Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс

Татьяна Владимировна Векшина, 2020

Популярная серия книг теперь в электронном виде. Тренажёр для работы с текстом. Пособие состоит из двух частей. В первой части содержится 30 работ. Каждая работа состоит из текста и 30 заданий к нему. К каждому тексту предлагаются разные уровни заданий различной сложности ( определить тему и идею текста, составить план, тестовые вопросы, вопросы по содержанию текста, требующие полного ответа, задания по русскому языку). Тренажёр развивает умение работать с текстом, дети учатся использовать полученную в тексте информацию при выполнении заданий. Во второй части книги содержатся тексты для проверки техники чтения. Пособие будет полезно учителям, родителям, гувернёрам, репетиторам, няням. Книга изменена и переработана.

Оглавление

  • Часть 1. Работа с текстом
Из серии: Учусь работать с текстом

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Работа с текстом

Работа 1

Белый медведь живёт на Крайнем Севере, за полярным кругом, там, где вечные льды и снега, на островах Северного Ледовитого океана. Это животное считается самым крупным наземным хищником. Его вес достигает тонны, а длина тела может быть более двух метров.

Большую часть своей жизни белый медведь проводит в холодных водах океана, на огромных плавающих льдинах. Далеко на сушу он почти не заходит.

От холода его защищает густой мех, который в воде не намокает, а также толстый жировой слой под шерстью. Мех у медведя растёт даже на подушечках лап. Это помогает ему легко передвигаться по снегу и льду. Белый медведь прекрасно плавает, но ныряет не очень глубоко, потому что не может долго находиться под водой.

Любимая пища белого медведя — моржи, тюлени, и, конечно же, рыба.

В начале зимы у медведицы рождаются малюсенькие детёныши. Примерно три месяца медвежата находятся с мамой в берлоге и не покидают её. Их единственная пища в этот период жизни — мамино молоко. За это время малыши заметно подрастают и к весне полностью готовы к выходу во"взрослую"жизнь. Медведица начинает учить их добывать себе пищу, плавать, находить дорогу в свою снежную берлогу. Медвежата живут вместе с мамой около двух лет, а потом начинают самостоятельную жизнь.

Единственный враг белого медведя — это человек-охотник, который нападает на него. Сам же зверь на человека может напасть только, защищая своих детёнышей или свою добычу.

Можно сказать, что белого медведя заслуженно называют хозяином Арктики!

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Где живут белые медведи?

а) в лесу

б) на Крайнем Севере

в) в субтропиках

8. К какой группе животных относятся белые медведи?

а) всеядные

б) травоядные

в) хищники

9. Где белый медведь проводит большую часть жизни?

а) в лесу

б) на льдине

в) в зоопарке

10. В какое время года у медведицы появляются детёныши?

а) зимой

б) весной

в) летом

11. Через какой промежуток времени медвежата начинают выходить из берлоги?

а) через 1 месяц

б) через 6 месяцев

в) через 3 месяца

12. Кто является главным врагом белого медведя?

а) человек

б) охотничья собака

в) другие медведи

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. От__________ его защищает _______________, который в воде ___________, а также _____________________________________.

14. ______________ живут _____________________________, а потом ____________________.

15. Сам же зверь на ________________________________или __________________.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы.

16. Что защищает от холода белого медведя?

17. Почему белый медведь плохо ныряет?

18. Чем питается белый медведь?

19. Чем питаются медвежата в первые месяцы своей жизни?

20. Чему учит мама-медведица своих медвежат?

21. При каком условии белый медведь может напасть на человека?

22. Как называют белого медведя?

Выполни задания 23 — 30

23. Второе предложение второго абзаца разбери по членам.

24. Из первого предложения третьего абзаца выпиши все имена существительные. Укажи их склонение и падеж.

25. Из первого предложения первого абзаца выпиши имена существительные во множественном числе. Выписанные слова разбери по составу.

26. Из пятого абзаца выпиши все глаголы. Укажи их вид и время.

27. Выпиши из текста 3 слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши для них проверочные слова.

