В книге представлена технология взаимодействия участников образовательного процесса, направленная на формирование у педагогов компетентностей в области развития познавательной активности дошкольников, организации взаимодействия с семьями воспитанников. Приведен алгоритм действий, дающий возможность разработать целостный образовательный сценарий, подробно описаны действия на каждом этапе на примере образовательной области «Физическое развитие». Книга адресована руководителям, старшим воспитателям, педагогам-психологам ДОО, сотрудникам методических служб, специалистам органов управления образованием. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Делаем вместе. Технология взаимодействия участников образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пояснительная записка
Технология взаимодействия участников образовательного процесса «Делаем вместе» направлена на расширение индивидуального образовательного пространства дошкольника средствами дистанционного образования. Она создает предпосылки к активному взаимодействию ребенка с родителями (по его инициативе) в образовательной деятельности. Технология основана на потребности дошкольника помогать родителям, заботиться о своих родственниках, на желании учить больше, чем учиться самому.
Технология «Делаем вместе» — это оригинальная форма взаимодействия участников образовательного процесса (педагога, ребенка и его родителей) в различных видах деятельности. В первую очередь она предполагает социально-коммуникативное развитие дошкольника: налаживание общения и взаимодействия ребенка с окружающими, становление у него самостоятельности, целенаправленности и инициативы, формирование позитивной установки к регулярной целенаправленной деятельности. Технология обеспечивает развитие дошкольника в любом из направлений, обозначенных ФГОС ДО: познавательном, физическом, художественно-эстетическом, речевом.
Положительное отношение к образовательному процессу достигается двумя аспектами: ролью ребенка в образовательном взаимодействии и последовательностью педагогических действий.
Роль ребенка в образовательном взаимодействии
Привычная ситуация, когда родители — наставники, которые указывают, что и как делать, в данной технологии заменяется ведущей ролью ребенка. Дошкольник берет на себя роль педагога, помощника и руководителя — проявляет инициативу в целенаправленной деятельности. Обучая родителей, он активно развивается, многократно повторяя действия, совершенствуя их. Этот процесс происходит как сюжетно-ролевая игра «Школа», где ребенок — учитель, а мама — ученик. В игре происходит обмен знаниями и умениями между детьми и родителями.
При возникновении спорных моментов родители не диктуют свою волю, а совместно с ребенком ищут ответ в образовательном маршруте. При обучении ребенком родителей критические функции мышления дошкольника становятся сильнее, а при переносе их на себя позволяют конструктивно оценивать свои действия [1].
Педагог, предлагая детям такую игру, готовит их к роли учителя. Он объясняет, зачем те или иные действия нужны родителям, рассказывает, что и как следует делать, предлагает своеобразную памятку, информационный лист. Для эффективности такого процесса очень важно правильное поведение родителей. Они должны сохранить позицию ученика или партнера, выполняя действия не совсем качественно и спрашивая совета до тех пор, пока ребенок не научится действовать правильно.
Обучение родителей взаимодействию с ребенком — необходимый компонент технологии «Делаем вместе». Происходит оно через проведение круглого стола (мотивация к активному взаимодействию с детьми), мастер-классов (репетиция форм взаимодействия при различной манере поведения детей) для родителей, с помощью информационно-образовательного маршрута с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): консультации для родителей, предлагаемые действия совместно с ребенком.
Последовательность действий
Мотивация дошкольника к взаимодействию с родителями происходит в детском саду, где ребенку даются начальные знания или умения с предложением научить, рассказать и показать членам семьи. Необходимо объяснить детям значимость этой информации (действий) для родителей. Мотив — забота о близких, действия ребенка не обязательны, но желательны. Усилия дошкольника направлены не на достижение результатов собственной деятельности (в этом прелесть), а влияние на родителей, что позволяет ему получать удовольствие и от действий, и от своей значимости в процессе.
