Книга посвящена нравственно-патриотическому воспитанию детей, построена в виде бесед, из которых дети узнают о том, что такое патриотизм, Отечество, Отчизна, малая родина, а также о государственных символах России, ее природе, важных исторических событиях, выдающихся людях, прославивших нашу страну, народных традициях и обрядах. Беседы сопровождаются стихами, рассказами и сказками, что облегчает усвоение материала. Книга может быть использована на индивидуальных и коллективных занятиях с детьми. Пособие адресовано воспитателям ДОО, учителям начальной школы, родителям и гувернерам. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о патриотизме для детей 5-12 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Беседа первая
Что такое патриотизм?
Друзья! Знаете ли вы, что такое патриотизм? Это слово происходит от греческого «патра», что означает «земляк, соотечественник».
В словаре С.И. Ожегова указано, что патриотизм — это любовь и принадлежность к Родине, своему народу. Патриот — человек, проникнутый духом патриотизма, т. е. любовью к своему Отечеству.
Отечество — страна, где человек родился, вырос, к гражданам которой он принадлежит. «Отечество» и «отец» — однокоренные слова. Отец — самый близкий и родной для нас человек. В быту мы называем его папой. Слово «отеческий» означает заботливый, любящий, внимательный. Например, когда говорят, что к кому-то относятся по-отечески, имеют в виду, что ведут себя как любящий и ласковый отец со своими сыном или дочерью.
Расскажите о своем отце. Как его зовут? Какая у него профессия? Где он работает? Опишите внешность вашего отца. Какими знаниями и умениями он поделился с вами?
С папой можно интересно провести время, многому научиться: и не только разным делам, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. «Отец сына худому не научит», — говорят в народе.
Послушайте стихотворение.
Папа знает все на свете:
Знает, где родился ветер,
Как бушует океан.
Ведь мой папа — капитан!
Мы достанем карту мира,
Будем вместе изучать.
Вот высокий пик Памира,
Здесь морей синеет гладь.
Это — южная Анапа,
Это — северный Ямал,
Обо всем расскажет папа.
Он повсюду побывал.
Подрасту и тоже стану
Я, как папа, капитаном!
Народ сложил немало пословиц, посвященных отцу. Послушайте их и попробуйте объяснить: «Всегда отец веселится, когда хороший сын родится», «Из-за плохого сына бранят и отца», «Мальчик утеха отцу, дочь — матери помощница», «Отцу и матери не нужен и клад, коли дети идут в лад», «Слава сына — отцу награда».
Первая пословица означает, что отец всегда рад хорошему, отзывчивому сыну. А вот если он ленивый, нестарательный, плохо учится, не помогает родителям, то выговор за поведение сына может получить и отец. Следующая пословица говорит о том, что с мальчиком больше занимается папа, а с девочкой — мама. Хорошие, добрые дети, любящие родителей, родной дом — лучше богатого клада. Это смысл следующей пословицы. Последняя пословица, думаю, понятна всем. Если сын добился в жизни успеха, уважения людей, отцовскому сердцу это приносит отраду.
А сейчас послушайте рассказ.
Вечером, когда вся семья собралась за ужином и вечерним чаем, папа решил рассказать случай, произошедший на его работе. А работал он спасателем.
— Сегодня вызвали нас по одному адресу — спасти кота. Пять дней и ночей кот этот, сибирский пушистый красавец, просидел на самом верху огромного могучего тополя.
— А что он там делал? — удивленно спросила дочка.
— Очень громко мяукал день и ночь. Никому спать не давал.
— Зачем же на дерево залез? — удивился сынок.
— Ну, сейчас ведь март, а в марте коты любят погулять! — объяснил папа. — Вот кот выпрыгнул из форточки и отправился на прогулку, а дворовые псы его заметили, устроили погоню и загнали на самый верх дерева.
— Ну да! Конечно! — подтвердил дедушка. — Коты очень легко лазают вверх по деревьям, а спуститься вниз боятся! Так и сидят на дереве, пока их какой-нибудь сердобольный житель не спустит.
