Семейное воспитание и развитие личности ребенка

Станислав Савинков, 2020

Станислав Савинков – детский и семейный практикующий психолог с многолетним стажем психотерапевтической работы. Он решил поделиться своим опытом, поскольку знает, с какими проблемами чаще всего сталкиваются родители в воспитании детей. Автор дает всю необходимую информацию, чтобы процесс воспитания протекал максимально легко, эффективно и гармонично. Базовые знания по педагогике и психологии, подробное описание этапов развития ребенка от младенчества до совершеннолетия. Вы поймете, почему дети поступают так или иначе в зависимости от возраста, как с ними общаться и выстраивать доверительные отношения, основанные на любви и принятии, даже в самые проблемные возрастные периоды, во что играть, какие методики развития выбрать, как правильно ругать, как разговаривать на сложные темы. Вы узнаете, как помочь ребенку пройти этапы социализации от детского сада до окончания школы и поступления в вуз; максимально безболезненно пережить кризисы раннего возраста, справиться с проблемами подросткового периода, уверенно вступить во взрослую жизнь, не бояться трудностей самостоятельной жизни. В книге представлено множество наглядных примеров из консультативной практики автора. Также вы прочитаете о 10 правилах семейного воспитания, которые помогут родителям решать проблемы в общении с детьми и оставаться объективными и спокойными даже в самых трудных ситуациях.

Оглавление

  • Предисловие
  • Что такое семейная педагогика, воспитание и обучение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное воспитание и развитие личности ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое семейная педагогика, воспитание и обучение

Немного истории

Об обучении и воспитании в первобытном обществе нам известно не так много, как хотелось бы. Узнавать о том, что же происходило в жизни наших предков, мы можем, лишь опираясь на найденные артефакты при раскопках (места обитания, могилы, следы и т. д.) и единичные, редкие документы (папирусы, наскальные рисунки). Но существуют также вполне научные артефакты, среди которых есть образцы письменности, документы, а также домовые и метрические книги.

Скорее всего, наши далекие предки, подчиняясь законам выживания, обучали детей тому, что знали сами. А это, как мы понимаем, совсем немногое: спасаться от диких зверей и других опасностей, искать убежище и трудиться для добывания пропитания, растить потомство. То есть жизнь детей никак не отделялась от жизни взрослых и была подчинена тем же законам, тем же обстоятельствам.

Особый тип мышления первобытного человека, называемый мистическим, способствовал появлению особых ритуалов, обрядов, необходимых, по мнению наших предков, для перехода из одного состояния в другое. Так, например, обязательный обряд инициации существовал для перехода из детства во взрослую жизнь.

Маловероятно, что к ценности жизни ребенка было особое отношение. Это приобретение гораздо более позднего периода развития общества. Известно, что в древней науке очень долго и ошибочно считалось, что ребенок — это лишь уменьшенная копия взрослого человека.

В древнем дохристианском мире считалось, что к 10–12 годам ребенок уже приобретал все необходимые знания и умения (коих было не так уж много), а к своему 13-летию считался совсем взрослым, если, конечно, он смог дожить до этого возраста, избежав серьезных болезней, травм и т. д.

Когда взрослый видит перед собой ребенка, без понимания того как функционирует его организм, как происходит его рост и развитие, то вполне естественно, что у него может возникнуть ложное ощущение, что «ребенок — это маленький я». На самом деле это совсем не так.

В современном мире приобщение ребенка к общественным нормам и правилам поведения, процесс его «вхождения» в жизнь общества называется социализацией.

Она необходима каждому ребенку на первых этапах взросления, чтобы он усвоил все модели поведения, принятые в той культуре, в которой он растет и воспитывается.

Постепенно процесс воспитания в первобытных обществах был упорядочен и более организован из-за необходимости в передаче опыта и традиций от поколения к поколению.

В первобытном обществе основными видами деятельности были земледелие и охота. Однако именно эта деятельность, вероятно, и могла послужить толчком к появлению и разделению общин на специализации. Община охотников занималась охотой, и им, конечно, нужно было научить подрастающих детей тому, что взрослый знал и умел сам.

