Автор надеется, что изложенный в данной книге материал окажется полезным широкому кругу читателей.В рамках понятия широкой инклюзии – психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся в условиях сельской школы искусств, базовые мотивации личности, оценка сформированности триединого универсального базиса цель-средство-результат и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся с ОВЗ в условиях сельской школы искусств предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. Основные теоретико-методологические подходы в психолого-педагогическом сопровождении одарённых обучающихся
§1.1 Концептуальные особенности феномена одаренности в современном образовании
Для понимания термина «сопровождение» обратимся к словарю Ожегова, — это значит «следовать вместе с кем—то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то». Ряд учёных исследовавших данное направление в науке уточнили и расширили данное понятие. Так петербургскими учеными Е. И. Казаковой и Л. М. Шипицыной
«сопровождение» понимается как помощь ребёнку в принятие решений в проблемных ситуациях, при этом ответственность за действия он несёт сам. М. Р. Битянова рассматривает « сопровождение» как систему профессиональной деятельности психолога, в которой он создаёт социально — психологические условия для успешного психологического развития и обучения ребёнка, в процессе школьного взаимодействия.
Психологу необходимо уделять внимание первоклассникам, поступившим на хореографическое и музыкальное отделения, также на отделение сольного пения и отделение изобразительного искусства, необходимо учесть и тот факт, что не всегда набор первоклассников ДШИ совпадает с поступлением в первый класс общеобразовательной школы.
Особого внимания требуют дети, у которых приход в первый класс ДШИ совпал с первым или пятым классом в общеобразовательной школе, т. к. адаптационный период неизбежен в каждом образовательном учреждении. Со стороны педагогов школы требуется особое внимание и педагогический такт, для того, чтобы исключить чрезмерную учебную нагрузку в первой четверти и не допустить снижение учебной мотивации таких учеников.
Исходя из особой образовательной потребности этих учеников, нам представляется целесообразным разработать комплекс мероприятий
направленных на успешное прохождение такими учащимися периода адаптации. Такая работа призвана улучшить взаимодействие педагогов и родителей нацеленное на оптимизацию образовательной среды для детей, как в школе, так и дома.
Весь коллектив школы искусств слаженно работает, создавая особую образовательную среду, обладающую развивающим потенциалом для детской одарённости. Однако в процессе работы с учащимися выявляется целый ряд трудностей, требующих психолого-педагогического сопровождения и особого индивидуального подхода преподавателей школы искусств. Так в процессе работы с учащимися часто возникает проблема с их техническим аппаратом т.е с руками, т.к. им присущ пониженный или повышенный мышечный тонус, возможные нарушения мелкой моторики — поэтому нам представляется целесообразным разработать блок занятий для коррекции таких состояний. Такая коррекционная работа потребует организации проведения цикла занятий на базе школы искусств, а также закрепительных упражнений дома. Педагогу-психологу целесообразно организовать просветительско — развивающую работу с родителями таких учеников, для обучения их необходимому комплексу упражнений и совместного с родителями определения траектории развития для их ребёнка. Педагогам по специальности (аккордеон, саксофон, труба, гитара, фортепиано, изобразительное искусство), также необходимо учитывать рекомендации психолога при организации образовательного маршрута для данных учащихся. Нам представляется возможным при помощи заявленных шагов создать особые образовательные условия для успешной учебной деятельности всех учащихся.
Рассмотрим основные методологические подходы в личностно ориентированном образовании. Методологический подход это
принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Основными методологическими подходами в педагогике являются: системный; личностный; деятельностный; полисубъектный (диалогический); аксиологический; культурологический; антропологический; этнопедагогический. Аксиологическая концепция личностного воспитания (И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов). Аксиологический (ценностный) подход является основой всех гуманистических концепций. В данной концепции он состоит в определении гуманистической направленности образования как социально целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, где человек выступает высшей ценностью.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Ориентируясь на личностно-ориентированный подход современных учёных, мы уделяем внимание следующим концепциям: так Бондаревская Е. В. пишет о важности принципа культуросообразности, природосообразности и индивидуально — творческого подхода в современном образовании;
Газман О. С. отмечает важность эмпатии, сопереживания, педагогической поддержки к субъектам образовательного процесса;
Кульневич С. В. пишет о само организуемой педагогической деятельности, которая обращена к личностным структурам сознания учащихся, т.е.на его внутренние ресурсы личности — нелинейность, рефлексию, нестандартность. Данный подход означает ориентацию на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности и требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение и заботу. В рамках данного подхода предполагается опора на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность — основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость его реализации в педагогическом исследовании и практике,
т.к. этот подход непосредственно направленный на становление сознания человека и его личности в целом.
Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода.
Деятельность — это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Для осуществления преобразования человеку необходимо изменить идеальный образ своих действий, замысел деятельности.
В этой связи он использует особое средство — мышление, степень развития которого определяет степень благополучия и свободы человека.
Именно осознанное отношение к миру позволяет человеку реализовать свою функцию субъекта деятельности, активно преобразующего мир и себя на основе процессов овладения общечеловеческой культурой и культуросозидания, самоанализа результатов деятельности.
Преобразовательная деятельность включает как идеализацию, так и реализацию замысла, что является фактором развития рефлексивных способностей человека, направленных на самоанализ, самооценку, коррекцию деятельности, результатов собственного труда, взаимоотношений с окружающим социумом. Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования ребенка означает, что игра, учение, труд, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение
содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения.
Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во — вторых, становление его как творческой личности.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский (1824—1870 г.г.). В его понимании — это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это положение К. Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики. Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследования в области педагогики:
— образование — атрибут человеческого бытия (бытие человека рассматривается в образовании); цели и средства образования выводятся из сущности человека; расширение традиционных понятий такими категориями, как жизнь, свобода, смысл, творчество, событие, антропологическое пространство, антропологическое время, самостановление; использование антропологического подхода к преподаванию и изучению конкретных наук о человеке (история как историческая антропология, биология — биологическая антропология и т. д.);
условия и технологии воспитания и обучения задаются с антропологических позиций и направлены на становление родовых качеств личности воспитанника; природа воспитания диалогична; детство самоценно, ребенок
— ключ в познании человека.
Методологической основой нашего исследования являются фундаментальные положения и идеи философов, психологов и педагогов о развитии личностного потенциала обучающегося (Е. В. Бондаревская,
О. С. Газман, С. В. Кульневич и др.), о природе его творчества и творческих способностей, специальной (музыкальной) и профессиональной одарённости (Э. А. Абдуллин, Д. Б. Богоявленская, Г. А. Глотова, Д. К. Кирнарская, М. А. Кононенко, О. В. Ощепкова, С. Л. Рубинштейн, М. Т. Таллибулина, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, Е. П. Ильин, Ю.А.Цагарелли).
Говоря о видах одарённости Е. П. Ильин, пишет, что «Штерн (1900) различал два вида одаренности — реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития. Что мы имеем в виду, когда называем ребенка или подростка одаренным? Этот термин когда-то использовался только по отношению к детям лонгитюдного исследования Термана с IQ, равным 140 или выше. Однако современные определения одаренности более широки, и теперь одаренными считаются не только люди с высоким IQ, но и обладающие исключительным талантом в отдельных областях, таких как музыка, искусство, литература или наука (Winner, 2000). /Шэффер Д., 2003, с. 494. /
И. П. Павлов выделял два типа людей — «художников» и «мыслителей».
Первые отличаются преобладанием наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно-логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано, что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» — левое полушарие. Отсюда: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие — в науке и изобретательстве. В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:
— общая интеллектуальная;
— специфическая академическая;
— творческая: художественное и исполнительское искусство;
— психомоторная;
— лидерская;
— социальная.
Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя ее «художественной» одаренности».
В нашем исследовании мы уделим внимание исполнительскому искусству. Таллибулина М. Т. доктор психологических наук, Пермский государственный университет, отмечает, что « Изучение психологических основ одарённости не является сугубо академической задачей. Сведения о природе этого уникального человеческого качества необходимы для разработки адекватных и надёжных средств диагностики проявлений одарённости, а также программ содействия развитию потенциала одарённости. Именно острота практического запроса заставляет нас
возвращаться к пересмотру традиционных подходов к пониманию этого феномена/ 2008г.ж-л «Музыкальная психология и психотерапия» №5 стр.74/ Далее рассмотрим выявление признаков музыкальной одарённости в поведении и деятельности детей (Таллибулина М. Т. — методы выявления муз. одарённости). Одарённые дети с самого раннего возраста отличаются повышенным любопытством к любым звучащим объектам их тембров: младенец затихает при звуках музыки, у него на лице появляется улыбка, если мелодия нравится, он активно «гулит», как бы подпевая (Белова Е. С.
