Качество дошкольного образования как показатель эффективной деятельности ДОО
По мнению профессора, д-ра пед. наук, основателя и директора Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия) В. Титце, качество работы ДОО можно считать хорошим, если каждый ребенок, посещающий ее, имеет оптимальные возможности для индивидуального развития с учетом его способностей, талантов, если детей удается научить справляться с настоящими и будущими вызовами и трудностями, если они могут раскрыть свой потенциал во всех важных сферах: когнитивного развития, социальной, эмоциональной и др.
От чего же зависит качество ДОО? От качества работы воспитателя? От отношений, которые сложились в коллективе? От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми? От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника?
О.А. Сафонова считает, что качество образования — объект мониторинга в ДОО, состоящий из четырех блоков:
1) качества образовательного процесса, элементами которого выступают его содержание, организация, дети, педагоги, их взаимодействие;
2) ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса);
3) управления;
4) результатов работы образовательной системы в ДОО.
Процедуры оценки качества дошкольного образования включают:
— внутреннюю оценку качества, которую проводит сама образовательная организация;
— внешнюю оценку качества, которую осуществляют учредитель, уполномоченный надзорными органами, профессиональные и независимые эксперты.
Цель системы оценки качества дошкольного образования — установление соответствия его качества в ДОО ФГОС ДО.
Предмет системы оценки качества образования:
— качество условий реализации ООП ДО;
— организации образовательного процесса;
— результатов освоения ООП ДО.
Условия, обеспечивающие образовательную деятельность:
— материально-техническая база;
— кадры;
— методы обучения и воспитания, образовательные технологии;
— организация охраны и укрепления здоровья, правильного питания воспитанников;
— научно-методической работы;
— финансовое и психолого-педагогическое обеспечение;
— развивающая предметно-пространственная среда.
К процессам, обеспечивающим образовательную деятельность, относятся:
— качество организации образовательного процесса;
— непрерывной образовательной деятельности, режимных моментов и индивидуальной работы с обучающимися;
— соответствие ООП ДО ФГОС ДО;
— дополнительных образовательных программ запросам родителей воспитанников.