Настольная книга репетитора иностранного языка, а также его учеников и родителей

Татьяна Андреевна Жалнина, 2021

Автор является профессиональным лингвистом, действующим репетитором английского и китайского языков, основателем "Языковой школы Татьяны Жалниной", имеющим большой опыт преподавания по классической и коммуникативной методикам, а также подготовки учащихся к различным языковым экзаменам. Эта книга посвящена теории и практике репетиторства иностранных языков на примере преподавания английского языка. Её задачей является оказание помощи начинающим и практикующим репетиторам, а также их ученикам и родителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная книга репетитора иностранного языка, а также его учеников и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава вторая. Главное и второстепенное в репетиторстве

Все причины, по которым клиент обращается к репетитору, имеют свои особенности, однако прежде чем начать их анализ, сформулируем первое правило репетитора: приступать к занятиям только тогда, когда учитель, родители и ученик пришли к совместному пониманию цели, к которой будет продвигать ученик в течение учебного процесса. Занятия, связанные определённой целью, имеют следующие положительные стороны:

Они дают ученику мотивацию;

Они приводят к видимым, осязаемым результатам;

Они концентрируют энергию и силы ученика;

Они дают возможность всем сторонам процесса, имея в виду репетитора, родителя/родителей и ученика, отслеживать прогресс, полученный в ходе учебного процесса;

Они дают возможность всем сторонам процесса оценить уровень эффективности их с взаимодействия в сфере обучения учащегося конкретной дисциплине.

Целеполагание является ядром, вокруг которого должны строить занятия, а его необходимость объясняется следующей пользой для ученика:

В случае, если ученик обращается к вам по соображениям практического фактора, у него уже есть цель, которую он хотел бы достичь с преподавателем. Данная цель, способы и сроки её достижения должны стать главным предметом обсуждения на самой первой встрече с учеником. При этом репетитор не должен быть пассивным слушателем, а должен активно участвовать в данном обсуждении не только потому, что только он может в полной мере определить, как и когда ученик сможет успешно справиться с целью, но и потому, что он должен разузнать предпосылки для формирования уже имеющейся у клиента (пара «родитель-ученик») цели. Этот этап крайне важен, так как в ходе подобного расспроса специалист должен установить, насколько данная цель соответствует тому, чего в итоге хочет достичь клиент. Возможен вариант, когда репетитор предложит клиенту некоторую альтернативу намеченных им планов. В подобном случае ему просто необходимо быть ненавязчивым и обосновать перед будущим учеником и его родителем свое мнение по данному вопросу.

В случае, если ученик обращается к вам по соображениям психологического фактора клиент (пара «родители-ученик») часто не имеет понимания цели, которую ему необходимо достичь. Репетитор обязан помочь ему определиться. В данной ситуации очень важно, чтобы цель вносила вклад в уменьшение переживаний родителя, а для этого она должна быть, прежде всего, комфортной, то есть она должна приносить паре «родитель-ученик» успокоение. Такие цели обычно не слишком сложные, они не слишком отстают от то уровня, которым ученик владеет сейчас. Если в случае других факторов цель часто является долгосрочной и разбивается на ряд задач, то в обсуждаемой ситуации долгосрочная цель может только внести большую тревогу, особенно в начале занятий, так как и родитель и ученик будут сомневаться, сможет ли второй её достичь, и переживать, что вместо радости достижения, она принесет им лишь разочарование. Оптимальным вариантом будет предложить клиенту сначала более или менее простую цель, и уже после её достижения, оценив ситуацию в паре «родитель-ученик», обдумать возможность более долгосрочных целей. Если же у клиента уже намечена цель, то репетитору также следует оценить и возможно скорректировать уровень её сложности, ведь для психологического фактора очень важно успешно достигнуть первую цель в короткие сроки и с минимальными трудозатратами.

В случае, если ученик обращается к вам по соображениям фактора престижа, конкретных целей он назвать не сможет. Тем не менее, они клиенту нужны, так как работы с данным фактором подразумевает наличие видимого результата, который родитель и ученик смогут в последствии использовать в кругу своего общения для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Цели, которые репетитор может предложить такому клиенту, должны обладать следующими свойствами: 1) Они должны приносить клиенту позитивные эмоции; 2) Их результат должен быть максимально осязаем для того, чтобы родитель мог удовлетворить свою задачу — продемонстрировать достижения ребёнка (один из самых распространенный вариантов — это сдача такого контрольного испытания как международный экзамен по иностранному языку с дальнейшим получением сертификата). Очень часто ученик, главным мотиватором для занятий у которого был фактор престижа, не готов к большим трудозатратам. Это также очень важно учесть при выборе цели.

