Горы и Люди. Япония

Татьяна Нарцис

Эта книга расскажет о нашем путешествии на 11 дней в Японию. Мы смогли увидеть, как живут люди за пределами мегаполиса и в большом городе. Я хочу пригласить вас побродить со мной по улицам, исследовать магазины, посмотреть на Японию изнутри. Это будет наше совместное путешествие на другой край Земли. Устраивайтесь поудобнее и переворачивайте страницу.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Горы и Люди. Япония предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Россия

Глава 1. Начало моей истории

День 0. Москва — Токио.

Утро. Кофе. Все как обычно.

Ко мне ещё не пришло осознание, что вечером я буду уже в самолете — мы будем мчаться навстречу мечте.

В школе я увлеклась японской анимацией и культурой Японии. Как-то раз даже сделала презентацию на более чем сто слайдов — это было домашнее задание. Так давно я хотела поехать в страну восходящего солнца. Наверное, как и многие подростки.

С возрастом это увлечение перешло в стадию бессрочно отложенной мечты. Я выросла, начала работать. Годы проходили, а я лелеяла эту идею — однажды, обязательно!

Полтора года назад я стала больше общаться с бывшей однокурсницей по колледжу. Нас объединяли интерес к Японии и желание побывать там. И вот спустя пару месяцев мы не заметили, как стали обсуждать возможность поехать в эту страну. Это был шанс осуществить мечту! И вот, вспыхнув словно свечки, загорелись этой идеей. Раньше меня тормозила неуверенность в себе и своих силах, но сейчас эта поездка казалась более реальной. Нас сблизило частое общение, и вот в один день Юля произнесла это вслух: «Давай поедем в Японию?»

Так началось наше путешествие.

Сомнения все еще одолевали меня, но потихоньку я готовилась — просматривала сайты о Японии, сравнивала цены на номера в отелях. В это же время я познакомилась с Маргаритой — она вела группу в социальной сети и свой видео канал. Маргарита очень много рассказывала о разных городах, о ценах, помогала мне собирать необходимую информацию. Я делала подсчеты, смотрела сколько денег понадобится. Родные поддержали меня — ты должна поехать, ты так долго хотела этого! И, знаете, да, я стала готовиться к поездке всерьез. Стала учить японский язык, читать разные статьи, копить деньги.

Я несколько раз пересматривала маршрут. Его очень сложно составлять, не имея представления о том, что тебя ждет впереди. Это была моя первая самостоятельная поездка заграницу. В 2018 году, когда появилась эта идея, мы рассматривали вариант посещения пяти городов за семь дней. Понимаете, какое это безумие?

Если вы планируете составлять маршрут самостоятельно, то в первую очередь стоит отталкиваться от своих физических возможностей. Ведь путешествовать нужно с удовольствием!

В итоге мы остановились на трех городах, которые успеем увидеть за одиннадцать дней. До этого момента мне казалось, что все рухнет в последний миг. Это не может быть правдой. Отслеживая цены на туры в Японию еще со времен школы, я никогда не думала, что смогу накопить достаточно, чтобы реализовать свою мечту. Это странное ощущение, когда то, чего ты так долго хотел, начинает превращаться в реальность. Мне было радостно от ожидания поездки. И страшно — вдруг что-то пойдет не так?

Первым, что встряхнуло меня, вырвав из мрачных мыслей, было приобретение билетов на самолет. Я помню, как мы радовались — это был первый шаг на нашем пути. Позже, весной, когда все брони были уже на руках, я часто рассматривала их. Все было готово, и мы предвкушали наступление отпуска. После получения визы, время замедлилось. Дни будто стали длиннее, задерживая меня, а я не могла дождаться дня вылета.

Но вернемся на год назад. Я хочу рассказать о самой подготовке подробнее. Финансово нам было намного легче оплачивать билеты и отели поэтапно. По моему опыту цены будут ниже, если выкупать билеты и отели как только появляются нужные вам открытые даты. К тому же я люблю все делать заранее, не откладывая важные вещи на последний момент.

Наша поездка была назначена на октябрь 2019 года. 15 октября мы планировали вылететь в Токио, а 27 октября вернуться домой. Так началась подготовка к нашему захватывающему путешествию.

