Пособие, состоящее из трех частей, написано для начинающих свою трудовую деятельность педагогов-психологов ДОО, оно поможет пошагово разобраться в вопросах с чего и, главное, как правильно начинать работу в дошкольном образовательном учреждении. Предоставит практические рекомендации по каждому направлению профессиональной деятельности, ознакомит с заполнением основных видов документации, а также подарит образцы составления психолого-педагогических характеристик, заключений психодиагностических исследований и рекомендаций для родителей, педагогов и специалистов. В свою очередь, публикуемый материал будет полезен не только начинающим специалистам, он может существенно обогатить теоретический и практический опыт психологов со стажем. Практическая ценность, а возможно, и уникальность пособия состоит в том, что предоставленный читателю материал не копирует, а дополняет имеющуюся на просторах книжных полок и интернет-площадках информацию по данной тематике.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава II
«Начни с начала или сратегия успеха»
А начало, это где? Ну, что ж, давайте разбираться.
Представьте себе, что это не ваш первый рабочий день и вхождение в новый коллектив, а ваш первый визит в детский сад в качестве родителя ребенка. И кроме направления и медицинской карты малыша, у вас ничего на руках нет, равно как и информации. Нет, конечно в общих чертах, Вам, многое известно. Вы добросовестно изучали сведения о том, какие услуги предоставляет ДОУ, как они реализуются, кто там работает, и кто за что отвечает и многое другое, но на практике каким окажется ваш первый шаг? На практике, Вам безусловно нужна будет конкретика в отношении именно этого детского учреждения. И для того, чтобы ее получить Вы должны заранее определиться, о чем и кого будете спрашивать, не так ли?
В качестве отступления позволю себе напомнить, вдумчивому читателю, что дошкольные образовательные учреждения делятся на 5 видов, но, для удобства дальнейшего детального рассмотрения заявленной, в этой главе, тематики мы возьмем за образец детский сад комбинированного вида.
С началом определились, а теперь, по существу. Как Вы уже поняли, в свой первый рабочий день Вы приходите, вооружившись вопросами уточняющего характера. И для этого Вам опять потребуется выполнить домашнее задание. На этот раз необходимо будет обстоятельно изучить профессиональный стандарт педагога-психолога образовательного учреждения, в котором подробно прописано все, чем должен заниматься педагог-психолог ДОУ.
Что необходимо уточнять:
Шаг 1
Вам обязательно следует детально разобрать и обсудить все пункты трудового договора и должностной инструкции с заведующим учреждения, до их подписания.
В трудовом договоре (эффективном контракте) будет прописан испытательный срок, если он будет установлен, режим работы и отдыха, а также размер оплаты труда с полной выкладкой всех компенсаторных и стимулирующих выплат.
Будет не лишним уточнить каких, в первую очередь, результатов ожидают от Вас за время испытательного срока? Кто и как будет это оценивать?
Если рабочий кабинет придется делить с другим специалистом, важно обсудить график работы непосредственно в кабинете для каждого специалиста.
Стоит обратить внимание на указанные в договоре дни отпуска, согласно Постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», Вы, при условии работы с детьми с ОВЗ, имеете право на удлиненный отпуск.
Можете, также, заранее обговорить и попросить внести в договор методические часы/методический день с возможностью работать, в это время, вне образовательного учреждения. Напомню: педагог-психолог должен работать 36 часов в неделю, 18 из них считаются методическими и используются для подготовки к индивидуальной и групповой работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации. Работа входящая в методические часы может осуществляться как в организации, так и за ее пределами — это указано в пункте VIII, Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N536. И, хотя, никаких слов — «на усмотрение администрации» в законе нет, на практике это уточнение носит лишь рекомендательный характер. Поэтому, если Вы решите, что такие часы, вне учреждения Вам наверняка понадобятся в процессе работы, это обязательно должно быть отображено в трудовом договоре. И Ваши аргументы, в пользу методических часов, должны быть, для работодателя, весьма убедительными (например, отсутствие интернета, личного кабинета, необходимой методической литературы, оборудования для изготовления развивающих и диагностических пособий и т.п.).
Таким образом, весомые и грамотно выстроенные аргументы позволят Вам бесконфликтно отстоять свои права в кабинете заведующего ДОУ.
