Мама готовится к школе

Таня МаТаня, 2023

Много книг, как готовить ребенка к школе. Это книга как подготовится маме.Я мама. Десять лет назад я стала отвечать на вопросы моих друзей и знакомых через формат видео. Так сложилось, что у меня получалось находить полезные и практические советы. Видео становилось все больше, и ответов тоже. Так я стала блогером. Огромный пласт, освещенных мною тем – это школа. Каждый год я собирала свой и чужой опыт, подробно описывала каждую покупку, подбирала книги и информацию. Многие не знают с чем столкнуться, и оказываются не готовыми. Эта книга – это беседа, разговор о детях, родителях и об обязательных хлопотах. Это книга – потребительская подсказка, сборник лайфхаков для родителей, чьи дети не минуют школу.Я делюсь личным опытом и подстраиваюсь под условия, в которых я нахожусь, и под то, что я могу купить в своем ближайшем окружении. Ваши условия могут отличаться от моих и что-то совсем не подходить. Способов может быть значительно больше

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама готовится к школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Подготовка к школе

А нужно готовится к школе?

Этот вопрос последний раз я услышала от мамы, у которой ребенок через пол года идёт в школу. Я лаконично ответила и спокойно: “Обязательно!” А внутри меня все клокотало.

Не было таких времен, когда не надо было готовится к школе.

Что такое подготовка к школе? Ответ: это научится читать и писать.

Многие согласятся и сделают акцент на изучение букв и цифр.

А с чего начать? Тоже все просто: надо взять азбуку и пособия для обучения счета.

Когда начинать? Ответ: Когда ребенок физиологически созрел.

Чему надо научиться до школы? Ответ: Читать и писать.

Я немного по-другому отвечаю на эти вопросы.

Что такое подготовка к школе? Ответ: это обучение проявлять интерес к изучению всего что окружает тебя. Нас окружают деревья, цветы, солнышко, небо, буквы, цифры, дождик, радуга, животные, мебель.

С чего и когда начинать

С чего начать? Ответ у меня такой: Найти вокруг себя предмет обучения и делать акцент на этом, чтобы это стало ежедневной необходимостью и стало базовыми понятиями. Стоит оглядеться вокруг и вы увидите буквы и цифры окружают нас везде, на уровне ребенка первые символы располагаются на номерах автомобилей, домах, ценниках магазинов, на рекламных плакатах. Символы помогают нам ориентироваться, производить расчеты, облегчают взаимодействие. Можно проходить мимо и не обращать внимание, а можно неторопливо изучить каждую букву и цифру, назвать её.

Предметы окружают и запросто их изобразить: нарисовать собаку, кошку, машину. А как изобразить звук? А как рисовать мяуканье, лай и шум мотора? А как нарисовать человеческую речь? Когда вы делаете акцент на символы вокруг, озвучиваете их, то сопоставление отображаемого символа и его звучания создает связь между ними и появляется интерес. И когда интерес появляется, то появляется книга, которая рисунком и символом покажет одно и тоже. А дальше появится азбука, где уже все символы соединяются в звуки.

Когда начинать? Начинается обучение в тот момент когда ребенок способен повторять за вами и по мере того как он осваивает, то тогда и занятия начинаются более системными. Невозможно в один день решить — вот завтра и начнем. Нет четкой границы, особенно возрастной. Появление книги, можно назвать логическим этапом, но не началом. Если мама перекладывает на кого-то освоение символов, то тогда бывает четкая граница, так как в основном занятие проходят группами и начинаются осенью, то к этому времени привязано принятие решения, что уже пора. Чтение и счет — это наблюдение за окружающими, осваивается просто и легко, когда ребенок в своей впитывает знания из среды.

Я не знаю ответа, я никогда не начинала и всегда была в процессе обучения. Через интерес появилось чтение. Кто ориентируется на возраст, всегда будет откладывать и ждать даты и правильного срока. Главное не прозевать интерес, а не возраст.

Чему надо научиться до школы? Без умения писать и читать в школе будет очень сложно. Но без интереса к учебе, школа теряет всякий смысл. Главное до школы, научится находить ответы в книгах и понимать зачем нужна школа.

Я не буду описывать саму подготовку к школе. Эта книга для мам первоклассников, которые уже стоят на пороге школы. В конце главы я напишу перечень ссылок на видео, которые раскрывают темы подготовки. А сейчас я расскажу о полезных навыках, которые понадобятся с первых дней в школе.

Навыки

Какие навыки важны при подготовке к школе //www.youtube.com/watch?v=22uY2NNu9gY,

Подготовку в школе вот подготовка ассоциируется у нас, что она начинается в 6 лет, так как это активный этап обучения письму. В этом возрасте начинают детей водить на курсы, как правило при школе. Но это верхняя макушка айсберга, и скорее завершение подготовки к школе. На самом деле подготовка к школе начинается с четырех лет, хоть и действия которые на это направлены не всегда так напрямую называются.

Методические программы системно организованы в основном с четырех лет. Надо помнить, что важен до школы не символ а получение навыка:

играть;

дружить;

чувства ритма;

мелкая моторика,

крупная моторика,

координации движения,

ориентирование в пространстве

слушать задание

умение выполнить задание от начало до конца,

привычка писать

задавать вопросы

отвечать на вопросы

придумывать

описывать

пользоваться инструментами: карандаш, ручка, кисть, ножницы, иголка

копирование

ориентирования на листе,

ориентирование на строчке и в клетке;

бытовые навыки: застегивать пуговицы, ширинку, шнуровать ботинки

Это основные навыки и их гораздо больше. я остановлюсь подробнее на некоторых.

Первый навык интерес.

Интерес любит вопрос: зачем? почему? Если есть ответ на этот вопрос, то интерес развивается и ищет новые поводы для вопросов. Если ответ не получен, отложен, проигнорирован вопрос — то интерес затухает. Поддерживать интерес надо беседой и книгой. Обязательна ли книга. Нет, но она систематизирует и спрессовывает знания — это большое подспорье и экономия времени. Если у вас есть время целый день занимать ребенка беседой, что очень сомнительно. К тому же книга учит самостоятельно искать ответы и формировать свою точку зрения. Для удержания интереса к знаниям навык чтения книг необходимый навык.

Если вы учите писать в первом классе, то перед началом обучения поговорите с ребенком о том зачем этот навык. Беседовать с детьми — это самый сложный навык, которым не обладают многие родители. Я покажу вам примеры необходимых бесед перед школой, которые я провела с ребенком. Ваша беседа с вашим ребенком может быть совершенно другой, но поверьте вы много открытий сделаете: узнаете какие реальные страхи у вашего ребенка, какие мифы о школе он набрал из своего окружения, что он вообразил и какие у него ожидания. Вы осознаете, что ребенок не знает о школе, что не понимает и что лучше рассказать перед школой, чтоб описать реальность с которой тот столкнется.

Учимся помогать ребенку приобрести необходимый навык

Мама очень часто ориентированы на изучение азбуки, чтение и счета. Самый простой способ — это переложить на воспитателей в детском саду, на развивающие центры подготовку ребенка к школе. Но полностью все необходимые навыки там ребенок не получит. Любые сторонние занятия — да это основа и опора.

Маме надо понимать, что большая часть приобретенных навыков — это её труд.

