Кладёт на её место «следовательскую».

КУЗНЕЦОВА

И во вкусах мы совпадаем!

Берёт рюмки, разливает. Подаёт одну рюмку следователю. Поднимает свою (Людмила стоит) — он встаёт, салютует в ответ.

КУЗНЕЦОВА

Не стесняйтесь, Фёдор Михайлович! Руслан у бабули!.. Я по жизни волк-одиночка. Вы по жизни — волк-одиночка. Почему бы двум волкам-одиночкам иногда не порезвиться парой?

Чокаются. Выпивают до дна. Людмила ставит свою рюмку на столешницу. Целует следователя. Он отвечает. Уже целуя её, ставит свою рюмку на столешницу «вслепую». Обнимает её.

18-12.ИНТ. КВАРТИРА КУЗНЕЦОВОЙ/СПАЛЬНЯ. НОЧЬ.

(КУЗНЕЦОВА, СЛЕДОВАТЕЛЬ.)

Сидят в постели (в состоянии «после», но ни в ком нет блаженного идиотизма: два разумных человека, нравящиеся друг другу), прислонившись к спинке — между ними достаточное расстояние. Курят. На каждой прикроватной тумбочке — пепельница. Следователь стряхивает пепел в свою.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Как удобно.

Людмила стряхивает пепел в свою.

КУЗНЕЦОВА

Ровно в первые секунды после всё становится нелепым и бессмысленным.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

В первые секунды после че-го?

Людмила смотрит на него проницательно. Без иронии, без насмешки. Как друг смотрит на друга, когда оба понимают, о чём идёт речь. Следователь выдерживает взгляд, затягивается, выдыхает. Оба снова откидываются на спинку. Он констатирует:

СЛЕДОВАТЕЛЬ

После любви. После смерти.

КУЗНЕЦОВА

После жизни. После смерти ничего нет.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Я хочу поговорить с тобой о смерти.

КУЗНЕЦОВА

Как романтично!

Тут уже следователь бросает на неё дружеский проницательный слегка ироничный взгляд. Она улыбается.

КУЗНЕЦОВА

Что?! Если волк-одиночка самка — он всё равно самка!… То есть — она.

Тушит окурок в своей пепельнице. Откидывает простыню, встаёт.

КУЗНЕЦОВА

Пошли варить кофе, пить и говорить.

18-13. ИНТ. КВАРТИРА КУЗНЕЦОВОЙ/КУХНЯ. НОЧЬ.

(КУЗНЕЦОВА, СЛЕДОВАТЕЛЬ, КУЗНЕЦОВ.)

Она — в пижаме (в той же, что встречала следователя). Он — в чём пришёл. Сидят за столом. Перед ними по чашке кофе и по полной рюмке. Тарелка с бутербродами. Людмила и следователь чокаются.

КУЗНЕЦОВА

За начало! Что бы это ни было…

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Начало было за пельменями с уксусом.

КУЗНЕЦОВА

Скорее, за уксусом с пельменями, человек-протокол!

Он шутливо склоняет голову, они выпивают. Людмила берёт бутерброд, жадно откусывает. Говорит с полным ртом:

КУЗНЕЦОВА

Всегда ужасно хочу жрать после этого… Так что ты хотел сказать?

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Зильберман при смерти.

КУЗНЕЦОВА

Знаю.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

И ты так спокойна?

КУЗНЕЦОВА

От беспокойства будет толк? — Можешь что-то изменить? — Да. — Тогда не беспокойся. — Можешь что-то изменить? — Нет. — Тогда… не беспокойся!

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Мудро. А мне всегда кажется: я могу что-то изменить.

КУЗНЕЦОВА

Отлично. Тогда не беспокойся!

Следователь наливает ещё по рюмке.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Но я не могу изменить то, что Алексей Евграфов — убийца.

Людмила застывает с непережёванным во рту, смотрит на следователя испуганно.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Похоже, ты всё-таки способна испытывать беспокойство… Нет?

Людмила проглатывает кусок, берёт рюмку, ахает до дна. Берёт себя в руки. Смотрит следователю в глаза.

КУЗНЕЦОВА

Просто я ещё не поняла: я могу что-то изменить или не могу.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

То, что он убийца? Не можешь.

КУЗНЕЦОВА

А я и не из-за этого беспокоюсь.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Не беспокойся.… Потому что я решил ничего не менять.

Людмила смотрит на него с непониманием.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Знаешь, как на общечеловеческий язык перевести первый закон термодинамики?

КУЗНЕЦОВА

Я даже не знаю, что он означает на своём родном языке.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Смотри: есть макросистема!

Обводит руками максимально возможный круг. Людмила следит взглядом.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

И чтобы мы ни делали, как бы ни грешили, на кого бы ни вешали своих собак — эта макросистема…

Следователь снова обводит руками круг.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

… она всё гасит. Она сохраняет себя. Убил порядочный…

Следователь выдаёт короткий смешок, удивляясь парадоксальному сочетанию слов.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

… молодой человек двух преступников. Истекла кровью на операционном столе молодая женщина. В макросистеме…

Следователь снова обводит руками круг.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

…ничего не изменилось.

Людмила смотрит на него внимательно. Говорит тихо.

КУЗНЕЦОВА

Если бы Лерка меня убила, ты бы не сидел здесь. И мы бы полчаса назад не…

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Да. Это компенсаторные колебания внутри…

Ладонью совершает колебательные движения у своего носа (такие же как прежде у носа Зильбермана).

СЛЕДОВАТЕЛЬ

…чтобы в макросистеме…

Снова руками обводит круг.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

…ничего не изменилось.

КУЗНЕЦОВА

Ну-у-у… Нам остаётся радоваться, что колебания внутри…

Зеркалит шутовски жест следователя, тряся ладонью.

КУЗНЕЦОВА

…в нашу пользу. И колебание под названием Евграфов позволило колебанию Кузнецова остаться в живых, благодаря чему два колебания — одно из которых ты! — недурственно так поколебались…

Оглушительный звонок. Людмила подскакивает, задев чашку кофе — та падает на пол, проливается. Следователь равнодушно смотрит на чашку, на растекающуюся лужицу. На звонок не отреагировал.

КУЗНЕЦОВА

О! А вот и ещё одно колебание!