28. Выпиши из текста 3 слова с парными по глухости — звонкости согласными звуками в корне слова. Запиши для них проверочные слова.

29. Выпиши из текста два слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Составь по два словосочетания с каждым из выписанных слов.

30. Укажи, чему равен вес медведя в килограммах.

Работа 2

Афанасий Афанасьевич Фет родился 5 декабря 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Воспитывался сначала дома, а потом в пансионе Крюммера в Лифляндии и в погодинском пансионе в Москве.

В 1839 году Фет поступил в Московский университет, где начал писать стихи. А через два года вышел его первый поэтический сборник. Позже стихи Фета стали появляться и в журналах.

Стихотворение “На заре ты её не буди…”, было положено на музыку А. Е. Варламова и стало “почти народной песней”.

Громкая слава Фета началась со стихотворения “Шёпот сердца, уст дыханье…”, которое было опубликовано в 1850 году в журнале “Москвитянин”.

После окончания университета Фет служил в Кирасирском полку. А, выйдя в отставку, решил стать профессиональным литератором и занялся переводами. Однако, неспокойная общественная жизнь привела поэта к депрессии, и он оставил литературу, посвятив свою дальнейшую жизнь сельскому хозяйству. Фет купил хутор и за 17 лет превратил его в образцовое доходное хозяйство.

Последний взлёт творческой активности поэта пришёлся на 1877 год. Именно в это время появились один за другим четыре выпуска лирических стихотворений под общим названием “Вечерние огни”.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4.Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Выбери правильный вариант ответа:

Афанасий Афанасьевич Фет воспитывался:

a) в пансионах

б) в доме своей бабушки

в) в доме своего дяди

8. Какое стихотворение Фета было положено на музыку?

a) « Шёпот сердца, уст дыханье…»

б) «Бабочка»

в) «На заре ты её не буди…»

9. Чему посвятил свою жизнь Фет, оставив литературу?

a) животноводству

б) сельскому хозяйству

в) пчеловодству

10. Какое стихотворение принесло Фету громкую славу?

а) «Шёпот сердца, уст дыханье…»

б) «На заре ты её не буди…»

в) «Москвитянин»

11. Чем занялся Фет, выйдя в отставку?

а) животноводством

б) переводами

в) писал пьесы для театра

12. Когда Фет начал писать стихи?

а) на службе

б) в 5 лет

в) когда учился в институте

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста.

13. Афанасий Афанасьевич Фет ______________________________Орловской губернии.

14. В _________Фет___________________, где начал __________________.

15. А, выйдя в отставку, _____________________________________________.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы.

16. Где родился А. А. Фет?

17. Где воспитывался А. А. Фет?

18. Когда А. А. Фет начал писать стихи?

19. Где служил А. А. Фет?

20. Чем занимался А.А. Фет, оставив литературу?

21. Что такое «Вечерние огни»?

22. Где и когда было опубликовано стихотворение «На заре ты её не буди…»?

Выполни задания 23 — 30

23. Первое предложение пятого абзаца разбери по членам. Выпиши из него все возможные словосочетания.

24. Выпиши из первого абзаца все имена собственные. Определи их часть речи, склонение и падеж.

25. Выпиши из текста три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Разбери слова по составу. Запиши проверочные слова.

26. Выпиши из текста три слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком в корне слова. Раздели слова для переноса. Запиши проверочные слова.

27. Выпиши из текста три глагола. Определи их вид, спряжение и время.

28. Выпиши из текста слова с удвоенной согласной. Раздели слова на слоги.

29. Выпиши из текста три имени существительных, которые относятся к I склонению.

30. Посчитай, сколько лет было А.А. Фету, когда он поступил в Московский университет.

Работа 3

Два мороза

Белорусская народная сказка

Гуляли по полю два мороза, два родных брата — мороз Синий-нос и мороз Красный-нос.

Гуляют-погуливают морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая, светлая. Просторно морозам на воле.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили и давай по крышам стрелять!