Ноябрь 2018-го прошел за каждодневными проверками — появились ли билеты на нужные нам даты. Зайдя на сайт авиакомпании в начале декабря я, наконец, увидела их. В тот же день мы организовали покупку. Это было целым событием — мои первые билеты на самолет! И к тому же — в Японию! Поэтому почти за год мы приобрели авиабилеты эконом класса туда и обратно. Они обошлись нам примерно в 35.000 рублей на человека.

Следующим шагом было бронирование номеров в отелях в двух городах весной 2019 года. Я боялась, что не смогу найти подходящие. Но мои опасения оказались ни к чему — все получилось! Оба отеля — и в Токио, и в Мотохаконе — запрашивали оплату по факту заезда, но нам хотелось оплатить все заранее. Номер в Токио я оплатила с помощью международной платежной онлайн системы не выходя из дома. А вот отель в Мотохаконе пришлось оплачивать через центральный офис моего банка.

Дальше, в сентябре, нас ждало оформление визы. Она выдается на определенный срок. Поскольку у меня и у Юли это была первая поездка в Японию, мы решили заказать оформление визы в туристической фирме. Визу делали не больше недели. Также, вы можете подать заявление самостоятельно, собрав все необходимые документы. Вам понадобятся справки, подтверждающие, что у вас есть постоянное место работы и финансовая поддержка.

Много времени я потратила на переживания по поводу погоды в Токио и Мотохаконе. Прогнозы менялись день ото дня, и мы не знали, что из одежды лучше взять с собой.

К слову, вещи в поездку и чемодан тоже удобно покупать постепенно — так общая сумма не бьет по кошельку одним махом.

Готовясь к путешествию, я изучила много информации для туристов, чтобы понять, сколько денег уйдет на сувениры и еду. Стоимость проезда я рассчитывала с помощью онлайн карт — если выбрана поездка на общественном транспорте, карта пишет примерную стоимость билетов. Это очень удобно, поэтому в свободное время я развлекалась, изучая разные маршруты и способы передвижения по ним.

За месяц до отъезда я разменяла рубли на иены в отделении моего банка. На момент обмена 100 иен стоили 68 рублей. Я взяла бумажные купюры, отказавшись от монет, о чем потом пожалела. На самом деле очень часто вам будут требоваться монетки по 100 и 500 иен, а также банкноты в 1.000 и 2.000 иен. Для крупных покупок можно взять купюры в 5.000 иен. Если вы хотели бы взять с собой банковскую карту — стоит уточнить в вашем банке возможность ее использования в Японии, а также нюансы, связанные с этим. Я рассчитывала на наличные деньги, поэтому не уточняла информацию по использованию банковской карты. Думаю, что оплата наличными проще, поскольку так ты сразу знаешь итоговую стоимость, которую необходимо внести в иенах, а вот при оплате картой итоговая цена может оказаться сюрпризом из-за конвертации валют. Однако, карту я брала с собой, но так ни разу ею не воспользовалась. Оплачивала все покупки наличными деньгами, но ситуации могут возникнуть разные.

Не забудьте за пару дней до отъезда оповестить ваш банк, в какие дни вы можете пользоваться своей картой в Японии. Это нужно, чтобы карту не заблокировали, посчитав ваши оплаты подозрительными. Деньги на карте, которую вы берете с собой, могут быть в рублях — при оплате товаров и услуг в Японии ваш банк автоматически сконвертирует рубли в доллары, а затем в иены. Однако, все зависит от курса доллара и иены на день покупки, поэтому стоимость может варьироваться — быть дороже или дешевле.

Самое сложное уже было позади. Пришло время сделать страховку для поездки. Её мы оформили за месяц до отъезда. Страховка на 14 дней обошлась нам примерно в 750 рублей.

Давайте посмотрим, что же из вещей нам может пригодиться.

Скорее всего билет позволит вам взять на борт самолета один чемодан и одну ручную кладь. Не забывайте о весе и габаритах! Не нужно брать с собой лишнее — накупив сувениров и новых вещей, вам понадобится место в чемодане.

Очень важно взять с собой маленькую сумку, в которую вы положите телефон, деньги и паспорт. Если её можно повесить через плечо или на шею, чтобы она была менее доступна для других людей — это будет идеально, поскольку так все самое необходимое будет находиться рядом, и сама сумка будет всегда у вас на виду.