Что же должна делать мамы? Мама должна стараться, чтоб ребенок приобрел необходимые навыки, а если что-то не выходит, то найти причину и способы приобрести этот навык. Пишу, и звучит это как надзирательная функция. Найти и устранить! Скорее подмечать и помогать. Мамина поддержка и внимательность — вот что такое подготовка. Ходит ребенок на занятия, но получит ли там необходимый навык? Пример. Просматриваю видео в открытом доступе открытый урок по логоритмики. Дети пытаются под музыку повторить движение под ритм музыки. Музыка и методика хорошие, родители нашли такой кружок. А на деле ни один ребенок не делает движение под ритм музыки. А это открытый урок, к нему с детьми должны были отработать чувство ритма. Попадать в ритм — . это очень важно, в группе может ребенку это сложно, кому-то нужно индивидуальные занятия. Увидеть и помочь ребенку — задача мамы. Не любоваться милым чадо и красивыми бантиками, и думать, а пока еще маленький и само со временем появиться. Не заниматься — может не появиться. Нет чувства ритма — нарушения письма, пропуски букв, так как письмо — это ритм. Не надо надеяться, что что-то само разовьется и появиться без консультации у специалиста. И как показывает практика не у одного, а целый комплекс, сейчас кроме логопедов есть нейропсихологи, остеопаты, терапевты разной узкой направленности, о которых раньше можно было только мечтать. И самой маме необходимо искать игры для получения необходимого навыка. Сейчас столько материала и можно найти на любую тему. В школе любая коррекция требует больших усилий и последствий. Все что можно сделать до школы лучше сделать до школы. И мамы, погружаясь в проблемы своего ребенка приобретают зачастую новую профессию, начиная помогать другим детям.

Есть навыки которые легко и без усилий приобретаются. А есть те которые надо присмотреться и понять, что это требует отработки и усилий.

Привычка заниматься

Привычка заниматься она должна быть. Она вырабатывается не за один день. Она вырабатывается уже долго, мы ее вырабатывали с 3 лет Летом перед школой и на каникулах мы продолжаем занятия по полчаса в день. И это обыкновенная привычка заниматься. Если этой привычки

заниматься нет, потом очень сложно учиться в школе и очень сложно выполнять домашние задания.

Развитие крупной моторики

Мелкая моторика захватила умы родителей, и столько игр на её развитие. Про неё не буду писать, все понимают важность и необходимость, игр огромное количество. Остановимся на крупной моторике.

Поговорим о правиле 5 мячей. Ребенок должен освоить:

1 мяч для пальцев. Это мелкие мячики попрыгунчики, Су Джок, все что работает на уровне пальцев. Развитие мелкой моторики

2 мяч для ладони. Это массажные мячи, эспандеры, теннисные мяч: ловить, бросать, жонглировать: подбрасывая хотя бы 2 мяча и отстукивать об пол и стену (пример видео://youtube.com/shorts/20I_3Xa-vlc) Развитие кисти руки, внимательности, координации движения.

3 мяч держать двумя ладонями: бросать, ловить, перекидывать, перепрыгивать, пинать. Это волейбольные, футбольные и баскетбольные мячи. ( упражнения для баскетбольного мяча //youtube.com/shorts/MiY-9zWICVs) Координация движения, крупная моторика, чувство ритма (особенно баскетбольный мяч)

4 Мяч на ширине плеч. Крупная моторика, развитие мышц спины. Это мячи-прыгуны, надувные мячи для игр на воде.

5 мяч огромный мяч (фитбол), обруч. Крупная моторика, расслабление, растяжение

Эти 5 мячей должны сопровождать от рождения. Игры, упражнения и массажи с этими мячами основа развития крупной моторики.

К школе ребенок должен владеть своим телом так чтобы он мог поднять и вытащить свое тело: подтягивание, пресс, плавание, велосипед. И эти навыки нужны не только для физкультуры. Это основа безопасности ребенка. К школьному возрасту дети становятся самостоятельными и предоставлены большее время сами себе. И важно, чтобы ребенок смог в любой ситуации сам себе быть спасателем.

Как научиться кататься на велосипеда: //youtu.be/kaWzD_2_oEQ

Как научиться плавать: //youtu.be/3kIyqfsPHMM

Игры на воде чтоб научиться безопасно плавать://youtu.be/G23LVKcOC_U

Как научить правильно держать ручку

В видео показываю разные способы://youtu.be/1bn5Cixtaa4

С самого начало как только ручка или карандаш попадает в руку ребенка, сразу надо показывать правильное положение пальчиков. Дети хватают в кулачок, размещают между пальцами, иногда удивляешься, как он умудряется так держать. Пальцы это прямая связь с мозгом и всем телом. Неправильный захват ручки приводит к деформации пальцев и не только — нарушения тянутся ко всему организму. Как диагностировать нарушения по пальчикам у меня есть короткое видео://youtube.com/shorts/kTUveUVpSo4

Самый простой способ это игра в птичку: ручка это клювик, а пальчики головка. Можно подключить пальчиковый теневой театр, показать как три сложенных пальчика на тени имитируют птичку. Или поклевать ручкой как клювиком.

Ещё одна игра: постучать указательным пальцем по ручку с просьбой “Ручка давай попишем!” А ручка как будто отвечает: “Хорошо, я готова!” При этом её удерживают большой и средний палец, двигаясь вперед назад.

Если ребенок никак не соглашается, то это может быть звоночек, что есть зажимы или родовые травмы. В моей практике после коррекции у остеопата ребенок, который не только отказывался держать ручку, но и почти не сидел, после одной процедуры практически сам стал брать ручку и карандаш правильно и начал проявлять интерес к занятиям. Если к школе уже выработалась привычка неправильного хвата ручки, то при письме у ребенка будет усталость, это тянет за собой деформацию, суставов, изменению в осанке, и как следствие невнимательность и нелюбовь к любому занятию, где надо писать.

Существуют корректоры, специальные насадки на ручки и карандаши, они имеют анатомически правильно расположенные отверстия.

Форм — большое разнообразие, писать с такой насадкой надо длительный период и под постоянным наблюдением. Она может сползать, лучше сделать отметку и по ней ориентироваться, чтобы поправлять насадку. Насадки шире чем сами инструменты и при переходе обратно на простую ручку нужно время, чтобы привыкнуть к более тонкому инструменту. Но такие насадки дешевле, чем эргономические ручки, про которые я расскажу подробнее в разделе про закупку канцтоваров..

Многие курсы по коррекции почерка проводят занятия с перьевыми ручками. Их форма позволяет держать ручку только в одном положении, как у эргономических ручек, что позволяет сразу разместить правильно пальцы, нажим мягкий. Перьевые ручки требуют некоторых навыков и умения обращения с ними: чернила могут подсыхать, ручку необходимо расписывать, смена картриджа довольно простая процедура, но её лучше делать взрослому.

Простой способ научить держать правильно ручку — это с помощью канцелярской резинки, которой фиксируешь правильное положение пальцев, при этом и пальцы оказываются на месте и ручка используется та которой в дальнейшем будешь писать.

Похожий способ, который можно совмещать в канцелярской резинкой, это двумя пальцами мизинцем, безымянным при письме удерживать салфетку. Этот способ особенно эффективен при плохо растянутом мизинце. На это маленький пальчик мало обращают внимание, кажется, что он не участвует при письме, так как не держат ручку. На самом деле все пять пальцев активно работают, а могут и активно мешать.

На своих мастер-классах по письму, я даю пописать не только перьевыми ручками, но и настоящим гусиным пером. Старинные способы письма демонстрируют, как и почему сформировались письменные символы такими, как они есть. Гусиным пером писать так легко, почувствовав это, дети перестают напрягаться при письме. (видео с Мастер-класса “Письменность”://youtu.be/jtDiwampClw).

Обучение письму — это большая тема, которую я не смогу подробно рассказать в этой книге. Важно, чтобы была легкость при письме, следить за дыханием, положением тела, — все должно быть расслабленным. Напряжение — вот главный враг письма и всего обучения.

