Экономическое наследие Великого Новгорода

Татьяна Николаевна Малькова, 2018

Экономическая история Великого Новгорода раскрывается на основе анализа документов-подлинников. Она охватывает общеэкономическое и бухгалтерское наследие, достоверно освещает особенности экономики, торговли, монетного обращения, учета операций и расчетов Великого Новгорода. Его история означает историческую альтернативу в варианте демократической организации российской товарной экономики. В Приложении приведены новгородские берестяные грамоты с сохранением исходных особенностей, снабженные переводом, комментарием и изображением-прорисовкой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическое наследие Великого Новгорода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Экономика Великого Новгорода

2.1. Как жили в Новгороде

Новгород впервые упомянут в Летописи 859 г., когда он входил в состав Киевской Руси, и был вторым по значению городом. Найденные в р. Луга остатки древнего судна относят его заселение к VI–V в. до н. э..[58] Погребения Сунгирьской стоянки (30 тыс. лет до н. э., окраина г. Владимира) позволяют предполагать намного более раннее освоение этой территории народом с индоевропейскими культурными традициями (рис. 22).

1

2

3

Рис. 22. Сунгирьская стоянка (окраина г. Владимира, 30 тыс. лет до н. э.):[59] 22.1. Погребение индоевропейского, предположительно, жреца; 22.2. Погребение подростков; 22.3. Лошадка (жеребая?) на пластинке из бивня мамонта с отверстием для ношения на шнурке (из погребения подростков).

Постепенно по берегам Волхова сформировалось три поселка из разных племен: на правом берегу — словене, на левом — кривичи и нерева. Словене и кривичи были славянскими племенами с юга,[60] а нерева — угрофинским с берегов Нарвы. Славенский и Неревскийконцы (районы) Новгорода зафиксировали в своих названиях то время. На территории более позднего Загородского конца было древнее капище с жертвоприношениями Велесу. Позднее на этом месте была возведена церковь св. Власия (1407 г.). Рядом с Новгородом затем появились Любша (720–730 гг.) и Ладога (750–753 гг.).

Балтийские связи Новгорода берут начало с VIII в. Скандинавский слой в Новгороде и на Руси связан с именем Рюрика (Рёрик, Рорик) из южно-балтийских славян — реальным лицом, но исторически искаженным.[61] Он был приглашен с дружиной в 862 г. княжить в Ладогу в связи с взаимными претензиями князей, и на княжение имел формальное право.[62] По преданию Рюрик с дружиной поселился в Городище (3 км выше Новгорода, на правом берегу р. Волхов, позже — Рюриково Городище) в 859 г. (возможно, раньше), из которого Рюрик контролировал Греческий путь, и которое стало предшественником Новгорода. Но Ладога и Городище были пунктами одного пути, и Рюрик присутствовал в обоих. Рюриково Городище длительное время было резиденцией новгородских князей.

Предложение из Ладоги для Рюрика было для него своевременным, и не исключено, что по его собственной инициативе, так как в Ладоге у него было материнское наследство. Отказ от наследственных прав в то время считался позором, независимо от причины. Кроме того, варяги вербовались в наемные войска — сначала Византией, а затем Киевом и Новгородом. Это была обычная практика того времени, но варяги приносили и неудобства. Так, в 980 г. в Киеве варяжский корпус потребовал у кн. Владимира в оплату своих услуг по две гривны за каждого жителя[63] (обычная плата в Западной Европе). Он оставил самых надежных, остальных передал в Константинополь с письмом к имп. Василию II в соответствии с договором 943 / 944 г., чтобы их держать порознь, не в граде, и не впускать обратно в Константинополь.[64] В 987 г. переданные варяги составили в Константинополе"варяжский корпус".

