Влюблённостью пленная. Поэзия XXI века

Татьяна Летнева

«Влюблённостью пленная…» – сборник стихотворений, включая стихи в прозе, о любви и вечности. Искренность и глубина, тонкая грусть и страстность слова, душевность, чувственность, удивительная женственность и безоглядная открытость, воздушная пронзительность, ненавязчивая мудрость и тихая музыкальность – отличительные черты творчества автора, а её аллитерации, неологизмы, сочетания рифмованного и свободного белого стиха подчёркивают своеобразие и самобытность творческого самовыражения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Влюблённостью пленная. Поэзия XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Благодарности:

НП"ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА"

Директор издательства: Бояринова О.В.

Руководитель проекта: Крючкова А.А.

Редактор: Петрушин В.П.

Вёрстка: Измайлова Т.И.

Обложка: Крушинина В.А.

Книга издаётся в авторской редакции

Возрастной ценз 18+

Печать осуществляется по требованию

Шрифт Serif Ingenue 11 Poetry

ISBN 978-5-7949-0935-7

ЛИТЕРАТУРНАЯ РЕСПУБЛИКА

Издательство

Московской городской организации

Союза писателей России

121069

Россия, Москва

ул. Б. Никитская, дом 50А/5

2-ой этаж, каб. 4

В данной серии издаются книги

авторов, пишущих на русском языке

в XXI веке

Электронная почта: litress@mail.ru

Тел.: + 7 (495) 691-94-51

Будем рады

сотрудничеству с новыми авторами!

© Татьяна Летнева, 2022

ISBN 978-5-7949-0935-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВЛЮБЛЁННОСТЬЮ ПЛЕННАЯ

«В поэзию глядеть, как в зеркала…»

Частенько авторы говорят: «стихи — мои дети». И вроде верно, одни плачут по углам, другие скачут под солнышком, третьи хулиганят, где попало. Да вот беда, погладят по головке, и в большинстве случаев они оказываются, будто от одних родителей, а то и более того, как близнецы-братья. А различие мнимое, обусловлено лишь ситуацией: то ли взгрустнулось или прихворнули, и глядят в «даль-печаль», то ли бодренькие веселятся при хорошей погоде неизменно в «золотых листьях» или «в голубых апрелях», то ли едва отделясь, но далеко не отходя от причинных мест, на все лады толкуют «кровь — любовь».

Мне милее другое, стихи — метафизическая биография поэта, где метафизика в том античном понимании, как после физики, за физикой, над физикой. Могут возразить, но ведь и биографии бывают блёкло однообразными, как капли из одного стакана, вроде обтёсанных друг о друга камушков прибрежных. Верно. Однако отличие в том, что дети самим явлением на свет, данностью, уже как бы оправдывают своё дальнейшее существование. Но невидящие этого авторы гордятся ими, даже если они близнецы-братья. Тогда как биография растиражированная обращается в некоторую униформу, поставленную в строй, сливается с ним и, в конечном счете, исчезает в нем, обращаясь в ничто.

Стихи же Татьяны Летневой — это биография вечного поиска, высоты чувства, страсти, при чём не только в нюансах, но в истинности, самоотверженного всепоглощения, в предельном варианте самого смысла жизни.

«Попробуй огонь любви собрать,

Стереть луч солнца, что так светел,

Держать в руках свободный ветер,

В наручники пульс жизни заковать.

И будешь там, где быть так сложно.

Не стоит в правду одеваться ложно…

Дыханье это невозможно навязать,

Лишь через буквы, строчки передать».