Массажи руки и кисти рук при обучении письма обязательно надо делать, простой поглаживание снимает напряжение. Некоторые массажи мне удалось заснять на видео://youtube.com/shorts/nKghDV-yHus

//youtube.com/shorts/kKfmJ_JICVM?feature=share

//youtube.com/shorts/yVsLBenKzbg?feature=share

//youtube.com/shorts/aPsGQsZJdts

Массаж нужно делать не только для руки, но и спины и воротниковой зоны. Каждый день при письме через 15-20 минут делайте перерывы и расслабляющие массажи или игровые гимнастики каждые. В каникулы легкие массажи спины. Вспоминайте из детства массаж “Рельсы — рельсы, шпалы — шпалы”:

Рельсы-рельсы шпалы — шпалы,

Ехал поезд запоздалый.

Из последнего окошка

Вдруг посыпался горошек.

Пришли куры поклевали.

Пришли утки пощипали.

Пришел слон потоптал.

Прилетел ветер все сдул.

Раз в год коррекция остеопата, раз в год общий массаж.

Раньше спинки напрягались только во время уроков, а современные дети напряжены во время отдыха, так как основное время проводят за гаджетами

Еще важный момент — это упражнения для укрепления кисти рук и растяжения мышц, про них напишу в главе “Тренировка руки в школе”

Бытовые навыки

В советском фильме “Чудак из 5 Б” есть момент: главный герой Боря пионервожатый у первоклассников, к нему подходить мальчик из его шефского класс и просит застегнуть ему штанишки. Такой курьезный момент. А вы попробуйте своему первоклашке перед школой дать собраться самому. Школьные брюки кроме пуговки имеют ещё крючок, с которым не каждый справляется. Юбочка может иметь застежку сзади, что тоже вызывает трудности. Вся одежда ребенка если вызывала трудности в одевании, то мама не задумываясь помогала. А в школе просто пойти в туалет, где расстегнуть и застегнуть надо самому, урок физкультуры, где кеды не на липучках, а надо завязать шнурки, урок труда, где фартук надо завязать самому сзади. Ни в какой подготовке к школе этому не научат. Как завязывать шнурки, а это занятие очень нелюбимое у современных школьников, у меня есть видео: //youtu.be/rW79ral6Ls4.

Собираться в школу: положить все необходимое в портфель, следить за своей формой, пользоваться носовым платком. Думаете я шучу? Мамы на автомате подтирают носы, и что сам ребенок должен это делать помогут понять сопли на рукаве, которым очень сподручно вытираться.

Убирать за собой вещи, постель, посуду, вставать утром по будильнику — эти привычки облегчат пребывание в школе.

К важным бытовым навыкам необходимым в школе, которым должны научить родители, относятся такие как: пользоваться ножницами, вдевать нитку в иголку, делать узелок, клеить, лепить, красить. Активно делайте поделки и рисуйте, это умение пригодиться в школе.

Бытовые навыки вводятся постепенно. Я использовала доску мотивации и по ней системно создавала необходимые привычки и формировала образ поведения. Подробнее в видео: “Как приучить ребенка. Доска мотивации //youtu.be/qQe1Wn1duOw

За один этап отрабатывал с ребенком 7 навыков. Доска мотивации магнитная, основные навыки уже есть в понятных картинках, если навыка нет в стандартном наборе, то есть пустые шаблоны. Я распечатывала картинку и приклеивала на шаблон или писала маркером. За выполненные задания ребенок получал звездочку. За большие достижения призовую звезду. Когда навык полностью начинал работать, его убирали и заменяли следующим навыком. Звезды за неделю считали и записывали, потом складывали и на накопленные баллы что-то покупали, как правило игрушку. Звезды оказывали какое-то мистические действие, вызывали бурную радость при их получении. Доска у нас провисела долго и помогла приучить ко многим навыкам.

Социальные навыки

Социализация — это основной аргумент тех кто считает, что детский сад и школа обязательны. Социальные навыки приобретаются в коллективе. Но школа и садик — это стихийная среда. В ней активные приобретают навык общения, а есть кто в лучшем случае никак не может налаживать контакты, а бывает и теряет всякую способность и замыкается, так как был отвергнут этим самым социумом. Поэтому если перед школой вы наблюдаете сложности в общении, то надеется, что само по себе появятся навык, если просто поместить ребенка в коллектив, особенно в большой — не стоит.

Чему важно научиться:

играть;

дружить;

следовать правилам;

слушать задание;

умение выполнить задание от начало до конца,

задавать вопросы

отвечать на вопросы

придумывать

описывать

Играть кажется, что этот навык врожденный у детей. К школе этот навык должен перейти в форму совместных игр небольшой группы. Прятки, догонялки, я садовником родился, колечко, дочки матери — простые игру обучающие правилам взаимодействия.

Но с каждым годом я наблюдаю, как пустеют детские площадки во дворах. Все меньше гуляют с детьми и все меньше совместных игр во дворах, а значит и друзей заводить все сложнее. Дворы — естественная среда для игр и дружбы, даже школьные друзья как правило это кто-то из соседей. Поэтому игровую среду приходиться организовывать искусственно. Приглашать в гости соседей для совместных игр. Ходить в игровые зоны, кто-то ходит на кружки, продавцы настольных игр организуют игровые турниры. В летнее время научиться знакомиться и играть на пляже, именно здесь песок и вода объединяют детей на совместные игры. Станьте центром игры, начните и вовлекайте детей, проявляете активность. Современные родители на детских площадках просто наблюдатели, это в лучшем случае, а так основная активность в телефоне. Когда игра у детей завязалась, тогда максимально стоит отдалиться, позволить детям самим контролировать правила игры и разбирать конфликты. Вмешательство только если возникает агрессия или драка.

После выхода видео “10 правил песочницы”//youtu.be/SZEOJQXIvTs была лавина комментариев по конфликтам детей и родителей. Очень жаль, что ютуб все удалил в период, когда была борьба с детскими каналами.

Социальные навыки приобретать сложнее всего. Общение детей со своими детьми в период подготовки школе и в начальных классах должно увеличиваться, а на деле время уменьшается. Родители заняты, а когда ребенок пойдет в школу — он будет занят уроками и домашнем заданием, да ещё кружки. Общение сводится к формальным вопросам про успеваемость и готовность к школе.

Я делала видео — манифест “Время быть родителем! Передай эстафету #5_12”//youtu.be/FqiyI0Dy7rE, где я показывала что возраст 5-12 лет это самый важный в формирование личности и важный период общения родителей и детей. Все социальные навыки сформируются, если будет налажена дружба, игра, общение, следования правилам, фантазия между родителями и детьми. С семьи начинается умение общение в социуме, а не с социума. Семья дает чувство безопасности, защищенности, уверенности в себе, а потом переносится в социум.

Перед школой с ребенком стоит провести несколько бесед, которые помогут ему социализироваться, плавно адаптироваться и построить картину мира в который он теперь попадает. Некоторые беседы мне удалось записать на видео, но не все. Какие же беседы и как надо провести.

Беседа. Что такое Азбука и зачем учимся писать

Мою беседу можно посмотреть по ссылке://youtu.be/SwiK2xk6lII

Я пробовала перенести наш с сыном разговор, так как он проходил. Но он совершенно не воспринимается в формате текста. Я решила подвести итоги и показать примеры ответов на вопросы. Получается мини шпаргалка. Эти вопросы лучше обсудить до школы, чтобы заполнить пробелы и выяснить, что ребенок недопонимает и помочь ему разобраться.

Чем азбука отличается от алфавита?

Часто эти слова используют как синонимы. Можно найти объяснения в чем различия. Приведу наиболее частые.

Азбука — это буквы с образными объяснениями. Исторически сложилось так, что славянский азбука описывала каждую букву через закодированный образ. Сама Азбука получила название из образов первых букв Аз и Буки. С детьми интересно прочитать текст азбуки. Аз, Буки Веди, Глагол, Есть, Добро и далее по порядку. Почему на некоторых гербах дворян красовались буквы РДС, а расшифровав — “Рцы Слово Твердо” становится понятно, что главным было для этого рода. Погружение глубокое в славянскую азбуку дает много ответов. Читая текст азбуки, получаешь нравственное наставление. Такая образная азбука легко запоминалась. Почему она стала ненужной? В послереволюционные годы была проведена реформа. Азбуку упростили до названия букв. И современные азбуки к образу буквы прикрепляют картинку, которая как правило изображает слово, начинающееся с этой буквы. Азбука может быть как плакат с картинками, в виде карточек или книги.