В должностной инструкции педагога-психолога будут прописаны все ваши обязанности относительно всех участников образовательного процесса в данном учреждении. Однако, как часто бывает, пишутся они по шаблону и включают в себя максимальный перечень, без опоры на расчет реальных временных соотношений.11 Другими словами, прописанных запросов гораздо больше, чем возможности их реализации в рамках 36 часовой рабочей недели (18 из которых уходит на методическую работу) и это без учета дополнительно возникающих ситуативных задач, не включенных в план работы. Бывает и так, что педагога-психолога используют, как якобы наиболее свободную штатную единицу (что совершенно не соответствует реальной действительности) для замены воспитателей групп. Такой подход не может не сказаться на качестве выполняемой специалистом работы, так как ломает всю систему выстроенных коррекционно-развивающих, профилактических и других видов деятельности психологического сопровождения. Соответственно не торопитесь подписывать свои должностные инструкции, если обнаружите в них излишнее нагромождение. Попросите заведующего дать Вам некоторое время на ознакомление с этим документом.
Правильно учесть, обозначить и конкретизировать все должностные обязанности Вам поможет следующий шаг.
Шаг 2
Далее Вас ждет беседа в кабинете старшего воспитателя, у которого Вы уточняете:
— приоритетное направление и приоритетные задачи ДОУ (т.к. свои задачи, включенные в перспективный план, необходимо выстаивать с учетом задач ДОУ);
— сколько в ДОУ групп раннего возраста, количество в них воспитанников и их возраст;
— сколько в ДОУ подготовительных групп;
— есть ли разновозрастные общеразвивающие группы;
— количество групп общеразвивающей, компенсирующей и, если имеются, оздоровительной и комбинированной направленности;
— какой конкретно категорией «особых» детей (нозологических групп) укомплектованы группы перечисленных направленностей, кроме общеразвивающих (например, с ТНР, с ЗПР, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением опорно-двигательного аппарата и т.д);
— как осуществляется доступ к локальным актам учреждения;
— внесены ли часы занятий педагога-психолога с воспитанниками в общую сетку НОД в ДОУ;
— состав ППк ДОУ и ФИО его председателя;
— работает ли в ДОУ психологическая служба; кто ведет отчетную документацию по работе службы;
— какой видит работу педагога-психолога ст. воспитатель; какие задачи считает первостепенными и наиболее актуальными.
Основываясь на поступившей информации, исходя из полученных ранее знаний и опыта, а также своих личностных качеств, предложите свой вариант деятельности и обсудите его со ст. воспитателем.12 Подчеркните свое право, как специалиста, самостоятельно расставлять приоритеты в работе, формулировать задачи, подбирать методы и формы взаимодействия с воспитанниками, коллегами и родителями.
Шаг 3
Следующим шагом будет знакомство с медицинской сестрой ДОУ и обязательный вопрос: — «Как, в какое время и на каких условиях я могу брать, для работы, в рамках диагностического мониторинга, медицинские карты воспитанников?». А также предварительная беседа с медицинским работником учреждения, на предмет совместного планирования по дальнейшему взаимодействию в сопровождении воспитанников с ОВЗ.13
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель для начинающих психологов ДОО, или Руководство к действию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
При разработке должностных инструкций, регламентирующих работу педагога-психолога, администрация ДОУ ориентируется на профстандарт педагога-психолога не учитывая, порой, что профстандарт — это рамочный документ, и соответственно, требования к обязанностям специалиста можно как урезать, так и дополнять, с учетом специфики конкретного учебного заведения.
12
В случае если вы уходите от чего-то, необходимо будет определить те задачи, которые вы точно пока не готовы решать на новом месте работы — чтобы не натолкнуться на те же грабли, предусмотрительно включив их в свой индивидуальный план профессионального развития. И напротив, зная свои сильные стороны и опираясь на успешный опыт переформатировать поставленные перед Вами задачи
с целью выбора оптимальных средств и способов их решения, чтобы достичь максимальных результатов и удовлетворения в работе.
13
В рамках взаимодействия педагога-психолога с медицинской сестрой ДОУ проводятся плановые обсуждения итогов комплексного медицинского обследования здоровья детей, анализ медицинских карт вновь поступивших детей, осуществляется совместное сопровождение периода адаптации и сопровождения детей группы риска по здоровью, в т. ч. детей-инвалидов, подготавливаются документы для ПМП, а также заполняются медицинские карты при выпуске воспитанников в школу.