Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», более известная широкому зрителю как «Церковь воинствующая», происходит из Успенского собора Московского Кремля. Это было самое первое произведение иконописи, поступившее в Галерею после закрытия кремлевских соборов в 1918 году. Икона отличается грандиозным размером и необычным вытянутым по горизонтали форматом (144x396). Однако не только в этом заключается ее своеобразие. Это одно из самых загадочных произведений иконописи, о смысле, значении и времени создания которого среди ученых ведутся споры, начиная с момента, когда возник интерес к древней иконописи. Немаловажную роль сыграла предпринятая в 1910 году большая реставрация Успенского собора Кремля. Она вошла в историю как первая попытка научно обоснованных реставрационных работ. Руководство реставрацией осуществляла специально созданная авторитетная комиссия во главе с князем А.А. Ширинским-Шихматовым. Уже в феврале 1914 года в журнале «София» вышла статья П.П. Муратова, посвященная первым, сделанным в ходе реставрации, открытиям – фрескам Похвальского придела в Успенском соборе, признанным впоследствии произведением великого Дионисия, и иконе «Церковь воинствующая». Публикуя эти произведения, автор статьи восторженно писал о том, что Москва наряду с Новгородом должна отныне «сделаться столицей русской художественной истории, поскольку только Москва обладает таким единственным в мире хранилищем произведений древности, как Московский Кремль». В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословенно Воинство Небесного Царя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Изучение иконы. Создание мифа и его развенчание
Какой сюжет, какое событие изображено на этой иконе, не сохранившей ни одной надписи? Совершенно очевидно, что это произведение глубоко своеобычное, оригинальное. С одной стороны, оно оперирует знакомыми зрителю образами — архангел, Богоматерь с Младенцем, святые воины, но соединяет их в композицию, которая не находит себе прямых аналогий. Когда эту икону, висевшую в 1842 году на стене секретарской комнаты Патриаршего дворца, где располагался Святейший синод, описывал в книге «Памятники московских древностей» И.М. Снегирев, ее сюжет он определил так: «христианское воинство под предводительством царя, перед ним Богоматерь на облаках»10
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Благословенно Воинство Небесного Царя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других