Сын Неба и Земли

Татьяна Браткова

Книга Т. Братковой «Сын неба и земли» рассказывает о духовно-нравственных истоках воспитания первого летчика-космонавта Земли, Героя Советского Союза Ю. А. Гагарина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сын Неба и Земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Благочестивый род Гагариных

Сохранение народа, духа, языка, государства — всё это осуществляется посредством семьи, именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

В семье Гагариных было двое детей: старшему сыну Валентину было десять лет, дочери Зое — семь. Когда родился третий ребенок, назвали мальчика Юрием. Поколения Гагариных росли с сознанием, что

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть».

(От Ин. 1:1—3)

Родители Юрия были людьми благочестивыми. В стране царил атеизм, но Гагарины окрестили сына в церкви. Его дедушка, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев (имя, отчество и фамилия дедушки — это имена апостолов — небесных покровителей дедушки и его рода) жил в Санкт-Петербурге, в Автово, на улице Богомоловской (ныне Возрождения) улице. Для верующих людей это было время суровых испытаний: церковь разрушали, священников уничтожали. Но вера жила в именах, в сердцах людей, в бережном отношении к святыням, в народных традициях, в почитании праздников, в названиях улиц, городов, сел, деревень. Преподобный Симеон Эмесский писал:

«Между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, многие проводят свою жизнь в незлобии и простоте сердца, никого не хулят, никого не обижают, но питаются трудами рук своих в поте лица своего, между такими людьми есть великие угодники Божии».

Факт крещения ребенка в церкви во время атеизма говорит о мужестве родителей ребенка, о их верности духовным традициям народа. Из поколения в поколение у Гагариных вера считалась главным достоянием, принося детей в церковь, они тем самым делали их детьми Божьими и давали самое лучшее наследство, о котором Святитель Иоанн Златоуст сказал:

«Старайтесь такое наследство оставлять детям вашим, которое ни от чего не могло бы потерпеть ущерба. Не будем заботиться о том, чтобы собирать деньги и оставлять их в наследство детям нашим; но будем научать их добродетели и просить им благословения от Бога. Вот драгоценнейшее стяжание! Вот богатство, неизобразимое словом, неистощимое и на каждый день приносящее новый прибыток! Ничто не может сравниться с добродетелью, нет ничего могущественнее ее! Итак, все устремим к сему наши мысли и будем научать наших детей всему предпочитать добродетель и ни во что не вменять богатство». Таинство крещения — это начало воцерковления человека. Церковь возносит к Богу молитвы о здравии и благоденствии крещеного. Промыслом Божиим рождение Юрия выпало на праздник Иоанна Предтечи, — первое и второе обретение головы Иоанна Предтечи, которое приходится на Великий пост. И в уцелевших храмах России читалась проповедь: «Иисус Христос спас нас, и ранее живших, и ныне живущих, и будущие поколения от власти греха и вечной смерти».

Праздник первого и второго обретения головы

Иоанна Предтечи

Праздник в честь святого Иоанна Предтечи величайшего «из рожденных женами» — это особый праздник. Впервые мы встречаемся на страницах Евангелие с Предтечей Иоанном, Крестителем Христовым, читая Евангелие от Матфея, главу 3:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное……Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Затем царь Ирод заключил Иоанна в темницу. Евангелие от Матфея, глава 11:

«2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

17 говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее».

Что происходило в это время во дворце у Ирода? Евангелие от Матфея, глава 14:

«1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.

6 Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,

7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу».

После усекновения главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии. А честная глава его была сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя, о которой упоминает святой апостол Лука в гл.8:3: «и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим», тайно взяла святую голову и положила её в сосуд и погребла в горе Елеонской.

Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с головой Иоанна Крестителя, от которой совершались чудеса. Так произошло первое обретение главы Иоанна Предтечи.

Перед смертью Иннокентий, боясь поругания святыни неверными, закопал её там же.