Так возникла первая проблема семейного воспитания — передать собственные знания и умения своим детям. Эта проблема существует и поныне. Как известно, нельзя вложить свой опыт в чужую голову, но можно показать, как делать, а затем дать попробовать человеку совершить определенные действия самостоятельно, чтобы он получил результат и приобрел собственный опыт.

Одними из первых документов, сохранившихся до наших дней, в которых уделяется внимание вопросам семейного воспитания и обучения детей, были «Законы» царя Вавилона Хаммурапи (примерно 1800–1750 гг. до н. э.), а также «Книга Притч Соломоновых» — иудейского царя (960–930 гг. до н. э.). Они представляли собой свод правил и законов о семейном воспитании и обучении детей, передаваемых им по наследству.

Нельзя вложить свой опыт в чужую голову, но можно показать, как делать, а затем дать попробовать человеку совершить определенные действия самостоятельно, чтобы он получил результат и приобрел собственный опыт.

Истоки организации воспитания

Превращение воспитания и обучения в организованный процесс началось в восточных цивилизациях. Древний Восток представлял собой благодатную почву для развития интеллектуальных способностей человека, так как именно здесь началось разложение первобытного общества и его переход к феодальному строю — возникла семья.

Появление семейных отношений привело к необходимости по-новому обучать и воспитывать детей. Тем не менее происходило это в пределах семейного круга. Ведь, как известно, начинается воспитание в семье.

В Древнем Китае особенность воспитания заключалась том, что формирование ценностей в семье отталкивалось от ценностей общества. Таким образом, именно общество задавало направление обучения ребенка.

Возникновение письменности заложило основы появления и развития школы — места, в котором ученикам давались новые знания и умения. Ученые, создавшие письменность, упростили способы обучения детей грамоте, это способствовало появлению новой профессии — педагога. Именно с этого началось становление педагогики как системы научного знания.

Параллельно с этим происходили изменения во всех сферах жизни общества: земледелии, строительстве, законодательстве, развитии различных ремесел и торговли, а также менялись условия труда, открывались учебные заведения, как государственные, так и частные. В школы стремились попасть не только дети из высших слоев населения, но также дети ремесленников и торговцев.

Ученые, создавшие письменность, упростили способы обучения детей грамоте, это способствовало появлению новой профессии — педагога.

Семейное (домашнее) воспитание оставалось наиболее доступным для всех слоев населения во все времена, хотя оно и несет отпечаток того уровня образования, который имеется у родителей. Именно поэтому родителям важно задумываться над тем, каков их собственный уровень (образования, воспитания, умений), перед тем как ставить какие-либо требования перед ребенком.

Свое название педагогика (от греческих слов παιδί — «дитя», «ребенок», οδηγεί — «сопровождать») получила от рабов-воспитателей. Педагог — дословно «сопровождающий или ведущий ребенка», именно так в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка в школу, а также помогал ему в выполнении заданий, находясь все время рядом, присматривая и заботясь о нем.

Несомненно, такому рабу родители ребенка должны были полностью доверять. Чаще всего это были рабы-иностранцы, хорошо освоившие греческий язык, чаще — пожилые мужчины или женщины. В хозяйстве для тяжелой работы они не годились, но зато могли помочь в заботе и присмотре за ребенком. Постепенно эта обязанность стала считаться престижной и на это место хотели попасть многие рабы, предпочитая заботу о малыше тяжелому физическому труду. Из желающих велся тщательный отбор, допускались только самые ответственные, честные и образованные, некоторые даже становились друзьями ребенку, за которым присматривали. Сегодня использование рабского труда нам кажется отвратительным, но в те далекие времена были совсем другие нравственные ориентиры, другие ценности и нормы морали.

