Дорогой просветления. Обучение и практики в ненасилии, любви и сострадании

Татьяна Аржаева

Учение – свет.Содержание книги также можно применить к воспитанию детей, дошкольному и школьному образованию, обучению в секциях, особенно спортивных, развитию взрослых по профессиональным, личностным, духовным и другим направлениям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорогой просветления. Обучение и практики в ненасилии, любви и сострадании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Противоречие в словах, системе и действиях

Многие течения, учения, религии говорят о любви, сострадании, называя именно их важными элементами на пути духовного развития. Многие наставники, учителя, гуру, мастера говорят об этом же. Говорят.

Кстати, давайте для удобства будем называть (обещала вернуться к этому вопросу) всех наставников, мастеров, учителей, гуру проводниками. Мы можем обращаться к ним так, как они просят или как принято в той или традиции. Однако важно понимать суть — это проводник. Такое восприятие не уменьшает вашей благодарности проводнику. Наоборот. Представьте, что вы попросили кого-то провести вас из точки А в точку Б. И он провел вас быстро и максимально эффективно, без потерь, а еще помог собрать бесценные сокровища на этом пути. Будете ли вы ему благодарны? Конечно, если у вас теперь есть та самая духовность. Но при этом при таком восприятии будет и забота об этом человеке или душе, если вам так больше нравится. Потому что вы не будете подпитывать его эго, да еще обесценивая свои усилия на этом пути. Да, у вас был или есть проводник. Но шли-то вы сами, делая все необходимое для этого движения. Никто вас на руках или своей спине не нес. Хотя надо знать, что проводники с сильным эго есть, и они готовы нести кого-то на своей спине. Им тяжело (хотя плату взяли больше), а путнику хоть и легко, но абсолютно бесполезно это, хотя видами он полюбуется. Некоторые проводники так и носят путников туда-сюда. А некоторым путникам это нравится: удобно или эго получает удовольствие — меня несет сам проводник!

А всех слушателей, участников мероприятий назовем путниками. Потому что они выбрали самое длинное и самое необычное путешествие. Почему не ученики? Потому что всегда есть вопрос, кто кого учит на этом пути: проводник, давая знания и инструменты, или путник, задавая вопросы и попадая в те или иные ситуации? Кто кому на самом деле учитель? Или это постоянный взаимный обмен? В ряде традиций ученик продолжает свое обучение, становясь учителем. Заметьте, он учится, будучи учителем. Кстати, одна из сложных практик. Так что кто кого обучает и кто у кого обучается — это вопрос, на который хорошо бы ответить себе, встречаясь с проводником. Он вас воспринимает как кого? Как того, кто ниже его (себя автоматически выше), или как своего учителя, спутника, как своего проводника, просто в другом формате, партнера? Понимает и принимает ли этот проводник, что сегодня вы путник, а завтра, возможно, станете проводником проводника? Если вас воспринимают ниже себя, это не повод обидеться, это повод осознать, что проводник тоже человек, которому, возможно, так же как и вам, до просветления еще далеко. Это не повод обидеться на проводника или уйти от него, хотя последнее сделать всегда можно (впрочем, и первое тоже часто делают). Это повод быть в контакте с реальностью, не испытывать иллюзий даже в отношений проводника. Это повод не привязываться к проводнику, быть свободным от него. Внутренне. Возможно, эта внутренняя свобода станет основой для внутренней свободы уже в отношении своих путников. Потому что любовь и сострадание не означают привязанность, страсть и зависимость, которые приводит к иллюзиям и заблуждениям.

Вернемся к вопросу: кто тот первый человек, к которому нужно все это (любовь и сострадание) применить? Сделать?

А кто второй? Кто третий? Последующие? К кому еще нужно применить любовь и сострадание с учетом своей роли в этом мире? Сделать? Проявить любовь и сострадание в действиях? Чтобы это перестало быть словами, а стало делом?

Каковы ваши варианты ответов на эти вопросы?

Я поделюсь своими. Первый вариант — это по отношению к себе. Далее — близкие, родные, друзья и т. д. А если речь идет про проводника? То, конечно, по отношению к путникам.

С первыми вопросами разобрались. Какие последующие?

Как проявить любовь и сострадание? Каким способом? В чем? К чему?

Начну с последнего вопроса.

К духовным стремлениям и потребностям человека, который пришел на обучение, стал путником. К его телу, к его эмоциям, к его уму, к его разуму, к его душе. К его радостям и горестям, к его боли, страданиям и разочарованиям. Его образу и способу жизни, причинам и следствиям этого. Ко всему тому, что есть в нем. Без осуждения, без оценки, без негатива. Сильно, да? Поэтому я и спросила: а кто кого учит? Проводник путника или путник проводника? Мастерство врача возрастает не само по себе, не только благодаря знаниям и тем, у кого врач учится, но и благодаря его пациентам. Это просто разные формы обучения и наставничества.

В чем? В том, как будет организован процесс обучения, процесс проживания (если это предполагается), в подобранных практиках, в возможности спрашивать и получать ответы, в возможности двустороннего взаимодействия.

Каким способом? Бережно, с заботой обо всем этом. С пониманием и чуткостью. Это не означает, что нужно создать шикарные условия. Это означает, что нужно позаботиться о человеке. Этого достаточно. Разумно, мудро. Этого достаточно. Но есть ли этот разум? Есть ли мудрость для этого? Или просто захотелось присвоить себе статус проводника или заработать на этом? Это не означает возвеличить путника — в этом нет гармонии и равновесия. Это означает проявить разумность и мудрость. А есть ли они, чтобы проявлять?

Вернемся к практикам. Как они подобраны? Что они в себе несут? Насилие или любовь? Агрессию или сострадание? Проблема многих путников в том, что они часто не понимают, что проводник тоже человек и может ошибаться. Не понимая этого, они думают, что раз человек называл себя проводником, то надо делать как он сказал. И точка. Не факт. Разве путник, пока он путник, может оценить степень продвинутости проводника? Это сложно. Но он точно может оценить: а сейчас по отношению к его телу, эмоциям, чувствам, уму, разуму, душе совершаются агрессия и насилие или нет? Это он может оценить! Но есть проблема — многие не знают, что такое насилие и что такое агрессия. А многие настолько привыкли к агрессии и насилию в отношении себя, да и вообще вокруг, что считают это нормой.

Насилие — это повреждения или вероятность повреждений тела, эмоций, ума, разума. Агрессия — это нарушение физической, эмоциональной, интеллектуальной, сексуальной, психологической безопасности человека, его прав и свобод. Это злоупотребление властью.

Если совсем все просто:

— мне комфортно или нет?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дорогой просветления. Обучение и практики в ненасилии, любви и сострадании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я