Формирование гражданской компетентности студентов СПО

Татьяна Евгеньевна Шепелева

Книга посвящена проблеме формирования гражданской компетентности студентов СПО. Автором рассматривается структура, содержание и критерии показателей гражданской компетентности; представлены модель и методика диагностики формирования гражданской компетентности. Материалы книги могут быть полезны различным категориям педагогических работников СПО, а также могут быть использованы в работе с обучающимися старших классов общеобразовательных школ, гимназий и лицеев.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Определение термина гражданская компетентность

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование гражданской компетентности студентов СПО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1 Определение термина гражданская компетентность

1.1 Понимание компетенции и компетентности в образовании

Проблемы и пути модернизации образования в нашей стране сегодня тесно связаны с понятием «компетентностный подход».

Изначально, в конце 1960-х — начале 1970-х гг., понятия «компетентность» и «компетенция» использовались в США в сфере бизнеса и были связаны с вопросом эффективной деятельности. Несколько позже компетенции стали противопоставляться знаниям, умениям и навыкам, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности, то есть понятию «квалификация», и стали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на ее успешную реализацию.

Наиболее обобщенная модель компетентностного подхода с точки зрения используемых идей и представлений, и с точки зрения актуализации альтернативных подходов, внутренних противоречий и проблем были сформулированы в работах отечественных исследователей В. А. Болотова, В. В. Серикова, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, опубликованных к конце 1990-х — начале 2000-х гг. [24, 200, 204, 205].

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассмотрены в работах А. М. Аронова, А. В. Баранникова, А. Г. Бермуса, В.А.Болотова, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, Г. Б. Голуба, В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, Ю. Г. Татура, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, М. А. Чошанова, П. Г. Щедровицкого, Б. Д. Эльконина и др.

Компетентностную основу как один из аспектов модернизации образования выделяют А. Г. Бермус, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Г. А. Голуб, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, М. В. Рыжаков, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, О. В. Чуракова, П. Г. Щедровицкий, Б. Д. Эльконин и др.

В нормативных документах, таких как Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего, среднего и начального профессионального образования, обозначена необходимость компетентностного подхода, что предполагает обязательное формирование компетенций как результата образования, позволяющего успешно справляться с профессиональными задачами.

В Федеральных государственных образовательных стандартах СПО компетенция понимается, как способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Содержание стандартов построено на компетентностной основе, определяет концептуальные основы образовательной деятельности в учреждениях СПО как воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе.

Особенностью формирования компетенций в рамках ФГОС СПО является их деление на общие и профессиональные. Общая компетенция — это способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности; профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.

Для различных специальностей наблюдается отличие формулировок некоторых общих компетенций и наличие дополнительных компетенций, отражающих специфику подготовки. Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации по таким критериям, как широта полномочий и ответственности, и во многом определяют эффективность и качество сформированности профессиональных компетенций [62].

В научно-педагогической литературе термины «компетенция» и «компетентность» трактуются по-разному. До недавнего времени существовало две точки зрения на их содержание, одни авторы разделяли данные термины (А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, И.Г.Галямина, С. Е. Шишов, Д. А. Иванов и др.), другие — отождествляли (В.А.Болотов, В. В. Сериков, М. В. Рыжаков, и др.).

И. Г. Галямина под компетенцией понимает способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях, компетентность — как проявление совокупности компетенций [50].

И. А. Зимняя компетенциями считает некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентностях человека. Компетентность, по ее мнению, актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленное, являющееся социально-профессиональной характеристикой человека. [81].

Д. А. Иванов считает компетенцию тем, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов), а компетентность характеристикой человека (т.е. обладание компетенцией; человек знающий, сведущий) [85].

М. Д. Ильязова рассматривает компетенцию как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности, а компетентность — как интегральное качество личности, успешно реализованная в деятельности компетенция [92].

А. В. Хуторской описывает компетенцию как отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере. Под компетентностью понимает владение, обладание соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [204].

О. Н. Ярыгин считает, что к компетенции относится круг решаемых проблем в совокупности с критериями достижения цели деятельности, а компетентность — это динамическое единство мотивации, интеллектуальных способностей, рефлексии, креативности и неявных знаний [222].

Несмотря на различие подходов в определении компетенций и компетентностей, сегодня исследователи отмечают неоднозначность данных понятий, как в русском, так и в английском языках и сходятся на мнении о необходимости их отличия [221].

На сегодняшний день компетентностный подход — это приоритетное и перспективное направление развития профессионального образования, имеющее серьезную нормативную базу. Овладение компетенциями при этом, выступает основной целью и результатом образования.