Выходит из кухни. Следователь ещё раз обводит руками максимально возможный круг. Затем стряхивает философическое созерцательное настроение, встаёт, поднимает чашку, идёт с ней к мойке, ставит чашку в мойку, берёт тряпку, начинает протирать пол. Из коридора слышен закадровый голос хмельного Георгия Кузнецова.

КУЗНЕЦОВ

Где он?! Кто он?! Я убью его! И тебя!

Кузнецов вваливается в кухню. (Людмила — за ним, она спокойна, видимо ей визиты бывшего мужа не впервой и она в курсе, что никакой угрозы он не представляет.) Он в хлам, в дымину — и скорее забавен, чем грозен. Видит следователя, протирающего пол, это его страшно веселит, он прыскает, тыча в направлении следователя указательным пальцем:

КУЗНЕЦОВ

С ним?!

«Барский» жест «широко разведенные руки» в сторону следователя:

КУЗНЕЦОВ

Здраааавствуйте, Фёдормихалыч! Наааше вам!

Следователь встаёт. Базанов раскрывает ему объятья.

КУЗНЕЦОВ

Мы теперь, значит, молочные кузены! Или испанские. Или мексиканские? Не помню!

Обнимает следователя. Людмила с завидным спокойствием наблюдает клоунаду. Кузнецов размыкает объятия, пытается сфокусироваться на выражении лица следователя. Приобнимает его одной рукой за плечи, чтобы сохранить равновесие, в «братской» парадигме указывая следователю на Людмилу:

КУЗНЕЦОВ

Она сомнительна! Она!..

Грозит Людмиле указательным пальцем, смотрит на неё «грозным папочкой», снова обращается к следователю.

КУЗНЕЦОВ

Она веро-ломна, мосье Достоевский! Она разобьёт вам сердце!

Людмила забирает у следователя тряпку, давая ему свободу рук. Следователь усаживает Кузнецова на стул, — самое «устойчивое» место в углу, между окном и столом.

СЛЕДОВАТЕЛЬ

Присаживайтесь. У меня сердце каменное.

Кузнецов с детским любопытством заглядывает следователю в глаза, с удивлением тянет:

КУЗНЕЦОВ

Да-а-а? Это ничего! Ничего. Она ж ещё и скульптор! Она вот так вот: бах! Потом — хрясь!

Изображает руками «скульптора с резцом». Разводит руками, мимикой изображая сожаление. Снова прыскает: экий я остряк! Замечает бутылку водки на столе. Тянет к ней руку, никак не может «поймать».

КУЗНЕЦОВ

Водка, водка, во-о-одочка! Огненна вода!

Людмила забирает водку со стола. У Кузнецова — лицо обиженного ребёнка. Людмила смотрит на следователя, пожимая плечами. Следователь с абсолютно индифферентным выражением лица обводит руками круг.

НОВЫЙ ДЕНЬ.

18-14.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ ГОРОДА.РАССВЕТ.
18-15.ИНТ. КВАРТИРА АЛИНЫ/КОРИДОР. ДЕНЬ.

(СЫТИН, АЛИНА.)

Сытин крадётся к входной двери, туфли в руках. Из спальни раздаётся плач младенца, по нарастающей. Голос Алины из спальни:

АЛИНА

Олег!

Сытин выскакивает за дверь. Захлопывает. В коридор выносится Алина, ещё в пижаме. Распахивает дверь. Кричит в подъезд.

АЛИНА

Стой! Вернись, мерзавец! Я — врач! А ты — всего лишь интерн!

Порыв бежать за ним, но громкий ор сына заставляет её вернуться. Со злостью захлопывает дверь, идёт в спальню.

18-16.ИНТ. КВАРТИРА РАМИШ/КОМНАТА РАМИШ. ДЕНЬ.

(РАМИШ.)

Мебель переставлена, кровать покойницы вынесена. На полке фотография бабушки. В комнату заходит Яна, с пробежки. Кроссовки уже хорошо попользованы. Она раскрасневшаяся, потная. Довольна жизнью, прекрасно выглядит. На безымянном пальце правой руки кольцо с двухкаратным бриллиантом. Первым делом она вытягивает руку — любуется кольцом — у фотографии бабушки.

РАМИШ

Что? И этим недовольна?!.. Никто и не подумает — стекляшка и стекляшка!

Налюбовалась. Берёт фотографию бабушки с полки.

РАМИШ

Мы теперь, конечно, обручены. Но никакой свадьбы, пока его бабуля не…

Щёлкает языком.

РАМИШ

И у меня будет огромная квартира в историческом центре. С роялем и канделябрами. Сколько там красивых вещей! А какая библиотека!

Скептически смотрит на фото бабки.

РАМИШ

Как будто ты когда-то интересовалась книгами! Как и эта…

Кивает в сторону двери, имея в виду свою семью. С презрением:

РАМИШ

Лимита!

Ставит фото бабки на полку. Смотрит на её недовольное лицо.

РАМИШ

Да! А я врач! И муж у меня будет — музыкант!… Надоела! Беседовала бы я с тобой, да ванная комната занята бесконечным приплодом сестрицы! На работе в душ схожу!

Отворачивает бабку изображением к стене. Начинает раздеваться.

18-17.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ РОДДОМА.ДЕНЬ.
18-18.НАТУРА. РОДДОМ/НА ПЛОЩАДКЕ/У ПРИЁМНОГО ПОКОЯ. ДЕНЬ.

(СЫТИН, РАМИШ, МАРГО, САНИТАРКА ЛИЛЯ.)

Ранее утро. Вприпрыжку скачет довольный Олег. Его нагоняет Рамиш, даёт ему поджопник сумкой — он разворачивается, видит её, обрадован. Как будто оба они снова — беззаботные студенты.

СЫТИН

Янка! Привет!

Хватает её, кружит.

РАМИШ

Ты чего?!

СЫТИН

Нянька заболела, вчера весь день батрачил. Алинкина очередь. Я сбежал!

Смеётся. Пацан пацаном.

СЫТИН

А ты чего так рано?!

РАМИШ

Утро у нас в квартире хуже, чем в общаге! Да ну их!.. Смотри!

Показывает Олегу кольцо.