Рюрик встретил в Новгороде враждебный прием, но подавил сопротивление (того же лета избежаша от Рюрика из Новагорода в Киев много новгородцких мужей), убив на поединке Вадима Храброго (сын старшей дочери Гостомысла, т. е. племянник Рюрика по материнской линии). Так была основана династия рюриков. Официальное летописное объяснение состояло в призвании русами Рюрика на княжение (земля наша велика и обильна, а ряду в ней нет; но ряд обозначал также договор, соглашение, а не только порядок — Т.М.). Оно было составлено много позже — в XI в. для описания событий IX в. в контексте легитимного обоснования генеалогии военной правящей знати. В результате произошла трансформация героя локального дружинного эпоса в основателя династии.[65]

Наименование Новгорода (Новегород, Новугород) связано с возведением в X в. крепости как северного форпоста Киевской Руси: на весну же Володимир заложи Новгород и сдела его.[66] Крепость построили на территории древнего языческого кладбища (буевище), где собирался совет старейшин и совершались вечевые сходки — культ предков в языческой религии был почитаем. Крепость на Руси имела название детинца (этимология многозначна, и не исключена языческая ритуальная версия — Т.М.), затем кремля. Постепенно название крепости перешло на весь город. Но северная часть новгородского кремля и поныне иногда называется Буевищем.

Ежегодная дань Новгорода Киеву (метрополии) в XI в. составляла 3 тысячи гривен серебром, которые собирал кн. Ярослав (сын кн. Владимира, позже известный в историографии как кн. Ярослав Мудрый) как полюдье в своей резиденции на Торговой стороне у р. Волхов, под названием Ярославово дворище. Из 3 тысячгривен на содержание войска удерживалась 1 тысяча, а 2 тысячи переводились в Киев как урок. Затем он решил отказаться от урока, в ответ на что его отец кн. Владимир приказал расчистить дорогу до Новгорода для военного наступления, но заболел и умер (был убит?), а кн. Ярослав нанял варягов, после чего платежи с 1019 г. стали составлять 300 гривен.[67] После захвата Киева кн. Ярославом поддержавшаяего новгородская дружина получила награды по 10 гривен серебра, а Новгород — закон, известный как Русская Правда с перечнем обязательств перед Новгородом (1015 г.). Дополнением к нему были Устав о мостовых (Устав мостником неясного назначения) и Положение о сборщиках штрафов (Покон вирный).

Освоение территорий, связи с мировой торговлей, законодательное регулирование расчетов, престижный спрос состоятельных людей стимулировал развитие экономики. Жизнь новгородцев (новгородци) была обеспеченной, но сложной, опасной, с интригами, восстаниями, стихийными разграблениями и вечевыми организованными разделами имущества осужденных на вече состоятельных людей.

В Новгороде разводились вишневые, сливовые, яблоневые сады (обнаружено несколько десятков пней в шахматном порядке на территории Десятинного монастыря, XII в., но яблони были дикими), перед домами выращивались кусты роз (XII в.), малины, черной смородины.

Женщины имели имущественные права (на приданое, долги, развод); вели хозяйство (осталось много шиферных именных пряслиц для прядения); вышивали жемчугом, шелком и шерстью (роль вышивки на Руси была велика в связи с недостатком драгоценных металлов); любили духи (вони добрые), ароматное мыло (мыло бургальское), ювелирные украшения,[68] и вообще, следили за собой (найдены художественно оформленные ногтечистки); могли самостоятельно торговать и брать займы, что видно по берестяным грамотам. Имущество новгородских женщин, полученное в качестве приданого, было юридически независимым, при распределении наследства охранялось законодательно (вдовья доля) и распределялось только по их завещаниям (знатьбы). Но женитьба на робе, холопке делала мужчину также холопом.

Новгородцы пользовались мебелью и резной посудой, украшали быт (найдена костяная накладка парижской работы с частью композиции, известной под названием"Штурм замка любви"), проявляли интерес к экзотическим животным (в слое XIII в. найдена захороненная обезьянка). Жители писали письма на бересте — любовные, с брачными предложениями, отказами от них, брачными услугами и требованием их оплаты, с упреками, конфликтами, ссорами. Они донесли до нас фразы: поклон (от такого-то к такому-то); и покланяю ти си (и кланяюсь); въспиши жь ми (напиши мне в ответ); кольцо ее верну, а свое возьму (отказ от брачного намерения); а кодь ти мне хльбь то и тобе (а где мне хлеб, там и тебе); а до моего живота пособьникъ, есмь тобе за твое добро (а я до конца жизни буду тебе помощник за твое добро); а я ему не дълъжьне ничимъ же, и молю ва ся (а я ему ничего не должен, прошу же вас); и в том бог волен, да и ты с солью[69] и с деньгами.