— Эге, — говорит мороз Синий-нос, — все попрятались, боятся на двор вылезть.

— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху, — отвечает мороз Красный-нос.

Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.

— Погоди-ка, брат, — сказал мороз Красный-нос. — Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.

Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.

В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.

— Ну, погодите-ка, — говорит мороз Синий-нос. — Ты беги за мужиком, а я за паном.

И побежали они путников морозить.

Долго бежал мороз Синий-нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А мороз Синий-нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил.

А мороз Красный-нос догнал селянина и давай его морозить.

— Эге, мороз не шутит, — говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.

–Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

Заехал человек в лес. А мороз Красный-нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

Сделал кожух белым как снег.

Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.

— Эге, братец, да ты здесь?

Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил мороз Красный-нос и прямо в лес.

Рассердился мороз Красный-нос на селянина, но ничего с ним поделать не может.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Определи идею текста.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Кто гулял по лесу?

а) два ветра

б) два мороза

в) два охотника

8. Кто с утра начал выходить из хат?

а) мужчины

б) женщины

в) старики

9. За кем побежал мороз Синий — нос?

а) за паном

б) за мужиком

в) за другим морозом

10. Заморозил ли мороз Синий — нос пана?

а) нет

б) да

в) не до конца

11. Заморозил ли мороз Красный-нос мужика?

а) нет

б) да

в) не до конца

12. Что делал мужик, чтобы не замерзнуть?

а) танцевал

б) прыгал

в) работал

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Гуляли по полю_________________, два родных брата — _____________________________________________________________________.

14._______________________________________________________________

перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили ______________________________________________________.

15. Взял _________________да как стал молотить — _________________________________________________________и прямо в лес.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Чем занимались два мороза в лесу?

17. Зачем они пошли на дорогу?

18. Почему морозу Синему-носу легко удалось заморозить пана?

19. Как мужику удалось спастись т мороза, когда остановились сани?

20. Почему мужик разделся в лесу?

21. Зачем мужик стал бить тулуп?

22. Почему морозу Красному-носу не удалось заморозить мужика?

Выполни задания 23 — 30

23. Из первого предложения выпиши все возможные словосочетания.

24. Второе предложение разбери по членам.

25. Из третьего абзаца выпиши три глагола. Определи их время и число.

26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.

27. Выпиши из текста три глагола совершенного вида.

28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Придумай и запиши два однокоренных слова. Разбери слова по составу.

29. Выпиши из текста три имени существительных, относящихся ко второму склонению. Определи их падеж.

30. В фольклоре какой страны есть похожая сказка с таким же названием?

Работа 4

Люди очень давно узнали о полезных свойствах разных растений, и с тех пор активно использовали и используют их для своих нужд. Например, съедобные корешки ели, из толстых прочных стеблей плели верёвки, соками некоторых растений лечились, ядовитый сок растений использовали для охоты и т. д.

Со временем люди стали специально выращивать нужные им растения: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, удобрять, собирать богатый урожай. Таким образом, благодаря труду, появились культурные растения.

Все культурные растения делятся на группы. К первой относятся зерновые и злаки: пшеница, рис, кукуруза и другие.

Ко второй группе относятся бобовые. Это горох и фасоль.

Следующая группа — бахчевые и овощные растения: томаты, огурцы, капуста, лук, морковь, свекла, арбузы, дыни и т. д.

Ещё одна группа — плодовые растения. К ним относят яблони, вишни, груши, смородину, сливу, малину и другие.

В особую группу выделяют картофель, который играет важную роль в жизни людей. Он очень богат крахмалом.

Подсолнечник и маслины — это растения, из которых человек получает пищевые и технические масла.

Есть растения, из которых делают ткани. Например, лён и хлопок.

Но не все культурные растения могут расти в нашем климате. Виноград, персики, цитрусовые — это растения субтропиков, а бананы, ананасы, кокосы, манго — растут в тропиках.