Эллины (древние греки) очень заботились о том, чтобы их дети выросли образованными людьми, чтобы они получили как можно больше свежих и практических знаний, которые пригодились бы им в жизни. Поэтому и появилось название для человека, который следил за тем, чтобы ребенок не увиливал от этого важного процесса. Педагогами становились как мужчины, заботящиеся о старших детях, так и женщины, которым доверяли малышей.

Реалии современного мира

Современная жизнь ускоряется, если раньше человеку для обучения новой профессии нужны были годы и можно было не торопиться, поскольку промышленность развивалась неторопливо, то сегодня можно пройти множество курсов, но при выходе на работу часто выясняется, что эти знания устарели и все нужно осваивать заново. Помните, как пришедшим на работу после обучения старшие и опытные коллеги говорили новичкам: «А теперь забудьте все, чему вас учили»?

В современных реалиях российского общества, пришедшего к новым социально-экономическим принципам, когда возникли новые культурные и нравственные ориентиры, перед родителями встают новые задачи по обучению и воспитанию детей.

При переходе нашего государства с общественного на индивидуально-капиталистический путь развития нельзя прививать детям коллективизм и его нормы, которые в Советском Союзе являлись главным условием и принципом воспитания. Глупо и вредно отрицать этот факт.

Сегодняшние дети растут в мире других возможностей, они больше ориентированы на такую модель развития, как индивидуализм. При индивидуализме одно из требований общества — ставить собственные цели чуть выше общественных. Но, несомненно, функционируя в обществе, каждый гражданин обязан соблюдать закон и не нарушать права и свободы других людей.

Наша страна развивается, и ее гражданам необходимо уметь приспособиться, адаптироваться к новым условиям. Это и не плохо и не хорошо — это данность. И тот, кто лучше адаптируется к новым условиям, легче справится с любыми возникающими трудностями.

Так как же нам сегодня воспитывать наших детей? Чему их обучать? Какие идеалы формировать? Что будет необходимо им в ближайшее время? Эти и подобные вопросы так или иначе волнуют всех родителей и педагогов. С ними они обращаются за помощью к специалистам, просят разъяснения. Попробуем разобраться в этом подробнее.

Искусство воспитания

Чтобы понимать, что есть что в современном образовании, необходимо в первую очередь раскрыть такие понятия, как: «воспитание», «семья», «обучение» и «педагогика». Каждое из них имеет свою цель, свои особенности и задачи, каждое является самостоятельным процессом.

Считается, что воспитание в широком смысле — это передача опыта от старших к младшим. А в узком — это целенаправленное воздействие на личность с целью формирования определенных ценностей и взглядов.

Также воспитание определяют как «процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания» [22]. То есть это процесс, имеющий какие-то задачи, чтобы в итоге получить определенный результат.

Под воспитанием разные исследователи в разные времена понимали что-то свое, так, Иван Петрович Павлов — знаменитый академик, лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии — считал, что в процессе воспитания происходит сохранение исторической памяти популяции. То есть воспитание бывает не только у людей, а у всех живых существ на планете.

Замечательный немецкий педагог Адольф Дистервег [7] в своих трудах, посвященных педагогике и воспитанию, писал:

«Обучай природосообразно!» Обучение должно быть согласовано с человеческой природой и законами ее развития. Это главный, высший закон всякого обучения.

«Обучай культуросообразно!» В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом — всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика.

Первым о необходимости изучать психологические аспекты воспитания высказался французский врач, философ и социальный психолог Густав Лебон в своей книге «Психология воспитания», изданной в 1902 году.

Ученый считал, что все люди отличаются друг от друга вследствие их «душевного строя и законов наследственности» [30], но в каждом человеке можно развить самые лучшие качества посредством воспитания. Под воспитанием он понимал искусство, которое способно перевести сознательное знание в бессознательное. Другими словами, сделать навыки и умения автоматическими, то есть выполняемыми без дополнительного контроля и усилий человеческого сознания.

Воспитание в широком смысле — это передача опыта от старших к младшим. А в узком — это целенаправленное воздействие на личность с целью формирования определенных ценностей и взглядов.

