Метод Фридрих за месяц. Спидкубинг: виды Пиф-Пафов и как выучить OLL и PLL за 2 недели (Часть 1)

Станислав Баранов

У многих начинающих спидкуберов при переходе на метод Джессики Фридрих появляется проблема с выбором и первоначальным заучиванием алгоритмов. Автор также столкнулся с данной проблемой и разработал методику запоминания формул метода Фридрих.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод Фридрих за месяц. Спидкубинг: виды Пиф-Пафов и как выучить OLL и PLL за 2 недели (Часть 1) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Базовый OLL

Общие сведения и рекомендации

OLL — Orientation the last layer) — Ориентация последнего слоя — 57 формул

Вообще математически случаев 64, но 7 случаев это собранная шапка (не нужно решать — skip), поэтому остается 57 алгоритмов для изучения. Новичкам я рекомендую начать изучение OLL с самых простых случаев, которые легко запоминаются или получаются после сборки креста (будут самые нужные). Ведь переход на метод Фридрих происходит постепенно. Первые две «палки» (главы про тёток) встречаются ещё до сборки креста. Если они не встретились, то делаете крест 9(пока рано учить другие разновидности «палок» — их слишком много). И всегда после сборки креста, Вы будете выходить на один из семи случаев. Вообще случаев, которые появляются после сборки креста равно восьми, но случай с собранной шапкой мы не считаем, поэтому случаев остаётся семь: рыбка с глазом, рыбка с ухом, глазки, ушки, восьмёрка, двойные глазки, глазки и ушки. Если встретилась одна из многочисленных точек, то прочитаете главу «Диагональ», которая научит Вас выходить на крест и далее опять семь случаев OLL. В конце каждой главы я буду писать как смоделировать ситуацию. Вы сможете запомнить ситуацию — помнить ее мышечной памятью и натренировать «finger tricks»10. Во многих случая я напишу как смоделировать ситуацию OLL с помощью другого OLL (чтобы её лучше запомнили OLL), но иногда я отступлю от этого правила. Состояние «собранная шапка» (при этом некоторые кубики могут стоять не на «своём» месте.

Худая тётка, буква Т с точкой — OLL 45

Один из самых простых OLL, при сборке такой «палки» у новичков обычно получался скип (skip), и они пропускали этап сборки шапки.

Но, чтобы всегда получался скип (собиралась шапка), необходимо букву Т держать правильно как на картинке.

ХУДАЯ ТЁТКА, БУКВА Т С ТОЧКОЙ — OLL 45

Решается данный OLL комбинацией, которую начинающие спидкуберы знают как «палка».

F — (R U R1 U1) — F1

Теперь о том, почему я эту ситуацию называю «худая тётка». Я это делаю по нескольким причинам: 1) отличать данный случай от другой похожей буквы Т; 2) тётка начинается на букву Т, и будет напоминать что за случай решается; 3) у этой тётки худые бока — всего одна точка; 4) худая тётка — это образ, а «буква Т с точкой» это абстракция. Человек лучше и надёжнее запоминает образы, чем абстракции.

Запоминалка.

«Худая тётка проглотила палку».

Ещё одно обоснование почему выбрано прилагательное худая — при перелёте в Лондон, тётка заказала всего одно «блюдо» — Пиф-Паф, в отличие от другой тётки (читайте про другую тётку в следующей главе). На англоязычных сайтах этот OLL обозначен как Edges Bar.

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net

Другие алгоритмы OLL45 — Худая Тётка

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать ситуацию «худая тётка»?

На собранной шапке прокрутить — «Мягкий знак с левой стенкой» (смотри соответствующую главу) и сделать доворот U2.

Тётка-обжора или буква Т с блоком — OLL 33

С первого взгляда новичка очень похож на предыдущий OLL, но у данного OLL есть небольшое отличие — на боковой грани уже не один кубик, а два.

ТЁТКА-ОБЖОРА ИЛИ БУКВА Т С БЛОКОМ-OLL 33

Я постарался подобрать запоминающееся название к этому OLL. Поскольку OLL в виде буквы Т, то это тоже тётка. Тётка-обжора по двум причинам: 1) у неё толстые бока — с боку две точки (у худой тётки одна точка); 2) эта тётка никуда не летит, но заказала два блюда — «Пиф-Паф» и «Кувалду».