В качестве ручной клади я брала рюкзак. В моей жизни — он незаменимый спутник. В него отправились книжка, чтобы не заскучать в самолете, подушка для шеи, и документы.

Не забудьте про аптечку. Я взяла с собой то, что посчитала необходимым: обезболивающее, лейкопластыри, таблетки от аллергии и для желудка, лекарство от простуды и мазь от боли в мышцах и суставах. Если вы постоянно пользуетесь определенными лекарствами по какой-либо причине, уточните нужно ли иметь при себе рецепт на них.

Помните про средства личной гигиены — зубную щетку, пасту, шампунь и другие средства. Не забудьте проверить заранее у авиаперевозчика, какое количество жидкостей можно провозить в багаже!

Собирая чемодан, я старалась подготовиться к почти любой ситуации.

Набор вещей в чемодане будет зависеть от местности, в которую вы едете, и от времени года, разумеется. Погода в Японии переменчивая, особенно в горах. Могу рассказать вам об осени — это дожди. Чтобы определить набор одежды в поездку, я отслеживала изменения погоды с августа. Первыми и без обсуждений в чемодан отправились зонтик и непромокаемые чехлы для обуви. Из верхней одежды я взяла с собой теплую длинную толстовку. Набор футболок и удобных штанов позволяли с комфортом изучать новые просторы в нашей поездке. А запасные кроссовки внушали уверенность, что мне не придется исследовать достопримечательности босиком. Помните, что полет из Москвы в Токио занимает около 9 часов, поэтому надевайте удобную одежду.

Я так же взяла с собой плед (который пригодился мне в Мотохаконе) и подушку для шеи. Последняя, увы, оказалась для меня неудобной.

В горах в Мотохаконе постоянно шел дождь, и наш отель обволакивал мокрый туман. Токио встретил нас частыми дождями, но было не холодно. Некоторые дни в столице были вовсе жаркими — я ходила в одной футболке. Осень — сложное время года. Температура воздуха может колебаться от +23 градусов до +16, до отъезда я постаралась учесть такие перепады температуры. Погода может баловать вас жарким солнцем или поливать ливнем с сильным ветром. А может просто чередовать эти два удовольствия.

Глава 2. Прощание с домом

День 0. Москва — Токио.

В одиннадцать утра я заказала такси к двум часам дня. Несколько раз перепроверила вещи в чемодане и в рюкзаке. Впервые я уезжаю из дома, да еще так далеко. Вчера мой сон был спокойным, но сегодня утром я нервничала. Часто подходила к окну, чтобы запомнить вид осенних улиц моего родного города. Будто каждый раз проверяя, меняется ли что-то снаружи. Но там все осталось таким же. А внутри меня бушевало ожидание приключений. Вихрь изменений, что внезапно возник в штиль. Сейчас эти волнительные изменения были лишь для меня одной. Словно став ребенком, что испытывает страх неизведанного и любопытство, интерес к тому, что же кроется за черной ширмой — я боялась той минуты, когда приедет такси, но при этом с нетерпением ждала ее.

От распирающего волнения мои руки дрожали, сердце гулко ухало в груди. Мне нужно было срочно занять себя чем-то, чтобы отвлечься. И тут мой взгляд упал на замок на чемодане. Я несколько раз открыла и закрыла его, поменяла код замка. Когда я нервничаю, то делаю вещи, недоступные даже для моего понимания. К моему ужасу, замок сломался. За два часа до выхода из дома, мне показалось необходимым проверить исправность кодового замка. Я не смогла его открыть. Паника, испарина на лбу, испуг в глазах — стоит ли описывать весь спектр моих эмоций? Дешевый чемодан, дешевый замок. Хорошо, что в швейном наборе мамы оказалась огромная игла. С ее помощью я сломала замок и решила понадеяться на веревочки, которыми связала язычки молний. Эдакая иллюзия безопасности.

Таксист опоздал, поэтому в аэропорт я выехала в два часа тридцать минут. В четыре часа мы должны были встретиться с Юлей в Шереметьево.