Современная педагогика рассматривает воспитание как организованный процесс, осуществляемый в учебных заведениях с целью формирования у учеников определенных качеств личности. В нашем фокусе внимания находится конкретно семейное воспитание, поэтому рассмотрим это понятие чуть более подробно.

Задачи семейного воспитания

Воспитание в каждой семье индивидуально, так как зависит от опыта и знаний родителей, более того, каждый из родителей воспитывает своего ребенка по-своему, применяя собственные знания и умения для получения определенного результата. Как показывает практика, наиболее эффективно такое воспитание, которое опирается на научные представления о развитии ребенка, а также на психологические и педагогические особенности функционирования детского организма и психики. И кроме того, формирует у ребенка те ценности и нормы поведения, которые приняты в обществе.

Семейное воспитание — это процесс формирования личностной позиции ребенка через знакомство с семейными традициями, общей культурой и личным опытом родителей. Таким образом, семья выполняет воспитательную функцию в обществе, а взрослые (родители, лица, их замещающие) транслируют младшему поколению в первую очередь отношение к разным аспектам жизни, на основе которого будут в дальнейшем формироваться знания, умения и навыки. Проще говоря, воспитание — это и есть передача своего отношения [32].

Таким образом, главная и основная воспитательная задача родителей — передавать свое отношение детям. Свое субъективное (сугубо личное) отношение к самому себе и окружающим людям, а также к различным сферам жизни, например, чтению, спорту, искусству, природе, религии, музыке, науке и т. д. Это единственное и самое важное, что родители могут дать своему ребенку, если не станут подменять родительскую роль на другую, например роль учителя или надсмотрщика, или контролера и т. д. Почему так не должно происходить, мы разберем чуть позже.

Родительское отношение — это особый опыт общения, благодаря которому ребенок получает возможность приобщиться к атмосфере своей семьи, получить представление о самом себе, об устройстве и функционировании мира, сформировать личностные качества и навыки взаимодействия с окружающими.

Передача жизненного опыта происходит в процессе семейного воспитания, при помощи особенного стиля, которого придерживаются оба родителя. Так происходит процесс воспитания в семье.

Процесс обучения

Родители не могут и не обязаны обучать своего ребенка, так как не являются квалифицированными педагогами — эта задача профессионального учителя. Его функции, права и обязанности прописаны в Законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других юридических документах. При этом и родительские функции также закреплены законодательством РФ («Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017, с изм. от 20.06.2018) [32].

Чтобы функции учителей и родителей не смешивались, каждый из них должен не мешать друг другу, делать свое дело. Родители не обязаны учить, а учитель не обязан воспитывать. Они могут это делать, но не обязаны.

Я сознательно делаю акцент на обязанностях, потому что никто не может запретить родителям учить, а учителю, соответственно, воспитывать. Это дело исключительно добровольное, и если родитель или учитель берет на себя чуть больше ответственности, чем может, и при этом успешно справляются, то честь ему и хвала. Но, к сожалению, реальность такова, что на практике такое смешение часто приводит к различным трудностям.

Родители не обязаны учить, а учитель не обязан воспитывать. Они могут это делать, но не обязаны.

Например, однажды ко мне пришли родители и пожаловались, что школьный учитель требует, чтобы они сами занимались дополнительным обучением своего ребенка, мотивируя это тем, что ребенок совсем не хочет учиться. По сути, учитель, заявляя такое, расписался в собственной некомпетентности.

Обучать — это должностная обязанность не родителей, а учителя, который подписывает трудовой договор с учреждением на выполнение обучающей деятельности, а также законодательных актов, в которых четко расписаны его профессиональные компетенции.

Другой пример. Учитель физики обычной средней школы, видя на занятиях отсутствие интереса одного из учеников, взялся сам за воспитание ребенка. Он знал, что родители мальчика находятся в настоящий момент в процессе развода, поэтому сталкиваются с материальными трудностями, решают собственные психологические проблемы и совершенно «забросили» своего сына. Учитель стал брать мальчика вместе с другими детьми на различные научные выставки, посвященные его предмету, проводить занятия на природе, разъясняя различные темы в естественной среде, даже поставил с детьми музыкальный обучающий спектакль по одной из учебных тем. В результате успеваемость ребенка резко повысилась, ему стал близок этот предмет, а главное — понятен.

