Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию

Татьяна Анатольевна Мирная, 2021

Пособие, состоящее из трех частей, написано для начинающих свою трудовую деятельность педагогов-психологов ДОО, оно поможет пошагово разобраться в вопросах с чего и, главное, как правильно начинать работу в дошкольном образовательном учреждении. Предоставит практические рекомендации по каждому направлению профессиональной деятельности, ознакомит с заполнением основных видов документации, а также подарит образцы составления психолого-педагогических характеристик, заключений психодиагностических исследований и рекомендаций для родителей, педагогов и специалистов. В свою очередь, публикуемый материал будет полезен не только начинающим специалистам, он может существенно обогатить теоретический и практический опыт психологов со стажем. Практическая ценность, а возможно, и уникальность пособия состоит в том, что предоставленный читателю материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет-площадках информацию по данной тематике.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава VI

«Рабочее место и место на работе»

Вот ты и в кабинете!

Основное рабочее место педагога-психолога — кабинет, поэтому обустроен он должен быть правильно и комфортно. Комфорт, это обстановка, обеспечивающая уютное удобство в соответствии с определяющими нуждами, посему совершенно понятная категория. А вот как, в данном случае, не ошибиться с тем, что правильно. Что ж, давай разбираться.

Кабинет — это часть общей развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.26 Во ФГОС ДО обозначены требования к развивающей предметно-пространственной среде — она должна соответствовать возрастным и физиологическим возможностям воспитанников, содержанию воспитательной и образовательной программ, быть полноценно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (согласно требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности). Что же касается кабинета, то он, в дополнение к вышесказанному, должен соответствовать специфике работы и задачам педагога-психолога ДОУ.

На сегодняшний день, к сожалению, возможности образовательных учреждений, спроектированных и построенных за долго до внедрения ФГТ и ФГОС27 не могут, чаще всего, удовлетворить идеальные требования к рабочему месту педагога-психолога ДОУ. Исключение составляют возведенные за последнее десятилетие, современные детские сады. Если твоя дошкольная организация не является таким исключением, то тебе придется исходить из реальных условий образовательного учреждения и стремиться к идеальному образцу за счет умелой и продуманной трансформации пространства (специальное оборудование, включая мебель, при необходимости, должно легко трансформироваться).28

Ведь специализация кабинета педагога-психолога состоит в том, что он ориентирован на организацию работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Поэтому, помещение должно быть адаптировано для реализации различных приемов психологического воздействия, применяемых к воспитанникам (как индивидуально, так и с группой до 12 человек), для свободного и эффективного взаимодействия детей различных возрастных групп и различных образовательных потребностей, а при необходимости, и их родителей и/или педагогов. В тоже время, пространство кабинета обязано быть приспособлено для проведения в нем консультативной, диагностической и профилактической (обучающей) деятельности с родителями (или лицами их заменяющими), педагогами и иными специалистами, участвующим в организации услуг по уходу и присмотру за воспитанниками ДОУ. Следовательно, необходимое техническое и методическое оснащение и оборудование, в полном объеме, должно присутствовать в кабинете психолога.

Что же касается рабочих зон кабинета, они, как уже было упомянуто выше, имеют различную функциональную нагрузку и оснащение.

Зону организационно-методической деятельности с зоной консультативной и диагностической работы с родителями и педагогами рационально объединить в одну. В этом случае тебе понадобятся два стола одного уровня примыкающих друг другу буквой «Т» или «Г». При этом твоя сторона будет оборудована компьютерной и другой надлежащей техникой, сейфом, офисным шкафом или стеллажами с документацией и диагностическим инструментарием, а со стороны посетителей, этажеркой с буклетами, памятками, брошюрами и другой ознакомительной литературой.

Если же, условия твоего учреждения, позволяют, то эти зоны желательно развести, оформив зону приема посетителей в жанре домашней гостиной с журнальным столиком, креслами и наличием в ней стойки с комнатными цветами и т.п., создавая тем самым благоприятную, раскрепощающую обстановку для доверительной беседы с посетителями.

Зон взаимодействия с воспитанниками также две.

Зона, предназначенная для диагностики, развивающей и коррекционной деятельности оснащена детскими столами и стульями (регулирующиеся в соответствии с ростовыми группами детей), магнитной доской и иными специальными устройствами для отображения информации на вертикальной поверхности (например, интерактивной доской), раздаточными материалами к тестам и игровым обучающим и коррекционно-развивающим методикам, набором игрушек, развивающими наборами (наборы геометрических форм, игры воскобовича, конструкторы, настольные игры и т.п.) материалами для творческого самовыражения и эмоционального развития (наборы для творчества, для сказкотерапии, для изучения эмоций), оборудованием для сенсомоторного развития (мячи, обручи, балансировочные тренажеры, межполушарные доски, музыкальные панели, тактильные наборы и дорожки, столики с водой и песком и т.п.) и другие развивающие инструменты в соответствии с различной дифференциацией воспитанников в ДОУ.