1998 г.) — в 2—3 года они хорошо различают все мелодии, которые слышат. К 2-м годам точно интонируют. Узнав названия нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают, рано и свободно читают ноты с листа, чтение
отличается осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми, нюансировкой в исполнении. — рано определяются в своих музыкальных предпочтениях. — одарённые дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими.
— к 4-м годам такие дети зачастую играют по слуху с гармонизацией. — для всех музыкально одарённых детей в возрасте около 5-ти лет характерно стремление воспроизводить на инструменте всё слышимое. — с 4-5-ти лет у них наблюдается склонность импровизировать за инструментом. Вскоре после начала систематических занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.
У таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не замечая общепринятых правил.
— к 9—10 годам одарённые дети (в отличие от других детей) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования. —
примерно к этому же возрасту, они отдают себе отчёт в недостатках или негативных сторонах собственного музыкального дарования.
(Старчеус М. С. 1996 г.)
— очень часто проявление способностей и одарённости появляется сравнительно поздно, но в дальнейшем достигают исключительно высокого развития (Теплов Б. М. 1997 г.)
— поэтому достоверно судить об одарённости можно лишь по результатам обучения, только в процессе занятий можно выявить одарённость, которая определяется как «как более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления». (Лейтис Н. С. 1996 г.).
— у детей с ранним и ярким развитием способностей редко можно наблюдать неразрывную связь одарённости и личности. (Старчеус М. С. 1996 г.).
— хотя, несомненно, что одарённость-это и особый склад личности. (Лейтес Н. С. 1996 г.).
— вероятно, вышеуказанный факт-одна из причин того, что на основе детской одарённости невозможно прогнозировать соответствующее будущее ребёнка (Кирнарская Д. К. 1988 г.).
Поэтому большую роль в выявлении музыкального дарования могут сыграть учителя. Для выявления и первичной диагностики музыкально одарённых школьников психологами разработана анкета /приведена в приложении/для определения степени и характера одарённости ребёнка при помощи педагогов.
В настоящие время существуют различные точки зрения на природу и специфику музыкального развития ребёнка. Согласно одной из них по мере общего созревания организма становится возможным и музыкальное развитие.
Таким образом, сензитивные периоды в развитии музыкальности обуславливаются динамикой созревания центральной нервной системы, формированием органов слуха, движения, структуры эмоциональной саморегуляции и интеллекта.
Общая длительность музыкальной сензитивности примерно от 2—2,5 лет до 11—13 лет (по данным Старчеус М. С.).
Для работы по выявлению музыкальной одарённости, полезно использовать анкету для педагогов «Оценка музыкальной одарённости для детей младшего школьного возраста» (1) и анкету для педагогов «Оценка музыкальной одарённости для детей старшего школьного возраста» (2), а так же «Биографическое исследование» анкета для родителей (3), разработанные ТаллибулинойТ. М./смотри в приложении/.
Полученные таким образом сведения позволяют получить достаточно развёрнутую информацию о музыкальной одарённости ребёнка, такая совместная работа педагога психолога и родителей помогает родителям осознать и тонко прочувствовать уникальность ребёнка, понять насколько бережного отношения требуют музыкальные способности. Далее, мы думаем, будет полезно рассмотреть схему возрастной периодизации формирования задатков.
Схема возрастной периодизации формирования задатков. Задатки к практической и художественно-эстетической деятельности наиболее интенсивно формируются в дошкольном возрасте.
С 2-х-до 5—6 лет — к практической деятельности. с 4-х 4,6 лет-до 6—7 лет — к художественно-эстетической деятельности при правильно организованном воспитании и обучении особенности ребёнка могут привести к развитию одарённости в ремёслах, спорте, хореографии, изобразительном искусстве и музыке.
В младшем школьном возрасте формируются задатки к познавательной и коммуникативной деятельности.
От 7—8 лет-до 11—12 лет — интеллектуальная и лидерская одарённость, сценическая и литературно-поэтическая одарённость.
самой последней развивается духовно-ценностная одарённость, которая требует определённого уровня личностного развития человека. Она может появиться (но не обязательно) только у тех людей, которые уже проявляют ярко какой-либо подвид специальной одарённости.