Меня часто спрашивают родители: «Могу ли я дать знания по литературе, если их не имею?», «Могу ли я обучить математике, если сам не имею о ней никакого представления?», «Должен ли я осваивать физику заново, чтобы научить ребенка?»

В этих вопросах скрыт ответ: обучение не равно воспитанию. У родителей есть своя задача — воспитательная. Воспитанием они формируют у ребенка только отношение. Отношение — это взаимодействие, при котором передается информация посредством не только правильно подобранных слов, но и другими доступными способами: жестами и телодвижениями, особыми знаками и символами, участием в играх и забавах и т. д.

Воспитание личности

Издревле известно, что личностные качества человека формирует семья. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении — все эти качества личность приобретает в первую очередь в семье. Семья, благодаря своей особой атмосфере, наиболее полно охватывает личностное и эмоциональное развитие ребенка, оставляя в памяти неизгладимые впечатления, способные влиять на поступки, мысли и чувства человека в течение всей его жизни.

В современных семьях бывает различное отношение взрослых к ребенку и его роли в семье, в зависимости от этого отношения ребенок формирует свое отношение к самому себе. Например, роль помощника, когда ребенок помогает маме или бабушке по хозяйству, посильно участвует в хозяйственной работе по дому или помогает отцу в его делах. Или, например, формирование противоположной помощнику роли, так называемого «немощного», когда ребенок никак не участвует в помощи взрослым. И к той и к другой роли ребенка приводит отношение родителей или других значимых для него взрослых (учителей, родных и близких).

Если взрослые постоянно пытаются во всем угождать ребенку, если они жалеют его (по делу и без), лишают посильного труда, возможности проявлять самостоятельность, то ребенок может вырасти с личностной позицией «немощного», то есть ничего не умеющего и не желающего знать. Ведь у него есть другая, более выгодная позиция.

Бывает и другая крайность, когда ребенка лишают любви и внимания, заботы и проявления своих чувств, и тогда он вырастает озлобленным и бесчувственным. Популярно высказывание А. С. Макаренко, который говорил, что «люди, воспитанные без родительской ласки, часто искалеченные люди».

Семья, благодаря своей особой атмосфере, наиболее полно охватывает личностное и эмоциональное развитие ребенка, оставляя в памяти неизгладимые впечатления, способные влиять на поступки, мысли и чувства человека в течение всей его жизни.

Под этими словами известный педагог, видимо, подразумевал, что любовь к ребенку лежит в основе любого воспитания, любого обучения. Чтобы воспитывать, нужно любить и уважать личность в каждом ученике, но любить не слепо, не фанатично. Только в этом случае можно сформировать у него хорошее отношение к обучению. Своим поведением, своим примером родители формируют у ребенка определенное отношение к жизни, а также к самому себе и другим людям. Этот процесс и является воспитанием личности.

Личность — это индивид, обладающий особыми индивидуальными чертами и качествами, адаптированный к жизни в обществе, к взаимодействию с другими (то есть социализированный). При этом каждая личность всегда имеет свой особый характер, темперамент, привычки, способности, предпочтения и т. д. Новорожденный ребенок — это пока что индивид — единица общества, обладающая лишь базовыми, заложенными природой качествами и навыками.

Известны знаменитые слова профессора А. Г. Асмолова: «Индивидами рождаются, личность формируется, а индивидуальность отстаивается».

Индивидами люди только рождаются. Личность формируется постепенно, в результате освоения социокультурного наследия общества, в котором человек живет. То есть в процессе чтения сказок, прослушивания народных песен, участия в различных играх. А также благодаря особой чувствительности восприятия ребенок усваивает нормы и правила поведения, он формирует собственное отношение к тому или иному делу, своим и чужим поступкам, к труду и отдыху.