Алфавит — это расположенные в принятом порядке буквы. Алфавит часто распечатывают в виде плаката. Название Алфавит происходит от названий первых букв греческого алфавита Альфа И Вита (бета).

Букварь — это книга по которой обучаются чтению. “Буквы варятся” и от этого соединяются в слова.

Миф: Алфавит из-за его иностранного звучания может восприниматься как иностранная азбука. Алфавит — это слово вошло в обиход благодаря Кириллу и Мефодию, греческим просветителям, которые для названия перечня букв использовали буквы греческого алфавита “Альфа” и “Вита”.

Печатные и письменные буквы

Взрослому кажется, что буквы печатные и письменные похожи. В восприятие детей — это не так. Это две разные вселенные и в похожести этих символ и связи между ними — надо убеждать.

Все начинают изучать вначале печатные символы. Они окружают ребенка и прежде всего в книгах. Писать ребенок тоже начинает печатные буквы. Если на стадии обучения разделять понятия: для печатных букв называть действие “печатаем букву”; а для письменных букв действие будет “писать букву” — то это облегчает переход от печатных букв к письменным.

Советик: Есть офисная печать с набором букв, на ней увлекательно показать, как отпечатываются буквы на бумаге. Или используйте детские печати.

Зачем нужны письменные буквы?

Буквы, которые есть в книге называются печатные. Технологический процесс печати на станке предъявил к символам определенный требования: лёгкость печатания, шрифт удобный для восприятия на листе, экономия.

Литера — это отдельная буквица, металлический брусочек с выпуклым изображением печатного знака. Из множества литер набиралась страница. Чтоб печать была понятной, каждый символ стоит отдельно с небольшим расстоянием друг от друга. Такой набор облегчает создания множества копий. Слово литература — происходит от печатного способа создания книги, так как именно это сделало книги доступными.

Печатать буквы на листе рукой быстро не получается, надо писать каждую отдельно и прерывно, и от этого медленно.

Письменные буквы благодаря соединениями между собой помогают написать быстро. Ручка редко отрывается от листа и писать получается быстрее и легче. Плавные переходы помогают ручке скользить.

Письменные буквы похожи на печатные, но для того чтобы писать стало легче и быстрее много лет на практике буквы изменялись. Письменные буквы оказалось писать удобнее с наклоном и с плавными соединениями. Если они будут оставаться прямыми, то писать быстро и красиво большие тексты получится дольше и утомительнее.

Совет: Если ребенок будет настроен на то, что его усилия направлены на то, чтобы облегчить себе написание слов, то это повышает мотивацию.

Где ты видел как выглядят письменные буквы?

Если ребенок не видел письменных букв, до того как сел за прописи с плавными крючочками, а в современном мире гаджетов это происходит часто, — то он совсем не понимает смысла писать. А бессмысленность — это нежелание и отсутствие мотивации. Отсюда ярое сопротивление делать навязанную и обязательную, при этом трудную работу.

Поэтому первым и важным при подготовке к школе объяснить ребенку:

“ЗАЧЕМ ЕМУ НАДО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ БУКВЫ!”

Для успешного обучения необходимо создавать искусственную среду, где письменность существует.

Как это сделать? Я опишу способы к которые я осознанно и случайно применяла:

Письма. С некоторых пор мы начали писать письма. Самое важное письмо — это просьба о подарке Деду Морозу. И это просто мега крутая мотивация — научиться писать, чтоб написать все свои желания.

Письма бабушке — это целый квест: купить конверт, подписать его, положить в почтовый ящик, позвонить бабушке, когда та получила письмо. Даже если бабушка живёт вместе с Вами — это не имеет значение, радость будет такая же.

Ещё мы участвовали в интересном проекте, где мама присылала познавательные письма. Они были адресованы ребенку и создавали впечатления реальной переписки. Я оставлю ссылку на видео с таким письмом:/youtu.be/aPPDJQ1kgoo

Книги. Я искала детские книги с письменным шрифтом. Нашла сказки про эмоции. Каждая эмоция имела свой цвет и описание чувств письменными буквами.

Мастер-классы. Сейчас масса мастер классов по каллиграфии. С ребенком ходили на мастер-класс, где писали как в древности разными способами. На китайской каллиграфии писали иероглифы. Сравнение разных способов привело к осознанию самим ребенком, что буквы — это простой способ письменности. А это очень важно, начинать учиться тому что ты считаешь простым, а не то что тяжело и сложно.

Я сама с увлечением погрузилась в разные способы письма и проводила свои мастер-классы. Ссылка на видео моего мастер-класса://youtu.be/mDttn1p5FY0

Писать вместе с ребенком. Самое успешное обучение — это копирование поведение окружающих. Если родители не пишут сами, то это значит, что этот навык никому не нужен в глазах ребенка. Если ребенок считает, что он выполняет тяжкий труд, если он один “мучается”, то для него обучение — это наказание.

Совет: Родители пишите вместе с детьми! Пишет ребенок прописи, в это время хоть план дел на неделю садитесь писать рядом. Или купите себе такие же прописи как у ребенка и пишите рядом, это поможет понять, где сложности у ребенка, почему определенные элементы не получаются. Займитесь каллиграфией — мечта о красивом почерке может стать реальность, пришло время её осуществить. Каллиграфия это медитативное расслабляющее занятие. Увлечение ей дает новую профессию. А показать мастеров каллиграфии — ещё один способ повысить мотивацию. В нашем городе известный каллиграф Покрас Ломпас и Шон расписывали стену Школы искусств. Мы ходили наблюдать за их работой. Потом я показала ребенку их социальные сети. Это отличный пример, как письмо становиться серьезным увлечением и профессией.

А зачем учится писать сначала печатные, а не сразу письменные?

К школе у ребенка должен быть хорошо отработанный навык работы с ручкой. При освоении печатных букв в дошкольном возрасте это помогает:

научится копировать — то есть воспроизводить такой же символ, какой он видит. И тренировка на буквах показывает первые проблемы с которыми надо будет заниматься и помогать освоить. Например зеркальное написание и в дошкольном возрасте есть игры, которые уже можно делать, чтобы помогать ребенку. Ссылка на видео:/www.youtube.com/watch?v=V_zMvIdXuWA

Научиться ориентироваться — при написании букв необходимо объяснять где начала буквы, как вести какую линию, где останавливаться. Печатные буквы проще, они начинаются на строчке и их линии и границы понятны. Письменные буквы сложны в ориентировании как начала, так и окончания написания каждого элемента. Печатная заглавная буква А состоит из трех линий, письменная же имеет одиннадцать опорных элементов по методике Илюхиной.

До школы рекомендуют освоить печатные буквы и простые плавные элементы, на которые будет опираться учитель при обучении письму. Технику написания письменных букв лучше осваивать с учителем, который будет учить одинаково всех детей в классе по одной методике.

Физиологически кисть у ребенка в дошкольном возрасте не готова к написанию сложных элементов письменных букв и соблюдению пропорций. Чтоб в этом убедиться есть самый простой тест, нарисовать человека. Дошкольник не сможет соблюсти необходимые размеры частей тела и прорисовывать детали: глаза, нос, рот.

А зачем писать?

Несмотря на то, что навык скоропечатания я считаю важным, и его до сих пор не преподают в школе, я так же уверена, что продолжать учить писать очень важно. Чистописание — предмет который исключен из обучения и часов для обучения письму сокращены в школе до минимума.

Почему так важно красиво писать? Письмо это единственный навык, который, при своей простоте, помогает получить самое большое количество умений и самое эффективное развитие во многих направлениях.