Поэзия — это переживание жизни в образах (не путать с пережёвыванием), когда для сироты «мать — Сухона, речка, а отец — Мороз, архангельский, под Небом серым», когда от стужи лёд трещит, а в замершем воздухе слышен из-подо льда «колокольчик родника», «Плач по Рубцову» и «снежинки падают, как стихи Небесные, и снега узорчато кружат думы кружевом». И неважно, посылает эти стихи небесные Господь или уже сам Рубцов, оттуда в них воплотясь. Снега, накрывая, вьюжили не только думы, но и жгучим узорочьем ложились на голое тело. «Исчерпал за всех Рубцов нищету телесную», ибо он — как поэтический мессия. Кстати, эта поэзопроза прекрасно легла на музыку Александра Волченко в его вокальном исполнении, как и многие стихи Татьяны Летневой. Что ни говори, а верлибры, хотя и есть они в отеческой культуре, но приживаются тут как-то не очень. Другое дело, стихи в прозе, особенно благословлённое Тургеневым — ностальгическая традиция. Татьяна Летнева часто вступает на эти поэтические поляны, любит их, и они платят ей взаимностью. Посвящение Есенину, Тушновой, Рубцову… а в Питерских дождях блуждает образ Ксении Петербургской со свечой мерцающей.

«Голубоглазой змейкою,

цветами нитевидными,

слезинкой — предыханием,

невидимым старанием.

Слетают обоюдностью.

Как птицы перелетные.

Из сердца к сердцу чуткому,

зовутся Верониками,

зовутся Александрами…»

(посвящение Вероники Тушновой)

Поэзия мужская — женская, есть ли она?

Да, на мой взгляд, ибо «в поэзию глядеть, как в зеркала…»

«На ветке божьей — не всегда прямые…

Ей ночью — белой во плоти — томиться…

Ей дымкой мысли, чувства обратиться,

Вдыхаемой, ниспосланной на лица…

…И в жилах мироздания — биться птицей…»

(Игорь Бойко)

«Без осязания — сплошное расстояние, оно безвкусным кажется, безликим расставаньем пресным. Опять здесь мыслям, метущимся, и чувствам слишком тесно. И не понять фантазий и цветных капризов череду. Реальность или жизнь в бреду? Без воздуха признаний и общенья, дыхания губами из прикосновенья и запахом живительной любви, тоски слезами о несбыточной мечте, где вместе мы, рука в руке стоим ли на краю обрыва или летим на край земли, где соткано все из невидимой любви. И ты целуешь… Целуешь руки мне, и я — рекой соединения в тебе…»

И какой бы сложный образ не возникал, пусть он преломляется сквозь отражении женской или мужской сущности, лика и т.д., а не сквозь некое бесполое существо. Ибо чего рядиться в чужие костюмы да маски, играть мышцами, хотя бы и поэтическими. Тут поэзия женская. «Безответная любовь — кошка драная», комнатный цветок декабрист проливается «Белой рекой, ветром», каскадом образов, сплетённых в косичку, перетянутую напослед тугой лентой «белый декабрист зимы цветет весенне».

«Крыльями из чувств — в неповторимость,

И в летучесть буйств, и в невесомость мнений…

Ветра духом, песнею в ночи, как хлебом,

И рекою белой, слившеюся с Небом…

И неуловимостью Дыханья…»

Или вот ещё… «безнадёжная чернота ночи, исчерченная белыми чернилами души, осень уже не плачет… безнадёжно молчит». Прекрасно передана предзимняя оголённая печаль. Но парадокс, именно это «прекрасно», умягчает печаль.

Такова поэзия.

«И серый день стал тихим светом…»

Чем короче, тем труднее сказать о сути чьего-либо творчества, тем более, как выражаются, одним словом. И всё же попытаемся. Будь то лирика камерная, гражданская, эзотерическая, философская — в поэтическом мироздании Татьяны Летневой главное слово — Любовь.

Вокруг него живут остальные слова, к нему на его свет они тянутся стаями, как корабли на воде, рыбы под водой, мотыльки в воздухе, ростки из земли, а в стихии четвёртой — души поленьев — за пламенем, и, наконец, в стихии пятой — херувимы — за Богом.

«В поэзии и в каждом слове Бог,

Его заметит и незрячий,

И каждый шаг — его же славный слог…»

«Не найти любви моей

Без любви никак.