Мужчины делали ремесленные изделия обширного ассортимента, торговали, брали займы, возводили церкви, терема, дома, сооружали мостовые. Строения в Новгороде возводились на свайных фундаментах (истъбы на стульях)[70] из-за сложного грунта; для работы использовались железные топоры, пилы, рубанки с железным лезвием (рис. 23).

1

2

Рис. 23. Великий Новгород. Строительные и сельские работы: 23.1. Заготовка леса для строительства, расчистка территории для земледелия, посев; 23.2. Возведение Новгорода. [Летописная миниатюра].

Неровности грунта засыпались щепой. Для крепости дерево превращали в топляк (вымачивали в воде), а для сохранности от потемнения здания белились известью. Древнерусские города были белыми: уболены яко сыр (белые как творог). Началу строительства предшествовала братчина (пир-складчина), после чего приносилась жертва петухом / мелким животным. Между домами прокладывались надежные мостовые с сооружением дренажных систем для отвода воды, за которыми следила кончанская (районная) администрация, и ремонт которых финансировался за счет мостового сбора, который собирался мостниками. Ширина улиц не превышала 6 метров. Финансирование дорожного строительства осуществлялось за счет налога с торгового оборота (осмничее), который собирали осменники. Налог платили торговцы, разместившие свои лавки на Торгу, Великом мосту и вдоль главных городских улиц (рис. 24).

Рис. 24. Великий Новгород. Великая улица: на переднем плане — настил мостовой 20 яруса, на заднем — настил мостовой 11 яруса.

Архитектура деревянных строений включала по традиции резные элементы с языческими сюжетами. В окна вставлялась слюда. На улицу выходила глухая стена. Помещения закрывались на замки разных и сложных конструкций. Усадьбы делились внутренними частоколами на части — полудворы. Это название зафиксированодаже много позже в Писцовых книгах XVI в. Частоколы возникали и исчезали в зависимости от целей — сдача в аренду ремесленникам, разделение семей. Для вина (медове) предназначались подвалы (медуши). Совместные решения князя и дружины принимались на пирах. В Новгородебыла тюрьма (ее остатки известны от XI в.).

Детям с 6–7 лет давалось образование (от начала XIII в. известносвыше 10 детских грамот с алфавитом, текстами и рисунками). Обучающие материалы содержали задачи на коммерческие расчеты, учет, делопроизводство, с применением стандартных формул документов, что видно по грамотам мальчика Онфима и еще одного мальчика (его имя неизвестно): на домире взяти доложзиве (на Дмитре взять, доложив: в контексте учета расчетов) [НБГ 202; XIII в.]; г(оспод)и, помози рабу своему Онфиму (аналог подписи) [НБГ 203; XIII в.]. В обучении сначала использовались восковые церы, а затем уже береста, так как записи на ней требовали значительного физического усилия. Азбуки писались на досках из дерева (рис. 6.2). Кн. Ярослав Мудрый приказал обучить 300 новгородских мальчиков (девочки обучались дома), о чем сообщает летопись 1030 г.: прииде к Новугороду, собра от старост и поповых детей 300 учити книгам.[71]

В Новгороде жили разнообразной жизнью: развлекались представлениями скоморохов (остались их раскрашенные цветные кожаные маски — скураты, хари), играми в мяч, шахматы (сохранились кожаные мячи и шахматные фигуры — рис. 25) и на музыкальных инструментах (гусленоехудожество — найдены гусли (рис. 13)). Это был наиболее любимый инструмент. Самый древний из найденных с пятью струнами относится к середине XI в. Но были и с шестью, и с девятью струнами. Размеры гуслей составляли от 36 до 85 см.

1

2

3

4

Рис. 25. Великий Новгород (из раскопок XII–XV вв.): 25.1. Шахматы (высота от 2 до 5 см; изготавливались из дерева, кости, камня); 25.2. Маска скомороха (цветная) и мячи (кожаные); 25.3. Игральная кость (жеребей, кость, высота грани 1 см); 25.4. Коньки с отверстиями для крепления к обуви (21 см; 24 см).

Новгородцы предавались азартным играм: игральные кости найдены в раскопках жилищ (воспроизводят изображение жеребья в миниатюре выбора жертвы кн. Владимиром, рис. 16). Они любили дорогую одежду из бархата, парчи, шелка (паволокы), меха (шубы и кожухи);кожаную обувь (в раскопках отсутствуют лапти): сапоги (включая модельные из тисненной и расшитой кожи) и туфли (поршни). Женщины имели склонность к ювелирным украшениям (колты / усерязи, бармы, рясны), варианты которых зависели от социального положения (рис. 26). Найдена итальянская камея XIII в. с изображением мадонны.