В случае, если ученик обращается к вам по соображениям фактора поиска ориентира, готовой цели у него не может быть по определению. Задача репетитора — проанализировать личность ученика, его интересы и жизненные устремления для того, чтобы подобрать максимально подходящую для него цель. В случае обращения к учителю с позиций данного фактора, учитель должен предоставить клиенту информацию о полном спектре возможных целей, которых он может достичь в предмете, выразив своё мнение о том, что будет более полезно клиенту. Репетитор не должен выпячивать свою личность в вопросе выбора цели для такого ученика, а должен чутко прочувствовать особенности конкретного случая, и помочь ученику сделать обдуманный и информированный выбор на основе его интересов.

Самую распространенную жалобу на занятия в репетитором можно выразить следующим образом: «Мы занимаемся уже большое количество времени, однако я не вижу результата». Это могут быть слова как ученика, так и его родителя/родителей. И действительно, занимаясь с репетитором, клиент тратит деньги, время, силы, так что иными словами, на уроки уходит масса энергии и от ученика, и от его родителей (ведь они платят за занятия). В такой ситуации родителю и ученику непременно хочется получить отдачу от учебного процесса. Так как подобная ситуация неприятна для всех людей, вовлеченных в процесс, то стоит выяснить, что в действительности означает, если клиент не видит результата занятий:

Репетитору поставлена конкретная цель, но ученик к ней не приближается или не достиг её;

Репетитору поставлена конкретная цель, но клиенту (пара «родитель — ученик») кажется, что ученик к ней не приближается;

Клиент и репетитор не поставили перед учеником конкретную цель.

Рассмотрим каждый случай поподробнее.

Итак, первый случай — репетитору поставлена конкретная цель, но ученик к ней не приближается или не достиг её. Этот случай имеет ряд особенностей.

Во-первых, как бы странно это не звучало, при анализе такой ситуации нужно в первую очередь убедиться, что все участники учебного процесса: репетитор, родитель/родители и ученик чётко осознавали стоящую перед учеником учебную цель. Успех обучения у частного преподавателя — это результат успешной совместной работы всех трёх сторон. И если одна из них была в заблуждении относительно их конечной цели, то это и является причиной неэффективности занятий.

Во-вторых, если все стороны прекрасно осознавали цель, поставленную перед учебным процессом, существует вероятность, что цель представляла ценность для взрослых участников трио, но не для самого ученика. Так бывает, когда например, родителя хотят, чтобы ребёнок поступил куда-то, где нужно сдавать ЕГЭ по английскому языку, а ребёнок этого в действительности не желает. Еще одним примером может послужить тот случай, когда родители хотят поднять уровень разговорной речи ребёнка на иностранном языке по причине переезда в другую страну, а ученик не хочет этого, так как мысленно противится переезду.

В-третьих, если все стороны в процессе учебы четко осознавали цель, есть вероятность, что ученику не хватило сил и мотивации делать всё необходимое, озвученное учителем, для достижения цель.

В-четвертых, также есть вероятность, что учитель неправильно составил учебный план, так как был недостаточно осведомлён об уровне знаний, необходимом для достижения цели, или же проявил халатность по некоторой другой, личной причине.

В-пятых, также может быть, что репетитор, родитель и ученик по некоторым причинам выделили слишком короткий срок для достижения цели.

В конце концов, не исключено, что на самом деле ученик движется к цели в запланированном учителем темпе, но родитель не может оценить его прогресс в обучении ввиду отсутствия достаточных знаний по соответствующему предмету и из-за отдаленности цель воспринимает медленное, но методичное к ней продвижение как стояние на месте.

Все эти факторы имеют место быть и каждой стороне нужно знать, что делать, чтобы предотвратить ситуации, когда родителю и/или ученику кажется, что репетитор не приближает их к достижению поставленной цели, и ситуации, когда ребёнок не достигает поставленной цели.

Что делать родителям?

1) Прежде всего, убедитесь, что ваш репетитор и ребёнок чётко знают цель и сроки её достижения. Всё это, конечно, нужно обсудить с репетитором. Решение по срокам должно быть совместным.

2) Попросите учителя разбить цель на несколько задач, которые должны быть выполнены в определённые сроки, и придумать способы их наглядной оценки. Так вы сможете держать руку на пульсе и понять, что занятия движутся в правильном направлении.

3) Периодически проводите с ребёнком беседы о том, как важна намеченная цель и каким большим успехов будет её достижение.

4) Если же подобная ситуация произошла, вы должны осознавать, что недостижение цели является значимым фактором в рассмотрении вопроса о смене репетитора, особенно если по ходу учебного процесса от него не поступало сообщений о том, что ребёнок недорабатывает и предложений сместить сроки достижения цели (если такое возможно). Однако и здесь стоит не торопиться, а обдумать ситуацию исходя из вашего представления о трудолюбие и уровне концентрации вашего ребёнка, а также ценности личности именно имеющегося у вас репетитора для общения с ребёнком.

