Путь к успеху

Татьяна Ефимовна Вежевич, 2021

Автор книги Вежевич Т.Е., доктор педагогических наук, в течение многих лет занимается исследованием актуальных проблем воспитания детей. Пособие по лидерской подготовке и обучению старшеклассников основам организаторской деятельности включает в себя комплекс научно-методических и практических материалов по проблеме лидерства в детском коллективе. Педагогическим работникам, классным руководителям, воспитателям, вожатым, руководителям детских и молодежных общественных объединений предлагается образовательная программа «Будущее – это мы», поурочные разработки занятий, диагностический инструментарий, научно-методические и практические рекомендации по организации обучения, а также учебное пособие для старшеклассников «Путь к успеху». При разработке использован многолетний опыт научно-исследовательской и экспериментальной работы автора, практика работы Всероссийских детских центров «Океан» и «Орленок», диагностические методики отечественных и зарубежных исследователей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к успеху предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

РАЗДЕЛ II. Методически е разработки занятий по программе курса лидерской подготовки старшеклассников «Будущее — это мы»

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Глава 1. Как вести за собой (10 часов)

Занятие 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались (2 часа)

Цель: 1. Вызвать интерес старшеклассников к овладению организаторским искусством.

2. Познакомить с целями и задачами элективного курса.

3. Побудить старшеклассников к занятиям по лидерской подготовке.

4. Заложить основы будущих коллективных традиций: «орлятский» круг, заботливое отношение друг к другу.

5. Провести входную диагностику лидерских качеств.

6. Познакомить слушателей курса с коммуникативными играми, играми на знакомство: «Снежный ком», «Великолепная Валерия», «Аккомпанемент», «Действуй согласованно».

Оборудование: 1. Запись песни «Изгиб гитары» О. Митяева

2. Стулья стоят по кругу

3. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.

Литература:

1. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа. Звучит песня «Изгиб гитары» О. Митяева. Все участники садятся по кругу.

(на фоне музыки).

Во второй половине 50-х начале 60-х годов прошлого столетия у русской поэзии появилось новое, параллельное русло. Его создали «поющие поэты» — авторы стихов и музыки к своим песням, являвшиеся одновременно и исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары. Авторские, бардовские песни… Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристических походах, геологических экспедициях. Зачастую они предназначались для узкого круга, и прямой контакт исполнителя и слушателей создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.

(песня звучит громче, все слушают)

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. И не случайно, мы сели таким тесным кругом. Значение круга очень велико. Оно овеяно легендами и тайной.

Еще на заре человеческого общества люди садились в круг, чтобы обсудить проблемы, принять важные решения. Чтобы начать или остановить войну между племенами, вожди собирались в круг, раскуривали трубку мира.

В современном обществе цивилизованные руководители государств садятся за стол переговоров. Мы часто слышим: «Круглый стол по вопросам…». Круг объединяет людей, сближает. Многие из вас садились в круг — «орлятский» круг. Почему круг объединяет и сближает людей? (чувствуем плечо ближнего, видим глаза друг друга и т.д.). Будем надеяться, что наш круг объединит и сдружит нас. Для начала я предлагаю познакомиться.

Игра «Снежный ком». Играющие по очереди называют имена следующим образом: первый называет свое имя. Второй играющий называет имя первого и свое. И так далее, пока первый не назовет имена всех. Игру можно усложнить, называя имена с середины, с конца и т.д.

Игра «Знакомство». Все играющие проговаривают слова:

Шел по крыше воробей (бей, бей)

Собирать себе друзей (зей, зей)

Много, много, много нас

Встаньте (называются имена детей) все сейчас!

(А в конце игры: «Встаньте все друзья сейчас»)

Игра «Великолепная Валерия». Игроки по очереди по принципу снежного кома каждый называет свое имя и ассоциацию на эту же букву: Наташа нежная, Светлана светлая и т.д. Каждый игрок повторяет сначала предыдущие имена, а потом свое имя.

(далее проигрываются коммуникативные игры «Аккомпанемент», «Действуй согласованно»).

Сейчас мы убедились, что надо уметь понимать другого человека без слов, уметь чувствовать, уметь подчинять себя коллективу. Для работы и общения в любой группе нужно уметь договориться, встать в позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, нужно уметь входить в группу и уметь в ней не растворяться. Это часто бывает необходимо в интересах общего дела.

А. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой» рассказывает одну притчу. Люди переносили тяжелый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил, брал мешок поудобней, относил его и возвращался с тем, чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь среди работавших были люди и посильнее его, тот ответил: «Кому — то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я». И если вы вдруг станете свидетелем того, когда необходимо включиться в организацию общего дела, выполнить трудную, но необходимую для коллектива работу, а в ответ на просьбу — тишина, произнесите фразу «Пусть это буду я!».

Вы уже сделали первый шаг, вы остановили свой выбор на Школе молодого лидера. Значит, у вас есть желание, и вы чувствуете силы быть ответственным не только за себя, но и за других людей, за своих сверстников, свою группу, свой класс. Вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, которые пойдут за вами.

Лидер (с англ. — ведущий) — авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль. Лидер — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

Задача курса — научиться основам организаторской деятельности, овладеть лидерским искусством. Мы не будем называть себя лидерами, но если мы научимся организовывать интересные дела, возглавим коллектив сверстников и добьемся успехов в социально значимой деятельности, коллектив сам назовет вас лидерами.

2. Работа со словарем организатора. Запись определений основных понятий: лидер, организатор, руководитель. (Учителю очень важно подчеркнуть, что эти понятия не однозначны).

Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью. Существуют различия, которые традиционно выделяются в отечественной науке. Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Б.Д. Парыгина, который указывает на существенные различия между понятиями «лидер» и «руководитель». Понятие «лидерство» связано с понятиями «управление» и «руководство». Исследователь Г.В. Осипов также сравнивает эти понятия и выделяет ряд отличий лидерства от руководства. Обобщим сравнения вышеуказанных исследователей и покажем в таблице:

Терминологические уточнения понятий «руководитель» и «лидер»

Из таблицы видно, что существуют принципиальные различия между руководителем и лидером. Руководитель — это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива), располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения членов в целях воздействия на их активность. Лидер — авторитетный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Авторитет и повседневное влияние лидера имеют неформальный характер, складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля перед выдвинувшей его группой. Таким образом, существующие различия не позволяют отождествление данных понятий. Это отождествление будет методологически неправомерно.

3. Разъяснение требований к слушателям элективного курса. Знакомство с календарно — тематическим планом.

4. Заполнение первой страницы индивидуального дневника. Методика «Мой организаторский багаж».

Домашнее задание. Написать мини — сочинение на тему «Современный лидер — это…», изложив свое мнение о миссии и роли лидера в жизни общества.

Организатору на заметку: очень важно первое занятие провести на высоком эмоциональном подъеме. Слова должны идти от сердца, руководитель не должен пользоваться записями. Выслушать мнение всех желающих, не перебивать. Можно предложить старшеклассникам приносить на занятия гитару, что — нибудь к чаю.

Занятие 2. Азбука организатора (2 часа)

Цель: 1. Раскрыть содержание основных терминов организаторской деятельности: организация, социальная структура, система, организаторские знания, организаторские умения, организаторские способности.

2. Познакомить учащихся с коммуникативными играми «Созвучие», «Пресс — конференция».

Оборудование: 1. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.

Литература:

1. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.

2. Дерябо С., Ясвин В. Гроссместер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. — М.: Смысл, 1996.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.

Ход занятия:

1. Тренинг «Общение». Игра «Созвучие». Двое членов группы по сигналу руководителя начинают удаляться друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, почувствовав друг друга. Затем обмениваются ощущениями.

Упражнение «Пресс — конференция». Один из участников садится в круг, члены группы задают ему 5 вопросов на любую тему. Затем выясняется, что больше нравиться, задавать или отвечать на вопросы. Большинство отмечают, что отвечать на вопросы, рассказывать о себе намного приятнее, чем задавать вопросы. Вывод: чтобы быть интересным в общении, необходимо больше интересоваться другими людьми.

2. Знакомство с новым материалом. Азбука организации. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Вы заняты единым видом деятельности — учебной. Вы объединены в социальную общность — учебную группу. Любая учебная группа имеет социальную структуру — совет группы — творческие группы и т.д. В этой социальной структуре каждый из вас занимает определенное место, выполняет определенную роль.

Система (с греч. «состоящая из частей») — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную ценность, единство. (в качестве примера можно привести кровеносную систему, сердечно — сосудистую систему, воспитательную систему). «Привести в систему» — связать все части в единое целое (субботник — подготовка, проведение, итог). Если представить себе свой класс как систему, то каждый человек — частица этой системы (дружеские отношения, деловые связи, симпатии, антипатии). Организатор должен знать эту систему отношений, чтобы правильно расставить людей в процессе работы.

Одно из важных свойств системы состоит в том, что если ухватить одну из многочисленных нитей и потянуть ее, вся система заволнуется. Попробуйте послать сигнал в коллектив, и через некоторое время весь класс придет в движение. Зная секреты организаторской работы, можно проследить, как шел сигнал. Организатору не надо каждый раз, организуя дело, воздействовать на всех сразу или на каждого в отдельности. Достаточно привести в движение частицы системы (группу участников дела, актив), назначить ответственных за организацию дела.

Организовать дело — значит, выделить части этого дела, увидеть основное, ведущее, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимодействие и взаимопомощь всех участников работы.

Слово «организация» имеет несколько значений: организация как деятельность, организаторская работа, организация как объединение, организация как внутренняя дисциплина. Мы будем рассматривать понятие организации как деятельности.

Человечество не может существовать без организаторов и организаторской работы. Даже в первобытном обществе были организаторы, например, чтобы организовать охоту, изготовить орудия труда, приготовить пищу. Организация помогла выжить человеку в борьбе с природой. «Может ли сила сотни превышать силу тысячи? Может и превышает, когда сотня организована» В.И. Ленин. Организация удесятеряет силы.

Чем отличается работа организатора? Она связана с частыми людскими контактами. Это работа с людьми. Главный объект усилий труда организатора — человеческие характеры, ум, воля, настроения, интересы и чувства людей. Организатор должен знать особенности поведения людей в группах. Человек может не понять задания, отказаться от поручения, он может что-то забыть, относиться к делу с энтузиазмом или прохладцей. Организатор должен учитывать эти сложности, знать секреты организаторской работы, уметь объяснить, убедить, научить, увлечь и т.д. Организатор должен иметь педагогические способности. У педагога и у организатора много общего. Хороший педагог обязательно должен быть организатором. Способный организатор должен быть педагогом: ему приходится воспитывать других, учить, быть примером. Поэтому школьники — организаторы должны быть союзниками педагогов.

Организаторские знания — это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы.

Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации.

Таким образом, хорошая организаторская работа зависит от знания людей, с которыми работаешь, знания законов развития коллектива, качеств личности самого организатора, знания особенностей организаторской работы, знания дела, которое организуешь, умения практически организовать.

Деятельность выдвигает лидера. Лидер — член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников. Лидер — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

3. Заполнение индивидуального дневника.