Зона релаксации и коррекции эмоционального состояния устлана ковровым покрытием, оснащена мягкими модулями, цветомузыкальной установкой, фонотекой, аромалампой, увлажнителем воздуха (можно заменить настольным фонтанчиком), шатром, лабиринтами, подушками или мягкими игрушками с сыпучими наполнителями, сухим душем и сухим бассейном, грушей для битья, мишенями и мешочками для метания, массажными мячами, «волшебными предметами» (шляпа, плащ, шкатулка, цветик-семицветик, телефон и т.п.), детским креслом-мешком и прочими приспособлениями для расслабления, повышения жизненного тонуса и свободного выхода негативной энергии.

Я умышленно, в этой главе, в скобках, даю так много перечислений. Эта информация может пригодится тебе, как начинающему психологу, определить приблизительный перечень оборудования и средств развития и обучения для оснащения твоего рабочего места и при составлении паспорта кабинета.

Что ж, оснащение мы с тобой обсудили. Теперь перейдем к оформлению.

Оформление кабинета несет в себе дополнительную функциональную нагрузку (90% всей информации, которую обрабатывает наш мозг, составляет информация визуального характера). Например, интересное оформление интерьера, выдержанное в правильно подобранной цветовой гамме и насыщение пространства разнообразными игрушками и пособиями, помогает дошкольникам быстрее адаптироваться.

Тем не менее, таким дизайном слишком увлекаться нельзя, чтобы не перенасытить его обилием навязчивых и отвлекающих от учебной деятельности предметов. Не стоит, также, забывать о том, что выставленное предметное оформление кабинета и его красочное дополнение, украшающее стены, в зоне работы с воспитанниками, необходимо периодически менять. А цветовое решение по окраске стен желательно соизмерять с функциональностью каждой зоны.29

Стоит уточнить и о местоположении кабинета. Твое основное рабочее место, желательно, устроить на первом этаже здания, изолированно от основных административных кабинетов, но так, чтобы его можно было легко найти. Это позволит родителям избежать лишних контактов и соблюсти конфиденциальность. На время приема посетителей, на дверь можно вывешивать табличку с надписью типа: «Спасибо, что не мешаете. Идет консультация». И, конечно, совершенно очевидно, что кабинет психолога не может быть совмещен с другим кабинетом или помещением (например, находиться внутри физкультурного или музыкального зала30). Такое расположение можно охарактеризовать как очень неудобное не только потому, что попасть в кабинет психолога можно лишь проходя через другое помещение, но и потому, что это создает повышенный уровень шума, что, в свою очередь, мешает профессиональной деятельности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

26

Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (участком, помещениями и т.п.), а также материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

27

** Федеральные государственные требования (ФГТ) были утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ 23.11.2009 г. за № 655. Вступил в силу 16.03.2010 г. Данный документ являлся первым в истории российского образования, который на федеральном уровне представлял собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации. Введение ФГТ было связано с тем, чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного развития и обучения, так как специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

До принятия ФГТ дошкольные образовательные учреждения, в целях обеспечения нормативно-правовой базы деятельности педагога-психолога, руководствовались инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.03.1999 г. за N 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан и внедрен Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. за №1155. Вступил в силу 01.01.2014 г. Ключевая установка стандарта — это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей, ради развития способностей каждого ребенка. Таким образом, выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди которых: любознательность, инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям. Отдельно выделены требования к предметно-пространственной среде

(полифункциональность и трансформируемость среды).

Поскольку речь в этой главе идет исключительно об оборудовании основного рабочего места педагога-психолога ДОУ, я не привожу в пример все основные документы, которые относятся к деятельности педагога-психолога в целом, а лишь затрагиваю те, последние, из которых можно ясно почерпнуть требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ, в которую входит кабинет специалиста.

Однако, в качестве развивающего профессиональный интерес дополнения, могу добавить, что должность педагог-психолог в детских садах появилась с 1989 г. (Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.11.1989 года № 247/1821 «О введение в штаты дошкольных учреждений должности психолога и о подборе на эту должность специалистов»). В этом документе были определены и прописаны статус, права и обязанности, продолжительность различных видов работы психолога и содержание деятельности. Во всех последующих они дополнялись и уточнялись.

28

Важным условием нового образа детских садов, стало максимальное использование многофункциональных трансформируемых пространств

29

Цвет влияет на настроение, эмоциональное состояние и на деятельность в целом. Все цвета делятся на две группы: стимулирующие тёплые и успокаивающие холодные. К тёплой гамме относятся красный, оранжевый, жёлтый цвет. К холодной гамме — голубой, синий, зелёный, фиолетовый. Существуют ещё нейтральные цвета: белый, серый и чёрный.

Психологическая характеристика цвета:

Желтый цвет и его оттенки (от светло-лимонного до ярко желтого) — вызывает радостные ощущения, бодрящее настроение, но при этом ребенок остается послушным и сосредоточенным. Жёлтый цвет можно использовать там, где необходима временная концентрация внимания и самоорганизации, он увеличивает познавательный интерес вместе с улучшением памяти. Желтый цвет благоприятно сказывается на неспокойных, нервных и возбужденных детях, при переключении их внимания на конструктивную деятельность.