(R U R1 U1) (R1 F R F1)

За рубежом данный OLL обозначают T2.

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL33 — Т с блоком

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать ситуацию? Покрутить OLL «Правильный галстук с блоками» на собранной шапке. «Тётка-обжора» и «Правильный галстук с блоками» это противоположные комбинации.

Рыбка с глазом (рыбка косая) — OLL 27

РЫБКА С ГЛАЗОМ (РЫБКА КОСАЯ) — OLL 27

Алгоритм (R U R1 U) (R U2 R1)

Названий данного OLL можно встретить очень много. В английской литературе OLL27 называется Sune (солнышко). Видимо, из-за того, что угловые кубики расположены «по солнышку», «по часовой стрелке», «по часам». Русскоязычные спидкуберы этот OLL называют по разному. Просто «рыбка» (тогда другую рыбку называют «акула»), «рыбка Язь», «рыбка с глазом» (глаз это кубик FUR). Если посмотреть на рисунок, то действительно это похоже на рыбку, которая плывёт куда-то вниз. «Рыбка с глазом» наиболее распространённое название среди русскоязычных спидкуберов. Вообще такие угловые кубики, которые смотрят на спидкубера называют «глазами». Мы дальше встретим глаза в других OLL. Я случай называю «рыбка косая», так как она «одноглазая», а если увидеть и второй глаз, то смотрит он куда-то назад, а не в сторону движения. Название «рыбка косая» ещё и будет напоминать начинающему спидкуберу, что алгоритм состоит из «рыбки» — (R U R1 U) и «рюмки» (R U2 R1), видимо поэтому «косая». Именно поэтому, название «рыбка косая» считаю очень оправданным.

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL27 — Рыбка

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать ситуацию?

На собранной шапке покрутить OLL «рыбка с ухом» (о ней читай следующую главу).

Рыбка с ухом — OLL 26

РЫБКА С УХОМ — OLL 26

Если рыбку повернуть так, чтобы она тоже плыла вниз, как в рыбке главой выше, то у такой рыбки уже нет глаза. Но у этой рыбки есть «ухо». Некоторые спидкуберы чтобы кардинально различать рыбки, «рыбку с глазом» называют «рыбка Язь» или просто «рыбка», а «рыбку с ухом» называют «акула».

Угловые кубики, которые смотрят в бок, называют «уши». Название уши тоже нам пригодится далее, запомните это понятие.

В англоязычной среде этот OLL называют Antisune.

Если покрутить U2, то будет такое положение рыбки.

РЫБКА С УХОМ — OLL 26 (правильная позиция)

Из этого положения решается алгоритмом, который получается, если покрутить «рыбку косую» задом наперёд —

R U2 R1 U1 R U1 R1

Как видим разные «Рыбка с глазом» и Рыбка с ухом» — это противоположные комбинации и из собранной шапки моделируют друг друга.

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL25 — Рыбка с ухом

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Ушки (ушастая жирная тётка-обжора) — OLL 24

УШКИ (УШАСТАЯ ЖИРНАЯ ТЁТКА-ОБЖОРА) — OLL 24

Название «Ушастая жирная тётка-обжора» будет сразу оправдано в тот момент, как читатель увидит алгоритм решения данного OLL. Данный OLL на западе называется Shark.

Итак, алгоритм (Rw U R1 U1) (Rw1 F R F1)

Для тех, кто впервые видит букву w в формулах, поясняю, что такой ход означает, что вместе с первой буквой перед w-обозначающей куда крутить совместно крутится и средний слой. Например, Rw означает, что надо крутить правый и средний слой (слой M) по часовой стрелке, Rw1 — два слоя против часовой стрелки.

Вращение Rw

Ещё можно увидеть r и r1 — старое обозначение нотации вращений, которые обозначают Rw и Rw1 в новой нотации. В этой книге будет использована новая нотация, так как она более выделяется при печати.