Домашнее задание. Понаблюдать за одноклассниками. Выделить у каждого наиболее отличительные черты характера, отметить те, которые вызывают уважение, и те, которые неприятны. Подумать, на какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться.

Организатору на заметку:

1. В конце каждого занятия учащиеся заполняют индивидуальный дневник, отвечая на вопросы: что дало мне сегодняшнее занятие? Чему я сегодня научился? Что нового я узнал? Можно писать о своих впечатлениях. Не рекомендуется заполнять дневник дома, на следующем занятии и т.д. Ведение дневника позволит осуществить мониторинг процесса обучения, качественных изменений личности.

2. Дневники хранятся у руководителя (педагога). Записи учащихся не обсуждаются, не оглашаются, не комментируются и не оцениваются руководителем. Важно доверие детей и умение руководителя хранить тайны детей.

3. Учебное пособие «Путь к успеху» необходимо на каждом занятии, работа с ним она позволяет сэкономить время, фиксировать результаты самоисследования, самопознания, а также организовать самостоятельную работу.

Занятие 3. Я — человек, но какой? (2 часа)

Цель: 1. Раскрыть содержание основных терминов организаторской деятельности: темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, характер.

2. Дать психологические особенности старшеклассников.

3. Дать характеристику основных типов темперамента.

4. Диагностика развитости основных лидерских качеств. Тест «Я — лидер».

5. Познакомить учащихся с психологическими играми: «Ситуация», «Слон».

Оборудование: 1. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.

2. Раздаточный материал «Основные типы темперамента».

Литература:

1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. Научно-популярная серия «Педагогика и психология», № 6, 1988.

2. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.

4. Маленкова Л.И. Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

5. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. Беседы психолога со старшеклассниками. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.

6.Селевко Г., Закатова И, Левина О. Воспитательная технология «Самосовершенствование школьника» // Народное образование, 2000, № 1.

Ход занятия:

1. Психологические игры. Игра «Ситуация». Один — два человека выходят из аудитории, остальные загадывают ситуацию, например, вызвали на педагогический совет, опоздал на урок и т.д. Когда участники входят, все молча смотрят на них. Какова реакция вошедших игроков?

Игра «Слон». Один — два человека выходят из аудитории, остальным сообщается, что игроки будут изображать пантомимикой слона, но все должны сделать вид, что не догадываются. И называют любого животного, кроме слона. Какова реакция игроков, изображающих слона?

2. Анализ игр. Вывод — реакция человека зависит от психологических особенностей человека, его характера и т.д. Это важно знать и учитывать во взаимодействии между людьми.

3. Проверка домашнего задания. Учащиеся обсуждают вопросы:

— Какие особенности характера проявляются в общении? Какие черты вызывают уважение?

— Какие черты неприятны в общении?

— Какие черты особенно развиты у ваших сверстников?

— На какие черты можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться?

4. Знакомство с новым материалом. Одно из условий хорошей работы организатора — знание людей, с которыми работаешь. Вы переживаете юношеский возраст, и сами себя хорошо знаете. Наша задача — посмотреть на особенности возраста другими глазами — глазами человека, которому придется искать верный подход к своим сверстникам.

К каждому человеку нужен «свой ключик», подход. На протяжении уже сотни лет человека, его особенности изучает такая наука как психология. Накоплен большой опыт.

Юношество — особая пора в жизни человека. У ряда людей возраст юности больше связывается с недостатками, чем с достоинствами — «Молодые еще». Юность противоречива, порой сумбурна. Юность — шаг в зрелость. В 14 лет старшеклассник получает паспорт — гражданское совершеннолетие.

Юность романтична. Для нее характерны порыв, устремленность в будущее, стремление к идеалу, повышенная самокритичность. Следовательно, надо помогать сверстникам не только видеть недостатки, но и исправлять их, видеть достоинства других людей.

В ранней юности (15-17 лет) у большинства школьников заканчивается их биологическое созревание. Продолжается физический рост юношей и девушек, организм более податлив к упражнениям спортом. Юноши растут в более быстром темпе. В этот период организм особенно раним, многие не умеют быть внимательными, чуткими, видеть внутреннее, отличать прямоту от грубости, прямолинейность от невоспитанности. Необходимо учить старшеклассников своим собственным примером.

Юность — пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих жизненных планов. Очень важно не только кем быть, но и каким быть, понять самого себя. Старшеклассник пытается оценить себя сам. Многие переоценивают себя, многие — недооценивают. Возникает большое желание выяснить «кто есть я» на общем фоне «кто есть кто», способствующее самоопределению сверстников.

(Звучит песня «Шпага чести», ст. И. Кобзева, автор музыки неизвестен)

Возрастает уравновешенность, способность к управлению собой и саморегуляции. В этом возрасте характерна длительная работоспособность. Необходимо найти каждому сверстнику конкретное дело, каждому — дело по душе. Большое значение играет общение со сверстниками, где старшеклассник самоутверждается.

Накопленный социальный опыт обнаруживается и в том, насколько юноши и девушки владеют собой: в случаях несправедливости, неудачи, при разочарованиях и т.д.

Юность бескомпромиссна. Каждый старшеклассник стремится к самораскрытию. В данном возрасте ярко проявляется максимализм. Организатору необходимо создать в коллективе хорошую атмосферу, разнообразную творческую деятельность (диспуты, разговоры при свечах, беседы со сверстниками, КТД и т.д.), чтобы поддержать сверстников, помочь им раскрыть себя и найти свое место в социальной структуре.

Деятельность старшеклассников должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привлекательна. Это предопределяет результат.

