Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет

Т. С. Комарова, 2006

В книге представлены программа и методические рекомендации по обучению детей 2–7 лет разным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации. В пособии предложена диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творческих способностей дошкольников. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Оглавление

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации

Изобразительная деятельность при условии руководства ею со стороны взрослых (педагогов, родителей) имеет неоценимое значение для всестороннего развития дошкольников. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, способности к рисованию, лепке, аппликации; развить творчество. Руководя изобразительной деятельностью, воспитатель должен помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения ею и развития творчества детей. Назовем эти условия.

• Основываясь на положении отечественной психологии о роли деятельности в формировании личности и положения Л. С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, мы считаем важным условием успешного овладения детьми изобразительной деятельностью взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание в работе с детьми должно уделяться развитию самостоятельности, предоставлению им широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.

• Формирование детского творчества невозможно без развития эстетического восприятия, образных представлений, воображения. В основе этого лежит формирование сенсорных процессов и постоянное обогащение сенсорного опыта детей.

• Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и разных видов художественной деятельности и искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности детей и всего содержания воспитательно-образовательной деятельности, в основе которой лежит образное познание действительности. Образ является стержнем всей воспитательно-образовательной работы, построенной на основе интеграции.

• Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и формирования художественных способностей — приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при условии их оптимальной организации могут обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием.

• Для успешной работы с детьми необходим творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми, к использованию разнообразных методов и приемов работы, особенно игровых.

Содержание образования составляет отобранный и трансформированный учеными (педагогами и психологами) с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей общественно-исторический опыт человечества, включающий, по мнению отечественных ученых Л. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, четыре компонента: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности (базирующийся на знаниях, навыках и умениях, но не идентичный им и не сливающийся с ними) и опыт эмоционального отношения к миру, включая отношение к людям и деятельности. Применительно к содержанию художественно-творческих деятельностей все названные компоненты являются важными и необходимыми, и исключить из освоения ребенком мира нельзя ни один компонент.

Необходимо вызывать и закреплять у детей эмоционально-положительное отношение к действительности, искусству, разнообразной художественной деятельности и процессу ее осуществления.

• Создание в дошкольном учреждении художественно-эстетической среды. При этом активное участие в оформлении помещения должны принимать дети: вместе с педагогами украшать зал для проведения праздников, досуга, народных обрядовых действий; создавать элементы декораций, детали костюмов для игр-драматизаций, инсценировок. Следует широко использовать в оформлении детского сада детские рисунки, лепку, аппликации, как индивидуальные, так и коллективные композиции; систематически организовывать выставки детского творчества.

• Широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций. Это максимально способствует созданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.

• Вариативность в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми (ее новизна и разнообразие), выборе тем занятий (уроков), форм, средств, методов работы, предоставляемых детям материалов и др.

• Исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, шаблона, противоречащих специфике искусства и художественного творчества.

• Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу творчества и результатам его творческой деятельности. Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом занятии, формирование такого же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей.

• Доверие к ребенку, его возможностям; предоставление самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывания своего представления о возможном результате, активизация детей.

• Изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка, индивидуальный личностно-ориентированный подход в обучении изобразительной деятельности и развитии творчества.

• Осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других художественных деятельностей, что означает прежде всего предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком (включающего искусство и его творцов); знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю; учет местных традиций, включение в процесс познания и творчества разных видов народного искусства (музыкального, декоративно-прикладного и др.), характерных для региона.

Мы считаем, что широкое включение в педагогический процесс, в повседневную жизнь детей разнообразных занятий художественно-творческой деятельностью, максимальное внимание и уважение к продуктам детской деятельности, их широкое использование в оформлении помещения дошкольного учреждения наполняют жизнь детей новым смыслом, создают обстановку эмоционального благополучия, вызывают чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками, объединяют всех общими радостными переживаниями. Занятия разнообразными художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Работая по нашей программе, педагог должен помогать дошкольникам осуществлять такое общение. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности оказывает положительное влияние и на осуществление самой деятельности, делая ее более привлекательной для ребят, удовлетворяющей потребность в общении и направленной на формирование личности каждого дошкольника.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я