В дни равноапостольного Константина Великого два инока, пришедшие на поклонение святым местам, обрели главу святого пророка. Но, будучи нерадивыми, отдали ее нести горшечнику, который передал её перед смертью сестре. Христиане хранили святыню благоговейно, но вскоре священник Евстафий, последователь арианской ереси сокрыл главу Предтечи и все чудеса, совершаемые святыней, приписывал себе.

Архимандриту Маркеллу в видении явился святой пророк Иоанн Креститель, указал место, где находится святыня. В 452 году второй раз была обретена глава Иоанна Предтечи.

О значении имени

Чтоб понять, какое значение имеет имя для человека, обратимся к истории Иоанна Предтечи. Протоиерей Евгений Субтельников пишет о наречении имени Иоанну Крестителю: — Обратимся снова к евангельскому повествованию апостола Луки: гл 1:57 — 66.

«57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним».

Человек порой без внимания оставляет тот факт, что имена, которые мы даем своим детям, — это не просто набор звуков…

Если перевести с еврейского языка на русский, что получится? Иоанн — благодать Божия, Захария — память Господня, Елисавета — почитающая Бога, Мария — Госпожа»

Небесные покровители Юрия

«Почему на Руси возникла традиция нарекать имена на других языках? — продолжает размышлять протоиерей Евгений Субтельный. — Традиция эта связана с желанием дать ребенку сильного небесного покровителя, достойного подражания и следования его примеру, его святости, его глубокой вере. Ведь этому маленькому, только что появившемуся на свет созданию в жизни будет грозить множество опасностей, среди которых болезни, несчастные случаи, войны, землетрясения, наводнения, многочисленные угрозы. Какой же родитель не захочет, чтоб защитником его чада стал Георгий Победоносец?»

Родители Юрия (Георгия), давая такое славное имя сыну, даже не могли мечтать, что их ребенок станет человеком Мира и первым покорит космос, став Гражданином Вселенной, что город Гжатск станет городом Гагариным, что район будет носить название: Гагаринский, что епархия РПЦ будет называться Вяземской и Гагаринской, во многих городах улицы и площади назовут именем Гагарина, что многих мальчиков назовут в честь их сына Юрием, а в одной стране мальчику дадут имя Гагарин. Небесным покровителем Юрия стал святой великомученик Георгий Победоносец — покровитель столицы государства Российского — Москвы, покровитель земледельцев и воинов. На Руси святой великомученик Георгий Победоносец назывался именами, которые отразили местную языковую традицию: Юрий, Егорий, Георгий и т. д. В переводе с греческого Георгий означает — «земледелец». Он стал ангелом и покровителем первого человека, облетевшего на космическом корабле планету Земля.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

Сын святого равноапостольного великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий, много сделал для прославления и почитания святого на Руси. Он воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве, построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде.

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских храмов; св. Георгий был ангелом и покровителем великого князя Владимирского Юрия (Георгия) Всеволодовича, защитника земли русской, великого князя Московского Юрия, сына святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, внука святого благоверного князя Александра Невского.

Святой Георгий был ангелом четырежды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова.

Имена родных. Небесные покровители семьи

Переведем имена родителей, брата и сестры Юрия на русский язык. Мать Анна Тимофеевна: Анна — благодать (евр.). Дед по материнской линии Тимофей Матвеевич: Тимофей — почитающий Бога (греч.), Матвей, от евр. Матфей — Божий дар Отец Алексей Иванович: Алексий — защитник (греч.). Дед по отцовской линии — Иоанн — благодать Божия (евр.). Брат Валентин — крепкий, сильный (лат.). Сестра Зоя — жизнь (греч.). Юрий (Георгий) — земледелец (греч). Позже в семье Гагариных родился сын Борис, небесным покровителем которого был святой благоверный князь Борис страстотерпец. К семейным небесным покровителям святому Предтече Иоанну Крестителю Христову, святому апостолу евангелисту Иоанну Богослову, святому апостолу Евангелисту Матфею, святому апостолу Тимофею, святому Иоанну — воину, святому Иоанну Русскому, святому Иоанну Сочавскому, святому человеку Божьему Алексею, святой пророчице Анне, священномученику Валентину, святой мученице Зое добавился покровитель воинов и крестьян Святой великомученик Георгий Победоносец.