Организатору, работающему со сверстниками необходимо учитывать, что старшеклассникам под силу более значимые дела, чем об этом думают многие. Следует искать и находить точки приложения своих сил в чем — то значимом.

Похожими и тоже время не похожими друг на друга нас делают индивидуальные психические свойства личности.

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой — очень подвижный, бурно на все реагирует. Древнегреческий врач Гиппократ связывал это с преобладанием в организме человека одной из четырех видов жидкостей: крови (сангвы), лимфы (флегмы), желчи (холи) и черной желчи (меланхолии). Но причина оказалась не в крови, а в особенностях нервной системы человека.

Сочетание характерных для человека особенностей нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом.

Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента:

(работа с раздаточным материалом «Типы темперамента»)

Холерик — быстро возбуждающийся, неуравновешенный, вспыльчивый человек с резкими переходами настроения.

Неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово. Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному, необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуются энергичность, напористость, эмоциональный подъем, решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостью и задором. При неудаче может наблюдаться резкий спад в настроении, расстройство деятельность.

Сангвиник — подвижный, но уравновешенный человек, правильно (адекватно) реагирующий на окружающие события.

«Горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым» И.П. Павлов. Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на сангвиника, можно безошибочно определить, как он к вам относится — приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно. Энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликается на просьбы. Сангвиников можно узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные неприятности. Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оставить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей. В организаторской работе хорошо показывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллективных дел.

Флегматик — медлительный, но настойчивый и упорный человек, которого трудно вывести из состояния равновесия.

Внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях. Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик недостаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке. В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Особенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она для него нова. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определенную длительность выполнения. Постоянными требованиями делать быстро, моментально мы можем выбить флегматики из колеи и тем самым лишиться упорного и настойчивого труженика.

Меланхолик — человек, очень глубоко переживающий даже небольшие огорчения, склонный к хандре, пессимизму.

Отличается повышенной чувствительностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы. Форма обращения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность тона, «металл» в голосе и т.п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия. Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов в нерасторопности, лени, малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т.д. Делать этого нельзя. Необходимо учитывать особенности нервной системы каждого. По отношению к меланхолику надо чаще применять одобрение, похвалу, что поможет ему преодолевать неуверенность, стеснительность.

Выполнение заданий:

1. Прочитайте характеристики основных типов темперамента. Приведите примеры исторических личностей, литературных героев с ярким проявлением темперамента.

2. Что необходимо учитывать при организации работы в коллективе?

3. Какие особенности работы с холериком, сангвиником, флегматиком, меланхоликом?

4. Если мы будем строить работу в парах, творческих группах кого с кем можно объединить, а кого — нет? Почему?

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Попробуем вместе определить «плюсы» и «минусы» каждого типа.

(задание можно дать по творческим группам, предварительно разделив на 4 подгруппы, затем вместе обсудить окончательные характеристики).

Среди ярких, талантливых людей в различных областях деятельности встречаются лица различного темперамента. Например, А.С. Пушкину, А.В. Суворову были присущи выраженные черты холерика; Н.А. Некрасову, Б. Наполеону — сангвиника; В.А. Жуковскому и Н.В. Гоголю — меланхолика; И.А. Крылову, М.И. Кутузову — флегматика. Однако люди с резко выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. Реально наблюдается смесь типов темперамента с преобладанием какого — любо одного.

5. Тест «Я — лидер». Обработка результатов. Таблица результатов теста «Я — лидер» заносится в индивидуальный дневник. В рабочую тетрадь учащиеся пишут только конечные результаты.

6. Заполнение индивидуального дневника.

Домашнее задание. 1. Наблюдение за сверстниками. Попытаться определить основные типы темперамента, обосновать свой выбор.

2. Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой — те его стороны, которые вам не нравятся, а порой и мешают. Составьте портрет своего Я — темперамента.

3. Работа над рекомендациями к тесту «Я — лидер». Необходимые советы выписать в рабочую тетрадь.

Организатору на заметку:

1. При работе с тестом «Я — лидер» учащиеся могут дать завышенную самооценку своим способностям. Практически все старшеклассники отвечают на вопросы так, как они поступили бы в идеале, поэтому полученные результаты могут оказаться недостоверными. Необходимо предупредить учащихся о том, что только в случае искреннего ответа можно установить уровень развитости лидерских качеств. После обработки результатов, учащимся даются Рекомендации по улучшению недостаточно сформированных лидерских качеств.

2. Руководителю необходимо помнить, что любой метод исследования надо проверять другим методом. В данном случае, результаты теста можно проверить методом наблюдения за испытуемым, изучения продуктов деятельности и т.д.

3. Руководитель должен ознакомиться с результатами тестирования и четко спланировать индивидуальную работу по улучшению недостаточно сформированных лидерских качеств. Возможна совместная работа с классным руководителем, воспитателем, родителями (законными представителями).

Занятие 4. Как вести за собой (2 часа)

Цель: 1. Раскрыть содержание основных терминов: целеустремленность, креативность, компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, работоспособность, наблюдательность, самостоятельность, организованность и побудить старшеклассников к самовоспитанию данных лидерских качеств.

2. Развитие важных качеств личности лидера — наблюдательности, внимания.

3. Познакомить учащихся с психологическими играми «Улыбка», «Мир тебе».

Оборудование:

1. Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.

2. Фонограммы песен «Маленький трубач» муз. С. Никитина, сл. С. Крылова и «Трубач» муз. Б. Вахнюка, сл. Г. Остера.

3. Правила диспута (написаны на ватмане, доске, на экране):

Диспут — свободный обмен мнениями.

На диспуте активны все. В споре все равны.

Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

Главное в диспуте — факты, логика, умение доказывать.

Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются.

Литература:

1. Горелов И.Н., Житников М.В. и др. Умеете ли вы общаться. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.

2. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.

3. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.

4. Косолапов В.И. Диспуты и конференции в школе. Пособие для учителя. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: Просвещение,1975.

5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981.

6. Маленкова Л.И. Человековедение. Программа и методические материалы для школьного педагога. — М.: Педагогическое общество России, 2000.

Ход занятия:

1. Психологическая разминка.

2. Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают о своих наблюдениях за сверстниками, выделяют признаки темперамента, говорят о том, как учитывать особенности темперамента в работе с данным человеком.

Упражнение — откровение «Мои самые…»: все по кругу говорят о своем одном самом большом достоинстве и самом большом недостатке и о пути избавления от этого недостатка.

Беседа «Как вести за собой». Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности. Характер — совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях и поведении. Космонавт Герман Степанович Титов вспоминает: «Отец меня когда — то учил: «Чтобы выработать характер, Гера, заставляй себя делать то, что тебе делать не хочется». И, вы знаете, отец был прав!.. Я это понял не сразу, но понял. Лучшие средства для воспитания воли, выдержки, умения работать — преодоление собственных слабостей. Подбивают тебя дружки закурить. И отказываться вроде неудобно — засмеют, а ты не поддавайся… И так во всем — от самого малого до самого большого».

Народная мудрость гласит: посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер; посеешь характер — пожнешь судьбу. Человек с сильным характером умеет достигать цели, решать трудные задачи. Он может вести за собой других… Давайте вспомним песню о маленьком трубаче (если ребята знают, можно спеть; можно дать прослушать фонограмму. Будет замечательно, если руководитель исполнит песню сам под гитару).

Кругом война, а этот маленький,

Над ним смеялись все врачи:

«куда такой годится маленький?

Ну, разве только в трубачи».

А что ему? Все нипочем!

Ну, трубачом, так трубачом.

Как хорошо, не надо кланяться.

Свистят все пули над тобой,

Везде пройдет, но не расстанется

С своей начищенной трубой.

А почему? Да потому,

Что так положено ему.

Но как-то раз в дожди осенние

В чужой степи, в чужом краю

Полк оказался в окружении,

И командир погиб в бою.

Ну, как же быть, ах как же быть,

Ну, что, трубач, тебе трубить?

И встал трубач в дыму и пламени,

К губам трубу свою прижал,

И за трубой весь полк израненный

Запел «Интернационал».

И полк пошел за трубачом,

Обыкновенным трубачом…

Солдат, солдат, нам не положено,

И верно, что там, плачь не плачь,-

В чужой степи, в траве некошеной

Остался маленький трубач…

А он, ведь он, все дело в чем, —

Был настоящим трубачом!

— Каким был маленький трубач? Вызывает ли восхищение его поступок? Да, это подвиг. Те черты, которые вы перечислили, в совокупности представляют характер трубача.

Теперь прослушайте песню еще об одном трубаче.

(звучит песня «Трубач» на слова Г. Остера, музыку Б. Вахнюка).

Он с нами шел и пел про то,

Как кровь горит в росе…

И не любил его никто,

И все ж любили все.

Он не был честен, не был смел

И лгал друзьям не раз,

Но на трубе играть умел,

Как не один из нас.

Он у друзей горбушки крал,

И хлеб он прятал свой,

Но на трубе он так играл,

Что мы бросались в бой.

Мы шли под пули ставить лбы,

Мы шли сквозь дым и зной,

Как только медь его трубы

Звенела за спиной.

А после боя, у костра,

Где раны, кровь и стон,

Он говорил: «Ну, как игра?»

И улыбался он.

Он не был честен, не был смел

И лгал друзьям не раз,

Но на трубе играть умел,

Как не один из нас.

— Какие чувства вы испытываете к этому мальчику? Почему?

— Цель оправдывает средства?

— Встречались ли вы в жизни с такими людьми?

— Каким должен быть человек, чтобы за ним пошли другие люди?

Вывод: очень важен нравственный облик организатора, его гражданская зрелость, жизненная позиция. Нельзя увлечь только умением организовывать. Увлекают за собой преданностью делу, убежденностью, бескорыстным стремлением быть полезным обществу, готовностью жертвовать собой во благо других.

Большую роль во взаимоотношениях между людьми играют организаторские способности. Это такое сочетание индивидуальных свойств личности, которое позволяет человеку быстро, надежно, уверенно организовать людей на выполнение какого — либо дела. Назовите эти качества.

А.Н. Лутошкин выделяет общие качества личности организатора:

компетентность — знание того дела, которое требуется организовать;

активность — умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

инициативность — особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

общительность — открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность — способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

самообладание — способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;

самостоятельность — независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;

организованность — способность подчинять себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

К лидерским качествам необходимо отнести способность к творчеству (креативность) и умение понять другого человека, встать на его место (эмпатия). Все вышеназванные качества лидера не даются человеку с рождения. Их надо вырабатывать в себе. Это нелегкий труд, ежедневная, кропотливая работа над собой. Но плата за этот труд — признание другими людьми лидерства.

Выделенные качества у способного организатора могут не достигать высокого уровня развития, но не должны переходить в свою противоположность.

Домашнее задание. Оценить по пятибалльной системе развитость вышеуказанных качеств, попросить оценить классного руководителя и своего сверстника. Обсудить со взрослыми (родители, старшие братья и сестры и др.), какие качества личности характерны вам, над выработкой каких качеств необходимо работать.