СЫТИН

Ух ты! Где взяла?

РАМИШ

Табак предложение сделал!

СЫТИН

Так это не обручалка! Обручалка должна быть… просто круглая!

РАМИШ

Много ты понимаешь в обручалках!

СЫТИН

Чего ещё к нему не переехала? Всё толчеи меньше.

РАМИШ

До свадьбы?! Я не такая!

СЫТИН

Ох, Янка! Не упусти трамвай!

Она делает бровки домиком, ещё раз показывает ему обручалку, со значением. Он её щекочет, она хохочет. Повозившись щенками, идут к приёму. На ступеньках курят Марго и санитарка Лиля. Видели возню, смотрят на приближающуюся радостную парочку.

САНИТАРКА ЛИЛЯ

Быстро наш бычок с телёночком наигрался!

МАРГО

Они же однокашники. Студенческое братство, всё такое…

САНИТАРКА ЛИЛЯ

Ага. Особенно всё такое.

Рамиш и Сытин уже подошли к приёму.

РАМИШ

Доброе утро, Маргарита Андреевна! Утро доброе, Лилия Сергеевна!

СЫТИН

Здравствуйте, несравненные!

Акушерка и санитарка сдержанно кивают. Холодны.

СЫТИН

Что новенького-то на Плюке?!

САНИТАРКА ЛИЛЯ

Кроме зарезанного Зильбермана?

Сытину стыдно за своё веселье, сразу облетает. Рамиш — совсем не стыдно, она со своим обычным гонором — в Лилю.

РАМИШ

Плохое не отменяет хорошее! Кто-то умирает…

Санитарка Лиля резко перебивает её:

САНИТАРКА ЛИЛЯ

Да не умер он ещё, типун вам на язык!

Рамиш в своеобразной благости своей, продолжает:

РАМИШ

Кто-то рождается…

МАРГО

Кстати, ваша подруга рожает.

СЫТИН

Машка?! Вроде ещё рано.

МАРГО

Двойня. Всегда до срока. Ну и на фоне всего…

Сытин ныряет в приёмное. Рамиш всё ещё в мыслях о своём:

РАМИШ

Некоторым старикам не стоит заживаться. Когда они мешают молодым.

Заходит за Олегом. Марго и Лиля смотрят вслед Рамиш. Марго в немом шоке. Санитарка Лиля красноречиво сплёвывает под ноги.

18-19.ИНТ. РОДДОМ/РАЗДЕВАЛКА ИНТЕРНОВ. ДЕНЬ.

(СЫТИН, РАМИШ.)

Переодеваются у шкафчиков. Никто не стесняется — таковы особенности быта на этой работе. Сытин тайком поглядывает на обнажённую спину Рамиш. Рамиш поддерживает «светскую беседу», натягивая пижамную куртку.

РАМИШ

Как вообще?

СЫТИН

Нормально всё. Даже хорошо. Только Алинка…

Рамиш скидывает юбку, она передом к шкафчику и не видит, как Олег снова украдкой смотрит — уже на её голые ноги и чуть выше.

СЫТИН

Работа. Илюшка спать не даёт. Друг с другом совсем не…

Сглатывает.

СЫТИН

…общаемся.

Рамиш надевает пижамные штаны. Распускает волосы, берёт расчёску. Олег смотрит, как Рамиш расчёсывается. Вот она уже привела себя в порядок. Оборачивается. Олег резко отворачивается, бьётся лбом о дверку шкафчика. Рамиш бросает насмешливый взгляд на Олегово «ниже пояса». Подходит к нему. По-дружески (с особым иезуитством) кладёт ему руку на плечо:

РАМИШ

Всё наладится.… Не слишком отдалённые последствия деторождения мне ясны. Мешает работе и… любви.

Похлопав Олега по плечу (жестом «братан!», попутно не забывая полюбоваться кольцом) убирает руку, ещё раз насмешливо глянув ему ниже пояса. Олег — в краску. Он очевидно не в силах справиться с эрекцией.

РАМИШ

Пойду, погляжу как корчит сам процесс!

СЫТИН

Не насмотрелась?!

РАМИШ

Э, нет! Как мучается звезда всего курса, отхватившая богатого дяденьку — это совсем другое!

Выходит из раздевалки с очень довольным видом. Сытин обращается к своему «ниже пояса», увещевая-командуя:

СЫТИН

Как мы могли забыть, какая она злая! Вольно! Отставить! Извращенец!

Грозит своему «ниже пояса» пальцем.

18-20.ИНТ. РОДДОМ/ПРЕДРОДОВАЯ ПАЛАТА РОДЗАЛА ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЧЕКАЛИНА, ЕВГРАФОВ, ПАНИН, РАМИШ, СЫТИН.)

Чекалина на кровати, потная, растрёпанная, в беспокойной полудрёме. В вене — капельница. Евграфов сидит на табурете, рядом, лицом к ней: локти — в колени; лбом упирается в ладони, сцепленные в замок, глаза закрыты. Чекалина начинает беспокойно двигаться, не просыпаясь. Он берёт её за руку, целует пальцы.

ЕВГРАФОВ

Тсс! Всё хорошо.

Заходит Панин. Садится на край постели, поднимает Чекалиной рубашку, пальпирует низ живота третьим акушерским приёмом (см. «приёмы Леопольда»). Затем просто кладёт руку на живот. Несколько секунд держит. Чекалина успокаивается. Евграфов и Панин смотрят друг на друга. Говорят тихо.

ПАНИН

Ты — ученик Зильбермана…

Евграфова как током бьёт. Панин понимает природу этого эмоционального всплеска по-своему.

ПАНИН

Прости. С твоим учителем беда… Я к тому, что понимаешь: у Маши вторичная слабость родовой деятельности. Что на фоне асинклитизма…

ЕВГРАФОВ

…является показанием к кесареву сечению со стороны матери и со стороны плодов.

В палату без стука полноправной хозяйкой врывается радостная бодрая Рамиш, очень громко:

РАМИШ

Машка! Как ты?!

Панин и Евграфов обращают гневные взгляды на вошедшую. Чекалина открывает глаза. Выглядит измождённой. Следом за Рамиш тихо заходит Олег, у него выражение лица сочувствующее и извиняющееся. Евграфов встаёт, молча выталкивает их обоих из палаты, но Олегу быстро пожав руку. Плотно закрывает дверь. Возвращается.