Что делать репетитору?

1) Прежде всего убедитесь, что вы понимаете цель, к к торой должен продвигаться ученик, точно также как родитель и ребёнок. Выяснить наличие или отсутствие у них конкретной цели при обращении к вам нужно при первой же встрече-знакомстве.

2) Составьте учебный план по подготовке в соответствующей цели. Если необходимо, изучите связанные с ней материалы. Не забывайте, что форматы различных экзаменационных испытаний периодически меняются. Изучать пояснительные документы к ним, если ваши ученики собираются их сдавать, это ваша прямая обязанность.

3) Разбейте цель на несколько задач, которые должны быть выполнены в определённые сроки, и придумайте способы их наглядной оценки. Это могут быть тесты, варьирующиеся по сложности от более простого к более сложному, или же видео записи фрагментов занятий с учеником, где он демонстрирует свои навыки разговорной речи на изучаемом иностранном языке, а также где можно будет более или менее четко увидеть прогресс даже в том случае, если родитель/родители не имеют достаточных знаний в предмете.

4) Периодически проводите с ребёнком беседы о том, как важна намеченная цель и каким большим успехов будет её достижение.

5) В случае если ребёнок систематически не выполняет домашние задания, отвлекается на уроке, вносит вклад в создание атмосферы, непригодной для проведения занятий по предмету, сообщение об этом родителю. В этом случае он сможет провести с учеником беседу и повлиять на его поведение, также, если цель не будет достигнута, родитель и ученик будут понимать, что причиной этого во многом является поведение второго. Если родитель никак не реагирует на ваши сообщение или же реагирует на них агрессивно в ключе того, что заинтересованность ребёнка в предмете, а также организация учебного процесса — это исключительно ваша задача, стоит рассмотреть возможность прекращения занятий с данным клиентом.

6) В случае недостижения учеником цели необходимо сделать работу над ошибками и выяснить, что этому помешало: неправильно составленный учебный план (тогда его нужно откорректировать на будущее), не сложившиеся отношения с учеником из-за отсутствия у него мотивации и/или лени (тогда на будущее возьмите на заметку предыдущий пункт) или же слишком короткие сроки выполнения задачи (ситуация должна быть разъяснена клиенту и взята на заметку). Вопрос о прекращении занятий с учеником в этом случае решается в индивидуальном порядке.

Что делать ученику?

1) В ситуации, когда вы начинаете занятия с репетитором, убедитесь, что вы посещаете занятия не просто для того, чтобы полезно провести время, а также для

того, чтобы получить видимый результат затраченных вами усилий. Проведите самостоятельную работу и подумайте, чего бы вы хотели достичь в предмете. Расскажите родителю и вашему будущему преподавателю. Второй обязательно должен подсказать вам, как этой цели достичь, в какие сроки это реально будет сделать, а также скажет, каких усилий от вас это потребует. Как вариант, преподаватель также может предложить вам альтернативную цель, что он, конечно же, должен обосновать. Если это так, убедитесь, что данная цель соответствует вашим интересам, прежде чем соглашаться на неё. Результатом вашего обсуждения с преподавателем до начала занятий должна стать четко определённая цель, которую вы планируете достигнуть в тандеме с преподавателем, в понятные для вас сроки. Убедитесь, что вы понимаете цель, к которой должны продвигаться, точно также как ваши родитель и репетитор.

2) Попросите преподавателя разбить цель на несколько задач, которые должны быть выполнены в определённые сроки, а также способы их наглядной оценки. Таким образом, вы сможете оценивать эффективность ваших усилий, а также видеть своё положение в системе координат, ведущих вас к достижению желаемого результата.

3) Если цель перестала вас интересовать, обсудите это с преподавателем. И родителями. Либо они помогут вам осознать важность цели, либо вы совместными усилиями выберете новую, более актуальную и привлекательную для вас.

4) Выполняйте домашние задания, которые от вас требует учитель. Повторяйте пройденный материал дома, даже если преподаватель вас не просил об этом. Повторение пройденного должно стать для вас такой же нормой, как и посещение самих занятий.

5) Недостижение цели является значимым фактором в рассмотрении вопроса о смене репетитора, особенно если по ходу учебного процесса от него не поступало сообщений о том, что вы недорабатываете, и предложений сместить сроки достижения цели (если такое возможно). Проанализируйте ситуацию исходя из вашего представления о приложенных вами усилиях, а также ценности личности вашего репетитора для вас.