Машина мчалась по шоссе, а в окно задувал прохладный ветер. Мне не верилось, что все это происходит со мной. А водитель, молодой мужчина, без умолку болтал всю дорогу. Для него это была очередная рядовая поездка. Через час меня начало укачивать, будто столкнулись поток внешней жизни и мой внутренний ступор, и произошел рассинхрон. Голова плыла, но я понимала, что ехать еще долго. Волнение нарастало по мере того, как я отдалялась от дома. У меня сложные отношения с транспортом, но часто без него не обойтись. И вот мы летели по пустому платному шоссе, и я уговаривала себя — еще немного, потерпи, и можно будет выйти. К горлу подступал комок, поэтому чувствуя себя отстраненной от беседы, мне было уже все равно куда меня везут.

Примерно к половине пятого вечера такси остановилось у аэропорта Шереметьево. Ко входу я подошла с чемоданом в одной руке, рюкзаком за плечами и маленькой сумкой на груди. А еще с большими надеждами в сердце — я попала в здание-портал, который перенесет меня, наконец, к моей мечте. Но чтобы попасть внутрь нужно было пройти контрольно-пропускной пункт. Мой чемодан весил около 16 килограммов. Он уже начал скрипеть, и я глубоко внутри молилась, чтобы он не развалился в дороге. Подсмотрев, что делают другие люди в начале очереди, я так же тяжело подняла свой чемодан на ленту и положила за ним рюкзак. Тут же нужно было подойти к рамке металлоискателя и выложить вещи из карманов на маленький столик, а затем пройти вперед и забрать все с другой стороны. Сама проверка заняла не больше пары минут.

А по другую сторону находился большой зал. Я в аэропорту! Он такой огромный! Так много людей с чемоданами! Вновь нагруженная сумками, я неуклюже отошла в сторону и позвонила подруге. Через несколько минут Юля нашла меня — её провожала семья. Мы попрощались с её родными, и пошли искать стойку, чтобы сдать багаж. В просторном зале аэропорта стойки не огорожены стенами. Ты идешь, ища глазами нужную надпись на табличках. К нашему удивлению, очереди не было, мы подошли, показали билеты и отдали чемоданы.

Дальше нас ждали таможенный и паспортный контроль. Если вы сомневаетесь, куда нужно идти — можно спросить одного из работников аэропорта, или просто двигаться за потоком людей.

Я встала на цыпочки, чтобы дотянуться до окошка паспортного контроля. Девушка, что сидела внутри, взяла паспорт, и стала сравнивать фотографию с моим озадаченным лицом. У нее был очень уставший вид, и она никак не могла признать, что на визе именно мое лицо. Это длилось минуты три, довольно долго. Я нашла это забавным и не смогла сдержать улыбку. Девушка улыбнулась в ответ. Она сказала мне: «Никак не могу Вас узнать». Чтобы разрядить обстановку, я пошутила. Сколько лиц она видит за свой рабочий день? Наверняка все они сливаются в одно среднестатистическое лицо, что потом снится ей. Нас пропустили дальше, и вот — мы вышли в зал, предоставленные сами себе до отлета.

Было неизвестно как скоро можно будет поесть, поэтому после прохождения всех проверок, отправились на поиски ресторана быстрого питания. Следя за вывесками, мы поднялись на этаж выше. К нашему удивлению, очередь в здешний небольшой ресторанчик была маленькой. Довольно быстро нам удалось заказать ужин, и спустя минут десять мы с Юлей смогли вернуться за занятый столик, чтобы спокойно поесть. Бургеры и картошка фри — все что нужно, чтобы пополнить запас сил. Но предвкушение будущего полета все равно разворачивалось в нас черной дырой.

После ужина Юля предложила сразу пойти в зал ожидания, чтобы не пропустить вылет. Обратный наш путь лежал среди множества ярких магазинов и небольших, заполненных посетителями, ресторанчиков. Я оборачивалась, пытаясь рассмотреть все вокруг. Зал ожидания был длинным и полупустым, словно во сне. Заняв места, мы сидели, прижимая к себе сумки. Отсюда была видна зона посадки на самолет, что было очень удобно.

В груди появилась давящая тяжесть. Возможно, она возникает у любого домоседа, кто однажды выбрался из своей зоны комфорта. Это тяжело — смириться с тем, что ты не дома. И не сможешь вернуться в свою квартиру ещё пару недель. Я сидела, погрузившись в размышления о том, что пусть ненадолго, но моя жизнь изменится, станет совсем другой. Привычное станет недоступным, и тогда захочется ли мне вернуться? Когда привыкаешь, что в твоей жизни ничего не меняется, во время перемен хочется сбежать обратно. Это словно инстинкт, секундное помутнение. А там, за окном, на гигантской площадке ждет самолет, чтобы доставить нас в Токио. Как много раз я мечтала об этом. Представляла, как шагну навстречу незнакомой культуре. И я сидела, крепко сжимая рюкзак.

