Методика обучения упражнениям хореографии в процессе занятий физической культурой в ВУЗе

Т. Н. Мостовая, 2021

В учебно-методическом пособии представлены варианты использования упражнений хореографии в системах физических упражнений и спорте, с помощью которых формируется и развивается пластическая выразительность, артистичность, эмоциональность. Пособие предназначено студентам факультетов физической культуры, тренерам технико-эстетических видов спорта, преподавателям физической культуры, инструкторам по фитнес-аэробике и эстрадно-спортивным танцам. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • Введение
  • 1. История развития хореографии и систем физических упражнений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения упражнениям хореографии в процессе занятий физической культурой в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. История развития хореографии и систем физических упражнений

Зарождение и развитие хореографии связано с рождением и развитием человечества. Древние люди изображали в своих танцах трудовые процессы, подражали движениям птиц и зверей, совершали магические действия. Посредством танца человек общался с природой. Похожие отношения человека с природой можно наблюдать и сегодня в танцах африканских и южноамериканских племен. Танцы наглядно показывают жизнь, обычаи, нравы и занятия различных народов. Танец является самым древним и массовым видом искусства. В танце народ воплощает в эмоциональной художественной форме идеальный образ, к которому он стремится.

В XII в. начинают складывать первые танцевальные каноны и правила. Это была эпоха средневекового Ренессанса, расцвет рыцарской культуры. Танцы-променады, танцы-шествия включались в полуцерковные, полусветские процессии и были достаточно сложными по постановочному замыслу. Позднее, в XIII–XIV в. отшлифовались выразительные средства будущих балетов и бальных танцев.

Важна роль скоморохов в развитии и популяризации народных танцев [10]. Их пляски, хороводы, игры и песни положили начало основам хореографии. Разумеется, пляски скоморохов значительно отличались от бальных танцев, но их роль в развитии хореографии неоценима.

В XIII в. бальные танцы стали уже неотъемлемой частью всех балов, маскарадов, карнавалов. Огромную любовь к танцам испытывали люди всех классов и сословий, но вот церковь считала, что танцы являются развратными и губительными для души развлечениями.

Наиболее пышного расцвета танцевальное искусство достигло в XV и начале XVI в. в Италии. Итальянские учителя танцев пользовались популярностью во всех странах. Согласно итальянской манере исполнения танца, женщины должны были танцевать скромно, легко, плавно, опустив глаза вниз. Мужчины должны были прямо держать корпус и танцевать с высоко поднятой головой.

Особой пышность отличались балы во Флоренции. В это время любимый народом танец бранль был изменен аристократией и стал одним из первых бальных танцев. Как и другие танцы, он не отличался богатым разнообразием движений и исполнялся под музыкальное сопровождение небольшого оркестра.

В XVII в. большого расцвета достигла французская хореография. Она обогатилась более сложными и изящными движениями, техникой исполнения. Несколько укороченные женские платья (согласно моде того времени) позволили разнообразить движения ногами. Во Франции того времени сложились новые, строго канонизированные танцевальные формы.

Людовик XIV в 1661 г. издает указ о создании Парижской Академии танца. Согласно его мнению, она должна была воспитывать хорошие манеры, осанку и выправку (для военных) у привилегированных классов. Преподавать в Академии Людовик назначил тринадцать лучших учителей. Им было поручено установить строгие танцевальные формы, разработать общую для всех методику преподавания, изобретать новые танцы и совершенствовать старые. Новые танцы и движения очень часто заимствовались учителями у народной хореографии. Созданная Людовиком XIV Академия сыграла огромную роль в развитии и популяризации танцевального искусства.

Эпоха Возрождения ознаменована появлением огромного количества бальных танцев. В это время рождается сценический танец. В XVIII в. техника исполнения бального и сценического танца заметно усложняется и совершенствуется. Старые популярные танцы полонез (танец-шествие), контрданс (английский народный танец, прародитель кадрили), менуэт (в котором ускоряется темп, появляются более сложные движения, позы и рисунки) модернизируются, на их исполнение оказывает влияние изменившаяся музыка.

В XIX в. самым популярным танцем стал вальс. Этому поспособствовали такие известные композиторы, как В.А. Моцарт (1756-1761), Й. Ланнер (1801-1843) и, конечно же, И. Штраус — отец (1804-1849). Благодаря И. Штраусу, Вена стала считаться столицей вальса, а сам танец стал более грациозным, легким и трепетным.

Основным и самым сложным видом хореографии является балет. Слово «балет» происходит от французского «ballo» (танцую). Это один из видов сценического искусства, в котором неразрывно сочетаются танец и музыка. В основе балета обычно лежит какой-либо сюжет, но сегодня есть и бессюжетные балеты. Основной вид танца в балете — классический. В настоящее время в нем широко используются и пантомима, и акробатика, и гимнастика.

Родиной балета считается Италия. В эпоху Возрождения предшественниками балета стали танцевальные сценки, объединенные единым действием. Затем, перекочевав во Францию, придворный балет расцветает как пышное и торжественное зрелище. В конце XVII в. появляются новые театральные жанры: балет-комедия, балет-опера. И только к концу XVIII в. балет становится самостоятельным видом искусства.