Обязательно разрабатывается опорная схема-помощник или информационный лист, по которому ребенок может вспомнить, чему он будет «учить» родителей. Информационный лист — творение педагога как часть выстраиваемого им образовательного процесса, который оформляется последовательными картинками или схемами, понятными для дошкольнику. Этот документ должен быть в детском саду как памятка к началу общения ребенка с родителями по заданной теме и учитываться в образовательном маршруте как своеобразный конспект для ребенка-«учителя», где отражены его обучающие действия.
Расширение знаний или освоение движений происходит дома самостоятельно при участии родителей. Ребенок выступает в роли учителя для них (показывает или рассказывает), но члены семьи должны иметь представления о том, чему конкретно их будет «учить» дошкольник, чтобы расширить его деятельностные и информационные возможности.
В помощь родителям разрабатывается совместный информационно-образовательный маршрут (блог, сайт, страница), который раскрывает важность темы для родителей, готовит их к действиям. Одновременно он включает теоретические и практические сведения для взрослых и детей (в соответствующей для каждого форме), а также дает возможность родителям оценить качество собственных действий через викторины, анкеты и т. д. Маршрут включает в себя информацию по конкретной теме:
— познавательную для родителей (текстовый, видео-, фотоматериал) с расширением (ссылками на другие сайты);
— познавательную для детей (картинки, мультфильмы, игры);
— опорные информационные картинки для детей, по которым они «обучают» родителей;
— описание картинок и предполагаемые действия родителей для успешного развития ребенка.
Некачественно созданный маршрут сведет к нулю все предыдущие усилия со стороны как педагога, так и ребенка. Для каждой темы (образовательного направления) необходимо создать новый совместный образовательный маршрут, ведь именно он отражает содержание совместной деятельности.
Демонстрация достижений, практическое применение знаний и умений осуществляются в детском саду в свободном общении со сверстниками или педагогом, в ходе массовых мероприятий или занятий в форме круглого стола, бесед и деятельности, соответствующей содержанию маршрута.
Таким образом, дошкольник расширяет свой кругозор или качественно осваивает действия дома, прилагая усилия в соответствии со своими индивидуальными потребностями и возможностями, а в детском саду эти умения используются (демонстрируются) в игровой и образовательной деятельности.
Технология «Делаем вместе» предполагает первоначальную инициативу педагога. Он затейник своеобразной игры, в которую вовлекаются дети и их родители. Педагог предлагает и тем и другим новую форму поведения, вызывая интерес ребенка к познанию, обучая родителей партнерскому взаимодействию с дошкольниками. При такой организации образовательного процесса у каждого участника своя роль. Педагог — организатор игрового образовательного процесса (первичный источник знаний и пример для подражания). Дошкольник — источник знаний и умений для родителей. Члены семей воспитанников — активные слушатели и партнеры ребенка в деятельности.
В стремлении помочь родителям, в желании занять лидирующее положение во взаимодействии «ребенок — взрослый» дошкольник более качественно осваивает любое действие, старается запомнить его значимость. У ребенка появляется познавательная мотивация, он осознает необходимость в приложении волевых усилий, поскольку готовится стать педагогом, наставником.
Оригинальность технологии заключается еще и в том, что она может иметь различное содержание: двигательное, познавательное, продуктивное и др. В каждом отдельном случае нужно создать новый информационно-образовательный маршрут для детей и родителей (с использованием ИКТ) с описанием конкретных действий и познавательной информацией, а также разработать новый информационный лист. В зависимости от содержания меняется образовательная направленность — познавательное, физическое, речевое или художественно-эстетическое развитие ребенка. При этом форма взаимодействия сохраняется, а социально-коммуникативная ориентация в развитии дошкольника остается.
Такой подход позволяет повысить интерес дошкольника к познанию и развитию. Деятельность с самого начала — это игра. Ребенок готовит себя к роли учителя, а значит, возрастают его внимание и самоконтроль. Добиваясь результата от другого, он сам начинает действовать правильно, самостоятельно и довольно продолжительное время. В этом случае его мотивация к дополнительным, волевым усилиям для качественного освоения действий довольно высока. В такой ситуации растут самооценка ребенка, его уверенность в собственных силах, а действия не бывают неудачными. Ребенок как бы делит ответственность с родителями, что всегда пережить проще.