Когда объявили о посадке на борт, мы подошли к огромной очереди и стали ждать. Рядом люди разговаривали на иностранных языках — английском, китайском. Кто-то летит один, кто-то со знакомыми. Пробегаясь по их лицам взглядом, мне было интересно, волнуются ли они также, как и я. На улице стемнело, и казалось, будто уже поздний вечер, а вовсе не семь часов. Но наше путешествие только начинается.

Мы так и не купили воду, а пить очень хотелось. Правда, в зону посадки нас бы и не пустили с бутылками воды — сюда нельзя проносить емкости с жидкостями до 100 мл (по объему лучше уточнять на момент планирования поездки). А покупать воду в одном из магазинов, находящихся в зоне ожидания мы не стали. Это странно, но если у вас есть бутылка воды — ее заберут и выбросят. Однако, после паспортного и таможенного контроля вы можете найти магазин с водой или газировкой и купить её. В аэропорту Москвы в зоне ожидания находится много ресторанов и баров. В некоторых магазинчиках с сувенирами можно также купить бутылку воды. Если мы с вами говорим о ценах при вылете из Москвы в Токио — цены на воду в ресторанах космические. Небольшая бутылочка 0,5 мл может стоить 150—200 рублей. Если жажда терпит — вы сможете попросить воды в самолете через некоторое время после начала полета.

В 19:05 мы сидели в самолете, места располагались у прохода. Узкие кресла. Много людей. Почему никто не говорит, насколько в нем шумно? Весь полёт, а это около девяти часов, внутри салона был слышен звук турбин. Сначала он доставляет дискомфорт, но постепенно к этому привыкаешь.

Юля сказала, что при взлете и посадке закладывает уши. Я помню, как самолёт взлетал. Пока ты сидишь в кресле, он разгоняется непродолжительное время, а потом отрывается от земли. Это восхитительно! Ты сидишь в гигантском воздушном судне, которое, разрезая пространство и время, мчится вперед, преодолевая облака на высоте десяти с лишним тысяч метров. И да, у вас закладывает уши. Это был мой первый полет.

Перед тем, как занять свои места в самолете, мы нашли на них бережно уложенные пледы и одноразовые наборы с тонкими тапочками, кремом для рук и бирушами. Через некоторое время после взлета, приветливые стюардессы выдали нам наушники для просмотра кинофильмов. Примечательно, что у наушников было по два штекера — разъемы находились в одном из подлокотников. Почему два штекера? Я думаю, чтобы никто не уносил наушники с собой — вы просто не сможете применить их где-либо еще. В кабине наступила тишина. Мне не верилось, что сейчас наш транспорт стремительно набирает высоту, рассекая облака. А в это время люди внутри ждали ужин. В спинках кресел перед нами находились мониторы, на которых весь полет нас развлекали разные фильмы. Спустя четыре часа пассажиры, включая и нас, стали часто открывать карту, чтобы проверить, где именно мы летим. Поскольку перелет долгий, нас кормили два раза и к еде предлагали сок, кофе, чай или воду. В самолете я сидела в свободной весенне-летней одежде. Вам должно быть комфортно во время перелета, но при этом не стоит смущать других людей своим видом.

Несколько часов я смотрела в маленький монитор в кресле напротив, ожидая, когда же мы преодолеем необъятные просторы нашей страны. Иногда мы с Юлей разговаривали. Во время одного из фильмов, оставшись наедине со своими мыслями, я почувствовала груз изматывающего ожидания в несколько лет. Я надеялась, что смогу вздремнуть, но неудобное кресло помешало моим планам. Девять долгих часов в полете рейсом Москва — Токио в одном положении отзывались в моем теле дискомфортом. В начале полета вокруг можно было услышать тихие разговоры, но через пару часов наступила тишина.

Наш сосед у окна был полностью поглощен игрой в смартфоне. У его ног стоял маленький чемодан, и спустя время в мою голову начали закрадываться мысли: удобно ли ему лететь, держа коленями этот маленький чемодан?