1.2 Сущность и содержание гражданской компетентности

Одной из основных проблем современного образования является отбор ключевых компетенций, которые относят к группе надпредметных и надпрофессиональных компетенций. В современных исследованиях (Е. В. Бондаревская, В. Н. Введенский, Н. Ф. Ефремова, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, С. В. Кульневич, В. И. Мареев, Н. М. Мкртчян, В. Ю. Пузыревский, А. В. Хуторской и др.) большое внимание уделяется проблемам выделения психолого-педагогических оснований ключевых компетенций, определения ключевых компетенций, их содержания, признаков и структурных компонентов.

Анализируя содержание определений понятия «ключевые компетенции» вышеназванных авторов, в контексте их работ [30, 38, 70, 76, 77, 79, 83, 84, 206], можно отметить относительное единство взглядов в том, что ключевые компетенции — это некая базовая составляющая, выраженная в системе знаний, умений, навыков, личностных качеств, миропонимания и мировосприятия, необходимая для успешного освоения предметных и профессиональных компетенций, нормальной жизнедеятельности в обществе.

К выделению ключевых компетенций существуют различные подходы. Известен список 39 компетенций Дж. Равена [161], ключевые компетенции, выделены Советом Европы [178], определены международным сообществом и отражены в материалах ЮНЕСКО [61].

В работах отечественных исследователей (В. Н. Введенский, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, Н. Ф. Ефремова и др.) также наблюдается значительное расхождение в выделении и определении содержания ключевых компетенций.

В контексте исследования интерес представляет гражданская компетенция и гражданская компетентность. Выделение гражданственности как ключевой компетенции начинается со второй половины 1990-х годов. И. А. Зимней был введен термин «компетенции гражданственности». В современной педагогической науке часто встречается понятие «компетенции гражданственности» и ряд производных, достаточно близких по своему содержанию терминов: «гражданская компетентность», «компетентность гражданственности», «гражданская компетенция».

Проблема формирования гражданской компетенции представлена исследованиями И. А. Зимней, З. С. Мазыр, В. Ш. Масленниковой, Л. В. Орининой.

И. А. Зимняя под компетенциями гражданственности предполагает знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн). Гражданскую компетентность, по мнению И. А. Зимней, следует рассматривать как основу социальной, общественной сущности человека как члена социальной общности, государства [79].

З. С. Мазыр определяет гражданскую компетенцию как готовность к применению знаний о праве, политике, обществе, государстве, обладание политико-правовыми умениями и навыками, позволяющими выполнять в конкретных общественных ситуациях гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, участника общественных организаций, волонтера) [122].

По мнению В. Ш. Масленниковой, гражданская компетенция — это совокупность готовности и способности, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике [128].

Л. В. Оринина под гражданской компетенцией понимает интегративное качество личности, включающее в себя когнитивный, ценностный, поведенческий и рефлексивный компоненты и проявляющееся в способности любить Родину, защищать интересы своего Отечества, беречь родную природу, хранить и пере давать из поколения в поколение культурные обычаи, традиции своего народа и вырабатывать толерантное отношение к другим народам [141].

Проблемы формирования (становления, развития) гражданской компетентности старшеклассников рассматривают В. А. Гладик, Е. В. Митина, А. П. Мягкова, студентов вузов — В. Г. Журова, Е. А. Злобина, О. Н. Малова, студентов колледжа — Г. Л. Котова и др.

В. А. Гладик под гражданской компетентностью старшеклассника понимает ключевую образовательную компетентность обучающегося, отражающую, с одной стороны, его опыт реальной деятельности по участию в школьном самоуправлении, общественной жизни образовательного учреждения по решению социально актуальных и личностно значимых проблем школьной жизни, ближайшего социума; с другой стороны, готовность в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, участника общественных организаций и т.д.); самостоятельно выбирать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия [52].

Е. В. Митина предлагает рассматривать гражданскую компетентность как интегративную характеристику личности, представляющую собой синтез мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов, отражающая субъективный опыт, готовность и способность старшеклассников осознанно и эффективно осуществлять социально значимую гражданскую деятельность [131].

А. П. Мягковой раскрыта сущность понятия гражданская компетентность старшеклассника как интегративного образования субъекта, проявляющегося в его готовности и способности к осознанному и активному выполнению социально значимой деятельности гражданской направленности, а также обеспечивающего его полноценное вхождение в современное гражданское общество и участие в будущей общественной жизни российского государства [135].

В. Г. Журова рассматривает гражданскую компетентность как интегративную характеристику личности, которая проявляется в освоенных гражданских знаниях и умениях, наличии сформированной системы гражданских ценностей и отражает готовность к эффективному осуществлению социально значимой гражданской деятельности [73].

Е. А. Злобина определяет гражданскую компетентность будущих учителей как совокупность готовности и способности активно и ответственно реализовать в образовательном процессе принципы государственной политики в области образования, руководствоваться нормативно-правовыми актами, соблюдать права и обязанности члена демократического общества, воспитывать подрастающее поколение в духе гуманизма, свободы и любви к Родине [82].

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Определение термина гражданская компетентность

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование гражданской компетентности студентов СПО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я