Как видно из записи алгоритма, это та же «тётка-обжора», только первые ходы в пиф-пафах делают спаренным, «делаем жирно» как учит Максим Чечнев-соответственно, тётка-обжора получилась «жирной», алгоритм решает ситуацию «ушки», значит она ещё и «ушастая».

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL24 — Ушки

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать ситуацию ушастая жирная тётка?

На собранном верхе 1. прокрутить 1 раз комбинацию {(R1 F2) [(R U2) + (R U2)] (R1 F2)} — (R U2 R1) из «Глазки вниз».

Восьмёрка (Нос) — OLL 25

ВОСЬМЁРКА (НОС) — OLL 25

Этот алгоритм на западе называют The finger (перевод палец). Максим Чечнев этому алгоритму дал название «нос»: если рассматривать угловые неперевернутые кубики как два глаза (один смотрит влево, другой-вниз), то между ними большой нос (кубики ulf, ul, uf, центр).

Русскоговорящие спидкуберы дали алгоритму название «восьмёрка» из-за сходства верхних собранных кубиков шапки с наклонённой вправо «восьмёркой». Алгоритм для решения «восьмерки» такой же как для решения «ушастой тётки», но последний ход становится первым

F1 (Rw U R1 U1) (Rw1 F R). Таким образом, одна и та же формула в разных вариантах является решением для трех ситуаций: «тётки-обжоры», «ушки» и «восьмёрка».

Из другой позиции

Восьмерка (другой вариант решения)

решается обратным алгоритмом Уши. По другому можно запомнить, что делаются два пиф-пафа — молот и обратный пиф-паф с последними жирными ходами):

(F R1 F1 Rw) (U R U1 Rw1)

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL25 — Восьмерка (нос)

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать OLL «восьмёрка»: на собранной шапке выполнить алгоритм «ушки».

Глазки — OLL 23

ГЛАЗКИ-OLL 23

Этот OLL на англоязычных сайтах назван Superman.

В русскоязычной традиции этот OLL — два угловых кубика, которые смотрят на нас, соответственно, это «Глазки».

Алгоритм OLL Глазки уже видели в конце предыдущей главы.

{(R1 F2) [(R U2) + (R U2)] (R1 F2)} — (R U2 R1)

Теперь, о том как запомнить. Максим Чечнев предлагает так, нужно запомнить, что когда «выключаем свет», то «уезжаем на 2 года в Лондон, когда «включаем свет», то «у нас сильно кружится голова». Ну, а дальше, у нас «рюмка». Свяжем образ OLL «глазки» с алгоритмом маленькой историей-запоминалкой. «У нас сильно болели глаза, мы выключили дома все электроприборы, и поехали на 2 года в Лондон на лечение, в отеле включили свет — у нас сильно закружилась голова, когда мы поехали на операцию, доктор включил свет в операционной и у нас опять сильно закружилась голова, то ли от света, то ли от анестезии-и мы очнулись от голоса доктора: «я сделал операцию-все хорошо». Он выключил свет в операционной и мы уехали из Лондона на 2 года, дома накапали в рюмку лекарства и выпили для профилактики заболевания».

Есть вариант решения из той же позиции. Автору книги не нравится алгоритм из-за некрасивости написания (соответственно учить сложнее) и потому что, я не люблю ход D.

R2 D R1 U2 R U1 R1 U2 R1

Хотя его можно переписать покрасивее, если представить, что буква D как будто буква в различных пиф-пафах, но нужно слишком много исключений запоминать.

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL23 — Глаза

Вероятность ситуации (Probability) — 1/54.

Как смоделировать ситуацию «глазки»? Сделать это просто-на собранной шапке прокрутить алгоритм «глазки» 2 раза (первый раз выйдут «ушки», второй раз «глазки»). У алгоритма «глазки» число цикла равно 3.

Двойные глазки — OLL 21

ДВОЙНЫЕ ГЛАЗКИ — OLL 21

Данный OLL русскоязычные спидкуберы называют «двойные глазки». Ранее мы уже рассказывали какой угловой кубик можно назвать глазом. В данном OLL одна пара глаз смотрит на нас, а вторая пара глаз смотрит назад.