Организатору на заметку:

1. С этого занятия можно на каждом следующем проводить игры и упражнения на развитие различных качеств личности, необходимых при организаторской деятельности.

2. Психологические игры можно подобрать из книг В. Леви «Искусство быть собой», В. Петрусинский «Игры: обучение, тренинг, досуг».

3. На каждом занятии можно рекомендовать слушателям курса литературу для самовоспитания.

4. При выполнении домашнего задания качества организатора необходимо записать столбиком и напротив проставить оценки классного руководителя, сверстника и самооценку. На следующем занятии в индивидуальных дневниках старшеклассники обрабатывают полученные результаты. В таблицу вносятся в соответствующий столбик три оценки точкой, при этом каждая обозначена своим цветом, например, самооценка — красным, оценка сверстника — синим, оценка педагога — зеленым. Затем точки одного цвета соединяются, и получается кривая уровня развития лидерских качеств (три кривых разного цвета). Оценки сравниваются с самооценкой и анализируются. Каждый делает свой вывод и определяет задачи самовоспитания.

При оценивании своих качеств обратить внимание старшеклассников на искренность, честность и объективность.

Уровень развития моих качеств

Занятие 5. Диагностическая игра «Кораблекрушение» (2 часа)

(игра разработана в Подмосковном центре «Олимпиец» Б.В. Першуткиным)

Цель: 1. Изучение взаимоотношений в коллективе.

2. Обучение основам организаторской деятельности.

3. Выявление лидеров в коллективе.

4. Раскрыть секреты общения.

Оборудование: 1. Таблица с перечнем предметов для заполнения на каждого участника игры (параграф 6, Учебное пособие «Путь к успеху»):

2. Музыкальное оформление (театральные шумы: шум моря, бури, пение птиц и т.д.)

3. Рабочая тетрадь, индивидуальные дневники, ручки.

Ход занятия:

1. Упражнение на развитие коммуникативных способностей (по выбору).

2. Анализ результатов методики «Самооценка». Построение графика уровня развития лидерских качеств.

3. Диагностическая игра «Кораблекрушение».

Ход игры:

1 этап — всем участникам сообщаются условия игры:

— играем и фантазируем все;

— в ходе игры никто не задает вопросы;

— к следующему этапу переходим только после того, как все справились с предыдущим заданием.

Игрокам предлагается ситуация: после кораблекрушения вы оказались один в лодке в Тихом океане за 200 миль от берега. С тонущего корабля вы можете взять в лодку 15 вещей, расположите их в том порядке, в каком брали бы в лодку в случае необходимости. Заполните графу № 1 «Один в лодке». Каждый участник заполняет графу самостоятельно, ни с кем не советуясь.

2 этап — После того, как все справились, дается следующая ситуация: вам повезло — вы в лодке остались вдвоем. Заполните графу № 2 «Двое в лодке», согласуя друг с другом порядок вещей, в котором необходимо брать их в лодку, убеждая партнера в правильности своего выбора. Графа заполняется только в том случае, когда достигнуто согласие.

3 этап — Вы просто родились в рубашке — вы в лодке все вместе. В каком порядке будете брать вещи? Заполняем все вместе графу № 3 «Все вместе». Условие: вещь берете лишь в том случае, если согласны абсолютно все участники игры.

4 этап — заполняется экспертный ранг (мнение экспертов, ученых) без комментариев игротехника.

5 этап — Заполняется графа № 5 «Ошибка одного в лодке»: сравнивается графа № 1 и графа № 4, от большего числа отнимается меньшее, результат записывается в графу № 5. Находится сумма баллов, у кого сумма баллов меньше 60 — «выплывет».

6 — 7 этапы — аналогично заполняются графы №№ 6, 7 — «Ошибка двоих в лодке» и «Ошибка всех в лодке».

8 этап — анализ игры. Игротехник обосновывает мнение экспертов (почему в первую очередь надо было брать зеркало, а не что — то другое). Идет анализ ошибок игроков, акцент делается на то, как старались игроки склонить к своей точке зрения, каковы при этом были жесты, мимика, движения, тон общения. Основной вывод игры: команда терпит неудачу в том случае, если неправильно выбирает стратегию и тактику; неумение убедить, выслушать, аргументировать приводит к поражению.

9 этап — Оценка лидерства. Сравнить аналогично графы «Один в лодке» и «Все в лодке». Минимальная цифра — лидер.

10 этап — Анализ игры.

Даются рекомендации старшеклассникам. Руководителю необходимо помнить, что коллективное обсуждение поможет найти выход из самой сложной ситуации. Для этого надо выполнять следующие условия (за основу взяты рекомендации М. Мелии, российско-американский психологический Центр «ЭКОПСИ»):

• Определите и сформулируйте задачу, которую надо решить — одну, самую сложную или самую важную.

• В обсуждении должны принимать участие не более 7-12 человек.

• Расставьте свои стулья по кругу — не должно быть «галерки», «президиума».

• Руководителю лучше не вести это обсуждение. Займите «рядовую» позицию, сядьте в общем кругу.

• Жестко определите время обсуждения. Дефицит времени порождает стресс, стимулирующий мозговую деятельную. Оптимальное время — около 30 минут.

• Никто не должен критиковать идеи! Запрещается начинать фразы со слов «Нет…», «Это невозможно». Помните, что в первые минуты неизбежно будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критику облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не могут творчески работать в условиях «моральной угрозы». Если одного одернули, остальные будут думать о том, как бы не показаться глупее всех.

• Отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие!

• Не устанавливай те авторства идей! Лучшие идеи — это плод коллективного творчества.

• Когда найден выход из сложной жизненной ситуации, разделитесь на две группы — «сторонников» и «противников». Постарайтесь найти слабые места в своем решении — проверьте его «на прочность».

