Поэтапное изучение Библии в контексте мировой литературы

Софья Агранович, 1999

Авторы методического пособия предлагают обратиться к историко-литературному анализу библейских сказаний, к поиску фольклорно-мифологических источников библейских образов и сюжетов, а также причин их трансформации в литературе последующих веков: предложить учащимся этические нормы, заложенные в Библии не как аксиому, а как продукт эволюции нравственных воззрений человечества. Используемый авторами сопоставительный метод дает возможность построить представления о единстве культурного континуума. Методическое пособие включает в себя программу спецкурса «Изучение Библии в контексте мировой литературы», комментарии к программе, методические рекомендации и разработки уроков. Пособие предназначено для учителей, работающих в гуманитарных классах общеобразовательных школ, а также в гимназиях и лицеях. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэтапное изучение Библии в контексте мировой литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Методические рекомендации для 5 класса

Основная задача учителя в 5 классе — показать, что Библия — особая книга. Это очень сложная задача, решать которую необходимо на конкретном материале Ветхого Завета: на сказаниях о сотворении мира и человека, грехопадении, о Каине и Авеле, Исаве и Иакове, о вавилонской башне.

Знакомить детей с библейскими персонажами необходимо так, чтобы имена Авраама, Моисея, Христа и т. д. не были непонятными, функционировали и соотносились с Хроносом, Гераклом, Одиссеем, Ильей Муромцем…

Следует при помощи комментариев постепенно приучать школьников к чтению библейского текста с характерным для него риторизмом, краткостью, скупостью словесного выражения, к формульному построению предложений: с этой целью отказаться от любых пересказов.

Целесообразно сделать первые попытки исторического анализа и толкования библейских текстов. Например, фрагмент о грехопадении и изгнании из рая авторы предлагают соотнести с мифами о первочеловеке и возникновении мира в культурах других народов; «древо познания добра и зла» истолковать, опираясь на мифологические сказания народов мира о так называемом «мировом дереве», объяснив мифологические истоки этих сказаний, объяснив функции «мирового дерева» в миропонимании ранних культур, показать, как в Библии делается определенное движение к новому представлению о «мировом дереве», которое раньше было «древом жизни и смерти» соединяющим и разделяющим нижний и верхний мир, предков и потомков; а в Библии, где основное противостояние человека и Бога, стало «древом добра и зла». Произошла смена прежних бытийных категорий: «жизнь — смерть» новыми этическими «добро — зло».

А если проанализировать сказания о Каине и Авеле, используя библейский текст, а не искажающие смысл пересказы, в сопоставлении с древнеримским мифом о Ромуле и Реме, то можно прийти к выводу, что все народы размышляют на эту тему. Миф о Ромуле и Реме сводится к мысли о том, что убийство должно быть справедливым, невинного убивать нельзя, обычно созидатель жизни убивает разрушителя (демиург — трикстера). В Библии убийство не позволительно, даже если человек виновен. Интересно, что античная культура тоже приходит к такому выводу, для примера можно проанализировать басню Эзопа «Убийца».

Предлагаемый в качестве иллюстрации урок «Каинова печать» затрагивает вечные этические проблемы: разрешено ли человеку убивать, должен ли он нести ответственность за убийство, может ли он заслужить прощение… Для пятиклассников эти вопросы крайне сложны, поэтому авторы убеждены, что нельзя ограничиваться назидательными пересказами, а необходимо обратиться к древнейшим представлениям о мире и человеке; желательно ознакомить учеников с древними обрядами, связанными с убийством.

Задания, предложенные авторами, могут быть изменены в зависимости от уровня подготовленности класса и желания учителя. Например, вместо басни Эзопа «Убийца» можно проанализировать библейское сказание об Исаве и Иакове, повествующее о том, как люди учились смирять в себе гнев. Если есть время, желательно побеседовать об эпиграфе к уроку, обращая особое внимание на то, что Ш. Бодлер просит «милости к падшим» у самого Бога.

Урок 1

Каинова печать

Цели урока:

побудить учеников к размышлению над одним из основных этических вопросов: имеет ли человек право на убийство себе подобного; используя сопоставленный анализ произведений разных эпох и народов, определить, в чем особенность библейского подхода к убийству.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поэтапное изучение Библии в контексте мировой литературы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я