Служили Прометею. Премия им. Ф. М. Достоевского

Тамара Рыбакова

«СЛУЖИЛИ ПРОМЕТЕЮ» – впервые введенные в научный оборот труды автора по истории усадьбы А. А. Грушки в районе Арбата, забытым судьбам выдающихся деятелей науки и культуры, проживавших в ней, по сути превративших ее в уникальный памятник Серебряному веку русской культуры. Эта книга – первая летопись мемориального музея А. Н. Скрябина, посвященная преданным сотрудникам, бескорыстным помощникам и защитникам музея (1984—2009), беззаветно служившим Прометею, как называли современники Скрябина.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Служили Прометею. Премия им. Ф. М. Достоевского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2007 году вышла книга автора «Дом, где собираются сердца», посвященная культуре Москвы конца XIX-нач. XX в., истории уникальной усадьбы и расположенному в ней мемориальному музею А. Н. Скрябина от его основания до дня выпуска.

Автор получил признание и был принят в Союз писателей России и в Международный Союз писателей и публицистов, а в предисловии доктором наук Рубцовой В. В. книга названа «современной Охранной грамотой музею». Публикуем ее рецензию с небольшими сокращениями:

«Книга Т. В. Рыбаковой «Дом, где собираются сердца» представляет… художественную летопись музея, написанную автором с огромным увлечением и знанием предмета.

Во всем, что касается фактов, событий, характеристик персонажей книги, Т. В. Рыбакова опирается на материалы и документы. Особенно интересны те из них, что связаны с последними годами жизни Татьяны Федоровны Шлецер, второй жены А. Н. Скрябина, с историей дома, первыми шагами по созданию музея. В первую очередь это относится к впервые публикуемым запискам Сергея Ивановича Каштанова (второго директора), сохранившего имущество и архив композитора.

Рассказывая об окружении композитора, автор привлекает выдержки из эпистолярной и мемуарной литературы, опубликованной и неопубликованной. Однако и опубликованные ранее материалы требовали труда и терпения в поисках их, поскольку судьбы многих авторов таких материалов сложились драматично (и в России, и за ее пределами), сведения о них по сию пору приходится собирать по крупицам. Не случайно на одной из страниц книги Т. В. Рыбакова восклицает: «Собрать бы эти бесценные крупицы нашей опороченной культуры, разбросанной по безымянным архивам России и вдали от нее, и причаститься к тем духовным высотам, без которых не состоится наше возрождение».

Тон авторского повествования, взволнованный, эмоционально приподнятый, пробивается и во многих других эпизодах книги, не давая равнодушно листать ее страницы. Чувствуется, что Т. В. Рыбакова пишет о предмете близком, дорогом, захватившим душу… Главное пристрастие автора — желание восстановить атмосферу искусства Серебряного века, в которой творил А. Н. Скрябин, передать читателю высокий духовный настрой той эпохи. Впечатленные рассказом об истории музея, его герое, мы с особой благодарностью вчитываемся в имена тех, кто помогал музею. Книга Тамары Викторовны Рыбаковой — современная Охранная грамота музею».

В. В. Рубцова,

Заслуженный деятель искусств РФ

О книге автора «Дом, где собираются сердца» высказалась Ольга Михайловна Томпакова — кандидат искусствоведения, музыковед, глубокий знаток творчества композитора, автор Летописи жизни и творчества А. Н. Скрябина, служившая преданно его музею более пятнадцати лет, с именем которой началась постановка на учет и изучение фондов, научная, издательская деятельность:

«Моя душа найдет твою душу»

(Б. Бенцони).

Уважаемая Тамара Викторовна!

Позвольте поздравить Вас с Вашим удивительным трудом. Так горячо и вместе с тем сдержанно о Скрябине еще не писали.

Горько сожалею о том, что только нездоровье изгнало меня из музея. А Вам желаю долгих и счастливых творческих лет.

Перед нами капитальный труд, написанный настоящим ученым, в лице которого гармонично сочетаются историк, искусствовед и поэт.

Читать эту книгу подряд, как обычное произведение, очень трудно. Ее надо изучать и осмысливать, она поражает новизной мысли и глубочайших знаний.

Прежде всего, книга Т. В. Рыбаковой совершенно выпадает из обширной «скрябинианы» тем, что минует общий для всех скрябиноведов стиль схоластизма, формально-аналитического начала; на первом плане в книгах о Скрябине разбираются особенности его гармонии, оркестровки, музыкальной формы, но никак ни самой музыки, ее идеи, ее философии, ее сущности… Произведения рассматриваются ими как совокупность музыкальных знаков; технология вытесняет музыку.

Т. В. Рыбакова категорически чужда подобному методу. Ее цель — восстановить атмосферу Серебряного века, в которой формировался гений Скрябина и который формировал ее сам; Скрябин стал вершиной всех художественных исканий и прозрений этого неповторимого времени. В этом смысле труд Т. В. Рыбаковой вполне может быть причислен к жанру энциклопедии, посвященной Серебряному веку; энциклопедии, в которой центральной фигурой, квинтэссенцией искусства эпохи модерн явился Скрябин.

