Облепиховый чай

Татьяна Селезнева, 2019

Что происходит с людьми, когда их детские мечты не сбываются? Татьяна Селезнева хотела стать пилотом, но стала поэтом. Когда её спрашивают, о чём её стихотворения, она уверенно отвечает: «О любви, об авиации, о любви к авиации». «Облепиховый чай» – вторая книга Татьяны. И любви – к миру, к людям, к жизни – здесь, пожалуй, хватит на всех. Татьяна Селезнева родилась в 1995 г. в Московской области. С 2014 года член творческого объединения «КвадратЪ». Победитель и призёр конкурсов «Каэромания», «Бегущая Строфа», «Боковские Чтения», финалист фестиваля «Мцыри». Первая книга «Ми-фа-ми» увидела свет в 2016 году.

Оглавление

  • Предисловие
  • ***
Из серии: Ars Poetica

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Облепиховый чай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

© Татьяна Селезнева, 2019

© Саша Нуада, иллюстрации, 2019

© Dream Management, 2019

* * *

Предисловие

Как много нынче людей, которые что-то пишут. И как мало тех, кто это будет потом читать. И на то есть ряд веских причин — от невнятности самого литературного материала до пресыщенности читателей. Все так и спешат поделиться своими ценными и не очень мыслями, кто-то навязчиво, кто-то скромно. Но я должен признаться, что когда книга стихотворений Татьяны легла мне на стол, хотя зачем это я приукрашиваю — когда я получил её для прочтения в электронном виде — подобных мыслей в моей голове у меня не было. Ни на минуту. Ни на секунду. Да-да, я прочитал книгу. Всю. Целиком. Весь файл. И захотел перечитать ещё. И прочитать ещё. Казалось бы, странное желание — Танины стихи я знаю не понаслышке, всё-таки в творческом объединении «КвадратЪ» она состоит давно, много выступает, публикуется… Тем не менее, даже зная заранее часть материала, я желал его изучать и осмысливать. Посыл книги и прост, и замысловат одновременно — сквозной нитью проходят три темы, и какие — о любви, о самолётах и философия. Между строк так и сочится Танина идея, свивающая в единое целое все три темы — любовь как она есть, любовь к самолётам, любовь к жизни. И она опоясывает совершенно разные, казалось бы, вопросы: мира и войны, простора и городских стен, верности и предательства. И во всём, в каждом слове, в каждом штрихе мы видим присутствие автора:

Раз ударивший в спину однажды ударит ещё,

И с усмешкой кинжал уберет в белоснежные ножны.

…Так, дождавшись, когда

Цезарь кровью,

как март,

истечёт,

За успех Брут поднимет бокал, переполненный ложью.

Или вот ещё:

В наш мир зимой семнадцатого года

Пришла война.

Я провожала Вас в конце перрона:

Два дня — жена!

На Ваши офицерские погоны

Ложился снег.

Мы были так юны и так влюблённы:

Сильнее всех!

Пожалуй, о войне успели высказаться все мало-мальски мыслящие люди, но чтоб вот так, с глухим надрывом, полным тихой грусти, почти переходящей в отчаянье — никто.

А она говорит: «Я была рождена для войны

Не солдатом, но тенью солдата», — и смотрит упрямо.

В её синих глазах — безнадёжная память вины,

Что сейчас не она вечным сном спит под свежим бурьяном.

И не поднимается рука напечатать избитую фразу «хорошая, честная женская поэзия», потому что поэзия как имя существительное хоть и обладает гендерным признаком, как явление обладает силой. Либо не обладает. Тане эта сила подвластна.

Мне снился тот, о ком не говорят

Ни песней, ни в стихах, ни вслух, ни молча.

В холодном небе цвета сентября

Я рисовала ветер стылой ночью,

И рассыпала по дорогам яд.

А ты пришёл, влюблённый и шальной,

Собрав в корзину васильки и мяту…

В эти строчки хочется верить, ими хочется жить — вот она, эта «мягкая», но уверенная сила поэзии во всей своей красе. Работа с литературными приёмами — отдельная глава повествования. Автор мастерски, нестандартно использует метафоры, подчас заново переосмысливая привычные явления или образы. Эпитеты не смотрятся инородными или избитыми — нет, они-то как раз и являются той самой живительной силой Таниной поэтики.

Под крылом твоего самолёта вздыхает Атлантика,

Впереди — только вера, свобода и соль на щеках.

…Я пишу твоё имя мелком на страницах галактики,

Ты летишь, рыжим пламенем тая в живых облаках.

Не в этих ли простых, но таких исчерпывающих словах кроется проницательный талант автора и его способность видеть чуть больше, чем остальные?

Хотите прочувствовать город-который-так-притягивает-поэтов-вот-уже-более-двух-сотен-лет? Да пожалуйста:

Свинцовый Город дождём окрашен,

Пропитан воздухом мокрых крыш,

Среди каналов, мостов и башен

Дарил мне город живую тишь.

И я, ещё не знакома с Вами,

Успела Вас полюбить весной.

С тех пор солёной прозрачной гранью

Свинцовый Город всегда со мной.

Можно бесконечно долго рассуждать и спорить о том, что происходит с современной русской литературой в мире, какое место ей уготовано и чем ей грозит постмодерн вещей, но лично я твёрдо знаю одну простую и в то же время непреложную вещь: после выхода в свет нового сборника стихотворений Татьяны Селезневой палитра нашей с вами литературы обогатилась серьёзно. И ещё: не стоит игнорировать моих молодых поэтов-сверстников, не стоит их яростно критиковать, не стоит пытаться втиснуть их в свои рамки восприятия — их стоит читать. В метро, в аналоге, в текстовом файле. Для первого знакомства любые средства будут хороши.

Павел Алиев, поэт, переводчик,

член Союза писателей России,

руководитель творческого объединения «КвадратЪ»

***

Оглавление

  • Предисловие
  • ***
Из серии: Ars Poetica

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Облепиховый чай предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я