В монографии рассматривается эволюция американской политической карикатуры XIX века как важнейший фактор пропаганды и агитации, мощное оружие в партийно-политической борьбе. На фоне политической истории страны в монографии впервые дается анализ состояния и развития искусства сатирической графики, последовательно от «джефферсоновской демократии» до президентских выборов 1876 года. Главное внимание уделяется партийно-политической борьбе в напряженных президентских избирательных кампаниях. В работе акцентируется внимание на творчестве таких выдающихся карикатуристов США, как Уильям Чарльз, Эдуард Клей, Генри Робинсон, Джон Маги, Фрэнк Беллью, Луис Маурер, Томас Наст. Монография предназначена для студентов, для гуманитариев широкого профиля, для всех, кто изучает историю США и интересуется американской историей и культурой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Джефферсоновская демократия» (1800–1809)
Очередные президентские выборы, состоявшиеся в ноябре 1800 г., навсегда остались в американской истории. Современники называли их «революцией 1800 г.» и сравнивали по значению с Войной за независимость. Эти выборы действительно были в своем роде уникальны: впервые в недолгой истории США власть перешла от одной партии к другой — и притом мирным путем. Американская конституция доказала, что может обеспечить выход из острых ситуаций за счет демократических механизмов.
От республиканцев кандидатом стал Томас Джефферсон (1743–1826). В качестве кандидата на пост вице-президента республиканцы выдвинули Аарона Бэрра (1756–1836), авантюриста с грандиозными замыслами, беспокойным наполеоновским честолюбием и полным отсутствием каких-либо принципов. Четыре года спустя он приобретет довольно мрачную славу, убив на дуэли лидера федералистов Александра Гамильтона, а еще позднее попытается выкроить себе империю на западе США. Федералисты также выдвинули две кандидатуры: действующего президента Джона Адамса (1735–1826) для вторичного переизбрания и Чарльза Котсуорта Пинкни (1746–1825) на пост вице-президента. Предвыборная кампания была ожесточенной, и партии не скупились на крепкие эпитеты в отношении друг друга. Республиканские газеты расписывали «ужасающее» положение сельского хозяйства, стонущего под гнетом налогов, и мануфактур, якобы попавших под пяту британских промышленников благодаря федералистской политике. Большое внимание уделялось пропаганде личных достоинств «друга народа» Джефферсона. Федералисты не оставались в долгу, изображая республиканского кандидата якобинцем и безбожником. Острая политическая борьба стимулировала развитие политической карикатуры, которая в Америке еще делала первые шаги. Она была во многом подражательной, так как в качестве примера бралась британская карикатура, острая и безжалостная, зачастую грубая и даже непристойная. Карикатуры представляли собой чаще всего гравюры, вырезанные на деревянных досках, с которых потом делались оттиски. Эти отдельные листы продавались в книжных лавках. Довольно редко такие гравюры появлялись в газетах. Да и сами газеты того времени не имели больших тиражей, были дорогостоящими и в основном распространялись по подписке. Для граверов создание карикатур было скорее побочным промыслом. Главным средством заработка были книжные иллюстрации, рисунки на бытовую тему. Довольно распространенным оставалось искусство силуэтов40, которые помогали заменить дорогостоящие портреты, нарисованные художниками. Карикатуры чаще всего не имели подписи своих создателей, поэтому авторство удается установить в очень редких случаях. Отсутствие подписи могло объясняться еще и осторожностью, поскольку многие карикатуры действительно были слишком злободневными и даже оскорбительными. Иногда имя художника могло скрываться за псевдонимом.
Федералистов на президентских выборах подвел раскол, существовавший в их партии. Гамильтон, которому переизбрание Адамса не сулило ничего хорошего, приложил все усилия, чтобы продвинуть Пинкни, своего собственного ставленника. Он даже опубликовал памфлет, в котором вся деятельность Адамса, начиная с 1776 г., подвергалась яростной и не всегда справедливой критике.
В этих условиях выборы 1800 г. принесли победу республиканцам. Однако это была весьма странная победа. Джефферсон и Бэрр получили по 73 голоса выборщиков. В первый раз в истории страны выбрать президента должна была Палата представителей. Но и она зашла в тупик. Приближалось 4 марта, день инаугурации, а в стране не было ни президента, ни вице-президента. Только 17 февраля 1801 г., во время 36‐го голосования, Палата представителей, наконец, избрала Джефферсона третьим президентом Соединенных Штатов41. Бэрр стал вице-президентом. Госсекретарем был назначен Джеймс Мэдисон (1751–1836), министром финансов — швейцарец Альберт Галлатин (1761–1849), любимец фермеров, вождь пенсильванских демократических обществ, известный своими нападками на Гамильтона и «гамильтоновскую систему». Джефферсон, Мэдисон и Галлатин сосредоточили в своих руках все нити управления государством в этот новый период джефферсоновской демократии.