ПАНИН

Затягивать не будем. Сейчас пришлю Святогорского.

Чекалина уже пришла в себя, слабая, но всё понимает.

ЧЕКАЛИНА

Сама не рожу?

Панин ласков. Гладит её по руке.

ПАНИН

Конечно сама! Кто же ещё?! Просто — чуть больше акушерского пособия.

Чекалина слабо улыбается, понимая серьёзность вмешательства, грустно шутит:

ЧЕКАЛИНА

Да, такая «ерунда» — брюшнополостная операция.

Панин оптимистичен, как любой хирург с пациентом незадолго до…

ПАНИН

Мы не урологи: брюха не боимся.… Я вас оставлю ненадолго.

Выходит. Чекалина смотрит на Евграфова.

ЧЕКАЛИНА

Как Сазонов?

ЕВГРАФОВ

Пока без изменений.

Чекалина отворачивает лицо к стене, по щеке — слеза. Евграфов шутливо-грозным папой-товарищем.

ЕВГРАФОВ

Манька! Прекрати!

Она старается взять себя в руки, даже пытается шутить, хотя у неё выходит грустно. Для начала чуть хмыкнув:

ЧЕКАЛИНА

Я даже не знаю, от кого из вас дети. Единственное, что известно наверняка — мои!

Евграфову эти слова доставляют мучительную боль, но сейчас его забота — она. Свои метания по любой из причин он откладывает.

ЕВГРАФОВ

Маняша, сейчас ты уснёшь, а проснёшься уже мамой.

ЧЕКАЛИНА

Не так я себе это представляла. Не сейчас. И не так.

ЕВГРАФОВ

Слава богу, жизнь больше наших представлений. Больше, дольше и…

Её настигает схватка, неэффективная — и от того ещё более болезненная. Она пытается сдерживаться — но ей очень плохо:

ЧЕКАЛИНА

Ужасней!

18-21.ИНТ. РОДДОМ/КАБИНЕТ НАЧМЕДА. ДЕНЬ.

(БЕЛЯЕВ, ПАЛЕЙ, ПАНИН, СВЯТОГОРСКИЙ, МАЛЬЦЕВА.)

Беляев важно сидит за столом на месте Лидваль, барабанит пальцами. За «совещательным» расположились Палей и Святогорский. Заходит Панин. Беляев весь взвивается:

БЕЛЯЕВ

Вы здесь новый человек, Семён Ильич, и уже позволяете себе опаздывать на совещания у начмеда!

Панин не обращает внимания на гневную отповедь Беляева, спокойно обращается к Святогорскому:

ПАНИН

Аркадий Петрович, роженица Чекалина — в операционную. Иди…

Святогорский встаёт, уходит. Панин за ним, не присаживаясь.

БЕЛЯЕВ

Какая операционная?! Где заявка?!

Панин оборачивается от дверей, спокойно, даже доброжелательно:

ПАНИН

Игорь Анатольевич, не плановая. Ургентная.

Выходит. Осталась Палей, смотрит на Беляева насмешливо.

БЕЛЯЕВ

Марина Викторовна! Что у вас в отделении?!

ПАЛЕЙ

С утренней пятиминутки ничего не изменилось. Я пойду работать.

Встаёт. Выходит. Беляев один, с растерянным лицом. В кабинет заходит Мальцева «по гражданке».

МАЛЬЦЕВА

Привет, Беляев!

БЕЛЯЕВ

Здравствуй, Мальцева! Ты чего тут?

МАЛЬЦЕВА

Мне сделали предложение, от которого я не смогла отказаться…

Беляев всё ещё смотрит, не понимая. Мальцева кивает на стопку бумаг на его столе, иронично:

МАЛЬЦЕВА

Начмед по акушерству и гинекологии!… С приказами по больнице не знакомишься?

Беляев хватает стопку бумаг, лежащую на столе перед ним.

БЕЛЯЕВ

Не успел. Столько дел…

Пробегает первый же лист в стопке. Глаза округляются.

БЕЛЯЕВ

Что?! Это же МОЁ отделение!

МАЛЬЦЕВА

(насмешливо) Я говорила Куликовскому то же самое. Но он кричал: «Это МОЯ больница! Это МОЯ больница!»

18-22.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ ГЛАВНОГО КОРПУСА.ДЕНЬ.
18-23.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. ДЕНЬ.

(ЗИЛЬБЕРМАН, КУЛИКОВСКИЙ, ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА, ЛИДВАЛЬ, РЕАНИМАТОЛОГ.)

Зильберман на функциональной кровати, подключенный к ИВЛ. Лидваль стоит у головного конца кровати, втихомолку промокнула глаза. Жена Зильбермана сидит на краешке постели, держит его за руку, спокойна. Реаниматолог стоит у аппарата ИВЛ, подчинён вердиктам главного врача. Куликовский — посреди палаты, — держит в руках ленту ЭЭГ, фактически кричит.

КУЛИКОВСКИЙ

Это моя больница! Здесь я решаю, кто когда умирает! Я созову ТАКОЙ консилиум!.. Не-е-т! Я не собираюсь констатировать смерть на основании дурацких бумажек!

С омерзением отшвыривает от себя ленту ЭЭГ — та падает на пол, на ней монотонные штриховые линии, без всплесков мозговой активности. Куликовский начинает расхаживать по палате. Лидваль с женой Зильбермана переглядываются. Жена ей взглядом-жестом: я уже пыталась, попробуй ты.

ЛИДВАЛЬ

Михаил Александрович, вы оспариваете очевидное…

КУЛИКОВСКИЙ

Ты вообще молчи! Она ему хоть жена! А ты кто?! Бросила роддом! Укатила в Питер. Родила на старости лет… Чего сюда явилась?!

Лидваль прощает ему, все знают его характер. Спокойно, ровно:

ЛИДВАЛЬ

Я приехала проститься с другом и учителем.

Куликовскому уже стало стыдно… Но он горяч. Останавливается, смотрит на Лидваль:

КУЛИКОВСКИЙ

Извини.… Но…

Оглядывает всех.

