Социология. Краткий курc

Коллектив авторов, 2014

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Социология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

1. Объект и предмет социологии

1

Социология изучает социальную сферу функционирования и развития общества. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений.

Социология — наука о закономерностях становления и развития социальных систем, социальных общностей, групп, личностей.

Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и нетрадиционной — социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая — вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Данные элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни. Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях, группах и институтах.

Под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и пр. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

2

Различают следующие основные объекты изучения социологии:

• общество как целостная социальная реальность;

• социальные организации;

• социальные институты;

• социальные взаимодействия;

• социальные явления;

• социальные процессы;

• социальные отношения;

• социальные общности;

• социальные субъекты.

Институты — созданные людьми стабильные формы организации жизни (институт брака, семьи, церкви, образования, государства и т. д.).

Объект изучения социологии — информация об обществе (объективная, субъективная, первичная, вторичная, собранная с помощью различных методов и на основании разных источников).

3

Выделяют следующие основные информационные объекты социологии:

• демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения);

• психологический (совокупность установок и методов поведения людей);

• общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях);

• отношенческий (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями);

• культурологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).

Предмет изучения социологии — социальная жизнь общества, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

4

Разработано несколько различных подходов к изучению социологии как науки:

♦ масштабный подход к рассмотрению социологии (макросоциология, мезосоциология, микросоциология);

♦ содержательный (социальные факты, общие и специальные социологические теории, методы сбора и анализа данных);

♦ целевой (фундаментальная и прикладная социология).

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы) и взаимосвязи различных частей общества, их взаимодействие. Мезосоциология исследует имеющиеся в обществе группы людей (классы, нации, поколения) и институты. Микросоциология обращена к процессам непосредственного межличностного взаимодействия, исследует поведение, общение людей в повседневной жизни, их мотивы, поступки, нормы и правила.

Среди современных социологов на макросоциологическом уровне преобладают в основном функционализм Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, теории конфликта К. Маркса и Р. Дарендорфа. Согласно микросоциологическим теориям, взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания (Дж. Хоманс); люди, как актеры в театре, играют определенные роли (Э. Гофман).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я