Трансформационный коучинг в исследовании и коррекции тревожности у взрослых

Софья Муханова

В настоящее время объектом пристального внимания психологов и психотерапевтов становится проблема профилактики и коррекции тревожных состояний. Многие люди жалуются на участившиеся приступы беспокойства, неуверенности, на страх, апатию. Длительная тревожность и стресс порождают различные заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервно-психической и других систем организма. В современных условиях становится актуальным поиск новых способов решения проблемы.

Оглавление

  • Введение
  • Предпосылки исследования состояний тревожности у взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трансформационный коучинг в исследовании и коррекции тревожности у взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предпосылки исследования состояний тревожности у взрослых

Генезис исследований и сущность тревожных состояний

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями.

Тревога в мире человеческих переживаний — явление столь распространенное и имеет столько разных оттенков, что трудно решиться на попытку её объяснения. В каждом языке существует много различных определений этого состояния. Несмотря на большое количество исследований, ни одна психологическая проблема не претерпела таких спадов и подъёмов в своём изучении, как проблема тревожности.

В настоящее время в психологической литературе все чаще появляются публикации, касающиеся тревожности — это указывает на актуализацию проблемы и на возрастание интереса к её изучению.

Впервые выделил проблему и акцентировал внимание на состоянии беспокойства и тревоги Зигмунд Фрейд.

Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины [9;13].

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны — активацией автономной нервной системы. Состояние тревоги возникает, когда человек воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как потенциально опасную. Состояние тревоги может варьироваться по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, который испытывает человек.

Термин «тревога» или «тревожность» используется также для обозначения устойчивых особенностей в склонности человека испытывать такое состояние. В этом случае тревожность означает черту личности.

Тревожность как черта, или личностная тревожность, не проявляется непосредственно в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека возникает состояние тревоги. Например, невротическая личность склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [9;15].

Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, — например, Фрейд, Гольдштейн и Хорни, — утверждают, что тревога является «расплывчатым опасением» и что главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, в то время как объектом тревоги является опасность неконкретная, «неопределенная», «лишенная объекта». Особенностью тревоги является ощущение неуверенности и беспомощности перед лицом опасности [17;29].

Можно сказать, что тревога — это опасение в ситуации, где под угрозой оказывается ценность, которая, по ощущению человека, жизненно важна для существования его личности.

Это может быть угроза физическому существованию (угроза смерти) или же существованию психологическому (потеря свободы, бессмысленность). Также опасность может относиться к еще какой-либо ценности, с которой человек идентифицирует свое существование (патриотизм, любовь другого человека, «успех» и так далее).

Описывая тревогу, ее часто называют «размытым» или «неопределенным» ощущением, но это не означает, что тревога менее чувствительна, чем другие сильные чувства. При прочих равных условиях тревога мучительнее, чем страх. Не следует также на основании этих описаний делать вывод о том, что главной психофизиологической особенностью тревоги является то, что это генерализованная реакция, охватывающая весь организм [17;30]. Другие эмоции, например страх, ярость и злость также являются реакциями всего организма. Но размытость и неопределенность тревоги относится к тому уровню личности, на который направлена потенциальная угроза. Различные страхи, переживаемые человеком, основаны на его системе безопасности, которая развивается в течение жизни; тревога же ставит под угрозу саму эту систему безопасности.

Каким бы неприятным ни было переживание страха, опасность при этом можно локализовать в пространстве и к ней, хотя бы теоретически, можно приспособиться. Страх — это взаимоотношения организма с определенным объектом: если этот объект можно устранить с помощью борьбы или бегства, то чувство опасности исчезает [17;32]. Но поскольку тревога охватывает глубинные основы личности, человек не может занять положение вне ее, не может объективировать опасность, поэтому перед подобной угрозой он бессилен.

Научные подходы к классификации причин возникновения и форм проявления взрослой тревожности

О тревоге говорят, что она «охватывает» или «заполняет»; человек испуган, но не знает точно, чего он боится. Поскольку вызывающая тревогу угроза направлена на ценности, жизненно важные для безопасности личности, а не на что-то вторичное, некоторые авторы, например Фрейд и Салливан, описывают тревогу как «космическое переживание», поскольку «она поражает все наше бытие, распространяется по всей нашей субъективной вселенной. Мы не можем встать в стороне от тревоги и объективировать ее. Мы не можем посмотреть на нее со стороны, поскольку она поражает саму способность смотреть, само наше восприятие» [13;19].