Благодаря реформам известного французского балетмейстера Ж.Ж. Новера (1727-1810), в этот период времени создаются спектакли, где драматическое содержание раскрывается посредством пластики. Балетмейстер объединил в одно целое движения и музыку, назвав музыку «программой, определяющей движения и действия танцовщика» [31].

Дальнейшее процветание балета наблюдается в эпоху романтизма. В это время меняются и танцевальные костюмы: укорачиваются юбки, убираются каблуки, платья становятся более свободными и легкими. Исполнители пытаются встать во время танца на кончики пальцев, что приводит в дальнейшем к появлению пуант. Первой балериной, вставшей на пальцы, стала Мария Тальони (1804-1884).

Следуя за успехами танцевального искусства, уже в начале XIX в. особого расцвета достигает и балетная музыка. Тогда родились такие великие произведения, как «Творения Прометея» Л. Бетховена (1770-1827), «Жизель» и «Корсар» А. Адана (1803-1856), «Коппелия» Л. Делиба (1836-1891).

В России балет начинает зарождаться при Петре I (1672-1725). С его высочайшего благословления в 1738 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая балетная школа (ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой). Именно с этой даты начинается история русского балета.

До этого российские правители заботились о развитии культуры и танцевального искусства в стране. Так, например, царь Михаил Федорович (1596-1645.) ввел в штат придворных должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин, который должен был не только плясать сам, но и обучать танцам своих 29 учеников. При царе Алексее Михайловиче был открыт первый театр, в котором было заведено показывать танцы между актами пьесы.

Позднее, по велению Петра I, вся знать была обязана обучаться танцам. Бальные танцы стали преподавать в кадетских корпусах, а с открытием летнего театра в Летнем саду кадеты стали участвовать в балетах. Преподаватель танцев того времени Жан-Батист Ланде понимал, что представители дворянских сословий, несмотря на большие успехи в танцевальном искусстве, никогда не посвятят ему свою жизнь. В этой связи Ланде подал прошение о принятии в школу мальчиков и девочек простого происхождения. Получив разрешение, в школу были отобраны 12 девочек и 12 мальчиков из дворцовой челяди. Несколько лет упорного труда балетмейстера и его учеников дали свои результаты. Первые выступления танцоров привели публику в восторг. А с 1743 г. первым артистам балета начинают выплачивать жалованье. Русская балетная школа воспитала замечательных танцоров, чьи имена помнят и поныне: Аксинья Сергеева, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров.

Конец XIX и начало XX в. в становлении русского балетного искусства ознаменовано яркими событиями, творческими поисками и неординарными решениями. Так, рождение музыкальных шедевров П.И. Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» дали возможность танцовщикам раскрыть на сцене образы героев, передать их внутренний мир, донести до зрителя внутреннюю борьбу, взаимодействие, глубокое образное содержание спектакля.

Творческое новаторство Чайковского было подхвачено известным балетмейстером Мариусом Петипа (1818-1910), который завершил формирование классического танца как основного выразительного средства балетного искусства. Им были собраны воедино и упорядочены правила, терминология, отобраны основные элементы, создана система подготовки танцоров. Классический танец стал фундаментом всех сценических видов танца.

В XX в. рождаются новые творческие решения, преодолеваются стереотипы и условности балета XIX в. Так балетмейстер Большого театра А.А. Горский (1871-1924) старался в хореографических постановках добиваться последовательности развития драматического действия, усилить роль кордебалета, устранить разделение пантомимы и танца.

Большой вклад в развитие балетного искусства внес М.М. Фокин (1880-1942). Его постановки «Русских сезонов» в Париже обогащены новыми стилями и формами. Балеты «Жар птица», «Петрушка», «Шопениана», миниатюра «Умирающий лебедь» (созданная для Анны Павловой (1881-1971) принесли русскому балету славу за рубежом. Последователь Фокина, Вацлав Нижинский (1889-1950) укрепил славу нашей страны. Его самой известной постановкой стал балет на музыку И. Стравинского (1882-1971) «Весна священная». Последователем «Русских сезонов» Фокина стал «Русский балет Сергея Дягилева». Эта постоянная трупа, выступавшая в 1911 — 1913 г. за рубежом продолжила славную эпопею нашего искусства.

Помимо балетного искусства, на рубеже XIX–XX в. формируются и приобретают популярность различные гимнастические системы: шведская, немецкая, сокольская, снарядная гимнастика Шписа, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова и т. п.

Возникшая в середине XIX в. в Чехии сокольская система гимнастики была создана профессором эстетики Пражского университета М. Тыршем и отличалась прямолинейностью, статичностью, резкостью движений, условностью поз и положений тела. В этом виде гимнастики впервые зародились выступления и массовые соревнования — «всесокольские слёты». Сокольская гимнастика была самой популярной системой физических упражнений в своё время, и её второй пик популярности пришелся на 30-е г. XX столетия. Несколько синтезировавшись и модернизировавшись, эта система просуществовала долгие годы и дошла до наших дней в форме утренней, гигиенической, производственной гимнастики.