Эти события получили у ряда историков громкое наименование «Революция 1800 г.», так как впервые в истории страны власть перешла от одной партии (федералистов) к другой (джефферсоновским республиканцам) на конституционной основе. Тем не менее, новый президент встретил серьезную оппозицию в лице своих политических противников — федералистов, и таким образом не избежал нападок со стороны карикатуристов.
Карикатуристы напомнили в очень резкой форме в период избирательной кампании, что в свое время Джефферсон выступал против администраций Вашингтона и Адамса, написав известные Кентуккийские резолюции 1798 г., одобрявшие нуллификацию, т.е. отмену федеральных законов отдельными штатами. На карикатуре неизвестного автора Джефферсон вместе с дьяволом пытается опрокинуть колонну с надписью: «федеральное правительство».
При этом Джефферсон перепоясан трехцветным французским шарфом, а у его ног бутылка французского вина. Американский орел пытается помешать этому бесчинству, из его клюва вырываются молнии, готовые поразить разрушителей.
Джефферсоновцы были поклонниками Франции, не случайно их противники именовали их якобинцами. Сам Томас Джефферсон был американским послом во Франции с 1784 до сентября 1789 г. Здесь он продолжил свою дружбу с Лафайетом, и по некоторым данным консультировал его в связи с разработкой французской Декларации прав человека и гражданина42.
Не случайно, одна из карикатур «Провиденциальное открытие»43, авторство которой не установлено, критиковала именно профранцузские симпатии Джефферсона. На данной карикатуре он стоит коленопреклоненным перед подобием «алтаря галльского деспотизма», на котором сжигаются федералистские документы. Из его правой руки выпадают написанные им письма, компрометирующие Адамса и Вашингтона. Левой рукой президент пытается удержать Конституцию, которую тоже готов бросить в огонь. Но этот документу него вырывает американский орел под строгим взглядом Верховного существа44. Из-за «алтаря» выглядывает дьявол в образе змеи, пересчитывающий мешки с иностранным золотом.
Одним из ярких карикатуристов периода «Джефферсоновской демократии» становится Джеймс Эйкин (1773–1846) родом из Южной Каролины. В 1797 г. он переехал на Север и обосновался в Филадельфии, где занялся созданием графических рисунков на темы Войны за независимость, а также работал в качестве иллюстратора книг. Угроза желтой лихорадки заставляет его покинуть Филадельфию. В начале 1800-х г. он работал в качестве гравера и карикатуриста в Ньюберипорте (Массачусетс) у Эдмунда Марча Бланта, издателя «American Coast Pilot». В конце октября 1804 г. двое мужчин публично поссорились, и в ходе ссоры Блант бросил в Эйкина железную кастрюлю, попав в несчастного прохожего.
Эйкин, нисколько не пострадавший, отплатил Бланту сатирическим дагерротипом под названием «Разъяренное уныние», где изобразил в смешном виде Бланта, метающего кастрюлю, и стихотворением, которое назвал «Песней кастрюли».
Карикатура позже появилась в «Newburyport Herald» в 1805 г.45 Разумеется, карикатуры Эйкина носили отпечаток влияния английских мастеров, особенно Джеймса Гилрея.
Во время пребывания в Ньюберипорте, Эйкин выгравировал карикатурный портрет самого эксцентричного горожанина, самозваного Лорда Тимоти Декстера. Этот необыкновенный человек, будучи богатым купцом и судовладельцем отличался нетрадиционными привычками. Его особняк был окружен высокими колоннами, на каждой из которых была грубо вырезана и ярко расписана деревянная статуя. Среди фигур были Вашингтон, Джефферсон, Венера, Поль Джонс, Вакх и Юлий Цезарь. Декстер сам написал и опубликовал очень любопытную книжечку под названием «Огурчик для знающих», где все знаки препинания были помещены на последней странице, а автор сардонически посоветовал своим читателям поместить их туда, куда они захотят! Карикатура Эйкина изображала постаревшего Декстера, гуляющего со своей собакой. Она была опубликована в 1805 г.
В 1808 г. Эйкин возвращается в Филадельфию, где прожил до конца своих дней. Его вклад в развитие американской графики и карикатуристики был весьма значительным.