Когда Кьеркегор подчеркивает, что тревога связана с внутренним состоянием человека, а Фрейд утверждает, что при тревоге объект «игнорируется», это не значит, что опасность, вызывающая тревогу, является чем-то маловажным. Также и выражение «лишенная объекта» говорит не только о том, что опасность вытеснена в бессознательное. Скорее, тревога потому лишена объекта, что она поражает основание психологической структуры личности, на котором строится восприятие своего Я, отличного от мира объектов [13;23].

По утверждению Салливана, Я человека развивается для того, чтобы защитить его от тревоги. Верно и обратное утверждение: усиление тревоги сужает поле самоосознания. Чем сильнее тревога, тем меньше осознание своего Я как субъекта, обращенного к объектам во внешнем мире.

Поскольку тревога ставит под угрозу основы человеческого Я, на философском уровне тревога является осознанием того, что Я может прекратить свое существование. Тиллих называет это «угрозой «небытия». Смерть, переутомление, болезнь, разрушительная агрессия — все это примеры небытия. В сознании большинства людей нормальная тревога ассоциируется со смертью, и действительно это наиболее распространенная форма нормальной тревоги [13;29].

Теория Гольдштейна. Тревога и утрата окружающего мира

Учёный согласен с Кьеркегором, Фрейдом и другими, кто считал, что тревогу следует отличать от страха, поскольку у страха есть конкретный объект, а тревога представляет собой смутное чувство опасности без четкого конкретного содержания. С помощью наблюдений над человеком, испытывающим интенсивную тревогу, часто можно заметить, что тот не может сказать или понять, чего он боится.

Гольдштейн говорит, что «отсутствие объекта» легко заметить у пациента с начинающимся психозом, но то же самое наблюдается и в менее серьезных случаях тревоги. Когда клиенты, испытывающие тревогу, приходят к психоаналитику, они часто говорят, что именно невозможность установить источник страха делает тревогу таким мучительным переживанием, лишающим человека самообладания [1;54].

Гольдштейн спрашивает: «Не заключается ли тревога именно в этой невозможности точно понять, где же находится источник опасности?» Он пишет: «Для страха существует адекватная защитная реакция: тело выражает напряжение и внимание, сосредоточенное на определенной части окружающей среды. Но в состоянии тревоги мы видим бессмысленное возбуждение, застывшие или искаженные экспрессивные движения и отключение от окружающего мира, аффективную замкнутость, при этом эмоции не имеют отношения к окружающему. Прерываются все контакты с миром, приостанавливаются восприятие и действие. Страх обостряет восприятие. Тревога парализует ощущения, делая их как бы бесполезными, страх же мобилизует их к действию» [1;56].

Теория Салливана. Тревога как боязнь неодобрения

Самая убедительная, по мнению многих исследователей, теория, связывающая тревогу с межличностными отношениями, принадлежит Гарри Стану Салливану.

Тревога, как считает Салливан, возникает в межличностном мире младенца из боязни неодобрения со стороны значимого для него взрослого. Ребенок начинает переживать тревогу с помощью эмпатии, ощущая неодобрение матери задолго до того, как в нем появляется способность осознавать. Одобрению матери сопутствует награда, а неодобрению — наказание. Но еще важнее тот факт, что неодобрение влечет за собой неповторимый дискомфорт тревоги. Тревога ограничивает действия младенца, заставляя выбирать лишь те, которые вызывают одобрение [9;83].

Салливан высказывает следующую важную мысль: «Я» формируется для того, чтобы защитить нас от тревоги. «Я» — это динамический процесс, с помощью которого организм вбирает в себя переживания, влекущие за собой одобрение и награду, и учится исключать все то, что ведет к неодобрению и тревоге. Ограничения, установленные в первые годы жизни, сохраняются и поддерживаются в течение многих лет, поскольку «мы переживаем тревогу каждый раз, когда пытаемся перешагнуть установленные границы».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Предпосылки исследования состояний тревожности у взрослых

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трансформационный коучинг в исследовании и коррекции тревожности у взрослых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я