Называя полные имена друг друга, мы призываем святых. У семьи Гагариных все имена — призыв Бога и святых. Алексей Иванович был плотником. Покровителем плотников считается святой праведный Иосиф Обручник, обрученный с Матерью Господа Иисуса Христа — Пресвятой Богородицей. Предание говорит, что с раннего детства Иисус Христос помогал святому Обручнику Иосифу.

Раннее детство

В семье Гагариных мальчики помогали отцу с раннего детства. Дом, хозяйственные постройки и вся нехитрая мебель в доме — всё было сделано руками Алексея Ивановича. «Где просто, там ангелов сто», — гласит пословица. Родители были простыми, добрыми, чистосердечными людьми. Не в этом ли заключена одна из тайн улыбки Юрия Гагарина?

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

(Мф.5:8)

«Чистое сердце есть обильный источник спокойствия и всегдашней радости; при взгляде на все доброе, на всякое творение Божие чистый сердцем и радуется, и веселится внутренне, потому что во всех тварях усматривает отпечаток благости, премудрости и всемогущества Творца; блажен он и сам в себе, ибо и чистота сердца, и вообще чувствуемая настоящая милость Божия веселят его, и еще более утешают его будущее, обетованные блага, залог коих он имеет в своем сердце», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Юрий Алексеевич Гагарин писал о своем детстве: «Родители работали в колхозе. Отец плотничал, а мать была дояркой. За хорошую работу её назначили заведующей молочно товарной фермой. С утра и до поздней ночи она работала там. Дел у нее было невпроворот: то коровы телятся, то с молодняком беспокойство, то о кормах волнения. Красивым было наше село. Летом в зелени, зимой в глубоких сугробах. И колхоз был хороший. Люди жили в достатке. Наш дом стоял вторым на околице, у дороги на Гжатск. В небольшом саду росли яблоневые, вишневые деревья, крыжовник, смородина. За домом расстилался цветистый луг, где босоногая ребятня играла в лапту и горелки. Как сейчас помню себя трехлетним мальчонкой. Сестра Зоя взяла меня на Первомайский праздник в школу. Там я со стула читал: „Села кошка на окошко, Замурлыкала во сне…“ Школьники аплодировали. Я был очень горд: первые аплодисменты».

Родная природа

Незаменимым источником прекрасного в жизни Юрия была природа. Красота родной земли, её простор и раздолье были постоянно перед взором Юры. До горизонта тянулись бескрайние поля и разноцветные ковры лугов, леса, холмы с перелесками. Разнотравье лугов, буйное цветение полевых цветов летом, бескрайняя снежная равнина, сияющая на солнце зимой. Всё это радовало глаз и давало богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения детей Гагариных.

«А воля, а простор, а прекрасные окрестности разве не были нашими воспитателями, — писал К.Д.Ушинский. — Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать педагогу».

Первая записка Ю. А. Гагарина после возвращения из космоса http://mkpochtoi.narod.ru/gagrin_files/083e04840e04396a559bd22867b.jpg

Первой запиской космонавта Ю. А. Гагарина, вернувшегося из космоса, была записка о красоте планеты Земля и необходимости беречь родную землю. После возвращения из космоса, одним из любимых мест отдыха Ю. А. Гагарина был государственный национальный парк Завидово. Издавна он славился охраняемыми охотничьими угодьями великих князей и царей. Привлекательность и неповторимость этой территории в центре Среднерусской возвышенности придают не только красота природы и наличие уникальных объектов, но и её связь с историей и культурой страны. Национальный комплекс Завидово — особо охраняемая природная территория, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научно-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное значение, закрытые военные городки, официальная загородная резиденция Президента РФ. Суммарная масса кислорода, выделяемого в атмосферу лесами, составляет около 900 тысяч тонн в год. Эта земля — родина богатырей. В Завидово особенная первозданная, заповедная тишина и мир, вымоленные священниками, иноками Боголеповой пустыни, других монастырей.