• Обязательно сформулируйте ваше решение и запишите его.

Домашнее задание. Наблюдение за сверстниками — как они общаются, убеждают друг друга, спорят, отстаивают свое мнение. Определить, что мешает в общении. Почему порой мы не достигаем желаемого результата в общении?

Организатору на заметку:

1. В игре нет наблюдателей, все участники.

2. Игру можно записать на видеокамеру, тогда запись можно использовать при анализе игры и на занятии по теме «Искусство общения».

3. Если игротехник затрудняется дать глубокий анализ игры, можно привлечь к игре психолога, который, как и все играет, но одновременно ведет наблюдения за детьми.

4. Цели игры не сообщаются участникам в начале. О них можно сказать в конце игры.

Глава 2. Ключ к успеху (3 часа)

Занятие 6. Диагностическая игра «Ключ к успеху» (3 часа)

Цель игры:

1. Диагностика уровня развития коллектива, выявление лидеров в группе.

2. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Организационное оформление группы (далее — команда), формирование эмоционального отношения принадлежности к команде.

Оборудование:

1. Ключи, вырезанные из бумаги или картона, с нанесенной сеткой (по количеству команд); клей (по количеству станций); таблички с названиями станций; кастрюли, ложки, поварешки, крышки и т.д.

2. Жетоны пяти цветов: красный, синий, желтый, коричневый, зеленый (количество жетонов каждого цвета равно количеству команд, умноженному на количество станций).

3. Маршрутные листы на каждую команду.

4. Листки наблюдения на каждую команду на каждой станции по образцу:

Станция:

Команда:

Наиболее активные ребята:

Неадекватные ситуации:

Рекомендации:

Наблюдатель:

Ход игры:

1. Построение команд на летней эстраде. Вручение маршрутных листов.

2. Путешествие по станциям. Каждая команда двигается по индивидуальному маршруту. Примерные маршруты и задания:

Станция «А не спеть ли нам…». Когда очень трудно, когда тяжело — очень помогает хорошая песня.

Варианты заданий:

1. Исполнить песню под собственное сопровождение (кастрюли, ложки, крышки, ведра и т.д.).

2. Пропеть песню «В лесу родилась елочка» как церковный хор, хор оленеводов Чукотки, хор детского сада, армейский хор и т.д.

Станция «Театральная студия».

Варианты заданий:

1. Изобразить поклоны разных людей: клоуна, водолаза, космонавта, Майкла Джексона, колобка, индейца — вождя племени и т.д.

2. Сказать фразу «Весна наступила, грачи прилетели…»

— с кислой ягодой во рту;

— с радостью, с гордостью, со страхом, трагично, с удивлением, восторженно;

— с горячей кашей во рту;

— с чупа — чупсиной во рту и т.д.

3. Обыграть фразу: «Улыбайся, за нами наблюдают», «А может тебе дать ключи от квартиры, где деньги лежат?», «Здравствуйте, я Ваша тетя» и т.д.

4. Инсценировать сказку «Репка» в жанрах комедии, драмы, детектива, триллера и т.д.

Станция «Веселая зарядка».

Варианты заданий:

1. Провести минутную, веселую зарядку.

2. Провести зарядку со сказочными героями, насекомыми.

3. Провести зарядку с гномиками, Дюймовочкой.

Станция «Нарисуй — ка». Каждому участнику команды дается чистый лист бумаги и карандаш (фломастер). Задание: нарисовать человека из 10 геометрических фигур.

Станция «Спасательная шлюпка». В трудную минуту каждый в команде должен чувствовать плечо друга.

Варианты заданий:

1. Сесть на колени друг другу и двигаться по кругу.

2. Все члены команды берутся за шнур (веревку, шпагат), концы которого связаны вместе. Без слов, не договариваясь, участники должны по команде игротехника встать в круг, изобразить квадрат, треугольник и т.д.

Станция «Кругосветное путешествие». Задание: провести экскурсию по лагерю. Каждый участник говорит по одному предложению, соблюдая при этом порядок расположения в лагере.

Станция «Пойми меня». Задание: команда выстраивается в колонну по одному. Последнему участнику предлагается передать соседу название песни пантомимой. Команда должна угадать название песни.

Станция «На балу». Задание: ребятам предлагается исполнить танец под музыку в роли насекомых, присутствующих на балу у Мухи Цокотухи.

3. Финиш — все команды собираются в клубе (на эстраде), сдают маршрутные листы.

4. Анализ игры с участниками игры.

4. Анализ игры с педагогическим коллективом.

5. Методические рекомендации по организации и проведению игры:

1. Количество станций не ограничивается. Но выполнение заданий на станциях не должно занимать много времени (2-3 минуты).

2. Задания на станциях должны быть подобраны так, чтобы ребята смогли проявить различные способности: организаторские, актерские и т.д.

3. Игротехник (ведущий) на станции не должен объяснять ребятам, как надо выполнять задание и кто это должен сделать. Из команды стихийно должны выделиться лидеры, взявшие инициативу на себя.

4. На каждой станции должно быть два ответственных: один проводит с командой эксперимент (игротехник), второй — наблюдает и фиксирует в Листке наблюдения необходимую информацию. Самым активным ребятам вручаются жетоны.

5. На станции «Нарисуй-ка» дано тестовое задание. У кого из участников в рисунке больше квадратов — лидер.

6. Каждый ответственный за проведение эксперимента оценивает команду жетонами соответствующего цвета:

— желтый — выполняют все вместе, дружно;

— синий — выполняет группа ребят, остальные поддерживают;

— зеленый — выполняет несколько ребят, остальные лишь равнодушные зрители;

— коричневый — конфликтный момент, не могут прийти к общему мнению, но с заданием справляются;

— красный — спорят, не могут прийти к общему мнению, с заданием не справляются.

