От апортировки к проработке следа

Татьяна Владимировна Худякова, 2005

В данной книге эксперт-кинолог и инструктор по дрессировке Татьяна Худякова делится с читателями своим личным опытом подготовки розыскных собак из так называемых собак-апортировщиков. Описываются этапы и методы подготовки щенка. Книга посвящается немецкой овчарке Аните, с которой Татьяна прослужила в МВД 10 лет. На обложке немецкая овчарка Анита, фото Татьяны Худяковой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От апортировки к проработке следа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Этапы подготовки собаки.

Итак, есть цель — сделать розыскную собаку. Способов в современной кинологической литературе описано предостаточно. Вам остается только сравнить все это с тем, что могу предложить я. Это не единственный метод, а один из многих. Выбор всегда остаётся за Вами.

1. Выбираем щенка пригодного к поисковым службам. В возрасте 2-3,5 месяца уже хорошо видны аппортировщики.

2. Как можно раньше начинаем активные игры со щенком. Это может быть как минимальный возраст 2-3 месяца, так и чуть постарше 4-5 месяцев. Чем раньше начнутся тренировки, тем лучше. Не нужно ждать пока щенок подрастёт. Наоборот надо спешить привить ему желательное поведение, развить нужные качества именно в период знакомства малыша с таким огромным миром. Полным новых запахов и интересных вещей.

Апорты должны быть разные: от минимальных размеров валика-ухватки, до мячей, тряпок, палок и т.д. Нельзя зацикливать щенка только на одном типе апортов, например на мячах или палках, иначе бывает сложно заставить впоследствии подносить предметы из «незнакомых» материалов. Используйте любопытство малыша в свою пользу — бросайте связку ключей, металлическую ложку, пластиковые предметы. Схватил и понес — хвалим, побольше положительных эмоций. Собаки очень эмоциональные животные, поэтому, чем ярче мы демонстрируем, что мы довольны их поведением, тем чаще они будут стремиться повторить это действие, чтоб вновь услышать похвалу (словесное и эмоциональное поощрение).

На первых порах ставится задача, чтоб щенок уяснил принцип простой игры. Схватил брошенную вещь — хвалим. Пусть даже убегает с вещью — не нужно на первых порах стремиться заставить щенка подойти и отдать апортировочный предмет. Учим слово «апорт» и понятие похвалы (словесное поощрение, например: «Хорошо!», «Молодец!»).

Если в младшем возрасте Вы сможете быстро объяснить щенку понятие похвалы, то в дальнейшем обучении с помощью слова «хорошо» можно давать собаке понять что она действует правильно. Подкрепление даже случайно произведённых нужных действий словесным поощрением быстрее вырабатывает рефлекс, чем многократное механическое воздействие на собаку. Это пригодится и при освоении курса послушания.

Главное правило на данном этапе и в последующей дрессировке: предметы для апортировки («апортики») щенок может таскать только во время занятий. Апорты ни в коем случае не оставляются, после занятий, убираются в недоступное для собаки место. Причем занятия нужно прекратить задолго до того как щенок потеряет интерес к игре или устанет. А лучше всего на пике активности прекратить упражнения (в дальнейшем это просто «сорвет крышу» собаке на фоне аппортировки в хорошем смысле этого слова).

После того как щенок уяснил, что такое апорт, и как хозяин может выражать свою радость (эмоциональная словесная похвала) переходим к следующему этапу.

3.Начинаем игры с подёргиванием и трепанием апорта. Игры «в перетягивание» очень нравятся практически каждому четвероногому малышу. Цель — добиться большего азарта, желания завладеть апортом и не ронять предмет.

На первых порах лучше всего устраивать такие игры на каком-то закрытом (огороженном или ограниченном хотя бы с одной стороны) пространстве. И внимание не будет отвлечено от хозяина с апортом, и не надо будет «гоняться» далеко за малышом. Ведь первые занятия щенок по-любому будет стремиться утащить апорт в качестве «добычи» подальше от Вас. А Ваша задача объяснить воспитаннику, что с хозяином апорт куда более интересная игрушка, чем «в гордом одиночестве». Кидаем апорт, даем команду в момент «старта» щенка в направлении брошенного предмета. Подбежал, схватил — хвалим. Подзываем щенка, трепаем вместе с ним апорт, играем в перетягивание. Несколько раз отпускаем, чтоб щенок отбежал с апортом в сторону, привлекаем внимание. Для этого достаточно присесть, отойти или отбежать в сторону самому. Вернулся щенок — опять трепете вместе апортик. Главное, сразу не отбирать апорт, а предложить щенку интересную игру. Как только малыш поймет, что с хозяином апорт является более интересной игрушкой, чем без него, начнет сам подносить предметы (можно будет переходить к следующей фазе). Так что потрепали, позволили несколько раз щенку отобрать у Вас апорт, потом по команде «Дай» забираем и вновь кидаем. Не забываем прекратить игру на пике активности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От апортировки к проработке следа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я