Учится писать это не только прописи

Просто прописи могут выглядеть очень скучно. Я делала подборку интересных прописей, которые прячут отработку символов в узоры, рисунки и игры.

Примеры можно посмотреть в видео: //youtu.be/cJUQaWv9W_E

Совет: Можно организовать игры и взаимодействия с ребенком так, что он никогда не будет знать, что он на самом деле учится писать.

Есть множество разных вариантов замены прописей.

Пособия:

1. Линии ( в игровой форме создаете те же фигуры, что и в прописях).

2. Лабиринты ( ведение строки, и непрерывность длинных линий).

3. Обведение по точкам.

4. Графические диктанты (развивают внимание, и точное ведение линий).

5. Штриховки линиями и волнами. (Точность проведение линий, завершение линии в нужной точке. Соблюдение расстояния между линиями, повторение одинаковых линий и волн).

6. Раскраски. (Попадание в отмеченные контур, раскраски под определённым наклоном).

7.Вырезание. (Пособие с вырезанием по волнам и зигзагам, помогают развивать точность и координацию).

8. Рисование двумя руками. (Развитие двух полушарий, отработка симметрии и зеркальности для правильного написания букв).

Детство должно быть интересным, а обучение вписано в детство. Не все увлеченно любят выводить буквы. Игры, а не занятия интереснее ребенку. Собираю копилочку идей игр для тренировки руки.

Тренируем три пальчика, которые держат важный школьный инструмент ручку.

1.Перекладывание пинцетом.

2. Переливание пипеткой.

3. Рукоделие: вышивание, вязание крючком и спицами, квиллинг, плетение резиночками и т.п.

4. Творчество: отщипывание пластилина, рвать полоски бумаги для аппликации, рисовать и раскрашивать, обводить через копирку, вырезать ножницами, гравюры.

5. Шнуровка.

6. Мелкий конструктор, мозаика.

7. Песок (рисовать песком, картины с приклеиванием песка, рисовать на специальных световых столах, рисовать на песке пальцами и палочками, искать в песке спрятанные предметы)

8. Рисовать мелками (дома всегда должна быть доска, есть доски специально размеченные под письменные буквы)

9. игры с прищепками

10. Дырокол

11. Оригами

12. Фигуры из спичек

Тренируем кисть:

1. Перекладывание с фиксацией руки, только кистью

2. Кручение палки с веревкой,

3. Йо-Йо

4. Скакалки (сразу хочется петь “Ах, Лида, Лида Лидочка…)

5. Теневой театр из рук.( старайтесь чтобы локти были зафиксирована и показывать разных животных только кистью)

6. Пальчиковый театр (в рисунке с животном делают два отверстия для ног)

7. Спорт: теннис, городки, бадминтон, подтягивание, отжимание и т.п.

8. Эспандер

9. Рыбалка

10. Азбука Морзе, стучать ритм и отстукивать буквы

11. Русские народные игрушки юла, закидушка, кубарь с кнутиком, малечина.

12. Линейка спирограф, современная версия резонатор.

13. Наматывание и скручивание.

Беседа. Что такое звуки?

Связь между звуком и буквой очень важно объяснить ребенку. Тогда буквы не отторгаются разумом и не воспринимаются как ненужный придуманный запутанный кем-то и когда-то символизм. Беседу можно посмотреть в видео //youtu.be/SwiK2xk6lII?si=3Tb6IRlGLQCsWlwN

Аз, Буки — что это такое? Аз — это я эта твоя внутренняя личность. Буки — буквальный символ или буквица. Азбука — это от а до я — это все что внутри тебя. А что внутри тебя все слова понятия, и они созданы и сотканы из звуков. И вот внутри азбуки от А до Я собрано то, что внутри тебя. Ты произносишь звуки, а через азбуку записываешь их звучания. Через буквы познаешь себя.

Каждые звуки чем-то друг от друга отличаются.

Есть звуки, которые произносятся голосом: гласные

А если уже помогает язычок и горлышко, ставишь звуку препятствие, получаются согласные.

Могло быть так, что гласных или согласных не существовало? Пусть были только гласные или одни согласные. Попробуйте произнести любое слово вначале одними гласными, а потом только согласными. Получится смешная игра.

Гласная от слова голос или глас — это более древнее название. Голосом и гласом ты поешь и протягиваешь каждую гласную

Согласны согласовывают, и слова получается в согласии. Придя к согласию получается гармоничное целое слово.

Все буквы — это звуки сплетенные в слова. Зачем понадобилось придумывать буквы? Для того, чтобы передать звуки туда, где тебя не могут слышать. Буквы останавливают звук и фиксируют его на бумаге. Бумага перенесет, все что ты хочешь рассказать не только через расстояние, но и через время.

Так как тот к кому ты обращаешься через буквы должен понять тебя, то надо чтобы у одного и того же звука была одна буква, которую знают все с кем ты собираешься общаться таким способом.

Тебе же интересно изучить себя через изучение звуков и букв. Теперь когда ты будешь рисовать закорючки, теперь ты понимаешь, ты это делаешь для того чтобы научиться писать, для того чтобы понять наши слова, для того чтобы изучить азбуку всю полностью, для того чтобы изучить все звуки, которые в воздухе, которые ты слышишь которые все внутри тебя и ещё для того чтобы потом научиться правильно писать слова ведь у слов очень много хитростей.

Беседа. Чем сад отличается от школы

Понимание школы формируется из обрывков, которые он слышит от воспитателя, детей, обрывки разговоров взрослых. Много мифов в голове ребенка и много вопросов, которые он не может сформулировать. Ожидание нашего ребенка были что химия и физика будут намного раньше. И так как у детей много энциклопедий, то они ожидают свои любимые предметы сразу в первом классе. А когда оказывается, что нет химии, физики, биологии, астрономии и прочих увлекательных предметов, то получают сильное разочарование. Поэтому что такое школа лучше рассказать родителям. Какие предметы и почему как распределены, как проходят занятия, чем учитель отличается от воспитателя и т.п. Нашу беседу я записала на видео, так как ребенок ходил в детский сад, то мы беседовали о том, чем садик отличается от школы: //youtu.be/PzUN7iH_SCQ.

— Со скольки лет берут школу?

— С шести с половиной, тебе должно быть около 7 лет.

— В школе сложнее чем в саду?

Нисколько не сложнее, а в чем-то даже кого-то и легче. В школе все по другому. Сейчас у вас как происходит: ты целый день садике, а в школе ты будешь находиться полдня. А вторую половинку ты уже будешь свободен.

— Какие предметы в школе?

В школу сначала приходишь русский язык: учишься писать письменные буквы и изучаешь первые правила, математику, чтение, окружающий мир — основные понятия об окружающем мире, а уже более подробно география, биология, физика, химия как базовые научные знания будут изучаться в старших классах. В окружающем мире будете изучать явления природы, погоду и простые понятия.

— Чем учитель отличается от воспитателя?

Воспитатель с вами играет, гуляет и иногда проводит уроки. Учитель он с вами уже не будет играть, он будет только объяснять уроки. Учителя надо слушать внимательно. Все что он сказал, надо сделать так как он сказал.

— А двойки сразу будут ставить?

В первом классе вам сначала не будут ставить оценки. Вас будут приучать слушать и правильно выполнять задания. Вы будете сначала тренироваться, а потом уже когда вы научитесь внимательно слушать, вам будут ставить оценки. Вам будут задавать домашнее задание, которое ты будешь выполнять каждый день. Я надеюсь, что у нас с тобой будет оставаться время на игры и свободное время ходить туда заниматься, куда мы хотим. У тебя с одной стороны будет больше свободного времени, а с другой стороны его немножко, так как ты будешь делать уроки и ходить на любимые кружки.

— Я сам буду делать уроки?