Многие культурные растения, без которых сейчас трудно представить нашу жизнь, были привезены путешественниками с других континентов и поначалу использовались не по назначению. Например, картофель не ели, а его цветами знатные дамы украшали свои наряды и причёски. А помидоры считали ядовитыми и выпалывали с грядок.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Благодаря чему появились культурные растения?

а) благодаря учёным

б) благодаря труду

в) они появились случайно

8. Какие растения относятся ко второй группе культурных растений?

а) злаки

б) картофель

в) бобовые

9. Какое растение не относятся к плодовым?

а) земляника

б) вишня

в) слива

10. Какое растение выделяют в особую группу?

а) томат

б) картофель

в) огурцы

11. Какое растение не растет в субтропиках?

а) виноград

б) персик

в) кокос

12. Какое растение считалось ядовитым?

а) банан

б) картофель

в) помидоры

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Люди очень давно______________________________, и с тех пор активно использовали и используют _______________________.

14. Со временем______________________________: сеять, пропалывать, поливать, рыхлить, ____________________________.

15. Все ___________________________ делятся на группы.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Что такое культурные растения?

17. Из каких растений человек получает масла?

18. Из каких растений человек получает ткани?

19. Какие растения относятся к бахчевым?

20. На какие группы делят культурные растения?

21. Откуда в нашей стране появились растения, изначально не растущие в нашей стране?

22. Как знатные дамы использовали картофель?

Выполни задания 23 — 30

23. Из первого предложения выпиши все возможные словосочетания.

24. Первое предложение третьего абзаца разбери по членам.

25. Из второго абзаца выпиши три глагола в начальной форме. Разбери их по составу.

26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.

27. Выпиши из текста три глагола несовершенного вида.

28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Придумай и запиши два однокоренных слова. Разбери слова по составу.

29. Выпиши из текста три имени существительных, относящихся ко второму склонению. Определи их падеж.

30. Какие климатические зоны ты знаешь?

Работа 5

Одним из самых известных государств, зародившихся в древности, является Римская империя. Название это связано с именем его основателя — Ромулом. В истории не сохранилось достоверных данных о том, как же появился Древний Рим. Но существует такая легенда.

Очень давно в небольшом государстве правил царь Нумитор. При помощи военного переворота его место занял младший брат Амулий. Чтобы родственники Нумитора не смогли в будущем ему помешать, Амулий приказал убить сына Нумитора, а дочь сделать навсегда служительницей богини Весты — богини домашнего очага. По законам того времени служительницы этой богини были должны всегда находиться в храме, поддерживать огонь. Им было запрещено выходить замуж и иметь детей. Но вскоре у дочери Нумитора родились два мальчика-близнеца. По легенде их отцом был бог Марс.

Тогда Амулий издал приказ казнить женщину, а её детей бросить в реку. Слуга, которому было велено утопить близнецов просто оставил их на берегу. Малыши проголодались и заплакали, их услышала волчица. Она выкормила их, а потом мальчиков взял к себе пастух и воспитал как своих детей. Пастух назвал детей Ромул и Рем. Когда они стали взрослыми, то узнали тайну своего рождения и решили вернуть престол своему деду — Нумитору.

Братья сделали задуманное, убив Амулия, но оставаться жить в том городе не захотели. Они основали новый город, но не смогли договориться, как же его назвать. Каждый хотел назвать его своим именем. В порыве гнева Ромул убил своего брата. Потом он назвал город Римом и стал его первым правителем.

В легенде сказано, что эти события произошли в 375 году до н. э. Вот уже более 2000 лет существует город Рим, за это его называют"вечным городом".

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Как называется одно из самых известных государств, зародившихся в древности?

а) Греческая империя

б) Римская империя

в) Египетская империя

8. Кто её основал?

а) Ромул

б) Александр Македонский

в) Гай Юлий Цезарь

9. Как в римской мифологии звали богиню домашнего очага?

а) Весна

б) Верста

в) Веста

10. Кто был отцом мальчиков?

а) Марс

б) Зевс

в) Юпитер

11. Что сделал слуга?