Получив жетон, команда приклеивает его на ключ в соответствующий сектор.

7. После прохождения всех станций, ключ приобретает цвет, тщательный анализ которого даст информацию о команде. Желательно результаты оформить графически.

8. После завершения игры проводится ее анализ. Наблюдатели дают информацию о каждой команде: как выполняли задание, кто проявил наибольшую активность из ребят, кого можно рекомендовать в органы соуправления, были ли нестандартные ситуации и т.д. Руководителем игры даются рекомендации вожатым и воспитателям по работе с командой.

9. Ребята, получившие наибольшее количество жетонов на станциях, могут быть в отряде неформальными лидерами, желательно придать им статус формальных лидеров, выбрав в органы детского соуправления.

10. В условиях оздоровительного лагеря игра может протекать несколько часов. Станции можно расположить на большом расстоянии друг от друга, чтобы участники могли побегать на свежем воздухе.

Домашнее задание. Записать в свой организаторский багаж игры и творческие задания, которые сегодня узнали и выполняли в ходе игры — путешествия «Ключ к успеху» — они пригодятся при организации и проведении мероприятий.

Глава 3. Искусство быть собой (16 часов)

Занятие 7. Организаторская техника (2 часа)

Цель: 1. Познакомить старшеклассников с организаторской деятельностью, этапами ее организации.

2. Раскрыть содержание основных терминов: коллектив, признаки коллектива.

3. Развитие важных качеств личности лидера, стимулирование старшеклассников к самовоспитанию.

Оборудование: Учебное пособие «Путь к успеху», индивидуальные дневники, ручки.

Литература:

1. Горохова Е.В. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.

2. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1991.

Русаков Б.А. НОТ школьника. Из опыта работы школы. — М.: Просвещение, 1976.

Ход занятия:

1. Игровое общение. Игра «Как чихает слон». Участники делятся на три команды. Первая команда произносит громко слово «хрящики», вторая — «ящики», третья — «потащили». Ведущий по очереди указывает на команду, та громко произносит свое слово. Когда ведущий поднимает обе руки вверх, каждая команда громко кричит свое слово.

Игра «Ха-ха-ха». У каждого участника есть номер. Первый произносит «ха», второй — «ха-ха», третий — «ха-ха-ха» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не собьется в количестве произносимых «ха» или не рассмеется. Проигравший выбывает из игры. Финал игры — «марафон смеха».

2. Знакомство с новым материалом. Организаторская работа имеет несколько этапов или слагаемых:

Старт — получение задания.

Цель (определение цели и усвоение задач предстоящей работы).

Помощники, исполнители (помощь каких конкретных людей понадобится для выполнения задуманного дела).

Средства, условия, время (какие материалы, какое оборудование необходимо использовать в подготовке; в течение какого времени работа может и должна быть выполнена).

Планирование (распределение обязанностей, определение порядка выполнения поставленной цели).

Руководство (согласование действий помощников и исполнителей, координация их деятельности).

Контроль (ведение действенного учета работы, обеспечение надежного контроля за тем, как реализуется намеченный план).

Анализ (подведение итогов и анализ эффективности проделанной работы).

Финиш — отчет о выполнении задания.

Каждый этап, несомненно, важен для работы. Игнорирование одного из слагаемых снижает эффективность работы организатора, поэтому организатору важно знать не только, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе. Опираясь на правила организатора А.Н. Лутошкина, выделим основные слагаемые успешной деятельности лидера:

• Получив задание, разберись в нем:

— выдели в задаче главное и второстепенное;

— выясни время (его продолжительность) выполнения задачи;

— уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;

— повтори задание, уяснив какой конечный результат нужно получить.

• Подготовься к выполнению задания:

— изучи опыт других, посоветуйся;

— сделай предварительную расстановку людей, учитывая психологические особенности каждого, желание и способности;

— исходя из реальных возможностей, составь план, учитывая средства, условия и время выполнения дела;

— необходимо решить: какие инструменты, материалы, снаряжение понадобиться, в каком количестве, где их можно получить, хранить; составить список необходимых материалов и принадлежностей — за них нужно отчитаться;

— привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

— составляя план дела, не строй воздушных замков, исходи из реальных условий; учитывай конкретную обстановку, возможности свои и сверстников.

• Учитывай возможности членов коллектива:

— распредели работу между членами коллектива с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений, возрастных и индивидуальных особенностей; можно создать временные творческие группы, штабы, советы дела, комиссии; можно организовать работы в парах;

— за каждый участок, каждый этап работы должен отвечать один человек;

— каждый член коллектива должен знать свои права и обязанности, и каким образом он должен выполнить свою работу; каждый несет персональную ответственность за свой участок работы;

— обучай и инструктируй своих сверстников (помощников): подробно объясни им задачу, готовь их к роли организатора, не подменяй в работе. Работа должна быть понятна каждому.

— коллективное обсуждение предложений участников дела и всего плана помогает избежать ошибок.

• Доверяй, но проверяй.

• Объединяя людей, сплачивай коллектив:

— к работе должны приступить все, наладь контакты со всеми;

— информируй всех о ходе работы, об успехах в ней каждого;

— включайся в дело сам, помоги другим, не сиди наблюдателем.

• Координируй свою работу: постоянно согласуй, координируй свои действия с другими организаторами.

• Будь внимателен в период завершения работы:

— требуй отчета о работе своих помощников;

— если необходимо, организуй помощь;

— организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь к успеху предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я