За рубежом у англоязычных спидкуберов данный OLL называют Double Superman. Алгоритм решения данного OLL — очень просто выглядит и запоминается (решается из положения когда глаза смотрят на тебя). F — (R U R1 U1) *3 — F1

едем в Лондон, делаем три Пиф-Пафа, возвращаемся из Лондона. Максим Чечнев как очень изобретательный человек с нестандартным подходом, называет данную ситуацию «НТВ+», поясняя, что каждая буква — это Пиф-Паф, а знак + должен напоминать, что в данной формуле есть плюс в виде поездки «в Лондон и из Лондона». Я предлагаю связать образ OLL и алгоритм во фразе

«Двойные глазки все видят — они видели, как ты уехал в Лондон, три раза там стрелял, и вернулся из Лондона, чтобы тебя там не поймали».

Есть вариант (и он считается более быстрым), но новичку нужно ещё много запомнить и поэтому я считаю можно отложить его изучение. Он выполняется из другой позиции двойных глазок

Двойные глаза горизонтально

Алгоритм из такой ситуации

(R U R1 U) (R U1 R1 U) (R U2 R1)

Я его запоминал так: «Двойные глазки посмотрели налево, посмотрели направо и на столе увидели рыбку, краба и рюмку».

Другие алгоритмы (буквами FZ отмечены алгоритмы в справочнике от Феликса Земдекса) можно посмотреть на картинке от сайта algbd.net.

Другие алгоритмы OLL21 — Двойные глазки

Вероятность ситуации (Probability) — 1/108.

Для того, чтобы смоделировать ситуацию просто — на собранной шапке сделать комбинацию «двойные глазки».

Глазки и ушки — OLL 22

ГЛАЗКИ И УШКИ — OLL 22

Ещё одна ситуация, в которой необходимо перевернуть 4 угловых кубика.

На западе этот OLL известен под названием Pi. Если уж совсем лень запоминать специальный алгоритм, просто запомните: данный OLL держим глазками налево и просто крутим комбинацию «рыбка» 2 раза.

1) (R U R1 U) (R U2 R1) U1 (R U R1 U) (R U2 R1)

Запомнить можно так: «глазки посмотрели налево — увидели первую рыбку и ушки услышали всплеск второй рыбки». Между рыбками нужно сделать доворот U1 или перехват y1.

Но так решать очень долго и вы можете оставить изучение второго алгоритма до того момента как захотите повысить уровень своего мастерства в решении данной ситуации. Многие спидкуберы решают данный OLL комбинацией под названием «вертолёт».

2а) (R U21) (R2 U1) (R2 U1) (R2 U21) R

А теперь о том, как запомнить комбинацию «вертолёт». Для этого за основу возьмём пару (R U1). Тогда первая цифра число в парах чисел формулы 12 — 21 — 21 — 22 — 10 будет означать сколько раз надо крутить ход R, а вторая цифра — сколько раз крутить ход U1. Например, 21 означает, что ход R крутим 2 раза — это R2, цифра 1 — ход U1 делаем 1 раз. Как всё это запомнить. Как обычно надо сочинить историю. Например, такую: «Я повернул глаза налево и сначала увидели, потом услышали вертолёт Вертолёт RU1 летал по расписанию: в 12часов 21 минуту прилетал, в 21.22 улетал. Расписание оставалось неизменным уже 10 лет». Конечно «повернул глаза налево» с точки зрения литературы звучит коряво, но тут надо именно, зафиксировать в запоминалке рисунок OLL, из которого решается данным алгоритмом и как правильно держать кубик. Постепенно ваши руки запомнят «вертолёт», и запоминалка отпадет сама собой. Рекомендую посмотреть в интернете, как быстро крутить этот и другие алгоритмы. На самом деле за счёт того, что R2 и R21 это одно и тоже. Формулу можно переписать для быстрого вращения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Метод Фридрих за месяц. Спидкубинг: виды Пиф-Пафов и как выучить OLL и PLL за 2 недели (Часть 1) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

из любой горизонтальной «палки», применив алгоритм F (R U R1 U1) F1, вы сделаете крест

10

Finger Tricks (fingertricks, фингертриксы) — способы выполнения вращений отдельных граней или комбинаций движений алгоритмов, для более стабильного и более быстрого выполнения алгоритмов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я