КУЛИКОВСКИЙ

Никаких заключений, пока в истории не будет записи из Бурденко! Что вы понимаете про мозг?!

Смотрит поочерёдно на Лидваль, на жену Зильбермана. Стучит себя кулаком по лбу:

КУЛИКОВСКИЙ

Чёртовы бабы! У вас же вместо мозга… одно место!

Выносится из палаты. Лидваль и жена Зильбермана переглядываются. Поневоле прыскают — нормальная реакция на стресс: «смеяться, когда нельзя». Реаниматолог не в своей тарелке.

РЕАНИМАТОЛОГ

Я пойду. У меня… ещё коматозник.

Выходит.

18-24.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. ДЕНЬ.

(САЗОНОВ, 1-Я ЖЕНА САЗОНОВА, АНЕСТЕЗИСТКА, РЕАНИМАТОЛОГ.)

Сазонов на кровати, на ИВЛ. Рядом с кроватью сидит 1-я жена — в более приличном, нежели в предыдущей серии, виде. Анестезистка за столом, деловито пишет. Заходит реаниматолог.

РЕАНИМАТОЛОГ

Почему посторонние в палате?

АНЕСТЕЗИСТКА

Сказала: жена.

У реаниматолога вид: какая, к чертям, жена?! Его жена рожает.

1-Я ЖЕНА САЗОНОВА

Бывшая жена.

РЕАНИМАТОЛОГ

Бывшая жена — посторонний человек. Иначе бы не была бывшей. Прошу на выход.

Его страсти в предыдущей палате достали, здесь он более жёсткий. 1-я жена поднимается, наклоняется к Сазонову, шепчет:

1-Я ЖЕНА САЗОНОВА

Умоляю, прости его! Приди в себя — и прости! Он — твой сын!

Идёт на выход. Реаниматолог ждёт, когда она выйдет. Демонстративно закрывает за ней дверь.

РЕАНИМАТОЛОГ

У одного — жена и любовницы! У этого — и вовсе жён несколько! Мы уже живём по законам шариата?!

Утирает лоб.

РЕАНИМАТОЛОГ

Я — перекусить. Пока не началось…

18-25.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/БУФЕТ. ДЕНЬ.

(РАМИШ, СЫТИН, АЛИК, РЕАНИМАТОЛОГ, ПОСЕТИТЕЛИ, ПЕРСОНАЛ, БУФЕТЧИЦА.)

Заходит реаниматолог, идёт к очереди, перед ним, через несколько человек — Рамиш и Сытин. Забегает Алик, видит Сытина — к нему, бросая очереди:

АЛИК

Мне занимали!

Парни жмут руки, Рамиш кивает.

Уже за столиком, втроём: Рамиш, Сытин и Алик.

АЛИК

Ох, тебе Алинка задаст!

СЫТИН

Алик, она же мать!

АЛИК

А ты же? (выразительно глянув на Рамиш) Мужчина?

СЫТИН

Я тоже работаю!

АЛИК

За няню платит она!

РАМИШ

Мальчики! Не ссорьтесь!

АЛИК

Мы, Яна Владимировна, не мальчики. Он — муж моей сестры. Я — брат его жены. И не просто брат! — близнец! Всё, что я вижу и чувствую — транслируется ей телепатически.

Рамиш — кокетливо-задиристо:

РАМИШ

И что же вы видите?

Алик не поддаётся, спокоен.

АЛИК

Что вы очень мало дорожите дружбой прекрасного человека.

РАМИШ

Мы с Олегом именно что друзья!

АЛИК

А я не об Олеге.

Встаёт, берёт свой поднос, демонстративно уходит за столик, где только расположился реаниматолог.

АЛИК

Александр Иваныч, не против?

РЕАНИМАТОЛОГ

Прошу!

Алик садится. Реаниматолог, уловив настроение Алика, понимающе усмехается:

РЕАНИМАТОЛОГ

Сильные эмоциональные и ментальные связи — это так утомительно. Иногда я завидую тем, кому уже всё равно, кто у их постелей, и что происходит…

18-26.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ РОДДОМА.ДЕНЬ.
18-27.ИНТ. РОДДОМ/ОПЕРАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЧЕКАЛИНА, ПАНИН, ЕВГРАФОВ, ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА, СВЯТОГОРСКИЙ, РЫБА, ЕЛЬСКИЙ.)

Чекалина на столе, под наркозом, на ИВЛ. Панин — хирург, Евграфов ассистирует. Операционная сестра за инструментальным столиком. Святогорский — у головы, Рыба исполняет обязанности анестезистки. Ельский сзади и чуть справа от Панина. Панин извлекает из раны первого ребёнка.

ПАНИН

Первый пошёл!

Операционная ловко и быстро накладывает зажим на пуповину, Евграфов перерезает. Панин отдаёт новорождённого Ельскому. Тот относит его на столик. Шум отсоса. Слабый плач новорождённого. Возвращается с чистой пелёнкой. Панин извлекает второго ребёнка.

ПАНИН

И вторая!

Снова зажим. Евграфов ножницами перерезает пуповину — очень уверенно. Все его движения в ране хирургически чёткие. Панин передаёт Ельскому девочку. Тот уходит к столику. Плач — уже дуэт, — новорождённых становится громче.

ПАНИН

Последы отделились. Кюретку!

Операционная сестра передаёт инструмент. Панин работает в ране.

ЕЛЬСКИЙ

Отличная гетерозиготная двойня! Мальчишка чуть маловесней.

Панин, прищуриваясь в рану, прикидывая:

ПАНИН

Парень примерно два триста. Девчонка — два семьсот.

ЕЛЬСКИЙ

Точно. Глаз алмаз.

ПАНИН

Скорее: рука — владыка!

Рыба выдаёт всхлип-вздох.

РЫБА

Так только Зильберман мог…

Святогорский бросает на неё взгляд: неуместно! Работай! Панин кладёт окровавленную кюретку на столик операционной сестры.

ПАНИН

Окситоцин!