Книга «Дом, где собираются сердца» включает четыре главы: «Культура Москвы конца XIX-начала XX в.», «История усадьбы А. А. Грушки», «Люди и судьбы», «Жемчужина России — музей А. Н. Скрябина».

Значение этих глав так велико, что каждая из них могла бы быть издана отдельной новеллой. Искусно и тонко рисует автор Серебряный век, возвышаясь в своем повествовании порой до языка самой поэзии.

Многокрасочно полотно, на котором высвечиваются фигуры деятелей культуры, окружавших Скрябина.

Глава «Из истории одной московской усадьбы» является своеобразным прологом о том уголке старой Москвы, который издавна облюбовала московская интеллигенция. Это Арбат и прилегающие к нему переулки. Именно здесь, начиная с XIV — XV веков, возникает та заповедная часть, которая с начала XIX века становится культурным центром Москвы.

С легкой грустью описывает автор поэзию тихих арбатских переулочков, застроенных уютными барскими усадьбами с окружающими их садами, где благоухали сирень и цветущие яблони. Кругом благостная тишина, и трудно было представить, что вблизи шумел огромный город. В разное время здесь жили представители Золотого и Серебряного века русской культуры.

Безжалостное время постепенно уничтожало Старый Арбат, сохранилось немного, в том числе усадьба профессора Московского университета А. А. Грушки, ставшая последним житейским приютом гения русской музыки А. Н. Скрябина, а с 1922 года — Мемориальным музеем А. Н. Скрябина. Отметим попутно, что, кроме Музея П. И. Чайковского (в Клину), Музей Скрябина — единственный подлинно мемориальный музей, ибо там сохранено все, как было при жизни Скрябина.

На последующих страницах читатель найдет новые или почти неизвестные сведения по истории возникновения Дома Скрябина (Большой Николопесковский переулок, д.11), его проектирования и строительства; сведения о владельцах, вплоть до 1905 года, когда хозяином усадьбы стал уже названный выше А. А. Грушка…

Нам представляется, что наиболее оригинальна глава «Люди и судьбы». Она состоит из цепи новелл, посвященных тому или иному деятелю искусства. Автор оперирует в основном впервые публикуемыми материалами, главным образом эпистолярного жанра, воспоминаниями, суждениями о Скрябине крупнейших музыкальных критиков, как Ю. Энгель, Л. Сабанеев, Н. Мясковский. Подробно освещены последние творения Скрябина — Шестая, Седьмая, Восьмая сонаты, поэма «К пламени», фортепианный цикл ор.74, «Прометей», с акцентом на искусство С. Кусевицкого как лучшего исполнителя «Прометея» (1911).

С истинным горем описывает Т. В. Рыбакова потерю Россией светоча музыкального искусства, бедствия и нищету, обрушившиеся на семью Скрябина после 1917 года и на представителей культуры.

Мы же, читатель, должны быть автору глубоко благодарны за то, что она с поистине неукротимой энергией восстанавливает связи с русским зарубежьем, ищет и находит людей, лично знавших Скрябина или потомков, хранящих бесценные сокровища в виде писем, воспоминаний, произведений живописи, которые не только с радостью передают музею эти материалы, но и приезжают сами. О них и об их судьбах вы прочтете на страницах прекрасной книги Т. В. Рыбаковой.

Последняя глава «Жемчужина России» посвящена жизни и деятельности музея после смерти А. Н. Скрябина. Она написана с особой теплотой, ибо повествует о людях совершенно бескорыстных, помогавших музею после тяжких лет разрухи. Впервые рассказано о втором директоре музея С. И. Каштанове — простом рабочем, но с душой истинного интеллигента.

Исключительно ценны материалы о судьбе строения 2 усадьбы А. А. Грушки, о признании всей усадьбы памятником культуры Федерального значения, о ходатайствах тысяч россиян о передаче строения 2 музею, что и произошло благодаря научным изысканиям музея, и прежде всего Т. В. Рыбаковой, и колоссальной поддержке от стенографисток, студентов, ученых Академии наук, профессоров консерватории, академика Д. С. Лихачева, Митрополита Антония Сурожского до Президента России Б. Н. Ельцина. О том, что в стадии завершения проект строения 2 под Культурный центр «А. Н. Скрябин и Серебряный век русской культуры». О том, что уже идет полным ходом подготовка содержательной части этого уникального Центра в Москве».

О. Томпакова,

кандидат искусствоведения,

автор более ста печатных трудов,

член Союза композиторов России

Основу книги «Служили Прометею» составляет материал книги «Дом, где собираются сердца» 2007 года, с изменениями, сокращениями, доработанное и дополненное документами, ранее не публиковавшимися.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Служили Прометею. Премия им. Ф. М. Достоевского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я