Система физических упражнений французского физиолога Ж. Демени отличалась динамичностью, большой амплитудой движений, минимализацией статических поз. Движения в этом виде основывались на свободной пластике, что значительно расширило средства гимнастики.

Несмотря на большую популярность, в гимнастических системах начала XX в. мало внимания уделяется женщинам. Женщинами выполнялись те же упражнения, что и мужчинами, не учитывая их физиологических особенностей. В 20-30-е г. прошлого столетия Женевьевой Стеббинс и её последовательницей, американским врачем-гинекологом, Бесс Менсендик была впервые разработана методика воспитания физических качеств (в том числе походки, осанки, красоты движений) для женщин. В основу методики легли шведские функциональные гимнастики и системы Ж. Демени.

Система Франсуа Дельсарта основана на внешнем эмоциональном выражении человеческих переживаний посредством движений, жестов, мимики. Работы Дельсарта и его учеников стали основой теории выразительного движения, фундаментом одного из направлений в гимнастике — ритмопластики. Эта система оказала большое влияние и на становление балетного искусства, пантомимы.

Одной из последовательниц Дельсарта является наша современница Л.Н. Алексеева. Окончив студию «Московские классы пластики», она создала собственную систему «гармонической гимнастики», в которой большое внимание уделялось этюдной работе, импровизации, спортивно-танцевальным постановкам под классическую музыку, пантомиме и танцу.

Особого внимания заслуживает творчество Айседоры Дункан (1877-1927). Ее искусство объединяет в себе одновременно балет, пантомиму, гимнастику, выразительную пластику. Её танец сочетал в себе классический античный танец, построенный на свободной пластике, пантомиму, движения и принципы джазового танца. Её принципы пластической выразительности, новые для того времени, в сочетании с джазовой музыкой, покоряли весь мир. Совершенно новая трактовка танца была сенсацией в Европе. Творчество Дункан оказало огромное влияние на формирование ритмопластики сначала и художественной, спортивной, ритмической гимнастики, в дальнейшем.

Интерес к гимнастике в начале двадцатого столетия был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики Жака Далькроза. Школа была организована в 1910 г., в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно там впервые возник термин «ритмическая гимнастика». Эта система предназначалась для развития у учеников чувства ритма, слуха, музыкальности. В дальнейшем обнаружилось, что система пригодна и для воспитания физических качеств. Таким образом, основой методики Далькроза стало органическое сочетание музыки и движений.

В годы советской власти в России активно развивались спортивно-танцевальные студии. Именно в этих студиях зародилась современная художественная гимнастика. В это же время продолжают работать и развиваться разные стили естественной и ритмопластической гимнастики, продолжает работать студия Л.Н. Алексеевой.

В 70-х г. прошлого века вышла книга Моники Бекман «Джаз-гимнастика», что дало импульс к занятиям этим новым видом гимнастики. Джаз-гимнастика быстро завоевала популярность в Европе. Её основу составляет методическая разновидность ритмической гимнастики, выполняемой в стиле джазового танца.

Сегодня джазовый танец любят и исполняют танцоры всех стран мира. Он является одним из направлений современного эстрадного танца. Современный танец — это направление, соединившее в себе самые различные стили и элементы: классический танец, модерн-балет, джаз-танец, хип-хопа, фанк и другие, это также музыкально-хореографическая миниатюра, содержание которой выражена в четком драматургическом построении. В нём присутствует своя экспозиция, завязка, кульминация и финал. Драматургия эстрадного танца — это развитие сюжета, воплощение каждого эпизода танцевального номера предельно выразительным приёмом (танцевальным или танцевально-игровым). Огромную долю зрелищности эстрадному танцу добавляет элемент неожиданности. Он проявляется либо в исполнении, либо в характере или постановке. Индивидуальность исполнителя — это залог успеха, так как танец это не просто последовательность движений, а небольшая драматическая постановка, потому что танцор должен быть еще и артистом.

В наши дни различные стили эстрадного танца принято объединять в одно название «эстрадно-спортивные танцы». Это связано с тем, что все больше элементов спорта проникает в хореографию, так же как и хореография воздействует на спорт. Резко возросшая техника исполнения современных танцев требует хорошей физической и спортивной подготовленности. Сложные спортивные упражнения и трюки, включаемые в номера, добавляют интриги и зрелищности. В то же время танец отличается от физических упражнений, выполняемых под музыку. Поэтому для исполнителей важно обладать творчеством, музыкальностью, импровизацией, умением выразить себя посредством пластики.

Популярными направлениями эстрадно-спортивных танцев сегодня являются всё тот же джаз, модерн, степ, брейк-данс, современная хореография, хип-хоп и др.

В основе современной хореографии лежит классический танец. Его основы универсальны, они позволяют добиваться легкой приспосабливаемости номеров к различным условиям, кратковременно концентрировать художественно-выразительные средства, синтезировать выразительные средства хореографии, режиссуры, вокала, музыки, света, декорации, костюмов, различных технических эффектов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. История развития хореографии и систем физических упражнений

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения упражнениям хореографии в процессе занятий физической культурой в ВУЗе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я