Этапы реализации технологии:
1) подготовительный, в ходе которого педагог планирует содержание деятельности и готовит средства для ее организации;
2) мотивационный, в ходе которого педагог мотивирует ребенка к дальнейшей деятельности в качестве учителя для своих родителей (для этого дошкольнику нужно знать, чему и зачем учить), а родителей — к активному участию в образовательном процессе, и создает предпосылки для возникновения взаимодействия;
3) совместная деятельность детей и родителей, в ходе которой ребенок «обучает» членов своей семьи;
4) демонстрация результатов (деятельность со сверстниками), в которой прослеживается результат: «Научилась ли мама (папа, бабушка и т. д.) делать правильно?».
Привычная форма организации образовательной деятельности дошкольника предполагает объединение всех этапов (мотивация, деятельность, результат) в ходе одного занятия при направляющей роли педагога (родителей). Результат — личная ответственность ребенка, его собственные умения или знания.
Технология «Делаем вместе» позволяет разложить ситуацию успеха или неуспеха во времени и на всех участников образовательного процесса, что сохраняет интерес ребенка к дальнейшей деятельности (он не боится негативной оценки со стороны взрослых или сверстников). Дошкольник избавлен от необходимости переживать в одиночку стрессовые (негативные) эмоции, что поддерживает его позитивный эмоциональный настрой.
Образовательные маршруты (их содержание, деятельность) имеют разную целевую направленность, продолжительность и регулярность действий. Это может быть кратковременное или разовое взаимодействие с достижением какого-то конкретного результата (расширение кругозора в конкретной теме, изготовление поделки, рисунка и т. д.) или регулярная деятельность (развитие речи, формирование опорно-двигательной системы и др.), которая гармонично вплетается в режим дня ребенка и его семьи, формируя привычки и традиции.
Если маршрут предполагает регулярное и продолжительное взаимодействие (например, маршрут «Полезные упражнения»), задача ребенка усложняется. Не следует забывать о полезных упражнениях, нужно убедить родителей в необходимости заниматься физкультурой, правильно показывать движения, и главное — выполнять их вместе регулярно. Конечно, самостоятельно справиться со всем этим дошкольнику еще не под силу. Поэтому технология предполагает работу педагога не только с ребенком, которого «учат учить», но и с его родителями, которых «учат учиться».
Способность родителей поддержать даже неактивного ребенка и при этом сохранить его лидирующее положение во взаимодействии — это, пожалуй, самый сложный момент в реализации технологии. Родители должны уметь слушать детей и подчиняться их указаниям, при этом создавая условия для правильного и регулярного выполнения действий. Члены семьи не заставляют ребенка делать то или иное действие, но напоминают, изъявляют желание к совместной деятельности, выказывают личную потребность, просят о помощи.
Роль родителей в педагогическом взаимодействии
Необходимость активного участия родителей в образовательном процессе ребенка продиктована не только жизненной потребностью, но и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который ясно трактует роль педагога и родителей в образовательном процессе (ст. 44):
— родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;
— образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимости коррекций нарушений их развития.
Соответственно, образовательная организация должна обеспечить возможность участия родителей в образовательном процессе дошкольника, информируя о его содержании, формируя необходимые компетенции, создавая возможности для деятельностного взаимодействия, предпосылки к расширению индивидуального образовательного пространства.
Технология «Делаем вместе», в целом направленная на развитие дошкольника, комплексно решает задачу вовлечения родителей в образовательный процесс. Ее содержание предполагает формирование родительских компетенций в вопросах образования дошкольников, создание условий (возможностей) выбора воспитанником (его законными представителями) индивидуального образовательного маршрута с использованием открытого образовательного пространства. Предполагается использование ресурсов конкретного образовательного учреждения, дополнительного и дистанционного образования, домашнего образования и Интернета. Расширение образовательного пространства средствами дистанционного образования позволяет осуществлять коррекционные действия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также совершенствовать способности воспитанника.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Делаем вместе. Технология взаимодействия участников образовательного процесса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других