Как и положено протоколом, сестра передаёт шприц ассистенту — Евграфову. Он берёт и… в движениях появляется неуверенность. Подносит шприц к телу матки — рука начинает дрожать. Его накрывает маревом…

ФЛЭШБЭК. НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ НАЗАД

18-28.ИНТ. РОДДОМ/ОПЕРАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЗИЛЬБЕРМАН, ЕВГРАФОВ, СВЯТОГОРСКИЙ, ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА, АНЕСТЕЗИСТКА, ЕЛЬСКИЙ, САНИТАРКА.)

Операционная сестра подаёт Зильберману кюретку, он начинает работать в ране, произнося:

ЗИЛЬБЕРМАН

Окситоцин…

Операционная сестра подаёт Евграфову шприц, лежащий у неё на столике. Евграфов быстро и ловко колет содержимое в тело матки. Зильберман, положив окровавленную кюретку на столик операционной сестры:

ЗИЛЬБЕРМАН

На углы…

СЕЙЧАС

18-29.ИНТ.РОДДОМ/ОПЕРАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЧЕКАЛИНА, ПАНИН, ЕВГРАФОВ, ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА, СВЯТОГОРСКИЙ, РЫБА, ЕЛЬСКИЙ.)

ПАНИН

(операционной сестре) На углы. (Евграфову) Эй! Пацан!

Марево рассеивается — Евграфов возвращается в реальность. В руке шприц — ходуном, в опасной близости от тела матки, уже сделав несколько кровоточащих царапин на слизистой. Панин отбирает у него шприц, моментально вкалывает в тело матки, вводит окситоцин, возвращает пустой шприц на столик. Бросает недоумённый взгляд на Евграфова. Операционная уже подала Панину иглодержатель с заправленной нитью. Он начинает шить. Евграфов опоминается. Так же чётко, как прежде, берёт Фарабеф — продолжает ассистировать.

ПАНИН

Я тебе говорил!..

СВЯТОГОРСКИЙ

Своих — не пользуют!

ПАНИН

Или ты уколов боишься? В остальном, вроде, как солдат!

Выдаёт короткий смешок. Хорошо, никто не видит выражения лица Евграфова, все заняты работой. Ельский уже обработал и осмотрел на своём столике новорождённых.

ЕЛЬСКИЙ

Заберу в реанимацию. Но так… Как своих и для подстраховки. И Марине контрольная группа нужна. У неё докторская…

Святогорский, Рыба и операционная сестра — хором, с соответствующими лицами, ибо Ельский всех забодал докторской жены:

СВЯТОГОРСКИЙ/РЫБА/ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА

По фето-фетальному трансфузионному синдрому!

18-30.ИНТ. РОДДОМ/ОРИТ НЕОНАТОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЕЛЬСКИЙ, ПАЛЕЙ.)

У Ельского на неонатальном столике двойняшки Чекалины. В руках две тарелки для определения групп крови. Он смотрит то на одну, то на другую. Марина сидит за столом, заполняет неонатальные карты. Об этих людях на работе не скажешь, что они муж и жена. Никаких внеуставных нежностей.

ЕЛЬСКИЙ

Марина Викторовна! У девочки Чекалиной первая группа крови.

ПАЛЕЙ

И?

ЕЛЬСКИЙ

А у мальчика Чекалина — третья.

Чуть раздражаясь, что отвлекает из-за ерунды.

ПАЛЕЙ

И что?!

ЕЛЬСКИЙ

У матери первая группа и у отца первая группа.

Марина поднимает на него удивлённый взгляд. Встряхивает головой.

ПАЛЕЙ

Перепроверь!

ЕЛЬСКИЙ

Уже! Три раза.

ПАЛЕЙ

Нагуляла от третьей? Не наше дело.

Ельский откладывает тарелки, шепчет, перебирая пальцами. Палей замечает, смеётся.

ПАЛЕЙ

Решётку Пеннета рисуешь? Если у матери первая, двойняшки с первой и третьей возможны только от отца с третьей. В случае адюльтера первой со второй — возможна была бы комбинация: первая и вторая.

ЕЛЬСКИЙ

У неё роман с Евграфовым. Был. Но у него — четвёртая!

ПАЛЕЙ

От первой и четвёртой родятся комбинации второй и третьей. Тут первая и третья — мужик был третьей группы крови. Ещё раз: не наше дело! Здоровы?!

ЕЛЬСКИЙ

Да.

Она возвращается к писанине. Ельский — к младенцам, которые крепко сцепились ладошками в кулачок. На лице Ельского — суровое такое мужское умиление. Не оборачиваясь:

ЕЛЬСКИЙ

У нас — один?

Палей, не отрываясь от писанины, ровно, без эмоций:

ПАЛЕЙ

Зато точно твой.

18-31.ИНТ. РОДДОМ/ОПЕРАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЧЕКАЛИНА, ПАНИН, ЕВГРАФОВ, ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА, СВЯТОГОРСКИЙ, РЫБА, ЕЛЬСКИЙ.)

Все на своих местах, Панин с Евграфовым накладывают асептическую клеевую повязку, затем — манипуляции: согнуть ноги в коленях, вывести мочу. Пока они этим занимаются, Святогорский менторствует, читая Рыбе лекцию:

СВЯТОГОРСКИЙ

Разнояйцевые близнецы, Анастасия Ивановна, как следует из названия, происходят из разных яиц! Не поймите превратно!

РЫБА

Да ну вас, Аркадий Петрович! Я всё-таки оканчивала акушерское училище! У женщины иногда вырабатывается не одна, а две и больше яйцеклеток.

СВЯТОГОРСКИЙ

(как учитель) Почему?!

Смотрит на Мишу. Та молчит. Вступает Панин, не отвлекаясь от работы.

ПАНИН

Большой выброс эстрогенов в нужной фазе цикла. Медикаментозно. Или… Влюблённость, например. Сразу в двоих… Со страстными женщинами это бывает.

Евграфов бросает на него быстрый взгляд, подозревая в ехидстве в свою сторону, но Панин тут без году неделя, его половые страсти интернов не волнуют, он о них не знает, — так что о своём хмурится. Святогорский знает о Панине куда больше Евграфова:

СВЯТОГОРСКИЙ

Вот-вот! Семён Ильич знает, что говорит. Бывают такие страстные…

Панин резко перебивает Святогорского, становясь подчёркнуто-холодным, официальным:

ПАНИН

Кровопотеря — пятьсот миллилитров. Салфетки, инструменты — все. Моча по катетеру светлая, сто пятьдесят миллилитров. Всем спасибо!