Основанием для нападок на третьего президента стала его личная жизнь. Оставшись вдовцом, во Франции Джефферсон вступил в связь со своей 16-летней рабыней Салли Хеммингс. Вероятно, это было не просто физическое влечение, а действительно любовное чувство, поскольку их отношения продолжались еще долгие годы и по возвращении в Америку. У Салли было шестеро детей, в настоящее время историками признается, что их отцом был Джефферсон.
Но именно эта связь служила почвой для злых карикатур. На карикатуре Дж. Эйкина «Философский петух»46 Джефферсон изображен в виде петуха с человеческой головой с портретным сходством, а Салли в виде курочки (также с человеческой головой), любовно взирающей на петуха.
Довольно остроумно Эйкин высмеивал внешнюю политику Джефферсона, пытавшегося извлечь выгоду из военного конфликта Англии и Франции периода наполеоновских войн. На карикатуре 1809 г. он изобразил Наполеона, держащего рога коровы, в то время как Джон Буль тянет ее за хвост, а Джефферсон, пользуясь предоставленной возможностью, своими стараниями стремится наполнить молоком из вымени американские ведра. В 1803–1804 гг. появляется его довольно известная карикатура «Дикая собака заболела от укуса шершня»47.
На этой карикатуре Джефферсон был представлен в виде дикой собаки с человеческой головой, отхаркивающей золотые монеты. Его кусает сзади шершень в наполеоновской треуголке. Здесь был намек на переговоры с Францией о покупке Луизианы. Кроме этой территории Джефферсон хотел приобрести еще и западную Флориду и запрашивал у Конгресса 2 млн долларов на эту цель.
Прямо перед собакой изображен пляшущий французский дипломат, держащий в обеих руках карты с Восточной и Западной Флоридами. Из кармана дипломата выглядывает бумага с инструкциями Талейрана.
Способным карикатуристом несомненно был Питер Пенсил48, создавший ряд карикатур на президента Джефферсона. Первой из них по времени является «Эксперимент короля Квиллера по национальной обороне» (1808). Данная карикатура являлась ответом на акт об эмбарго, принятый по инициативе Джефферсона, чтобы пресечь нарушения американской торговли со стороны Англии и Франции, втянутых в длительные наполеоновские войны. Согласно закону экспорт американских товаров должен был прекратиться, но одновременно прекращался и всякий импорт. Любые внешнеторговые отношения — не только с Англией и Францией, но и со всеми прочими странами — запрещались. Морская торговля попадала под непосредственное управление президента. Иностранные корабли должны были покинуть американские порты49. Этот акт являлся американским ответом не только на нарушения американской торговли данными странами и захват ими кораблей США, но также оскорбительной для суверенитета молодой республики была насильственная вербовка ее граждан-моряков в английский флот.
Карикатура изображала Джефферсона в наполеоновской треуголке, стоящего на карте США, окруженной крепостными стенами. На президента с небес веет ветер войны. В одной руке он держит текст закона об эмбарго, а в другой — обнаженную саблю. На переднем плане автор поместил двух американских редакторов газет, симпатизирующих Джефферсону, в военных мундирах. Один из них Уильям Дуэйн, редактор газеты «Aurora». На заднем плане помещены американские корабли.
Другая карикатура этого же автора «Невмешательство или достойная отставка» (1809)50 была откликом на частичную отмену президентом закона об эмбарго, она допускала торговые отношения с Францией и Англией.
Президент изображен в позе подвергшегося нападению разбойников с поднятыми руками. На него нападают легко узнаваемые персонажи: английский монарх Георг III с дубинкой в руках и Наполеон Бонапарт, с саблей наголо. Последний вытрясает из кармана Джефферсона золотые монеты. Джефферсон говорит: «Круто? Да! Чтобы быть уверенным! Я всегда сохраняю хладнокровие, когда впадаю в ярость; но я должен сказать: “Господь! Помилуй нас! Какая чудовищность! Стягивать мое пальто на большой дороге всеми нациями! Господи, какое неудобное положение”».
Отрицательное отношение к политике эмбарго было выражено и в других карикатурах. «Ограбме51, или американская кусающаяся Черепаха» (1807)52 была создана художником Александром Андерсоном (1775–1870).
Огромная черепаха–эмбарго блокирует многие корабли своей гигантской массой… Она хватает за штаны торговца с бочонком, предназначенным для запрещенной торговли с британцами, который восклицает в сердцах: «О! Эта проклятая черепаха». Держащий черепаху джефферсоновец предупреждает: «Сделаешь это, и узнаешь, как она может кусаться». Смысл карикатуры в том, что черепаха — это намек на ненавистный закон Джефферсона об эмбарго. Название черепахи «Ograbme» — это слово «эмбарго», написанное задом наперед.