Боголепова пустынь

Боголепова Пустынь, как мудрая притча: Древний храм на погосте, старинный дом причта. Здесь все ясно предельно, и все очень просто: От крещенской купели лишь шаг до погоста. И куда б ни вела нас по жизни дорога, Каждый шаг ведет к Богу иль уводит от Бога.

В Завидово особенно остро осознается ответственность за чистоту души, природы, за судьбу Родины. Для Юрия Алексеевича Гагарина эта земля была местом уединения, где он оставался один на один с природой, чтоб сосредоточиться, осмыслить пройденный путь, ярче увидеть перспективу. Словно для него шелестели травы, умытые серебряными росами, тихо шептались березы и сосны. Здесь он мог еще раз вспомнить всё неведомое и новое, что открылось ему в детстве, в космосе, в полетах, во время встреч с выдающимися учеными, конструкторами, с руководителями государства, с представителями государственной власти, деятелями культуры, науки, в зарубежных поездках, во время встреч с руководителями государств мира, на встречах с избирателями. Вспомнить особенные душевные переживания, особенные состояния, впечатления, из которых складывалось его собственное видение мира. Богатейшие флора и фауна Завидово напоминали ему детство. Особенное небо голубое — голубое, близкое и родное, как в детстве. В его детстве деревенская околица была местом сбора ребят для обсуждения деревенских новостей, для игр. Это была хорошая среда для развития активной жизненной позиции маленького Юры; этот опыт стал для него жизненно важным и личностно значимым; позже о нем всюду говорили: «Ему больше всех надо» — и всегда выбирали лидером. В любом виде деятельности он стремился к высоким результатам. Соберутся старшие ребята играть в лапту, горелки, догонялки, в войну — и маленький Юра с ними. Куда малышу за большими угнаться. Он, словно самолет, расставив руки крыльями, «летал» по цветущему лугу. «Лучшими пилотами становятся те, кто начал летать еще мальчишкой», — писал летчик — писатель Р. Бах. Пока мальчики начинают игру, Юра кружится — кружится и упадет. Что ж, «Лучше иногда падать, чем никогда не летать», — однажды заметил Оскар Уайльд. Малыш упадет на землю, полежит в высокой траве с закрытыми глазами. Солнечный луч коснется разрумяненных щек, распахнет Юра ресницы и увидит близко — близко: НЕБО смотрит на него глубокой синевой и белоснежными облаками. Смотрит так, словно ласково обнимает малыша. А земля такая теплая, словно ласковые мамины ладони его держат. Добрая родная ЗЕМЛЯ! Близкое, родное НЕБО. Мальчику ещё было далеко до неба, но он уже всем сердцем был с ним. На травинке — божья коровка, распустила легкие, прозрачные крылья и полетела. Мотылек покружился и улетел. Юра прикоснулся к одуванчику и подул на него, в разные стороны полетели в небо парашютики. Наклонился колокольчик, белоснежная ромашка закачалась под дуновеньем ветерка. А над всей этой красотой — манящая высота синего бездонного неба.

Игры его детства

— Юра-а-аааааа! — зовут малыша ребята. — Иди играть с нами.

— Иду — у — у! — отзывается Юра, с трудом отрываясь от земли и от неба.