1

2

3

Рис. 26. Великий Новгород. Ювелирные изделия:26.1. Колт (усерязь; конец XII в.; сюжет: две птицы, обращенные к древу жизни; свинцово-оловянистый сплав, литье; диаметр 4 см); Старая Русса: 26.2. Ожерелье (бармы;XII в.; серебро, позолота, литье, чеканка, резьба; диаметр 7, 5 см; найден в составе клада); 26.3. Новгородская область. Клад ювелирных украшений и монет (X–XI вв.; серебро, позолота, скань, зернь; — общий вес — около 800 г.).

Новгородцылюбили заморские фрукты, пряности, византийское (ромейское) вино и местную медовуху (медове).[72] Вино для подачи на стол наливалось в скобкарь — деревянный жбан ладьевидной формы с двумя ручками. Даже деревенские жители украшали одежду шелком. Все использовали гребни (кость, кавказский самшит: найдено много хорошо сохранившихся гребней с именами). И все чрезвычайно любили орехи (миндаль, грецкие, кедровые и местные лесные, скорлупа которых в раскопках образует иногда сплошной слой).

Новгородцы заботились о детях (разнообразные деревянные и керамические игрушки присутствуют во всех слоях), обучали их грамоте, составляли завещания с описью имущества. Завещанию предшествовал черновик, после чего оно переписывалось на пергамент, опечатывалось и регистрировалось в канцелярии посадника Новгорода. Таких завещаний дошло около 30.

Новгородцы пользовались лыжами (из дерева); коньками (из лошадиных берцовых костей, поэтому — коньки); чемоданами (тоболец); кожаными кошельками (гомонец, гомонок, найденный в слое XI в. имеет диаметр 7 см (рис. 55.2), в нем были весы с набором гирек-разновесов для взвешивания монет); банными средиземноморскими губками; коромыслами и ушатами из кавказского тисса.

Они строили деревянные резные терема и дома попроще, которые имели ледники в погребах для хранения запасов. Пищу готовили в клепаных котлах и сковородах. Последние делались с шарообразным дном, диаметром 150–300 мм и поэтому быстро изнашивались. В раскопках их найдено чрезвычайно много. Для работы в усадьбах нанимались слуги (паробки).

Новгородцы ходили в церкви (при этом не забывая о языческих обрядах), носили обереги (рис. 27): крестики и каменные иконки в металлических окладах / на шнурках (гайтаны), языческие амулеты — "шумящие подвески", прикрепляемые к поясу или одежде; нашивные пластины; топорики; стрелки громные (рис. 14).[73] Интересной деталью являются надписи-граффити на стенах храмов о текущих событиях, что подтверждается раскопками церкви Благовещения на Рюриковом Городище в слое XII в.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическое наследие Великого Новгорода предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

58

Изображение семьи нагих древних ладожан в музее старой Ладоги приводит в недоумение и совершенно не соответствует действительности.

59

Погребение жреца было найдено в 1964 г. (арх. О. Н. Бадер): браслеты и ряды бус (свыше 3,5 тыс. бусин) выполнены из бивня мамонта, с использованием технологии выпрямления бивня и техники сверления бусин (их размер — менее 0,5 см, нашивались на одежду) каменными инструментами (предполагается, что «ювелирами» были женщины); возраст жреца — 55–57 лет, рост 176–177 см, европеоид. В верхнем слое — скелеты двух жертв. Подростки (девочка 9-10 лет и мальчик 12–13 лет) найдены в 1969 г., европеоиды, погребены в одну линию, головами друг к другу в противоположных направлениях; кроме украшений (их одежда также расшита тысячами бусинок), с ними были положены копья из бивня мамонта, скульптурные изображения мамонта и лошадок на пластинках из бивня мамонта с отверстиями для ношения на шнурке. Экспонаты находятся в Государственном историческом музее (Москва). Продолжатель раскопок — Н. О. Бадер. См. также: Гос. объединенный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

60

По преданию два племенных вождя Словен и Рус и их сестра Ильмера пошли искать новые земли, направляясь от берегов Черного моря на север. Через 40 лет (версия — через 14 лет) они добрались до реки Мутной, т. е. до р. Волхов (версия — оз. Мойско, т. е. оз. Ильмень) и заложили города: Словенск (совр. Великий Новгород) и Роуса (совр. Старая Русса). Это предание зафиксировало передвижения индоарийских племен.