В 1808 г. в Бостоне появилась сатира «Эмбарго, или Современные очерки», подписанная «тринадцатилетний юноша». Автором поэмы был молодой поэт У. К. Брайант. В ней высмеивалось по существу ошибочное решение президента о прекращении всех внешнеторговых связей из-за военных действий в Европе. В злых куплетах, требовавших отставки Т. Джефферсона, повторялось известное обвинение о любовной связи президента с его рабыней-негритянкой Салли Хеммингс. Юноша-поэт с пафосом писал: «О, ты, позор для патриотов всей страны!/ Погибель Родины, исчадье сатаны!/ Будь проклят! Президента пост оставь, / Покайся в тайных мерзостях, крест на грехах поставь…»53 Именно в конце своих президентских полномочий Джефферсон подписал закон об отмене эмбарго. Новую карикатуру по этому поводу создал Джон Уэсли Джарвис (1780–1840), известный портретист, которому принадлежит честь создания первой карикатуры для газеты.
Карикатура изображала все ту же андерсоновскую черепаху, ставшую символом политики эмбарго. Черепаха плывет на спине, а своими лапами и хвостом сжимает расположившегося у нее на брюхе нового президента Джеймса Мэдисона. Тот в отчаянии ножом отрезает ей голову и одну из конечностей. Таким образом с политикой эмбарго временно покончено.
Федеральный сатирик в газете «New York Post» поместил под гравюрой следующие стихи в адрес нового президента, продолжателя политики Джефферсона.
«Вниз в могилу, чтобы искупить грех
Джемми должен пойти с черепахой,
Унесите его, и мы увидим.
Торговля восстановлена, а моряки свободны!»54
Видным карикатуристом данного периода становится Элкана Тисдейл (1771–1835) из Коннектикута. Ему было всего 23 года, когда она создал свои первые книжные иллюстрации и юмористические рисунки. В 1798 г. он основал граверную компанию в Хартфорде, штат Коннектикут, где занимался созданием портретов-миниатюр. Однако политика республиканских администраций Джефферсона и Мэдисона также заставила его обратиться к карикатуре. Вместе с другим автором, Уильямом Лени, он обращается к критике джефферсоновской политики эмбарго. Позже Тисдейл стал активным партнером в издательской компании Хартфорда, Но от приверженности к карикатуре не отказался.
Он явился создателем знаменитого «Джерримандера»55, который впервые появился в «Boston Gazette» 26 марта 1812 г. Суть проблемы была в том, что в преддверии президентских выборов 1812 г. губернатор Массачусетса Джерри Элбридж прибег к оригинальному приему, перекроив избирательные округа так, чтобы в каждом округе был гарантирован успех.
В общем-то, это было политическое жульничество, так как перекройка избирательных округов была на руку правящей партии и во многом помогла ей одержать победу в 1812 г.56
Карикатурист Э. Тисдейл изобразил карту новых округов графства Эссекс (Массачусетс), которую охватывала гротескная саламандра с отвратительной головой, из пасти которой высовывался раздвоенный язык. Эту мифическое изображение он назвал «джерри-мандер», обыграв фамилию губернатора и название саламандры57. Это название закрепилось за самим приемом перекройки избирательных округов.
Ловкость массачусетского губернатора позволила ему занять пост вице-президента при вновь переизбранном президенте Джеймсе Мэдисоне. Именно Мэдисону выпала необходимость объявить Великобритании войну, вошедшую в историю как англо-американская война 1812–1815 гг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разящее оружие смеха. Американская политическая карикатура XIX века (1800-1877) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
40
Данное искусство получило название от французского министра финансов Этьена Силуэта, известного своей скупостью. В Америке, как и в Европе, наибольшее распространение имело с XVIII века.
43
The Providential Detection // URL: https://www.awesomestories.com/asset/view/The-Providential-Detection-Cartoon.
47
The prairie dog sickened at the sting of the hornet or a diplomatic puppet exhibiting his deceptions // URL: https://www.loc.gov/resource/cph.3g12953.
48
Биографические сведения об этом карикатуристе, скрывавшемся под псевдонимом, отсутствуют. Фамилия переводится как «Карандаш», что является явным псевдонимом.
49
Documents of American History / ed. by H. Commager. N.Y., 1946. P. 202–204; The American Economy: Essays and primary source documents / ed. by C.C. Northrup. N.Y., 2011. Р. 97.
52
Ograbme, or the American Snapping Turtle // URL: https://fineartamerica.com/featured/ embargo-cartoon-1811-granger.html.