Кондотьер Коллеони. Истории про архитектуру. Бергамо, Треццо, Мальпага

Татьяна Борисовна Жезмер, 2020

Исторические факты, выученные в школе и в институте, остаются абстрактными, пока человек не осознает их связь с конкретными объектами, с архитектурными сооружениями, точно так же, как архитектура без истории – просто камни. Иногда красивые. Но мертвые. Лишь история может оживить камни. И тогда они становятся интересны.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кондотьер Коллеони. Истории про архитектуру. Бергамо, Треццо, Мальпага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

“…Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне”

А. С. Пушкин

Вот бывают в такие персонажи, которые странным образом преследуют человека всю жизнь.

В моей жизни совершенно мистическим образом постоянно возникают фигуры малоизвестных широкой публике кондотьеров Коллеони и Гаттамелаты.

Удивительно, но большинство моих знакомых понятия не имеют, кто такие кондотьеры, а между тем, все они встречались с ними даже в Москве, причем, неоднократно. Конные статуи двух великих воинов — кондотьера Коллеони и кондотьера Гаттамелаты встречают посетителей Пушкинского музея на Волхонке. Там, по соседству с нежно любимым публикой “Греческим залом”, напротив резного готического портала и расположилась упомянутая парочка.

Почему-то эта картинка — два всадника, скачущих рядом, так прочно застряла в моей голове даже во вполне сознательном возрасте, что лишь увидев своими глазами Гаттамелату в Падуе, а Коллеони в Венеции, я смогла их разнести географически.

В очередной раз господин Коллеони возник в моей жизни, когда я оказалась в Бергамо. Это произошло благодаря тому обстоятельству, что там расположен аэропорт Орио-аль-Серио (итал. Orio al Serio), третий аэропорт Милана, находящийся в 55 км от города, принимающий рейсы бюджетных авиаперевозчиков и некоторые местные рейсы.

До недавнего времени мало кто из наших соотечественников представлял себе, где находится этот прелестный городок. О Бергамо и слышали-то только благодаря Константину Райкину в фильме «Труффальдино из Бергамо», снятому по мотивам пьесы Карло Гольдони «Слуга двух господ».

Кстати, именно благодаря господину Райкину, ударение в слове Бергамо наши соотечественники ставят неправильно. Город называется БЕргамо с ударением на первом слоге.

Кондотьер Бартоломео Коллеони был, пожалуй, самым знаменитым жителем Бергамо.

Город состоит из двух частей — нижней и верхней. Древняя часть расположена на горе и окружена массивными стенами. Это знаменитые венецианские укрепления 16-го века. Они хорошо сохранились, так как не нашлось никого, кто рискнул бы их штурмовать. Высота стен местами достигает пятидесяти метров, ниже были сухие рвы для дополнительной защиты.

К древнему Бергамо Альта (верхнему городу) можно подняться на фуникулере. От верхней остановки фуникулера средневековая улица ведет на маленькую площадь. В центре — фонтан, мраморную чашу которого охраняют львы размером с собачку. Это место было бы отличной декорацией для какой-нибудь пьесы.

В двух шагах от этой площади расположена Капелла Коллеони.

Ее построили в начале эпохи Ренессанса. По тогдашней моде фасады покрыты мраморной облицовкой с медальонами античных героев, странно соседствующими со сценами из Священного Писания.

Любой, кто видел Павийскую Чертозу, узнает в этой удивительной маленькой часовне руку Амадео.

Рисунок 1 Бергамо. Ратуша и Капелла Коллеони

Внутри два надгробия — Бартоломео Коллеони и его дочери Медеи. Гробницу Коллеони венчает позолоченная конная деревянная скульптура.

«…Великий солдат в позолоченной тунике сжимает в руке жезл. Лошадь выступает радостным, пружинящим шагом, как на параде.

Это работа немецкого скульптора из Нюрнберга — Сикстуса Сиры. Скульптура чрезвычайно выразительна. Глядя на нее, веришь, что именно так по торжественным дням появлялся Коллеони перед дожем и венецианскими сенаторами.

Думаю, ни одному солдату в истории не было установлено два таких прекрасных памятника, как этот и знаменитая статуя работы Верроккьо в Венеции.»

Рисунок 2 Деревянная конная статуя на надгробии Коллеони

Рисунок 3 Памятник Коллеони в Венеции

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кондотьер Коллеони. Истории про архитектуру. Бергамо, Треццо, Мальпага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я