Драматургия города

Т. В. Дробышевская

Книга адресована исследователям, экспертам, преподавателям гуманитарных дисциплин. В ней представлена концепция интегративного градоведения. Акцент в понимании городского процесса сделан на игровое и разумное начала, что позволяет описать единой теорией его метаморфозы. Читатель книги сможет узнать, что отличает компетентного горожанина, и как стать автором города.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Драматургия города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Т. В. Дробышевская, 2016

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

В книге представлен опыт разработки драматургической теории города, базирующейся на принципиально новом его понимании.

Предлагается критически взглянуть на устоявшееся в обществознании представление о городе как о внеличностной реальности, надындивидной сущности. Сегодня оно проявляет себя в том, что руководящим принципом городских прикладных исследований и управленческих практик служит экономический детерминизм. Упадок городов в новейшей истории экономическая логика связывает с деиндустриализацией, сокращением рабочих мест, а перспективы — с рыночными реформами и привлечением инвестиций. По сути, город определяется через экономику, инструментально, и это ограничивает возможности управляющих воздействий.

Автор развивает подход, согласно которому город осуществляется как процесс интеллектуального сотрудничества горожан, выступающих в различных социальных ролях, в ходе которого создаются синкретические интеллектуальные продукты — индивидуальные и межличностные «картины мира». Под картиной мира здесь понимается онтологически активное, проективное знание, обеспечивающее возможность взаимодействия человека с окружением. Картина мира воплощается в организации повседневности и не осознаётся её творцами в своём качестве. Физический (эмпирический, географический) город выступает материально-вещественной манифестацией универсальной межличностной картины мира, а экономика — формой её функционирования. Экономика есть интеллектуальная конструкция, создаваемая поколениями горожан.

Цель автора заключалась в обосновании выдвинутой теории посредством раскрытия механизма городского интеллектуального процесса и в разработке контуров человекоцентричной модели городской политики.

Принцип проведенного исследования близок к предложенному М. Вебером и Ф. А. Хайеком принципу методологического индивидуализма. Согласно ему, любое социальное образование (например, «государство», «регион»), есть сеть взаимоотношений между индивидами, и не существует помимо них, а индивид представляет собой верхнюю границу осмысленного поведения, являясь его единственным носителем. При этом разум понимается как межличностный процесс, когда вклад каждого проверяется и корректируется другими [1].

Вторым основополагающим принципом исследования выступает рассмотрение экономики через разумное начало. В обоснование такой точки зрения хотелось бы напомнить слова Л. фон Мизеса: «Производство не является чем-то физическим, материальным либо внешним; оно суть духовный и умственный феномен. Его сущность составляют не человеческий труд и внешние силы и предметы природы, а решения разума использовать эти факторы в качестве средств для достижения целей. Продукты производятся в результате не работы и усилий самих по себе, а того, что работа направляется разумом» [2].

Идея об определяющей роли экономики в обществе возникла из-за отождествления экономической наукой экономической рациональности с рациональностью вообще. Драматургическая теория города очерчивает исторические рамки экономического мышления.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Драматургия города предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я