Это занимает несколько лет, но можно смело утверждать, что уже к трем-четырем годам малыш является личностью, в полном смысле этого слова. К этому возрасту он достаточно узнал, а самое главное — сформировал отношение к разным сферам жизни, что подтверждается последними исследованиями физиологов, антропологов и психологов, занимающихся детским развитием. Считается, что нормально развивающийся трехлетний ребенок осознает себя в мире других людей, строит взаимоотношения на основе определенных моделей поведения, закрепленных и принятых в его семье.

Индивидуальность — это более конкретные черты, качества, умения, способности, присущие только данному человеку.

Как правило, индивидуальный путь не всегда встречает понимание и поддержку окружающих, а значит, человек должен обладать качествами, которые помогут ему преодолевать трудности, не сворачивать с выбранного пути под воздействием окружающих, быть адаптивным и в то же время адекватным, уметь отстаивать свои убеждения и ценности. Обладая такими качествами в зрелом возрасте, человек чувствует себя полноценным, он чаще бывает доволен собой и своей жизнью.

Особенности семейного воспитания

Самой главной и основной задачей, стоящей сегодня перед семейным воспитанием, является профилактика. Ведь исправлять последствия неприятного, но уже произошедшего события гораздо сложнее (а порой невозможно), чем предупредить его возможное возникновение.

Если ребенок уже испытал какой-то негативный опыт, то изменить его сложнее (хотя в некоторых случаях возможно). Таким образом, эффективная система воспитания — та, которая действует на опережение вероятных трудностей, то есть профилактически. А для этого у ребенка должен быть пример перед глазами. Поэтому, чтобы воспитать внутреннюю позицию — роль помощника у сына или дочери, — родители сами должны иметь внятную позицию и подавать пример ее использования.

Передавая свой опыт ребенку, родитель так или иначе обучает его новым знаниям. Многие взрослые думают, что обучение заключается в том, чтобы просто сказать ребенку, как надо делать и как не надо. Но на самом деле этого недостаточно. Я был свидетелем ситуации, когда папа объяснял вред курения сыну, при этом держал сигарету и дымил как паровоз. Будут его слова услышаны? Какой вывод сделает ребенок, увидев расхождение между словами и действиями родителя?

Передавая свой опыт ребенку, родитель так или иначе обучает его новым знаниям.

Воспитание в семье затрагивает многие сферы жизни, например искусство, и тогда необходимо воспитание, чтобы сформировать у ребенка определенное отношение, которое в дальнейшем станет основой успешного обучения.

Роль эмоций в обучении

Как известно, успешному обучению способствуют не только количество и качество знаний, преподаваемых учителем, но и отношение самого ученика к тому или иному предмету. Если у ребенка негативное отношение к музыке или рисованию, то он столкнется с трудностями в освоении учебного материала. И сколько ни будет объяснять ему учитель разницу между подходами Прокофьева и Мусоргского, ученик не поймет, зачем ему это вообще нужно.

Психические процессы человека (память, мышление, воображение, внимание) тесно связаны с эмоциями. Психологи и физиологи выяснили, что лучше запоминаются те события, которые эмоционально окрашены, то есть связаны с какой-то определенной эмоцией. Если эмоция позитивная, то и действие, с которым она связана, будет восприниматься человеком как положительное, то есть вызывающее соответствующие ощущения. Если же эмоция отрицательная, то и действия (и даже некоторые предметы) будут восприниматься с негативным окрасом.

Так, например, одна знакомая рассказывала мне, что не любит малиновое варенье. При этом она сама не могла понять почему, ведь малина очень вкусная, и свежие ягоды она ест с удовольствием, а вот варенье не может. Я попросил вспомнить, как давно она не может есть малиновое варенье. Девушка сказала, что примерно с пяти-шести лет. Я спросил, что важного произошло в ее жизни в тот период. И она, немного помолчав, рассказала, что в тот год умерла ее любимая бабушка, к которой девочка была очень привязана и с которой была близка. Она смогла вспомнить, что новость о смерти бабушки она услышала сидя на кухне, в тот момент, когда ела хлеб с маслом, на который намазала малиновое варенье.