— В самом деле, — сказал папа, — жителям соседних домов так надоело громкое мяуканье кота, что они попытались снять его с тополя самостоятельно, даже лестницу принесли. Но уж слишком высоко забрался котище!
Хозяйка наконец вызвала спасателей, ведь ее любимчик не ел, не пил целых пять дней!
— Человек столько дней без воды не выдержал бы! — добавила бабушка. — Мы подогнали специальную машину, достали кота, посадили его в мешок. А он не давался, царапался, кричал! Зато как хозяйка была рада! Обняла кота и скорее принесла домой кормить и поить, — закончил папа.
— Папочка! Расскажи еще какую-нибудь историю!
Только не страшную! — попросила дочка.
— Вот на днях была такая история. Малышка двух лет играла с пирамидкой, надела деревянное кольцо на пальчик, а снять его не смогла. Пальчик покраснел, распух, потом посинел. Бабушка вызвала нас, спасателей. Мы распилили колечко маленькой пилочкой и освободили пальчик малышки, — рассказал папа.
В выходные свободные вечера отец с сыном ходили на стадион, играли в футбол, волейбол, вместе занимались спортом. Мальчик и похож на папу: такой же стройный, статный, с такой же открытой улыбкой! Он мечтает найти дело по душе и порадовать отца.
Послушайте сказку.
С давних пор на дне оврага жил веселый и щедрый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником свой шатер. Весной на склонах оврага белела черемуха. Среди ее кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнезда.
Летом разнотравье пестрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчелы.
В погожие деньки Артем с папой ходили на родник за водой. Пока папа набирал воду, мальчик играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артем пошел за водой один и встретил у родника ребят из соседнего дома — Андрея и Петю. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже отломал гибкий ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Когда беготня ребятам надоела, они стали бросать в родник ветки и камни. Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый веселый родничок, но Андрюша и Петя были старше на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Сначала родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее ему приходилось: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артем присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крылышками и яркие бабочки.
«Что это с ними? — подумал мальчик. — Чего они хотят?»
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артема хоровод. Насекомых становилось все больше, они порхали все быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика.
У Артема закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба лился на землю знойный воздух. Артему стало жарко и очень захотелось пить. Он побрел по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал веселый родничок. Черемуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинами, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
«Куда делся родник, что случилось с оврагом?» — подумал Артем.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос папы:
— Артемка! Где ты?
— Я здесь, папа! — отозвался мальчик. — Мне приснился такой страшный сон!
И Артем рассказал обо всем отцу.
Папа внимательно выслушал сына и предложил:
— Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что тебе приснилось, пойдем очищать родник от мусора.
Папа и Артем открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
Мальчик рассказал своим новым друзьям о том, что может случиться, если родник погибнет. Ребята внимательно выслушали Артема и решили больше никогда не засорять родничок.
• Куда Артем с папой ходили за водой?
• Как мальчики однажды играли возле родника?
• Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
• Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
• Как бы вы поступили на месте Артема?
• Какой сон приснился мальчику?
• Что Артем решил сделать после того, как проснулся?
• В какие игры вы играете рядом с водоемами?
• Мы часто называем Россию своим Отечеством, своей Отчизной или Родиной.
• А вы знаете, от какого слова происходит слово «Родина»?
Слово «Родина» происходит от слова «род». Род — это много поколений людей, у которых одни и те же предки. Попробуйте вспомнить и назвать слова с корнем «род». Правильно! Это слова: «родной», «родители», «родственники», «родня», «родство», «родить».
Можно составить предложения с этими словами. Например, такие: «Я живу в родном доме», «Мои родители — ученые», «В гости к нам приехали родственники».
Ответьте на вопросы
• Что такое патриотизм?
• Что такое Отечество?
• От какого слова происходит слово «Родина»?
Расскажите о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках, дедушках, опираясь на вопросы:
• Как зовут ваших маму, папу, сестру, брата?
• Есть ли у вас бабушки и дедушки, как их зовут? Где они живут?
• Сколько лет вашим сестрам и братьям?
• Какие профессии у мамы и папы?
• Чем занимаются бабушка и дедушка?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы о патриотизме для детей 5-12 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других