(по Науменко Ю. В. кандидат пед. наук)
Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, получаемая через слуховые рецепторы, оказывается, зачастую, наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению чётких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущения бывают различны.
Возможные реакции на звуки музыки
Одна из причин того, что звук влияет на чувства, заключается в непосредственной взаимосвязи слуховых каналов через таламус (входит в
состав промежуточного мозга) и гипоталамус с лимбической системой,
«центром чувств» нашего мозга.
В исследованиях, посвященных изучению воздействия различных раздражителей на органы чувств, было выявлено, что наиболее сильное воздействие на эмоции оказывают звуковые раздражения.
Кроме того, оказалось, что период адаптации к звуковым раздражениям намного длиннее, чем к оптическим или тактильным.
«Функциональная музыка» — воздействие на человека только музыкой без психотерапевтического вмешательства, определяется как музыкальное Воздействие на человека средств музыкальной выразительности представляет собой комплекс важнейших физиологических реакций людей, проявляющихся во время прослушивания музыки и возникающих на подсознательном уровне.
Средства музыкальной выразительности, одинаковы для музыки любого времени и стиля, перечислим основные из них: метроритм и темп, то есть протяжённость во времени, динамика, или громкость звучания, лад и мелодия, форма.
Связь параметров темпа и лада с характером музыки (по Петрушину В. И.)
Ю. А. Афонькина кандидат психологических наук в « Справочнике педагога психолога школы» рассматривает основные понятия теории одарённости: — одарённость-это системное, развивающиеся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения более высоких/необычных, незаурядных/ результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
— одарённый ребёнок-это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями / или имеет внутренние предпосылки для таких достижений/ в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одарённой личности относят такие её качества, как увлечённость
/мотивированность/ деятельностью и креативность выполняемых действий;
— талант — одарённость не может сводится только к критерию достижений, которые ребёнок имеет в каких — либо видах деятельности, важен так же психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию
«талант», с этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определённой деятельности;
своеобразие динамики формирования детской одарённости — нередко проявляется в виде неравномерности /рассогласованности/ психического развития, т.е. высокий уровень развития специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием письменной или устной речи и др., таким образом по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим — как отстающий в развитии.
§1.2 Взгляды зарубежных учёных на детскую одарённость
Близкие нам взгляды современных зарубежных учёных на важность работы с одарёнными детьми были декларированы на Всероссийском образовательном форуме с международным участием « Международный диалог: инклюзия через всю жизнь» прошедшем 13—15 ноября 2018г. в Ростове-на — Дону/Иберо-американское сообщество — особая межрегиональная общность наций, связанных между собой историческими, религиозными, культурными и языковыми узами и взаимодействующих в экономической, политической и культурной областях. В Иберо — американскую конференцию входят: Андорра, Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала,
Гондурас, Доминиканская Республика, Испания, Колумбия, Коста-Рика,
Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Сальвадор, Уругвай, Чили и Эквадор. Статус ассоциированных членов получили в
2009 г. Филиппины и Экваториальная Гвинея. Восточный Тимор, где португальский язык укрепился после 2002 г., и Белиз, где все больше преобладает испанский язык, несмотря на то что исторически был английской колонией, также подали заявки на вступление в сообщество. Среди проявивших свой интерес к саммиту также Марокко, Западная Сахара, Ангола./
Так заместитель декана по профессиональному образованию Факультета дошкольного и начального образования Университета педагогических наук
«Энрике Хосе Варона» Дианелис Альварес Бонет/Куба/ в своём докладе «О подготовке специалистов по работе обучающимися с ОВЗ в области высшего образования» отметил, что талантливые дети с ОВЗ должны иметь возможность заниматься искусством.
Нам также представляется очень важным для полноценного становления личности, стремление человека реализовать свои возможности в области искусства, тем более, если обучающийся имеет особенности в здоровье.
Занятие искусством активизирует порой скрытые резервы организма человека, способствует пробуждению праксических чувств, дарит мгновения наслаждения прекрасным, учит видеть красоту и гармонию мира. А при умелой организации учебного процесса в школе искусств, позволяет такому ребёнку познать радость самореализации и веры в собственные силы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогическое сопровождение одарённых обучающихся с ОВЗ в условиях сельской школы искусств предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других