Панин отходит от стола, срывает перчатки, выходит. Мрачный. Рыба вопросительно смотрит на Святогорского, мол, что такое? Тот лишь отмахивается. Уже пришла пора его работы. Он склоняется к лицу Чекалиной. Евграфов, забыв обо всём — его сейчас тревожит только любимая женщина, — снимает перчатки, руки слегка дрожат, идёт к головному концу стола.

СВЯТОГОРСКИЙ

Маша! Маша! Мария Леонидовна!

Чекалина открывает глаза.

СВЯТОГОРСКИЙ

У нас мальчик и девочка! Красивые и здоровые! Сейчас я трубочку извлеку — и будем решать, как назовём!

Глаза Чекалиной светятся. Святогорский начинает медленно извлекать тонкую прозрачную трубку у неё из дыхательных путей (изо рта — в виде картинки). Она как бы попёрхивается — извлечение катетера всегда сопровождается рвотными движениями. Извлёк. Она поворачивает к Евграфову, хрипло и тихо, сухими потрескавшимися губами шепчет:

ЧЕКАЛИНА

Алёша…

Он бросается к ней, нежно целует лицо. Несмотря на его всё ещё жёсткое и сдержанное выражение — по щекам его скатываются две слезы. Святогорский тихо делает знак Рыбе и операционной: на выход! Операционная ему укоризненно кивает на инструментальный столик. Святогорский ей раздражённо отмахивает: потом! Выходят, оставляя Евграфова с Чекалиной наедине. На неонатальном столике в штативе стоят две пробирки, наполненные пуповинной кровью, на них бумажные бирки: «Чекалина, муж», «Чекалина, жен».

18-32.ИНТ. РОДДОМ/ОРИТ НЕОНАТОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ЕЛЬСКИЙ, ПАЛЕЙ.)

Палей за столом, Ельский манипулирует у кувеза, занят.

ПАЛЕЙ

Ты четыре пробирки пуповинной крови набрал от двойняшек Чекалиных?

Ельский, не отвлекаясь от работы.

ЕЛЬСКИЙ

Да. Для лаборатории и для тебя.

ПАЛЕЙ

И где мои?

ЕЛЬСКИЙ

Чёрт! В разные штативы поставил. В операционной забыл. Чуть позже принесу…

18-33.ИНТ. РОДДОМ/ОПЕРАЦИОННАЯ ФИЗИОЛОГИИ. ДЕНЬ.

(ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА, ЕЛЬСКИЙ.)

Операционная уже убрана. Стол, пол, тазы — всё чисто, протёрто, сверкает. Операционная сестра у раковины занимается предстерилизационной очисткой инструментов (моет их под проточной водой ёршиком, в перчатках). Заходит Ельский. Смотрит на неонатальный столик. Пробирок нет.

ЕЛЬСКИЙ

Любаша, я тут кровь оставил…

Операционная сестра, не отвлекаясь:

ОПЕРАЦИОННАЯ СЕСТРА

Наверное, лаборанты забрали. Я бы позвонила. Вы знаете, у меня как в аптеке.

Ельский, тьфукнув, выходит.

18-34.ЗАЯВОЧНЫЕ ВИДЫ ГЛАВНОГО КОРПУСА.ДЕНЬ.
18-35.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/КАБИНЕТ ГЛАВВРАЧА. ДЕНЬ.

(КУЛИКОВСКИЙ, БЕЛЯЕВ, ПАЛЕЙ, ПАНИН, МАЛЬЦЕВА, СВЯТОГОРСКИЙ, ЛИДВАЛЬ.)

Все «роддомовские» сидят за «заседательным» столом. Куликовский в кресле за «головным». Хмур и серьёзен.

КУЛИКОВСКИЙ

Наши худшие подозрения подтвердил специалист из НИИ Бурденко. Сегодня вечером жена Петра Александровича…

Сглатывает, напряжённые мышцы лица. Берёт себя в руки.

КУЛИКОВСКИЙ

…отключит его от систем жизнеобеспечения.

У всех — соответствующие моменту лица, Зильбермана все любили. По лицу Беляева текут слёзы, как все невротики — он сентиментален и не в силах сдерживать чувства.

КУЛИКОВСКИЙ

Роддом обезглавлен. Екатерина Алексеевна не хочет…

Бросает на неё взгляд. Скорее исполненный и боли, и понимания ситуации. Поправляется:

КУЛИКОВСКИЙ

Не может вернуться. У неё рабочие обязательства. Официально объявляю вам, что исполняющим обязанности заместителя главного врача по акушерству и гинекологии назначается Беляев Игорь Анатольевич.

Беляев утирает слёзы рукавом, полой халата. Пришёл в себя, надел «важное лицо».

КУЛИКОВСКИЙ

Заведующим отделением патологии беременности и временно исполняющим обязанности зав физиологией назначен Панин Семён Ильич. Заведующей отделением обсервации — Мальцева Татьяна Георгиевна.

Беляев бросает в Мальцеву свирепый взгляд, как мамаша, у которой отобрали ребёнка.

КУЛИКОВСКИЙ

Эти люди «со стороны» — свои люди. Мне стоило больших усилий!.. Во избежание чужих людей со стороны.… И я попрошу вас, Игорь Анатольевич!

Жест в сторону Беляева.

КУЛИКОВСКИЙ

И вас, Семён Ильич!

Жест в сторону Панина. Далее он произносит речь, глядя в одну точку на противоположной стене. Локти упёр в стол, ладони сцепил в кулак.

КУЛИКОВСКИЙ

Обеспечить нормальное функционирование лечебно-профилактического учреждения, которое создал и выпестовал доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии, заслуженный врач и заслуженный деятель науки и техники Союза Советских Социалистических республик, ваш учитель и мой друг…

Несмотря на вроде как кондовый официоз речи — у всех слёзы на глазах, Беляев снова рыдает, аж всхлипывает, по лицу Лидваль тихо катятся слёзы. После паузы Куликовский завершает:

КУЛИКОВСКИЙ

Пётр Александрович Зильберман.

После чего упирается лбом в сжатые ладони. Глухо, не глядя:

КУЛИКОВСКИЙ

Все свободны.

