Научись договариваться с начальством за 7 дней

Сэнди Манн

Умение договориться с руководством – важный навык, способствующий карьерному росту. Для многих людей найти общий язык с начальником становится настоящей проблемой. Эта книга быстро, четко и лаконично объяснит вам, какой тактики придерживаться в той или иной ситуации, чтобы добиться желаемого. Всего за 7 дней вы ощутите значительные перемены в себе и своем руководителе.

Оглавление

  • Вступление
  • Воскресенье. Анализируем психологию руководителя
Из серии: Саморазвитие. Результат за семь дней

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись договариваться с начальством за 7 дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Воскресенье

Анализируем психологию руководителя

Первый этап управления начальником — это понимание. Если вы цените и понимаете своего шефа, вам гораздо легче управлять им. Прежде чем мы приступим к обсуждению конкретных способов диагностики именно вашего руководителя — а сделаем мы это в понедельник, нам нужно разобраться с основными характеристиками, типичными для любого начальника.

Исследователи открыли много качеств истинных лидеров — от навыков, которыми они должны обладать, до стимулов, которые их мотивируют. Эту главу мы начнем с изучения того, как ваш начальник проводит свой день. Как он занимается планированием, как общается с подчиненными и руководством, какие задачи решает. Например, мотивация сотрудников, переговоры с партнерами, управление собственным днем и т. д.

Затем мы перейдем к более важным психологическим аспектам характера начальника в плане его отношения к подчиненными («кнут и пряник» или «сотрудничество и доверие») и мотивации по отношению к работе. Мы проанализируем, какова его потребность в достижениях, власти или симпатии со стороны окружающих.

Вот основные вопросы, которые мы обсудим сегодня:

• Чем ваш начальник занимается в течение дня?

• Какими навыками он обладает?

• Как он относится к вам?

• Какова его мотивация?

Что делает ваш начальник?

Большинству руководителей и лидеров приходится заниматься самыми разными задачами, и руководство вами — это лишь малая часть их колоссальной нагрузки. Средний руководитель тратит примерно треть времени и сил на традиционную управленческую деятельность — планирование или принятие решений. Треть времени уходит на общение, в том числе и письменное. А оставшуюся треть он посвящает руководству подчиненными, мотивации и переподготовке, а также укреплению отношений.

Понимание того, как именно проводит время ваш начальник, позволит вам заглянуть в его голову и лучше представить, какие именно тревоги и заботы его занимают. Это очень важно, поскольку многие люди просто неспособны выйти за рамки своего представления о шефе — а ведь в этом представлении он выполняет только те задачи, которые связаны именно с этими людьми. Однако с вами связана лишь малая доля действий любого начальника. То есть любые задачи, которые вы выполняете для него, и любые просьбы, которые вы ему адресуете, вполне могут потеряться в огромном потоке входящей информации.

Более подробно об этом мы поговорим во вторник, среду и четверг, когда будем изучать способы эффективного сотрудничества с руководителем.

Качества начальника

Чтобы эффективно справляться со всеми своими задачами, ваш начальник должен обладать большим количеством навыков, в том числе:

• Способностью адекватно распределять задачи между подчиненными;

• Способностью утверждать свой авторитет и принимать на себя ответственность;

• Идеальными навыками тайм-менеджмента и организации труда;

• Способностью к самомотивации и проявлению инициативы;

• Умением поддерживать командный дух;

• Способностями к мотивации;

• «Человеческими навыками» — например, сочувствием;

• Коммуникационными навыками — умением общаться и разговаривать с людьми, находящимися на разных уровнях, то есть с руководством и подчиненными;

• Умением делегировать ответственность.

Этими навыками руководители овладевают в течение всей своей карьеры, но многие из них зависят от его психологических особенностей. Не каждый стремится стать начальником, и не каждый способен справиться с этой ролью. Психологи выявили несколько черт характера или личностных качеств, которые составляют основу поведения руководителя. И ваш начальник наверняка обладает некоторыми или всеми этими качествами. Понимание психологического портрета начальника позволит вам лучше понять его стимулы.