Теперь рассмотрим второй случай: репетитору поставлена конкретная цель, но клиенту (пара «родитель — ученик») кажется, что ученик к ней не приближается. Этот случай со стороны родителя и ученика абсолютно идентичен предыдущему (репетитору поставлена конкретная цель, но ученик к ней не приближается или не достиг её). О том, что мнение о недостаточном прогрессе ученика является ложным, из участвующих учебном процессе может судить только сам преподаватель. Исходя из этого, рассмотрим рекомендации для репетитора, которые помог предотвратить возникновения подобной ситуации:

1) Разбейте цель на несколько задач, которые должны быть выполнены в определённые сроки, и придумайте способы их наглядной оценки. Это поможет вам не только оценивать знания ученика и делать верные выводы о его продвижении в соответствии с составленным вами учебным планом и проведении его возможной корректировки, но и поддерживать необходимый контакт с родителем, предоставляя ему наглядные отчёты в выбранной вами (а может быть и им) форме об успеваемости ученика. Данный момент очень важен для того, чтобы избежать ситуации, когда родитель заблуждается относительно результатов занятий его ребёнка. Правильно налаженная система отчётов избавит вас от возможности возникновения такой проблемы.

2) Также, в случае если ребёнок систематически не выполняет домашние задания, отвлекается на уроке, вносит вклад в создание атмосферы, непригодной для проведения занятий по предмету, вы должны регулярно сообщать об этом родителю. Ваше сообщение должно быть выдержано в нейтральном стиле (излишняя эмоциональность тут ни к чему, даже если поведение ученика вызывает у вас негодование), в нем необходимо кратко изложить факты и примеры отклоняющегося поведения ученика, в конце обязательно нужно сделать приписку о том, что данное поведение в случае отсутствия позитивных изменений в будущем непременно повлияет на успехи учащегося в достижении цели, поставленной перед учебным процессом.

3) В случае, если предыдущие рекомендации выполнены, ученик успешно продвигается к достижению определённой учебной цели в соответствии с учебным планом, однако клиент (пара «родитель-ученик») всё еще считают, что у учащегося отсутствуют достаточные успехи (или вовсе отсутствуют) в желаемом направлении, возможны два варианта: 1) репетитор и родитель имеют разные представления о цели занятий; 2) репетитор и родитель не подходят друг другу ментально и не могут составить успешную базу для последующего прогресса ученика в предмете. Во втором случае целесообразно будет рассмотреть вопрос о завершении работы с данным клиентом.

Еще одним, третьим, случаем, когда родитель может не видеть результаты занятий его ребёнка с репетитором — это когда клиент и репетитор не поставили перед учеником конкретную цель. Данный случай характеризуется тем, что в нём у учителя и клиента существуют разные системы координат, в которых они видят положение и траекторию продвижения учащегося в соответствующем предмете. Получается, что у них попросту нет точек соприкосновения, некоторых общих параметров и критериев, в рамках которых они могли бы вести беседу по вопросу успеваемости и результативности ребёнка. Уроки, не связанные между собой четко сформулированной целью, будут вестись хаотично, каким бы хорошим, профессионалом не был бы репетитор. Ученик, не настроенный на достижение в предмете ясно очерченной цель, никогда не будет понимать, насколько он продвигается в предмете. Родитель, не имеющий в голове понимания строго намеченной цели, никогда не сможет найти подходящую опору для оценки качества проведения занятий преподавателем. Шкалу для такой оценки он будет выбирать хаотично: например, если родитель смотрит сериал, в котором было четко произнесено некоторое слов на иностранном языке, а ученик не знает его значения, родитель может воспринять это как результат неэффективности его занятий с частный учителем. Также родитель может опираться при составлении собственного мнения на школьные оценки, что по определённым причинам не всегда является объективным показателем. Еще родитель может попросить ребёнка сказать что-то на изучаемом языке, но не услышать того, чего он ожидает. Таких ситуаций, в который стихийно могут возникнуть временные критерии оценки родителями результатов работы на занятиях, может быть сколь угодно много в том случае, если репетитор проигнорировал первое правило репетиторства: приступать к занятиям только тогда, когда он, родитель/родители и ученик пришли к совместному пониманию цели, к которой будет продвигаться ученик в ходе учебного процесса. Чтобы предостеречь себя от негативного опыта работы с клиентом по описанной в этом пункте причине, нужно указанное правило использовать всегда и при любых обстоятельствах в самом начале работы с клиентом. Если же работа уже началась, вы можете попробовать провести разговор с родителем и учеником с целью постановки цели, однако ваш авторитет уже будет несколько подорван тем, что какое-то время вы занимались с учеником просто так, не следуя никакому определённому плану и вызвав у клиента подозрения в вашей некомпетентности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Настольная книга репетитора иностранного языка, а также его учеников и родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я