В основе любого знания, как мы уже выяснили, лежит наше субъективное отношение. Если нам нравится какое-то дело, то мы в нем будем гораздо успешнее, чем в нелюбимом. Так, например, профессиональный учитель, увидев перед собой неуспешного ученика, примется не за его обучение, а за его воспитание. Другими словами, он начнет заново воспитывать положительное отношение ученика к своему предмету (например, к музыке или математике). Именно поэтому можно утверждать, что воспитание является основой обучения. Обучение без предварительного воспитания ребенка не может стать успешным.

В семье гениального ученого, физика Петра Леонидовича Капицы выросли два сына, тоже ученых — Сергей Петрович (физик) и Андрей Петрович (географ), оба заслуженные профессоры, ученые с большой буквы. Сергей Петрович Капица рассказывал, что физиком он стал именно под влиянием отца, который с интересом рассказывал детям о науке и брал их с собой в лабораторию, где проводил исследования.

Известно также множество семейных историй, когда дети выбирают профессии родителей, потому что те смогли привить особое отношение к своему любимому делу. Среди выдающихся актеров, ученых, политиков, врачей, бизнесменов и людей других профессий есть много людей, чьи родители были привержены своей деятельности, и к сожалению, даже той, которая противозаконна. Так, например, известно, что отец и мать гангста-рэпера, исполнителя песен Тупака Шакура были осуждены более ста раз по разным статьям. Их сын пошел той же дорогой.

Должны ли родители воспитывать ребенка? Могут ли они отказаться от этой обязанности? Такие вопросы иногда задают мне родители, приходя самостоятельно или с детьми на консультацию.

Особенность семейного воспитания заключается в том, что оно происходит незаметно, минуя контроль нашего сознания, и ценности, переданные от родителей, так или иначе усваиваются ребенком.

Семейное воспитание начинается вместе с вхождением ребенка в семью (при рождении или при усыновлении). Современная система семейного воспитания в нашей стране построена так, что родители, конечно, при наличии уважительных причин, могут отказаться от воспитания ребенка. Тогда государство, как защитник интересов своих граждан, берет на себя обязательство по воспитанию и обучению маленького гражданина (предоставив это дело соответствующему специалисту или родственнику ребенка). К сожалению, приходится констатировать, что современная государственная система опеки и воспитания детей, оставшихся сиротами, в нашей стране оставляет желать лучшего.

Особенность семейного воспитания заключается в том, что оно происходит незаметно, минуя контроль нашего сознания, и ценности, переданные от родителей, так или иначе усваиваются ребенком.

Если обучение обращено к познавательным процессам человека, таким как память, мышление, воображение, восприятие и речь, то воспитание — это процесс, скорее, эмоциональный. Оно идет в обход логики, иногда нарушая все ее законы. Воспитание строится на эмоциях, которые родители выражают в той или иной ситуации, а ребенок, в силу своих возрастных особенностей, легко усваивает. Именно поэтому воспитание — процесс творческий и очень индивидуальный, он зависит от множества условий, которые крайне сложно предугадать или предсказать. Однако если взрослый человек способен к осознанию своих эмоций, так или иначе может менять к ним свое отношение, в конце концов, просто игнорировать, то ребенок живет в мире эмоций, они управляют его поведением. Это происходит вследствие незрелой нервной системы и отсутствия произвольности психических процессов, то есть ребенок не способен управлять своими желаниями и поведением. Это умение ему еще только предстоит освоить.

Эмоции — это психический процесс, мотивирующий и регулирующий наши действия, выражающийся в нашем сознании в виде какого-то переживания. Можно сказать, что эмоции — это энергия, внутренняя энергия человека, ведь именно она толкает нас на те или иные поступки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Что такое семейная педагогика, воспитание и обучение

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Семейное воспитание и развитие личности ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я