• Начальник должен быть достаточно чутким, чтобы «читать» людей и ситуации: он должен замечать, когда подчиненные не удовлетворены работой, когда они готовы к более сложным задачам, когда ситуация складывается таким образом, что перемены неизбежны и необходимы.

• Начальник должен обладать аналитическим умом и уметь решать проблемы: многие обращаются к нему за решениями, и хотя ряд выводов зависит от подготовки и опыта, многое опирается на врожденную склонность к нестандартному мышлению.

• Начальник должен быть решительным: даже в школе некоторые дети принимают решения быстро, а другие не уверены в себе и своей способности выбрать правильный путь. Начальник должен обладать уверенностью в себе, необходимой для осуществления принятых решений.

• Начальник должен обладать социальной компетентностью: он должен уметь общаться с разными людьми, внимательно слушать, мотивировать людей и соблюдать правила социального этикета в самых разных ситуациях.

• Начальник должен быть эмоционально устойчивым — держать удар, отвечать ударом на удар и подниматься из нокдауна. Ничто не должно поколебать его уверенности и способности к принятию решений.

• Начальник должен быть проактивным: такие люди не ждут, когда что-то произойдет или случится само собой. Они активно действуют и инициируют собственные проекты.

• Начальник должен быть творческим: начальниками часто становятся творческие люди, способные воспринимать вещи с разных сторон, предлагать нестандартные решения и планы, которые выходят за рамки привычного и традиционного.

Вот такие качества составляют личный профиль идеального начальника. Однако, если бы у вашего начальника имелись все эти качества, вам скорее всего не понадобилось бы читать эту книгу! Конечно, не все начальники одинаковы. Каждый имеет эти свойства в разной степени. Вероятнее всего, именно «недостающие» или более слабые качества и являются причиной возникновения проблем между начальником и подчиненными. Кроме того, стиль управления во многом зависит не только от личных качеств и навыков, но и от собственного отношения к человеческой природе и поведению.

Отношение начальника к вам

Если обобщить, то отношение начальников к подчиненным зависит от их отношения к человеческой природе и поведению вообще. Существуют два противоположных типа такого отношения.

1. Отношение «кнут и пряник»

Если начальник исповедует такое отношение, то он исходит из следующих предположений:

• Обычный человек от природы ленив и не любит работать.

• Большинство людей нуждается в принуждении, контроле, управлении и даже угрозах — только так организация может достичь своих целей.

• У обычного человека нет ответственности и амбиций. Он работает только ради финансовой безопасности

Начальники, которым свойственно такое отношение, полагают, что единственный способ добиться поставленных организационных целей — это награды и наказания. И свою работу они видят в том, чтобы быть авторитетными и жесткими руководителями.

2. Отношение «сотрудничество и доверие»

Существуют и другие руководители. В своем отношении к людям они исходят из следующих предположений:

• Большинство людей обладает мотивацией к работе и хочет получать от работы удовольствие.

• Принуждение не нужно, если перед людьми ставятся задачи, которые отвечают не только целям организации, но и их собственным.

• Большинству людей можно доверить выполнение задачи без постоянного контроля и наблюдения.

• Люди работают не только ради финансового благополучия.

Начальник, которому свойственно подобное отношение, считает наилучшим способом руководства сотрудничество с подчиненными. Он стремится создать условия, в которых люди сами захотят трудиться в полную силу и добиваться целей, поставленных перед ними организацией, одновременно добиваясь и собственных.

Что мотивирует типичного начальника?

Психологи выявили пять стимулов, которые мотивируют людей в их жизни. Эти мотивации и потребности у разных людей выражены по-разному, поэтому у кого-то могут быть мощные потребности в одной сфере и слабые в другой, а у другого человека все произойдет наоборот. Каковы же эти потребности?

1. Потребность в достижениях (п-Дост). Люди, которые сильно мотивированы потребностью в достижениях, озабочены собственными успехами. Они постоянно находятся в состоянии конкуренции с окружающими.