Уроки в первом классе вначале не будут задавать. Но когда начнутся домашние задания, то ты и будешь делать сам. Если тебе нужна помощь, родители всегда подскажут. Если мама и папа работает, то дети могут в школе оставаться на продленку, то есть когда продлевают учение. Делать уроки там помогает учитель, но так как это не урок, а более свободное пребывание.

В школе ты будешь носить школьную форму, вам выдадут учебники — их нужно беречь Занятия будут проходить в классе за партой. Вы будешь сидеть парами. Девочки и мальчики в школе учиться вместе. Не везде так, иногда сидят за длина одной партой и школы где один человек сидит 1 партой. Есть школы, правда не в нашей стране, где 10 детей сидят за одной длинной партой. а есть школы где у детей нет парт, они сидят на полу.

— Как себя вести в школе?

Вас уже воспитатель до научил нельзя выкрикивать со своего места, если учитель задал вопрос то поднять руку, дождаться, когда учитель укажет на тебя или назовет твою фамилию и только после этого отвечать. Детей в классе много и надо соблюдать тишину на уроке. Если нужно что-то спросить тоже надо поднять руку. Если идет урок, а ты захотел в туалет тоже можно спросить, не нужно терпеть и ждать конца урока, надо тоже поднять руку и спросить разрешение выйти.

— Что такое перемены?

Перемены — это смена уроков, для этого надо время для подготовки учителю и ученику. Когда ты подготовился к уроку: достал учебники и тетради, повторил материал, то тогда оставшееся время отдыхай и жди звонка на новый урок.

— А если я голодный?

В школе будет столовая. Там будете кушать два раза: завтрак и обед. ЕУ тебя будет свой кошелек с карманными деньгами, в буфете, если проголодался, ты сможешь что-то купить. С собой я тебе буду собирать перекусы.

Еще будут уроки физкультуры, так же как сейчас в садике.

— Если я уже это знаю?

Иногда бывает, что ты в школе знаешь то, что рассказывает учитель. В школу все придете с разным уровнем знаний. Если ты чего-то уже знаешь, а другой может не знает. Это не значит, что он плохой какой-то или глупый, нельзя над этим смеяться. Он тоже всему научиться, а для тебя это повторение. Учение всегда любит повторение. Что-то будешь узнавать новое. Потом все выравнивается и у всех будут одинаковые базовые знания.

Беседа. Личные границы

Беседы про выставление личных границ поможет адаптироваться в новой среде и обеспечить спокойное и безопасную среду.

Нас никто не учил соблюдать свои и чужие личные границы. Школа очень агрессивная среда, где любые слабости или простые отличительные твои особенности могут быть поводом для травли учениками и учителями.

Не имея опыта взаимодействия ребенок может растеряться и не осознавать возникшие проблемы.

Детям надо научиться выстроить доверие с родителями, учителем, одноклассниками и незнакомцами, с информацией.

С родителями.

Что можно, нужно и стоит рассказывать родителям?

Беседа может быть короткой: родителям надо рассказывать всё. На сим все разошлись и после школы, какой рассказ получаете о проведенном дне?

Попробуйте вы рассказать свой день. Если ежедневно, как советуют греческие мудрецы, вы перед сном не прокручиваете свой день, не выработали привычку анализировать поступки и события, то про свой день не получиться ничего сказать кроме как: ”Нормально”. Если каждый день вам не кому изливать прошедшие события, то и привычки запоминать день не формируется.

Важно из уст ребенка узнавать, что с ним происходит, но простой вопрос: “Как дела в школе?” — приведут к простому ответу: “Хорошо!”

Всё хорошо прекрасная маркиза! А потом выясняется, через других родителей, детей учителей, что события происходят, да такие, что требуют вмешательства.

Я делал тему как разговорить ребенка для детского сада, но оно и для первоклашек актуально://youtu.be/dpF7rVB3ZYg

Первое. Навык общения между родителями и детьми должен быть. Если в саду не проявляли интерес к его будничным проблема, то к школе между вами уже могут начинаться разделение и отдаления между вами. Привычка беседовать.

Второе. Всё — это что? Уже есть секреты у ребенка и его личный особый мир. Всё никто никому не рассказывает. Готовность рассказать.

Третье. Умение вести беседу — это правильно её начать, чтоб собеседник сам все рассказал. Вопросы неформальные, интерес настоящий, вопросы о важно для ребенка.

Четвертое. У ребенка должно быть ощущение, что родители всегда на его стороне. Безопасность.

Пятое. Рассказывают тому к кому есть доверие.

Если ребенок попал в какую-то ситуацию, о которой должны знать родители, то все эти пять принципов обернуться в свои антиподы, которые перекрывают коммуникацию.

Отсутствие привычки, неготовность, отсутствие интереса, страх, недоверие — при проявлении даже одного, уже будет нарушено взаимодействие.

Чтобы все пять сработали в критичной ситуации, то главное, что должны знать ребенок, что ему надо объяснить: Когда тебе будут внушать, что не стоит рассказывать родителям, то знай перед тобой враг. Родители поймут и защитят. Тот кто тебе это внушает, знает насколько велика родительская защита и любым способом будет настраивать их против тебя, чтоб ты стал беззащитен.

Фраза за которыми стоит вранье:

Родителей НЕ стоит расстраивать.

Родители НЕ поймут.

Родителей НЕ стоит беспокоить, они занятые. Все “НЕ” направлены на то чтобы внушить тебе, что родителей НЕТ.

Ты ЕСТЬ. Родители ЕСТЬ. Вы все решите вместе.

С детьми

А оказывается и здесь основными будут эти пять постулатов:

Привычка. Готовность. Интерес. Безопасность. Доверие.

Привычка. Дети привыкают общаться. К школе коммуникативные навыки выработаны, если общение и игровая деятельность с детьми была активная. Если нет привычки общения, то для общения нужны большие усилия. Чтобы сложилось общение в школе нужно создавать неформальные встречи вне школы: экскурсии, праздники, дни рождения класса, концерты и т.п. Не ожидайте, что кто-то будет делать это за вас. У вашего ребенка проблемы общения, и ваша активность поможет ему адаптироваться.

Готовность. Ребенок ожидает новых друзей, с которыми он будет проводить интересное время. Это ожидание формирует в том числе родители. Но не все готовы и теряются. Им незнакомая обстановка и новые люди доставляют дискомфорт. Готовность познакомиться и принять новое — это особый психологический настрой.

В моем случае, после бесед с ребенком, выяснилось, что он скучает по детскому саду. Я воспитателям и попросила дать возможность прийти в сад и встретиться с воспитателями и детьми. Организовали мастер-класс пришли некоторые его однокашника, мы их активно искали и зазывали. Сын пришел в школьной форме, рассказал, как ему в школе. После этой встречи, он окончательно охладел к саду и осознал себя школьником.

Психологи делают тесты на готовность к школе, но часто дают рекомендации переждать, повзрослеть, пойти позже в школу. Если принято решение и в школе обнаруживаете, что начинаются проблемы, только вы через знание своего ребенка и беседы найдете способы подготовить ребенка новому окружению.

Интерес. Пока в глазах горит интерес — складывается общение. Вокруг чего складывается беседа — вокруг общей темы, и близких интересов. Внутри класса группы сбиваются хаотично. Интересы детей — шалость и игры, на этом быстро сходятся. Основные интересы, которые способствуют формированию кругу общение — это внеурочные занятия, кружки.

Безопасность. Здесь самый важный акцент и вокруг этого выстраивается самая важная беседа.

Никто не может нарушать границы, граница начинается там где тебе угрожает опасность. Никогда не позволяй подвергать себя опасности. Ты важнее всего.

Если на тебя оказывают давление, например: “Ты слабак!” “Боишься узнают родители!” — и другие подобные фразы — это первый главный признак опасности и что это не стоит совершать.

Никто не может унижать, оскорблять, дразнить тебя. Не стоит это терпеть.

