Социальный проект. «Я гражданин России»

Татьяна Козлюкова

Социальный проект является неотъемлемой частью воспитательной работы в школе. С его помощью можно привлечь детей к решению социально значимых проблем, в результате участия в проекте дети развивают метапредметные универсальные учебные действия: регулятивные – умение контролировать собственную деятельность, коммуникативные – работа в микро-группах, познавательные – поиск и выделение необходимой информации.

Оглавление

  • Общие теоретические знания о социальном проектировании

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальный проект. «Я гражданин России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Татьяна Козлюкова, 2018

ISBN 978-5-4493-4522-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Общие теоретические знания о социальном проектировании

Интерес к социальному проектированию в настоящее время не случаен. Сегодня большое внимание уделяется формированию у молодёжи гражданских ценностей, воспитанию любви к своей стране, чувства ответственности за её судьбу, умению разрабатывать и реализовывать общественную политику, жить в мире и сотрудничестве… [1]

Социальный проек, как форма внеклассной работы в школе, даёт возможность школьникам участвовать в решении социально-значимых проблем своей малой Родины, так как несет в себе большую воспитательную значимость. Чаще всего педагоги школы «боятся» заниматься социальным проектированием, так как не знают с чего начать и слабо себе представляют эту работу. Когда в 2016—2017 учебном году мне предложили поучаствовать во Всероссийской акции «Я гражданин России», я охотно согласилась, чтобы на себе испытать весь процесс социального проектирования. В процессе работы было много вопросов, проб и ошибок, но в результате была разработана тетрадь по социальному проектированию, в которой четко была видна структура социального проекта. Участие в 2017 году было удачным и на муниципальнои и региональном уровне. В 2017—2018 уже на основании данной тетради вновь был запущен социальный проект, и вновь отличные результаты.

Так что же такое социальное проектирование?

Социальный проект — это логическая совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется для достижения поставленных целей, с установленным бюджетом, графиком работ и качественных показателей.

Проекты должны отвечать трём основным требованиям:

— Во-первых, проект — это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества.

— Во-вторых, проект — это способ привлечения дополнительных ресурсов (людских, материальных, информационных и т.п.). Проект — не жалоба, не мольба, а психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.

— В-третьих, проект — это исследовательская работа, прогноз конечного результата предпринятых усилий, вносимых изменений.

Объектом социального проектирования может выступать:

— Социальные явления (курение, сквернословие, наркомания).

— Социальные отношения (отношение к старикам, к детям, к молодежи).

— Социальные институты (магазин, почта, парикмахерская, больница, школа).

— Социальная среда (пандусы, остановки, выгул собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство чего-либо).

Субъектами: подростки, взрослые.

Цель проекта — это ответ на вопрос: что вы собираетесь сделать для решения социальной проблемы в рамках своего социального проекта, описание образа желаемого будущего. Цель должна быть очень чёткой, конкретной и достижимой (например, создать…, построить…, собрать…, провести… и др.).

Цели социального проектирования:

— получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

— разрешение конкретной социальной проблемы за счет собственной активности, совместной деятельности подростков и взрослых.

Задача — это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), а применять слова: подготовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить (глаголы совершенного вида).

Задачи социального проекта:

— сформулировать социальную трудность;

— выявить социальную проблему;

— определить «точки самостоятельности» и «точки сотрудничества»;

— разработать и осуществить план действий;

— оформить результаты своей деятельности в виде конечного продукта;

— отрефлексировать полученный опыт.

Раздел «Цели и задачи» можно считать прописанным, если он соответствует следующим условиям:

— описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;

— цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными, частными результатами;

— из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной ситуации;

— по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна чёткая задача;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Общие теоретические знания о социальном проектировании

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальный проект. «Я гражданин России» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я