«Окна, зеркала и крылья бабочки» – сборник эссе о знаменитых художниках (от Апеллеса и Боттичелли до Василия Кандинского и Сальвадора Дали); о различных стилях и направлениях в изобразительном искусстве, об индивидуальной манере мастера и о том, как создавались мировые шедевры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Окна, зеркала и крылья бабочки. Сборник эссе о художниках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как в зеркале вижу себя
Апеллес влюбился в подругу Александра Великого, 1772 г., Луи Жан-Франсуа Лагрене
— Потрясающее сходство! — воскликнул Александр Македонский, взглянув на свой портрет. — Я словно в зеркале себя вижу! Как это тебе удается, Апеллес?
— «Ни дня без линии!» — таково мое правило! — скромно ответил художник.
— Тебе заплатят столько золота, сколько весит сама картина. И напиши-ка мне красавицу Кампаспу в образе Афродиты.
Апеллес с воодушевлением принялся писать портрет возлюбленной молодого царя. Чтобы девушка не скучала во время сеансов, пригласил музыкантов, которые услаждали слух ее музыкой и пением. Однако писал картину так долго, что Александр, потеряв терпение, сам пришел в мастерскую.
— Да ведь она как живая, отчего же ты говоришь, что портрет не окончен? — удивился он.
Апеллес лишь вздохнул в ответ.
— Э, да ты сам влюбился в нее! — догадался полководец и повелел слугам насыпать золота в два раза больше, чем обычно. — Это мой подарок к вашей свадьбе! — пояснил он.
— Но чем я заслужил его? — изумился мастер.
— Ты исполнил мое желание, а я готов исполнить твое, — ответил Александр.
В тот день летописец записал:
«Дара достоин был царь,
Дар был достоин царя».
После смерти Александра Македонского на трон воссел его бывший телохранитель — Птолемей. Главным придворным художником назначил он ученика Апеллеса — Антифила. Самого же мастера ко двору не допускали.
— Кто-то оклеветал тебя, — предположила Кампаспа.
— Но кто? — удивился Апеллес. — Я никому не желал зла.
— Антифил всегда завидовал твоему таланту и трудолюбию.
— Но я научил его всему.
— О, — воскликнула Кампаспа, — я жила при дворе и знаю, что зависть порождает клевету, коварство и ложь! Птолемей не так умен, как Александр, он слушает все, что ему нашептывают приближенные.
— Отличный сюжет для новой аллегории! — воскликнул Апеллес, он схватил кисть, обмакнул ее в краску и стал рисовать на деревянной дощечке, поясняя, — новый царь — это глупец с ослиными ушами. Подозрительность и Невежество — его советники! Клевета тащит за волосы невинного юношу и обвиняет его перед царем.
— Вот за это я и полюбила тебя, мой дорогой, — улыбнулась Кампаспа, — ты способен сотворить шедевр из самого заурядного события.
— А ты способна вдохновить меня на это, — отозвался художник и нежно поцеловал супругу.
Когда работа над новой картиной близилась к завершению, в мастерскую пришел Антифил.
— А ведь это я оболгал тебя перед Птолемеем, — неожиданно признался он.
— Но почему? — удивился художник.
— Потому что ты скрыл от меня главный секрет притягательности твоих картин.
— Нет никакого секрета, — пожал плечами Апеллес.
— Есть, есть! — закричал юноша.
В ту же минуту в комнату вошла Кампаспа с маленькой дочкой на руках.
— Здравствуй, дядя Антифил, — пролепетала девочка и протянула клеветнику пухлые маленькие ручки.
— Вот тебе и разгадка, — улыбнулся мастер, — мой секрет в открытом сердце и чистоте помыслов.
— О, горе мне! — воскликнул Антифил и выбежал из мастерской.
— Ты должен простить его, дорогой, он так жалок! — промолвила Кампаспа.
— Простить? — удивился художник, — да мне следует благодарить его: до его появления в картине не хватало двух очень важных фигур: Раскаяния и Правды.
Раскаяние я покажу в образе злобной старухи, которая стоит в углу и от отчаяния рвет на себе волосы.
— Потому что в глаза ей смотрит красивая девочка, по имени Правда, — догадалась Кампаспа.
Так родилась «Аллегория Клеветы». И, хотя деревянная картина Апеллеса погибла, подробное описание ее сохранилось, благодаря трудам античных историков.
По этим описаниям флорентийский художник Сандро Боттичелли воссоздал ее в 1495 году.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Окна, зеркала и крылья бабочки. Сборник эссе о художниках предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других