Детям это не очевидно. Находясь в негативной среде, к ней привыкают, считая нормой поведения то, что не может считаться таковым.

Не стоит нарушать границы другого человека: его тело, вещи, внимание.

Поступай с человеком так, как ты хочешь поступать с тобой.

В любой ситуации ты должен понимать, что происходит в школе, то становиться известным. Есть пять уровней события:

об этом знают родители другого ребенка.

об этом знает учитель.

об этом знает директор.

об этом напишут местные газеты и паблики.

об этом узнает вся страна.

Поступок — это когда ты поступился с определенными нормами и переходишь границы, ты готов чтобы родители другого ребенка пришли в твою семью и обсуждали тебя, ты готов, чтобы ещё и учитель, а еще и директор подключится к обсуждению? Ты готов всем в городе смотреть в глаза, каждой продавщице в магазине, вахтеру, прохожему, что тебя будут обсуждать? Ты готов, чтобы событие о тебе разлетелось на всю страну?

Если ты не готов отстаивать правоту на всех уровнях, то не стоит совершать такой поступок.

С учителями

Никто не может нарушать границы. Никто не может унижать, оскорблять, дразнить тебя. Не стоит это терпеть.

Я повторяюсь. Один раз объяснили и хватит?

Ребенок к учителю относится по-особенному. Для него не определена его роль, а следовательно и границы дозволенного.

С незнакомцами

"Я умру?" — Такой вопрос всплывает в голове? Тогда — Беги и ори! Не можешь бежать, повисни на ноге, это безопасная поза жертвы. Кричать лучше: “Пожар!” — это больше привлекает внимание и отзывчивость прохожих.

Дети все больше свободно перемещаются, находясь без родителей. Они сами идут в школы и обратно, играют во дворе, идут в магазин или на кружки. Даже в идеально безопасной среде возможны любые ситуации.

Когда вы будете беседовать с ребенком, то скорее всего это не будет воспринято всерьез, поэтому слова должны врезаться в мозгу и всплыть в критический момент.

Также если вы знаете, что ребенок на каких-то этапах его передвижения есть опасность встретить опасного незнакомца, например в лифте, то надо в игровой форме отработать поведение. Ты нажал кнопку, дверь открылась и что дальше? Что должен сделать ребенок, пусть он осуществит действие, которое вы продумайте.

На детской площадке

К первому классу у нас с ребенком были прочитаны обе части Людмилы Петрановской “Что делать?”, написанные в форме беседы и направлена на ребенка. Моя книга обращение к родителям, поэтому я рекомендую внимательно отнеситесь к вопросам безопасности и проведите беседы, которые спасут жизнь. Сейчас есть курсы и тренинги по безопасности, где рассказывают особенности поведения злоумышленника и жертвы. Например дети впадают в ступор, этим легко пользуются. Достаточно строго сказать: “Пойдем со мной”, и жертва как завороженная пойдет и потом не сможет объяснить зачем. Поэтому краткие фразы заложенные в голове, отработанные действия выводят из этого состояния.

Почему ты такой добрый?

Фраза которая пригодиться во многих ситуациях. Способов заманивания много.

Предлагают вкусненькое — а почему такой добрый, я тебя не знаю.

Надо помочь, но пойти туда со мной. а почему такой добрый, я тебя не знаю.

Что надо от ребенка, что прикрывается добротой? Злой умысел не скрыть, он в глазах, в неуравновешенном поведении. Главное чтобы сомнения включились вовремя.

Настраивать против всех людей, тоже неправильно. Так как может понадобиться в какой-то ситуации помощь взрослого.

Есть стереотип, что отзывчивее мамы с детьми. Не совсем согласна,

С информацией

Мы живем в век информации, её поток сложно контролировать, единственно чему могут научить родители — это правильно реагировать.

Первый контакт с порнографией происходит в среднем в возрасте семи лет. Важно, чтобы родители уже к школе объяснили, что есть вопросы при обсуждении которых, помогут разобраться только родители. Что все что ты увидишь и услышишь, особенно если это самое любопытно, то стоит получить объяснение явлению у родителей. Дети прекрасно знают, что анатомию и особенности строения будут изучать в старших классах. Интерес у кого-то возникает раньше, чем у сверстников, поэтому могут возникать разные ситуации. Чувства которые в этом возрасте наиболее сильные — стыдно и смешно. Родители должны реагировать не делая акцент на эти чувства, чтобы не случилось не стыдить и не смеяться. Увидел видео, фото — ничего особенного в человеческом теле нет, есть разные жанры мистика, фантастика, боевик — но ничего, что происходит на экране ты в жизни не встречаешь. Это не то что существует в реальности, все что ты увидел для привлечения твоего внимания и зарабатывания денег. Если есть вопрос как происходит на самом деле, то стоит спросить у родителей, они или объяснят сами или найдут информацию в понятном и научно-обоснованном объяснении. Ещё в детском саду стоит проводить беседу, что есть “зона трусиков” которая является интимной. Это значит, что никто не может касаться этой зоны, только доктор при осмотре с разрешения родителей и тебя самого. Если кто-то пытается нарушить границы твоего тела, то знай — никто не может тебя трогать никогда и ни при каких условиях.

Другая лавина — это неприемлемый и небезопасный контент. Начинается с удобства общения, мессенджеры появляются в телефонах детей для получения информации от учителя об уроках и других мероприятиях, а перерастает в неконтролируемые поток репостов с приколами и страшилками. О безопасности поведения в сети можно написать отдельную книгу, как выстраивать безопасную информационную среду. В первом классе вообще не стоит давать детям смартфон. А если есть, то кроме установки программы родительского контроля, надо рассказать, что нельзя проходить по ссылкам, общаться с незнакомцами в сети, и выкладывать личную информацию о себе и своей семье.

Беседа. Когда мама и папа пошли в школу

Давно ли вы открывали школьный альбом. Цифровые фотографии вытесняют распечатанные, где-то пылятся, а вот пришло их время. Покажите какими вы были в первом классе. Вспомните школьные истории. Через много лет остаются только хорошие воспоминания. Это беседа очень важна для вашего будущего первоклашки.

Вообразить ребенку не просто, что родители тоже были маленькими, что они играли и шалили, какая была форма, какой портфель, как готовились тогда к школе. А самое главное вспомните, что вас тогда волновали — свои детские страхи переживания. Это беседа проложит мостик понимания между вами и ребенком. Погрузившись в воспоминания, вы осознаете, что на самом деле важно для первоклассника, что забывается и стирается, когда взрослеешь. Вы увидите столько удивительных открытий о вас сделает ребенок, и главное обнаружите в этой доверительной беседы какие страхи и вопросы волнуют вашего ребенка. Когда вы погружаетесь в свое детство — вы становитесь на короткое время на равных, а значит вам можно довериться и поговорить не как со взрослым или строгим родителем.

Примерно за год до школы, чтобы ребенок лучше понимал те изменения, которые произойдут в его жизни, я читала с ним книги и смотрела фильмы про школу. Современное кино редко уделяет внимание этой теме, поэтому список фильмов в основном состоит из старого советского кино, в нём не все так как сейчас, но все же много поучительного и познавательного. Книги в большей степени стали обновляться, но всё ж и их не так много как хотелось бы.

Каких врачей пройти перед школой

Каких по специалистов нужно пройти перед школы, на что обращать внимание, помимо основного обязательного медосмотра, видео на эту тему //youtu.be/uw_jc2cf9ZY

Логопед. Обязательно стоит пройти логопед, даже если речь ребенка в норме.

