Чтобы жить. Повесть и рассказы

Тамара Концевая

Книга основана на событиях из путешествий автора по Индонезии. Приключения на острове Новая Гвинея среди папуасов дани является основной темой. Интересно оказаться среди народа, который на сегодня полностью не изучен и до сих пор, по большому счёту, живёт в непролазных джунглях. Это как попасть в прошлое человечества и соприкоснуться с его молодостью. Кроме основной повести, автор рассказывает о других островах Индонезии, а это не менее интересно.

Оглавление

Глава 4. Встреча лицом к лицу

Для получения сего важного документа необходимо иметь две фотографии, копию главной страницы паспорта, обязательно иметь сопровождающего и место в отеле. С фотографиями и копией паспорта мы были готовы хоть сейчас! Телефон нужного человека у нас тоже имелся, но места в отеле не было, а, значит, и разрешения не будет. Если пойти устроиться в отель, то без разрешения комнату не дают. Оставалось только надеяться, что заветный номер отзовётся. Я почти не верила, что на другом конце провода поднимут трубку, но и паники не испытывала, знаю, что всегда можно разрешить любую ситуацию. Если предложить за номер в отеле более высокую цену, то каждый будет рад заселить вас к себе, а уж походив по окрестностям, столько всяких папуасов насмотришься без разрешения!

К моему удивлению Хериман отозвался, так звали нашего будущего провожатого. Буквально через десять минут он прикатил на мотоцикле. Сразу взял опеку над нами и указал полисмену отель, в который нас заселит. Новенькие разрешения на посещение папуасских племён были в наших руках. Затем был отель с обильными завтраками на утро, где освободившись от вещей, отправились походить по Вамене, предварительно договорившись с Хериманом встретиться вечером.

Колоритные персонажи Вамены

Гуляя по городу Вамена, чувствуешь себя пришельцем из другого мира. Папуасы все, как один реагировали на нас неадекватно. Они замирали при встрече с нами, их ошалелый взгляд выражал удивление, замешанное на ужасе. Они показывали на нас пальцем в полном недоумении от двух белых туристок, а дети переставали плакать, или же сразу начинали реветь. Ещё находясь в Джаяпуре — столице Ириан-Джайя — нам пообещали, что в Вамене туристов «фуль», то есть «полно», но ни одного за восемь дней мы не встретили.

Прилетев в Вамену, редкие группы туристов сразу едут со своими гидами по племенам, а гулять по долине пешком никому и в голову не приходит, не безопасное это дело. Именно поэтому только мы оказались с папуасами один на один.

Лица этих людей настолько выразительны, что их нельзя было не снимать. Делала я это без зазрения совести. Иногда приходилось убегать, скрываясь в толпе, но основная масса обитателей долины относилась к съёмке снисходительно. Правда, жестом показывали, что хотят денег.

Перекур

Первого своего обнажённого папуаса с котекой увидела внезапно и даже от него побежала, но спохватилась вовремя, чтобы разглядеть. Он шёл прямо за мной на расстоянии двух метров. Престарелый мужчина, может хотел денег попросить, а может поздороваться. На шее у него висел сетчатый истрёпанный галстук, в руках зонт на случай дождя, а на плече котомка.

Котека была длинной, а потому стало ясно, что этот мужчина принадлежал племени Дани. Что такое котека? Это одежда аборигенов, но носят её сейчас в городе только престарелые и уважаемые мужчины, а в своих деревнях носят все: и дети, и мужчины более молодого возраста. Это обычная сухая тыковка, которая растёт в каждой папуасской деревне, оплетая травяные крыши хижин. Её конусовидная форма и длина достигается при помощи небольшого груза, привязанного к самому кончику. Когда тыковка приобретает нужный размер и форму, её срезают. Надевается она на мужской половой орган, как оберег для столь уязвимого места. У мужчин племени яли тыковки обрублены до половины и чуть шире, а у племени лани очень широкие и могут быть разрисованы или украшены бисером. Именно эти племена проживают в окрестностях Вамены. Для отличия соплеменников ими придуманы правила, их подсказала сама жизнь.

Нынешняя молодёжь

Мужчины имеют повседневные и праздничные котеки, украшенные и разрисованные. А если праздничной одежды не имеется, то на повседневную просто повязывают ленточку или красивую тесёмочку. Крепится котека снизу на петлю, а сверху за самый кончик толстой нитью вокруг пояса.

Тот плетёный галстук на шее нашего папуаса, совсем был не галстук. Это карман или небольшая сумочка, в которую он может положить табак, деньги, если имеются, да и другие мелкие вещи. Ещё существуют галстуки из тростниковых палочек. Сколько палочек на груди — столько свиней у его владельца. Зонт считается очень важным атрибутом папуасской жизни. Он ведь и от дождя и от солнца! Хотя казалось бы, зачем от дождя? Ведь гол как сокол! А чтобы не замёрзнуть.

Важной и неотъемлемой частью гардероба является венок из перьев казуара. Казуар — большая птица в ярком оперении, обитает только на Новой Гвинее и занесена в Красную книгу. Встретить её можно в диком и недоступном лесу, поэтому могу предположить, что те пышные новые венки на головах аборигенов собраны из перьев других птиц, возможно, даже кур. Именно такой убор я примерила на себя, сняв с головы молодого парня и отдав взамен шляпу, чтобы мыслей дурных не было на случай моего исчезновения.

С обувью сложнее

Скрылась я ненадолго, доверившись Любе запечатлеть меня в экзотичном головном уборе. А вот те венки, что на головах стариков, красные, оранжевые и стёртые до основания, видимо, всё-таки из перьев казуара. Ну и последним важным дополнением к внешнему облику являются бусы на шее и амулеты на груди. Бусы изготавливают из стекляшек, мелких ракушек, семян растений, а вот амулеты — из свиных клыков. По торжественным случаям, или по случаю войны клыки вставляют в носовую перегородку, что придаёт всему облику папуаса мужественность и воинственность.

С обувью у них сложнее. Она есть не у каждого аборигена, многие из них всю свою жизнь ходят босиком, а оттого имеют широкие растоптанные и плоскостопые ступни. Глядя на эти ноги, просто не верилось, что их можно впихнуть в какую-либо обувь.

Среди папуасских племён хорошо известно племя караваев, но до них по рекам дня три добираться. Свои дома люди обустраивают на деревьях и живут совсем дико, как тысячи лет назад. Но наша группа — это всего два человека и посещение караваев может стать крайне опасно для нас. Поэтому к караваям нас никто не повёз, а ограничились мы окрестностями папуасской столицы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я