Придет время, и он так же отзовется на зов вечной мечты человечества, и, отрываясь от притяжения Земли, первым полетит в космос. Ребята принимали его в игру, он — маленький, да удаленький: «Мал золотник, да дорог». Высоко подбрасывал Юра мяч в небо, стремительно добегал до границы и быстро возвращался в «город». Он играл, старательно подражая старшим, вдохновенно, увлеченно, шаг за шагом отрабатывая гармонию физических движений, рождающую внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Подружки Зои скакали на прыгалке, и маленький Юра — с ними. Казалось бы, игра для девочек, но какое это замечательное упражнение для развития ловкости, координации движения для детей всех возрастов. Юра скакал, словно мячик, ловко подпрыгивая над веревкой. Девочки подбадривали: «Молодец, Юра!» Доброе слово вдохновляло ребенка. Успех окрылял! Позже благодаря этим упражнениям он, самый маленький ростом, но самый результативный, станет капитаном баскетбольной команды техникума. В команде баскетболистов все мальчики были намного выше его, но никто так высоко, как Юра, не прыгал, никто так ловко, как он не владел мячом, никто так часто, как он, не забрасывал мяч в корзину, никто так стремительно не передвигался по полю, никто так увлеченно и целеустремленно на одном дыхании не вел команду к победе, как Юра. Никто так не умел радоваться победе, заряжать этой радостью других, как он! Старинные игры были не только средой его физического воспитания, но и формирования воли, характера, удали. Словарь В. Даля так трактует это слово: «Удаль — удатность, смелость, решимость, отвага, храбрость, при сметливости, находчивости; удачная отвага, молодчество». «Удача сопутствует смелым», «Удаль города берет». Говоря о Юрии Гагарине, можно сказать: «Удаль космос берет». Веками отбирались и копились самобытные народные игры и забавы. Они стали не только самородной системой физической культуры, но и воспитанием здоровой, бойкой, задорной, выносливой, закаленной детворы. Удаль молодецкая отшлифовалась в народных играх веками. Самобытность народной игры на фоне крупных спорткомплексов, стадионов проигрывает большому спорту. Но самодеятельная физкультура игр изначально давала надежнейшие результаты: это была веками проверенная, ничем не заменимая подготовка к ратному и мирному труду. В деревнях много было многодетных семей. Игра для детей была добрым мудрым воспитателем, родником, способным утолить жаждущих. Она воспитывала взгляды на справедливость, добропорядочность, которая была светлой, доброй сутью игры. Подбадриваемый старшими, Юра учился побеждать и радоваться победе. С ним радовались и наставники. А разделенная радость намного больше. В детстве среди деревенской детворы, познав тайну разделенной радости, он становился душой любого коллектива и, в конце концов, любимцем всего мира. Красота родной природы, мир в семье, доброжелательное окружение детей и взрослых делали Юру эмоционально богатым, жизнерадостным. И яркое свидетельство этого — его неповторимая улыбка. Воспитанник Киево — Могилянской академии Епифаний Славинский в книге «Гражданство обычаев детских», написанной в ХVIII веке, в детской игре видел не столько забаву, сколько упражнение здоровья ребенка и нравственного воспитания; он говорил, что игру украшает постоянство, честное веселие, борзость, крепость смысла.. «Игра то истинно и праведно, ти, яко глаголют верно, добротно, а не кознию, ни ухищрением в игре побеждать». Е. Славинский отразил в игре кодекс чести, который сопутствовал народной физкультуре. К сожалению, современное цивилизованное детство часто лишено народных игр и их достоинств. Читая воспоминания Ю. А. Гагарина о детстве, обращаешь внимание на то, что он пишет: «босоногая ребятня». Целительная сила детства. Ученые утверждают: босохождение — закаливающая и лечебная процедура. Особенно рекомендуется ходить по траве, по гальке: улучшалось самочувствие, повышался тонус организма. Дети, бегая босиком по земле, росли крепкими, здоровыми, закаленными. Зимой выпадал снег, вокруг деревни вырастали крепости из сугробов, дети лепили снеговиков, снежные крепости, играли в снежки, катались на лыжах, на санках с ледяных горок. Здесь также требовались ловкость и сноровка. Почему мы уделяем много внимания ловкости, сноровке, которая живет порой секунду, не более? В дальнейшем физическая подготовка, ловкость и сноровка не раз спасали жизнь Юрия. Например, при посадке во время возвращения из космоса разве не ловкость, сноровка позволили лётчику — космонавту не «приводниться» в холодные воды Волги, а, управляя парашютом, приземлиться?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сын Неба и Земли предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я