На земле высоты все

Одолеть едва ли…

И мертвы созвучием

Без любви слова.

Все соединения

Без любви лишь прах.

Только силой истины

Бог горит в устах…»

И правильно. Да не иссякнет!

Игорь БойКО,

поэт, член Союза писателей СССР,

член-корреспондент Академии поэзии

На ветке божьей…

Игорь Бойко

Татьяне Летневой

В поэзию глядеть, как в зеркала,

На ветке божьей — не всегда прямые,

Какая бы роса их ни промыла,

Какая глубина ни повела.

Укажет,

Грянув о подобье, взгляд,

Не пощадя, и красную девицу,

Ей кошкой петь,

Змеёй,

Созвездьем львицы,

Ей ночью — белой во плоти — томиться,

Ей дымкой мысли, чувства обратиться,

Вдыхаемой, ниспосланной на лица.

Увы, капризы тут — чужой наряд,

Жеманненький и вряд ли пригодится.

…Но вот зачем, сквозь пальчики — водицей?

Затем, что бесприютности напиться,

Что в жилах мироздания — биться птицей.

Зато пустоты не преобразят,

Зато сквозь них взирается назад.

Несколько слов о поэзии Татьяны Летневой…

Татьяна Летнева — значимый поэт современной русской поэзии. Пишет поэзию в традиционной русской манере, но, несомненно, особенно. Экзистенциальные нити, которые пронизывают её поэзию, уникальные и уверенные. Это трепет жизни, который превращается в слово, в музыку русского слова. Центр её поэзии — Любовь. Любовь, как способ оригинальной и неделимой, целостной жизни. Это значимо для тех, кто видит любовь, как суть всей жизни, и это, непременно, встреча со многими испытаниями. Испытания приходят только через опыт жизни, который необходим, незаменим, бесценен для творчества. Очень значимым становится сознание, когда личная свобода и творческий опыт помогают друг другу, даже рождаются друг от друга. Это приносит большой опыт аутентичной поэзии. В поэтических произведениях Татьяны Летневой это очевидно.

«И держаться с Богом неизменно,

Постигая дух поэзии — экстаз,

Умирать и возрождаться непременно!

И рыдать… законченностью фраз…»

…Поскольку автор, Татьяна Летнева… «Влюбленностью пленная».

Эта пленность любовью — её свобода, её жизнь. Надо сказать, или уточнить, что и парадокс, как суть жизни, рождает поэзию. Свобода и мудрость — открывает путь к сердцу человека.

Взрыв любви — это свет жизни. Музыка и поэзия — сёстры. Нет поэзии без музыки, нет музыки без поэзии. Именно это главенствует в традиционной русской поэзии. Поэзия и кормит особое русское слово. Слово — чудо и слово — душа, совсем необычная, невидимая, чудом пронизанная, и пронизывающая человека в самое сердце поэзией.

«Отпустила на волю

Опаленные чувством,

Необъятность — слова.

Рассекретила тайну,

Безутешно храня.

Если б ветер донес

Трепет чувств, всё круша,

Поэтическим чудом

Слов бесценных… душа…

Повторю… вновь и вновь,

Это слово… Любовь…»

Взрыв любви — это свет жизни. Можно и нужно сказать, что и Огонь. Огонь — мать (отец, родитель) поэзии. Поэзия и живёт, благодаря огню. Огонь души, огонь творчества. Поэтическое слово прячет его внутри себя, чтобы согреть читателя.

Можно с уверенностью сказать, что поэзия Татьяны Летневой не оставит равнодушным читателей, поскольку они ощущают эту поэзию своей.

Её лирика — тонкая и стихийная, природная и умная, искренняя и целостная, высокозначимая и простая, коммуникативная и тихая, страстная и мудрая.

Милутин Мичович,

поэт, писатель, философ, эссеист, публицист,

председатель Литературного общества «Негош»,

главный редактор «Дани Негошеви»,

лауреат литературной премии Черногории

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Влюблённостью пленная. Поэзия XXI века предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я