Голубой — цвет отдыха, холода, чистоты, искренности, тактичности и спокойствия, он выражает легкость, свежесть и невесомость. В интерьерах с голубой цветовой гаммой лучше всего заниматься медитацией, расслаблением, созерцанием. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце рабочего дня голубой оттенок в помещении поможет снять напряжение, способен снизить кровяное давление. Однако излишний голубой цвет в интерьере может вызвать чувство отчуждения и холода и даже привести к тому, что между людьми могут возникнуть разногласия и скандалы.

Розовый — цвет чувственности, безмятежности, сентиментальности, романтики и мечтательности. Психологическое воздействие розового заключается в том, что он действует успокаивающе и умиротворяюще, уменьшает агрессию, расслабляет и снимает нервное напряжение. Розовый оказывает положительное влияние на нервную систему, на органы слуха и зрения, он повышает иммунитет, светлые оттенки розового способны снизить давление, яркие же, наоборот, повысить его. Идеальный вариант — это применить розовый цвет наполовину с другим.

Выбеленный сиреневый цвет вполне подойдет для стен и фонового оформления интерьера. Он приободряет, придает веры в себя, приводит в равновесие мысли и нервы, стимулирует креативность, наблюдательность, уменьшает болевые ощущения.

Зеленый цвет — цвет природы и гармонии, он хорошо помогает в случае негативных психических состояний. Зелёный цвет положительно сказывается на развитии у ребенка интереса к учебе и к познанию окружающего мира. Также зеленый цвет наделяет ребенка уверенностью в себе и смелостью, он имеет предрасположенность и расслаблять, и побуждать к действию. Это универсальный цвет, он хорошо впишется в интерьер любого помещения — в более ярком своем проявлении он будет бодрить и приводить в тонус, в приглушенном варианте будет умиротворять, а его темные оттенки будут внушать чувство стабильности и уверенности в себе. Но необходимо учесть, что, если ребенок флегматик, тогда лучше не увлекаться зеленым цветом.

Все пастельные цвета хорошо сочетаются друг с другом.

Дополнительные интерьерные цвета:

Синий — является релаксирующим цветом, он помогает расслабиться и успокоиться, освобождая человека от суетливых мыслей и лишних негативных тревог, погружая его в стихию умиротворенности и прохлады. Синий цвет воплощает безмятежность, неторопливость, лёгкость и глубину, поэтому пробуждает воображение. Для того, чтобы привлечь или обратить внимание ребенка на конкретный предмет, достаточно использовать немного синего цвета. Однако в больших количествах синий цвет негативно влияет на психику человека — он способен повергнуть в апатию и уныние, а слишком темный синий, также, как и черный цвет — может подавлять.

Сочетание синего и зеленого эффективно борется со стрессом и усталостью. Однако, если усталости нет, может приводить к настойчивости и упрямству.

Красный цвет является самым основным стимулирующим цветом, так как представляет собой сильный раздражитель, он имеет свойство провоцировать чрезмерную активность, именно потому, что красный цвет, по своей природе, способен придавать человеку оптимизм, энергию и уверенность в себе. Однако, даже в этих целях, не рекомендуется использовать красный цвет в большом количестве — это может привести к утомляемости. Собственно, вообще, использовать этот цвет нужно предельно аккуратно, так как можно добиться совершенно противоположного результата, ведь обратная сторона красного цвета — апатия, агрессия и гнев. Поэтому совершенно не полезен красный цвет для возбудимых, мнимых, склонных к тревожности. Также, не рекомендуется применять этот цвет в помещении, где постоянно находятся люди с повышенным кровяным давлением.

Фиолетовый цвет ассоциируется с духовным совершенством, просветлением и чистотой — он является мистическим и величественным цветом. Фиолетовый цвет способен вселять в человека силу духа, мудрость, благородство и вдохновение. Он присущ натурам артистичным и неординарным. Фиолетовый цвет дарит чувство внутренней гармонии, он может успокоить душу и подпитать её нужной энергией. Фиолетовый цвет помогает при неврозах, отчаянии и потери веры в себя. Этот цвет не рекомендуют использовать в интерьерах людям с психическими заболеваниями. Фиолетовый цвет — это не естественный цвет, и в больших количествах в интерьере его употреблять не стоит, однако он отлично сочетается с желтыми, фисташковыми, светло-зелеными, белыми и голубовато-серыми оттенками.

Оранжевый цвет произошел от смешения красного и жёлтого цвета. От первого ему досталась активность, от второго — теплота и доброта. Это жизнеутверждающий и бодрящий цвет, не имеющий холодных оттенков. Он пригодится там, где понадобится повышенная активность. От оранжевого цвета поднимается настроение и чувствуется прилив сил, тем не менее не рекомендуется использовать его в зоне учебы или работы, так как его излишняя яркость будет отвлекать.

30

Мне встречалось такое расположение кабинета педагога-психолога, когда групповое помещение переделали под физкультурный зал, а туалетную комнату, раздевалку и спальню под кабинеты специалистов. Следовательно, попасть в кабинет психолога можно было только через физкультурный зал.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я