а) бросил детей в реку

б) оставил их на берегу

в) взял детей себе

12. Кто услышал плач детей?

а) лисица

б) зайчиха

в) волчиха

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Одним из самых______________________, зародившихся ______________________.

14. В истории не _________________________о том, как же появился _____________

15. Очень давно в _________________________правил _________________.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Кто занял место Нумитора?

17. Что должны были делать служительницы богини Весты?

18. Почему слуга не выполнил приказ?

19. Кто выкормил мальчиков?

20. Кто воспитал мальчиков?

21. Что решили сделать мальчики, когда выросли?

22. Почему Рим называют «вечным городом»?

Выполни задания 23 — 30

23. Первое предложения второго абзаца разбери по членам.

24. Из первого предложения второго абзаца выпиши все возможные словосочетания.

25. Из третьего абзаца выпиши все глаголы. Определи их время и число.

26. Выпиши из текста два предложения с однородными членами.

27. Выпиши из текста три глагола несовершенного вида.

28. Выпиши из текста слово с непроверяемым безударным гласным звуком в корне слова.

29. Выпиши из текста имена собственные. Определи их склонение и падеж.

30. Сколько веков назад был основан Рим?

Работа 6

Золотая монета

Армянская народная сказка

Жил-был один юноша. Захотелось ему жениться и обратился он к родителям за благословением.

— Отлично, сынок. — сказал отец. — Я благословлю тебя, и ты сможешь жениться, но только если принесёшь мне золотую монету, заработанную собственным трудом.

Юноша улыбнулся, подумав, что с таким условием он справится очень легко — у него была припасена одна золотая монета.

На следующий день он взял её и принёс отцу. Отец взял монету и бросил её в реку.

— Ну, отец, теперь то ты меня благословишь на брак? — спросил юноша.

— Нет, сынок. Я ведь говорил тебе что ты должен сам заработать деньги. А эту монету не ты заработал.

Юноша пожал плечами: откуда отец узнал правду? Ведь эти деньги юноша действительно не заработал.

На следующий день он попросил золотую монету у своей матери. Взял её и отнёс отцу. И опять отец бросил золото в реку. Юноша ещё больше удивился, но всё-таки спросил:

— Почему ты сделал это? Я ведь принёс тебе золотую монету, как ты и просил. Теперь ты благословишь меня?

И опять отец отказал сыну, сказав:

— Ты не заработал этих денег.

Задумался юноша. Подумал он, что это может повторяться долго, а он так и не получит благословения на свадьбу. И решил он найти работу и самому заработать золотую монету. Прошло много дней и юноша смог заработать золотую монету своим собственным трудом. Он отнёс её отцу.

Когда отец вознамерился и эту монету бросить в реку, юноша не выдержал — бросился к нему, перехватил руку и сказал в отчаянии:

— Нет, отец, не делай этого! Я много дней гнул свою спину, чтобы заработать эту монету, а ты так запросто хочешь выбросить её в воду!

— Теперь, сынок, я благословляю тебя на создание семьи. — сказал отец.

— Теперь-то ты узнал цену деньгам, которые заработаны своим собственным трудом и будешь тратить их разумно. Так, юноша женился и никогда не пускал денег на ветер.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Определи идею текста.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Что решил сделать юноша, обратясь к родителям за благословением?

а) учиться

б) жениться

в) работать

8. Что делал отец с монетами, которые приносил ему сын?

а) отдавал матери

б) откладывал про запас

в) кидал их в воду

9. Откуда юноша взял первую монетку?

а) ему дала мать

б) он её заработал

в) у него была монетка

10. Откуда юноша взял вторую монетку?

а) ему дала мать

б) он её заработал

в) у него была монетка

11. Откуда юноша взял третью монетку?

а) ему дала мать

б) он её заработал

в) у него была монетка

12. Сколько монет отец кинул в воду?

а) 1

б) 2

в) 3

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Захотелось ему ____________________к родителям ________________________.

14. Юноша улыбнулся,____________________________________________________________ — у него была припасена __________________________________.