61

Братья Рюрика — Синеус и Трувор — признаются вымышленными лицами, так как их имена появились из неправильного перевода со шведского: sinehus — "свой род"; thruvaring — "верная дружина"[Б. А. Рыбаков Киевская Русь, с. 298]; [Е. А. Мельникова. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской и историографической традиции, с. 157]. Версия: индоевропейское происхождение имен: Рюрик — старший брат (от: арий), Синеус — отличительный признак (синиеусы), Трувор — третий. Историками отмечается также европейское единство сюжетов о трех братьях, приглашаемых на княжение в другую страну. Версия: оба брата умерли, и Рюрик наследовал их земли.

62

Рюрик был внуком новгородского кн. Гостомысла, не оставившего сыновей-наследников, от его дочери Умилы и Хальвдана, и дед которого датский конунг Харальд одно время скрывался в Ладоге и, вообще, в Гардарике (Гардарика, Гарды — скандинавские названия Древней Руси).

63

Варяжская дань составляла 300 гривен в год, т. е. около 75 марок, что было символической суммой [Г. С. Лебедев. Эпоха викингов, с. 256].

64

В. Т. Пашуто. Международное значение Древней Руси, с. 53.

65

Е. А. Мельникова. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской и историографической традиции, с. 159.

66

Владимир был князем в Новгороде (970–988 гг.), т. к. законные сыновья кн. Святослава отказалиськняжить в Новгороде. Кн. Владимир был побочным сыном (робичич) кн. Святослава от Малуши, сестры Добрыни, происхождением из г. Любеч на Днепре. Оба были рабами (холопы) в результате завоевания г. Любеча, но сделали карьеру при Киевском дворе: Добрыня стал воспитателем кн. Владимира и позже боярином, Малуша (Малка) — ключницей при кн. Ольге (милостнице Ольжины, ее доверенное лицо в ранге хранителя княжеского имущества); милостники — княжеские слуги (нередко из рабов), будущие дворяне (в Западной Европе — министериалы).

67

Кн. Ярослав был женат на дочери норвежского короля Олафа и поэтому известен также как конунг Ярислейф (Ярицлейф). 10-летняя война восьми сыновей кн. Ярослава, который ввел семейную административную систему и разделил государство на княжества по сыновьям, вынуждает усомниться в его мудрости. Есть мнение, что кн. Ярослав приобрел эпитет мудрый у историков в XIX в., но в действительности он был расчетливым, коварным и погубил всех своих братьев (умер в 75 лет (1054 г.). Был князем в Новгороде (1010–1034 гг.).

68

Сказ"Аленький цветочек", записанный С. Т. Аксаковым является иллюстрацией к импортной русской торговле: венец золота аравийского с каменьями самоцветными, тувалет из хрусталю восточного, аленький цветочек (роза, тюльпан?), парча золотая и серебряная, жемчуг бурмицкий, мраморные лестницы, фонтаны, зеркала, слоновая и мамонтовая кость, яхонты, золотая червонная посуда, одежда златокованая, птицы невиданные, непривычного вида животные и люди, записи заручные (документы? — Т.М.), письмо с печатью. Вероятно, сказ в фольклорной передаче неоднократно модернизировался, расширяя обстоятельства и перечень товаров (настенные часы, малахит).

69

Соль во внутренней средневековой торговле всех европейских стран всегда имела приоритет и высокую стоимость как товар первой необходимости (производн.: sale, солдат, Зальцбург — центр средневековой торговли солью).

70

Из фольклора известны избы на курьих ножках.

71

В XII в. по инициативе сестры кн. Владимира Мономаха при одном из киевских монастырей была учреждена школа для девушек [Б. А. Рыбаков. Киевская Русь и русские княжества, с. 580].

72

В летописях и берестяных грамотах отсутствует информация о водке. Первый самогонный аппарат появился в Болгарии в IX в., водка в Западной Европе — в 1289 г., на Руси — в 1389 г.

73

Изображения славянских оберегов: Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси, с. 540, 541, 549, 551.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я