У меня сейчас история такая произошла, я же все-таки занимаюсь и так у нас речь ровная и перед школой никаких уже гимнастик не делала. И тут я пошла к стоматологу, доктор достаточно молодая дала рекомендацию заняться гимнастикой языках, потому что у нас неправильное заглатывание, причем я знаю что таблетки он не может глотать, спасают сиропы, которые я не люблю из за их переслащенности, но даю из-за необходимости. И как я писала выше, ждать что само перерастет не получиться. Заглатывание — это правильное размещение языка, что влечет за собой дефекты в произношении звуков. Любое изменение все что касается в речи она очень важно и небольшие нюансы они могут потянуть за собой череду проблем. В моем случае, как объяснила доктор, он себе деформирует переднюю челюсть. И нам нужен ортодонт. Я с ним консультировалась я так как у ребенка узкая челюсть и надо наблюдать, чтобы зубы при смене на с молочных на постоянные ровно встали на свои места. Чем обернулось при письме наш дефект — неспособностью отличать ш и щ. Это потребовало в начальной школе дополнительных занятий, про которые я рассказывала, как корректировали это в видео: //youtu.be/LfroJ2Mxn1o

Я сходила к логопеду, получила необходимые рекомендации и так же дома занималась по пособиям.

Что вам может порекомендовать логопед перед школой. Есть очень большой комплекс диагнозов, которые если их в во время диагностировать и дадут рекомендации и необходимое лечение, то вашему ребенку помогут в обучении и в школе. Эти диагнозы очень часто диагностируются только во время наступления проблем, когда уже страдает успеваемость. Никто в школе может не дать вам необходимые рекомендации. Вы можете запустить проблему, не зная, что она решаема. Логопеда нужно пройти перед школой.

Диагнозы о которых должны знать родители школьника:

Дисграфия — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв, пропусками, перестановками букв и слогов, и слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом. Дисграфия — это неспособность (или сложность) овладеть письмом и чтением при нормальном развитии интеллекта.

При нормальном интеллекте — это ключевое слово. Когда у ребенка начинаются проблемы с письмом, то зачастую это воспринимается как трагедия и ненормальность. А просто традиционные способы обучения письму ребенку не подходят и надо подключать другие методики и искать специалиста. При правильном подходе к обучению все начнет получаться у ребенка.

Дизорфография — отсутствие у ребенка способности к освоению знаний орфографии, навыков и умений, связанных с ней. Это нарушение связано с недостаточным развитием речевых функций, зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти и мышления.

Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребенок не может применить его на письме.

Коррекция дисграфии и дизорфографии должна быть направлена на устранение первопричины нарушений и на коррекцию навыков письма.

Дислексия — сложности с точным и быстрым распознаванием символов, а в частности букв, слов при чтении, что приводит к трудностям понимания прочитанного.

Дискалькулия — неспособность к изучению и пониманию арифметических операций, а также в неумении оперировать цифрами и числами. Синдром рассматривают как специфическое неврологическое и нейропсихологическое расстройство. Данная патология должна быть выявлена нейропсихологом в дошкольном возрасте ребенка, в противном случае её коррекция становится очень тяжелым и длительным процессом.

Нейропсихолог. Сейчас проще его найти, их становится все больше. Если есть возможность то обязательно пройдите такую диагностику. Есть самовнушение, что раз до школы что-то не получается, то просто надо подождать и просто это особенность. Но такое ожидание приводит к тому, что упущенное время не вернуть и проблема усугубляется. Лучше для самоуспокоения проконсультироваться, пусть специалист подтвердит вашу уверенность в норме развития и ненужности коррекции.

Другая крайность это ставить диагнозы там где их нет.

Эндокринолог. в 6-7 лет идет бурный рост то есть изменение 67 лет и бывает организм не справляется и эти сбои должен контролировать эндокринолог. Симптомы могут быть незаметными или им дадут другое более бытовое объяснение. Усталость — да мало ли, в школе устает. Нервозность, капризность — да просто особенность характера. Обязательно посмотрите щитовидную железу. Эмоциональная особенность характера это с химии нашего организма. Где эти сбои нужно посмотреть. Самостоятельно назначать прием витаминов и микроэлементов кажется простым решением. Но а если этот микроэлемент как раз нельзя. Например йод, его настоятельно рекомендуют давать в период нагрузок и как профилактику. Но йод нельзя категорически при гормональном нарушении щитовидной железы. При одинаковых симптомах, только анализы покажут, стоит его пить и в какой дозе.

Остеопат. Консультаций остеопата на в течение жизни должно быть 2-3 раза дошкольного возраста. Очень хорошо подправить все ребеночку, снять мышечные спазмы, где они есть. Будет большая нагрузка на позвоночник и соответственно из того что много будет сидеть и лучше корректировать проблемы в детском возрасте, когда все еще растет и развивается, хрящи мягкие. Ортодонт. Очень многие достаточно поздно обращается к этому специалисту. При смене зубов, а именно сейчас в школьном возрасте у вас это происходит нужна обязательная консультация ортодонта. Обязательно посмотрите и прикус и как у вас идет формирование зубов.

Окулист. Перед школы нужно проходить обязательно и раз в полгода контролировать зрение. Если у ребенка какие-то начинаются проблемы в обучении, то у него возможно началось падение зрения. Щуриться, наклоняется, устает делать уроки, невнимательность — не сразу подумаешь на зрение. А падение происходит достаточно быстро, особенно если ребенок пользуются гаджетами. За месяц падение может быть значительным, поэтому обязательно проверяем глазки и получаем рекомендацию.

Должна быть привычкой ежедневно делать гимнастику для глаз.

Мой сын записал видео с гимнастикой для глаз //youtu.be/Uk4K0phQGkk

Запись в 1 класс

С введением электронной записи в школу процесс попадания к нужному учителю изменился. Попытка на стадии попадания в школу без сложных схем, когда договариваться приходилось с директором, вроде должна была сгладить углы, но появились новые. В школу теперь берут только по месту жительства и не могут отказать. Но это приводит к тому что школы потеряли первоначальный отбор и в этом есть и плюсы: каждый имеет доступ к сильной школе, и минусы: сильный ученик может не попасть в сильную школу. На уровня учителей, как идет распределение внутри школы — загадка. Но так как родители уверены, что первые в списки попадает в “А” класс, где обычно сильнее учитель и чем дальше буква, тем уровень преподавания падает, то в первые минуты электронной записи самые активные кидаются заполнить формы, чтобы быть среди первых. Конечно учителя не зависят от того как они далеки в алфавит попали, но все ж миф держится прочно.

Для родителей спокойно относящиеся к записи, просто дам рекомендации. Имейте ввиду, что сайт зависает в первые часы подачи заявления. Дата начала записи при мне менялась два раза, с 1 февраля на 1 апреля, узнавайте, когда начинается подача заявления. Комплект документов свидетельство о рождении, СНИЛС, выписку из домовой книге о прописке, папорт родителя и так далее отсканируйте заранее. Перечень документов можно взять в школе и на сайте госуслуг.

В пабликах министерства образования, местных отделений публикуют видеоинструкции, как и что заполнять и на них стоит подписаться. К каким адресам относится школа, я смотрела на сайте местного комитета образования, можно узнать в школе.

Как подали документы, то в течении трех дней вы должны принести оригиналы документы в школу. В первый день и в день выпадающий на выходной огромные очереди. Я пришла на третий день, это был понедельник, и не было очереди. В первые три дня начала записи организовывают прием заявления, потом надо ловить директора. Это один из аргументов, что подавать лучше в дни открытия записи. Есть и другие доводы. Электронная запись открыта до августа. Но каждая школа имеет свои ограничения в размерах. И хоть не имеют право, но вам могут сказать, что места закончились. И если вы не попадаете в первый приказ сформированными списками классов, то потом попасть в школу может оказаться проблемой. Если у вас пробивной характер и вы готовы к отбиванию порогов и написанию жалоб, то это ваш путь. Большинство выбирают сразу записаться и расслабиться.

Как пожелание вы можете указать учителя, но к хорошим очередь и как распределят не известно. Мы не попали к кому писали.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мама готовится к школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я