15. Так, юноша женился и ___________________________________________.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Какое условие поставит отец?

17. Почему юноша на него согласился?

18. Как отец определил, что юноша не заработал первую монетку?

19. Какую монетку юноша заработал?

20. Кинул ли её отец в воду?

21. Почему юноша не разрешил кинут эту монетку в воду?

22. Почему отец поставил именно такое условие?

Выполни задания 23 — 30

23. Последнее предложение разбери по членам. Выпиши из него все возможные словосочетания.

24. Из второго абзаца выпиши местоимения. Определи их лицо, число и падеж.

25. Выпиши из текста три глагола в прошедшем времени. Определи их род.

26. Выпиши из текста три имени существительных второго склонения. Определи их род, падеж и число.

27. Выпиши из текста три глагола первого спряжения.

28. Выпиши из текста две пары однокоренных слов.

29. Выпиши из текста три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне слова. Запиши проверочные слова.

30. Выпиши из текста три слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком в корне слова. Запиши проверочные слов

Работа 7

Очень давно, ещё до нашей эры, люди заметили, что некоторые растения помогают вылечиться от разных болезней. Так у человечества появилась особая группа растений — лекарственные растения. Особенно активно преуспевали в древней медицине врачи Китая, Египта, Индии.

Люди, занимающиеся медициной, заметили, что плоды, листья, корни, сок некоторых растений имеют в своём составе особые вещества, которые могут оказывать влияние либо на организм человека, либо на возбудителей заболеваний. Эти целебные вещества могут находиться в растениях или в течение всей его жизни, или только в определённые периоды. Из-за этого необходимо точно знать, когда нужно заготавливать то или иное растение.

Одним из известнейших врачей того времени являлся Гиппократ. Он создал много трудов по поводу целебных свойств растений и о том, как эти растения нужно применять.

К наиболее известным лекарственным растениям относятся женьшень, ромашка аптечная, календула лекарственная и другие.

Женьшень в народе называли"даром богов"и широко использовали для снятия утомления, регулирования работы внутренних органов и для улучшения зрения.

Ромашка применялась для улучшения пищеварения и для лечения простудных заболеваний.

Препараты, изготовленные из календулы, уничтожают болезнетворные бактерии, успокаивают нервную систему, помогают в борьбе с воспалительными заболеваниями.

Несмотря на стремительное развитие медицины и изобретение новых лекарств в наши дни, люди активно продолжают использовать целебные свойства растений в лечении различных заболеваний.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Когда люди заметили, что растения помогают излечиться от болезней?

а) недавно

б) до нашей эры

в) 100 лет назад

8. Врачам каких стран удалось изучить растения лучше, чем в других странах?

а) Китая, Египта, Индии

б) Китая, Англии, Индии

в) Китая, Италии, США

9. Что в составе растения помогает лечить людей?

а) целебные кристаллы

б) целебные нити

в) целебные вещества

10. Как звали врача, жившего до нашей эры?

а) Сократ

б) Гиппокрит

в) Гиппократ

10. Какое растение в народе называли «даром богов»?

а) ромашку

б) женьшень

в) розу

11. Какое растение использовали для лечения простудных заболеваний?

а) ромашку

б) женьшень

в) розу

12. Используют ли лекарственные растения в наше время?

а) не знаю

б) нет

в) да

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Очень давно, ещё до нашей эры, _________________, что некоторые

14. Так у человечества появилась_____________________________________.

15. Он создал много ______________________и о том, как эти растения нужно_______________

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Что заметили люди, занимающиеся медициной?

17. В какие периоды жизни растения в нем могут находиться полезные вещества?

18. Что создал Гиппократ?

19. Какие растения относятся к наиболее известным из лекарственных растений?

20. Для чего в народе использовали женьшень?

21. Для чего использовались препараты, изготовляемые из календулы?

22. Для чего сейчас люди используют целебные растения?

Выполни задания 23 — 30

23. Второе предложение разбери по членам. Выпиши из него все возможные словосочетания.