18-36.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. ДЕНЬ.

(ЗИЛЬБЕРМАН, ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА, РЫБА, ЛИДВАЛЬ, КУЛИКОВСКИЙ, РЕАНИМАТОЛОГ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, АНЕСТЕЗИСТКА.)

Зильберман на ИВЛ, подключён к аппаратам гемодиализа и АИК. Лидваль, Куликовский, Рыба — вокруг кровати. Жена Зильбермана у изголовья. Реаниматолог и анестезистка — чуть поодаль.

ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА

Прощайтесь.

Первым подходит Куликовский. Жмёт безжизненную руку. Целует в лоб. Уходит. Подходит Лидваль. Просто смотрит в лицо. Отходит. Несмело подходит Рыба — чуть не под одобрительный кивок жены. И тут уж бухается на колени перед кроватью, плачет, целует руку. Жена Зильбермана взглядом обращается к Лидваль. Та подходит к Рыбе, ласково берёт за плечи, помогает подняться, отводит.

ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА

Я просила передать Фёдору Михайловичу, но, видимо, он не смог…

Входит следователь. Лицо жёсткое — слишком много противоречивых чувств испытывает. Подходит к постели. Садится на край. Смотрит на друга, будто ждёт ответа на важный вопрос; словно тот сейчас придёт в себя — и продолжит с места паузы… Похлопывает его по плечу. Встаёт.

ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА

Спасибо, что пришли.

Выходят Куликовский, Лидваль, Рыба и следователь. Остаётся жена Зильбермана, реаниматолог и анестезистка. Реаниматолог садится на край кровати — фиксировать: обхватывает тело Зильбермана. Жена Зильбермана отключает аппараты. Один, другой, третий. Приходит очередь тумблера на аппарате ИВЛ. Жена Зильбермана выключает тумблер. Секунда, другая… Реаниматолог очень плотно прижимает тело Зильбермана двумя руками, работая всей массой своего тела. Анестезистка смотрит с непониманием на эту манипуляцию реаниматолога.

18-37.ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ ПОДВАЛ-ПЕРЕХОД. ДЕНЬ.

(ВИТЁК.)

Витёк стоит на коленях перед мотором-агрегатом, молитвенно сложив ладони. Наивно-детское просительное выражение лица.

18-38.ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. ДЕНЬ.

(ЗИЛЬБЕРМАН, ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА, РЕАНИМАТОЛОГ, АНЕСТЕЗИСТКА.)

Анестезистка смотрит. Вдруг тело Зильбермана изгибается дугой и будто издаёт протяжный выдох. Для непосвящённого: ожил!

18-39.ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ ПОДВАЛ-ПЕРЕХОД. ДЕНЬ.

(ВИТЁК.)

Мотор-агрегат «ожил», заревел… Наш юродивый изменяется лицом, отказывается верить, отрицает, а затем — гнев: бросается на мотор с кулаками, бьётся об него лицом, в кровь…

18-40. ИНТ. ГЛАВНЫЙ КОРПУС/ПАЛАТА ОРИТ. ДЕНЬ.

(ЗИЛЬБЕРМАН, ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА, РЕАНИМАТОЛОГ, АНЕСТЕЗИСТКА.)

Тело Зильбермана бьётся, реаниматолог давит на него, гася конвульсии. Выглядит чудовищно: врач душит живого. Анестезистка падает на пол, в обмороке. Жена спокойна. Наконец Зильберман затих… Реаниматолог убрал руки, распрямился. Выдохнул. Она подходит к мужу, закрывает ему веки — глаза открылись во время спазма. Реаниматолог, глянув на часы на стене:

РЕАНИМАТОЛОГ

Время смерти двадцать ноль пять.…(кивнув на анестезистку) Это они родственникам пациентов врут, что ко всему привыкли… Молодая ещё. Ни разу не видела феномена Лазаря… Да и хрен к нему привыкнешь!

Реаниматолога передёргивает. Анестезистка приходит в себя, поднимается с пола, потирая ушибленную голову. По-бабьи охает:

АНЕСТЕЗИСТКА

Господи!

Жена Зильбермана подхватывает тихо, молитвенно:

ЖЕНА ЗИЛЬБЕРМАНА

… да святится имя Твое, да придет царствие Твое…

Она не крестится, — просто смотрит на уже упокоенное мёртвое тело мужа, — но впервые за всё время по щекам её стекают слёзы.

18-41.ИНТ. БОЛЬНИЧНЫЙ ПОДВАЛ-ПЕРЕХОД. ДЕНЬ.

(ВИТЁК, СВЯТОГОРСКИЙ.)

У стихшего мотора-агрегата лежит Витёк, без сознания, перемазанный в крови. Идёт Святогорский, куря на ходу, перепрыгивая лужи. Видит Витька, выбрасывает сигарету, бегом к нему, присаживает около него на корточки, щупает пульс на каротидном синусе.

СВЯТОГОРСКИЙ

Господи! Живой!

Ожил мотор — Святогорский слегка вздрагивает. Мотору:

СВЯТОГОРСКИЙ

Да заткнись уже! Толку от тебя! Чего с таким рёвом воздух гонять?!

Поднимает Витька на руки.

18-42.ИНТ. ХОЗПОМЕЩЕНИЕ В ПОДВАЛЕ. НОЧЬ.

(БЕЛЯЕВ, САНИТАРКА ЛИЛЯ, МАРГО.)

(сц. 42-45 — музыка.)

Точно как в 8-й серии, где Зильберман завещал «отпраздновать» его смерть весело (но уже без Зильбермана; и далее — с поправкой на персонажей и проч.): большое хозпомещение в подвале. Свалено старое оборудование, стоят шкафы. В углу — столы, поставленные один на другой столешницами. Стулья в углу. Панцирные сетки от кроватей. На ящике под подвальным окошком сидит Беляев в полнейшей прострации. Заходят Марго и санитарка Лиля. Беляев на них не реагирует. Они подходят к столам, снимают верхний, сдувают пыль, ставят его торцом к Беляеву — он вроде как «во главе стола» получается. Пока всё в такой же прострации. Марго и санитарка Лиля выходят.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Сценарии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Роддом. Сценарий. Серии 17-24 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я