2. Потребности в симпатии (п-Симп). Люди, мотивированные этой потребностью, озабочены созданием, поддержанием или восстановлением близких, личных, эмоциональных отношений с окружающими.

3. Потребность во власти (п-Власт). Таких людей мотивирует потребность одержать победу в споре или ссоре. Они стремятся управлять окружающими или доминировать над ними.

4. Потребность в самостоятельности (п-Сам). Взрослые люди, имеющие подобную мотивацию, всегда стремятся выполнить задачу без помощи со стороны окружающих.

5. Потребность в сдерживании активности (п-Сдер). Люди с этой мотивацией стремятся действовать во имя блага организации или общества, даже если это идет в ущерб их личным желаниям или потребностям.

Какие же из этих потребностей мотивируют вашего начальника сильнее всего? Успешные лидеры организаций чаще всего обладают следующим набором:

Высокая потребность во власти

Высокая потребность в сдерживании активности Выше средней потребность в достижениях Низкая потребность в симпатии

Низкая потребность в самостоятельности

Таким образом, обычный начальник чаще всего испытывает высокую потребность во власти или контроле, стремится действовать во имя блага организации и ощущает определенную потребность в личных достижениях. Он не слишком стремится к построению прочных отношений с подчиненными (то есть с вами) или работать самостоятельно. Однако очень важно помнить, что все это — профиль среднего начальника, а ваш может иметь совершенно иной тип мотивации.

Когда вы поняли, что именно мотивирует вашего начальника, можно начинать действовать в соответствии с этими мотивациями. Например, если ваш начальник испытывает сильную потребность в сдерживании активности, то он ожидает того же и от вас. Он не оценит, если вы будете ставить собственные потребности или цели выше потребностей и целей организации. Начальник с высокой потребностью в самостоятельности негативно отнесется к любой непрошеной помощи с вашей стороны. А начальник с низкой потребностью в симпатии не захочет общаться с вами вне работы и тратить время и силы на завязывание дружеских отношений — поэтому не стоит ставить его в неудобное положение, стремясь сблизиться.

Резюме

Итак, сегодня мы начали наш путь к более глубокому пониманию того типа людей, которые чаще всего становятся «начальниками» — управленцами или лидерами. Изучив, каким образом ваш начальник делит свое личное время и работу, мы начали проникать в его ум и повседневные заботы, которые этот ум занимают. Как мы убедились, очень важно увидеть большую картину, которую видит ваш начальник — это жизненно важный первый шаг к пониманию того, как удовлетворить ожидания начальника.

Мы рассмотрели также качества типичного начальника: чуткость, аналитический склад ума, решительность, социальную компетентность, эмоциональную устойчивость, проактивность и творческое начало. Список невелик. Более слабые начальники могут и не обладать всеми этими качествами. Но понимание подобных пробелов может стать хорошей отправной точкой к осознанию возникающих в отношениях трудностей. И, наконец, мы разобрались с отношением к руководству людьми, а также потребностями, которые могут мотивировать вашего начальника.

Завтра мы поговорим о том, как провести более конкретный и глубокий анализ вашего начальника.

Вопросы (ответы приведены в конце книги)

1. На что ваш начальник тратит больше всего времени?

a. На планирование, принятие решений и работу с документами

b. Общение с подчиненными и руководством

c. Присутствие на совещаниях

d. Составление отчетов и других документов

2. Какие из перечисленных ниже навыков важны для хорошего начальника?

a. Способность как можно больше делать самостоятельно

b. Умение поддерживать профессиональную дистанцию в отношениях с подчиненными

c. Умение делегировать обязанности

d. Умение спокойно и взвешенно подходить к принятию решений

3. Что такое «социальная компетентность»?

a. Умение заставлять людей смеяться

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Вступление
  • Воскресенье. Анализируем психологию руководителя
Из серии: Саморазвитие. Результат за семь дней

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Научись договариваться с начальством за 7 дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я