24. Из третьего абзаца выпиши местоимения. Определи их лицо, число и падеж.

25. Выпиши из текста три глагола в прошедшем времени. Определи их род и спряжение.

26. Выпиши из текста три имени существительных первого склонения. Определи их род, падеж и число.

27. Выпиши из текста три глагола в начальной форме.

28. Выпиши из текста две пары однокоренных слов.

29. Выпиши из текста три слова с удвоенной согласной.

30. Выпиши из текста два слова с парным по глухости — звонкости согласным звуком в корне слова. Запиши проверочные слова.

Работа 8

Отец Владимира Фёдоровича Одоевского происходил из древнейшего княжеского рода, а мать — из крепостной крестьянской семьи. С1816 года Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе. Это было привилегированное учебное заведение, где воспитанники имели право выбирать предметы. Одоевский сосредоточил своё внимание на двух областях культуры: философии и словесности.

В годы обучения в пансионе в печати появились его первые произведения.

В 1826 году Одоевский переехал в Петербург и поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Позднее он стал помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. В 1862 году Одоевский переехал вслед за музеем в Москву.

Где бы не жил писатель, в его доме всегда было много гостей. У него бывали и Пушкин, и Лермонтов, и Жуковский, и Крылов, и Вяземский, и Баратынский, и Тютчев, и Фет, и Гончаров, и Тургенев, и Толстой.

Одоевский активно помогал и всегда поддерживал таланты, которые видел в современной ему русской литературе. Это и “незабвенный Грибоедов”, и “лучший талант в России” Гоголь, и “даровитый Островский”. Но Одоевский бывал весьма непримирим и категоричен, если сталкивался с тем, что, по его мнению, было ошибочно и вредно.

Задания

1. Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.

2. Определи тему текста.

3. Озаглавь текст.

4. Определи вид текста.

5. Определи стиль текста.

6. Составь план данного текста.

В вопросах 7 — 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Из какого рода происходил отец Владимира Фёдоровича Одоевского?

a) из древнейшего дворянского рода

б) из древнейшего мещанского рода

в) из древнейшего княжеского рода

8. Какие предметы изучал Одоевский в пансионе?

a) философию и музыку

б) философию и словесность

в) словесность и живопись

9. Куда в 1826 году поступил на службу Одоевский?

a) в комитет иностранной цензуры

б) в комитет русской цензуры

в) в комитет философской цензуры

10. Кто не бывал в гостях у Одоевского?

а) А.С. Пушкин

б) С. Я. Маршак

в) И. А. Крылов

11. Когда появились в печати первые произведения Одоевского?

а) когда он учился в пансионате

б) когда он поступил на службу в комитет иностранной цензуры

в) когда он переехал в Москву

12. Какие области культуры были интересны Одоевскому, когда он учился в пансионе?

а) музыка и философия

б) философия и словесность

в) словесность и культурология

В заданиях 13-15 заполни пропуски словами из текста

13. Отец Владимира Фёдоровича Одоевского _______________________а мать — _______________________________семьи.

14. В _________________ году Одоевский __________________в Москву.

15. Одоевский активно помогал и всегда _____________________________________________________.

В заданиях 16 — 22 запиши ответы на вопросы

16. Какие должности занимал Одоевский, работая в Петербурге?

17. Перечисли, кто бывал в гостях у Одоевского.

18. Кем были эти люди?

19. В Какой город переехал писатель?

20. Почему Одоевский переехал в Москву?

21. Каким писателям помог Одоевский, т.к. ценил их таланты?

22. В каких случаях писатель был непримирим и категоричен?

Выполни задания 23 — 30

23. Выпиши из текста имена числительные. Запиши их словами.

24. Из первого абзаца выпиши имена существительные в форме Родительного падежа. Определи их род, число и склонение.

25. Из первого предложения выпиши все имена прилагательные. Определи их род, число и падеж.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть 1. Работа с текстом
Из серии: Учусь работать с текстом

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учусь работать с текстом. Тренажёр. 4 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я