«Опыт постижения мира» Софии Эззиати – это книга афоризмов и философских эссе, изящных по форме и глубоких по содержанию. Автор размышляет о самых насущных экзистенциальных вопросах: об устройстве нашего мира, о поиске человеком своего предназначения, о ежедневном нравственном выборе собственного пути, о смысле любви, дружбы и «истинного союзничества». Важно, что все высказывания автора скрупулёзно отобраны из романа-антиутопии «Дневник революции» и его продолжения – «Дневник революции 2». Подобно жемчужинам, излучающим тёплый свет, приведённые здесь мысли, обещают не только духовное прозрение, но и утешение на трудных земных дорогах и космических траекториях. Также в книге приводятся рецензии профессиональных критиков и литературоведов, сделавших подробный анализ «Дневника революции». В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опыт постижения мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Эззиати София, 2022
© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2022
Опыт прочтения
Эта книга весьма необычна. Родилась она из романа Софии Эззиати «Дневник революции». Произведение, написанное, на первый взгляд, в жанре антиутопии, оказалось настолько многоплановым и плотным по смыслу, что возникла идея сделать отдельную книгу, состоящую из афоризмов, размышлений и философских эссе. То есть все они существовали в пространстве «Дневника революции», а теперь обрели самостоятельную жизнь. Свободные от сюжетной составляющей, они привносят совершенно новые смыслы, которые подспудно жили в романе, но проявились в полной мере только сейчас.
Книга, которую вы держите в руках, называется «Опыт постижения мира». Автор София Эззиати. Но это уже не роман «Дневник революции», а совершенно другое произведение.
Получилось свежо, живо и оригинально. Нечто сродни «Опытам» Мишеля де Монтеня, «Мыслям» Блеза Паскаля и «Максимам» Франсуа де Ларошфуко. Из русских классиков, работавших в этом жанре, сразу приходит на ум Василий Розанов и его «Уединённое».
Вот, например, одно из размышлений Монтеня:
«Те, которые вменяют людям в вину их всегдашнее влечение к будущему и учат хвататься за блага, даруемые нам настоящим, и ни о чём больше не помышлять, — ибо будущее ещё менее в нашей власти, чем даже прошлое, — затрагивают одно из наиболее распространённых человеческих заблуждений, если только можно назвать заблуждением то, к чему толкает нас, дабы мы продолжали творить её дело, сама природа; озабоченная в большей мере тем, чтобы мы были деятельны, чем чтобы владели истиной, она внушает нам среди многих других и эту обманчивую мечту. Мы никогда не бываем у себя дома, мы всегда пребываем где-то вовне. Опасения, желания, надежды влекут к будущему; они лишают нас способности воспринимать и понимать то, что есть, поглощая нас тем, что будет хотя бы даже тогда, когда нас самих больше не будет. Calamitosus est animus futuri anxius. (Несчастна душа, исполненная забот о будущем (лат.)».
А вот Паскаль:
«Ибо в конечном счете что же он такое — человек во Вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, всё сущее в сравнении с небытием, нечто среднее между всем и ничем. Бесконечно далёкий от понимания этих крайностей — конца мироздания и его начала, вовеки скрытых от людского взора непроницаемой тайной, — он равно не способен постичь небытие, из которого был извлечён, и бесконечность, которая его поглотит».
А вот Ларошфуко:
«Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна».
А вот Розанов:
«Боль жизни гораздо могущественнее интереса к жизни. Вот отчего религия всегда будет одолевать философию».
А вот Эззиати:
«Даже в мимолетные мгновения счастья ощущение противостояния чему-то незримому и необратимому жило во мне, ни на секунду не ослабляя своей холодной хватки. Только теперь я поняла, что эта хватка была моей собственной. Ведь это я противилась принять то, что уготовила мне судьба. Её испытания, не пройдя которые, я ни за что бы не приблизилась к тому, чтобы познать себя, найти своё предназначение и всех тех, кто меня окружает. Ведь эти испытания приносят и счастье, мы многое обретаем, хоть и многое теряем. Главное, не потерять себя. Как циклична жизнь…»
Или вот пример афоризма Софии Эззиати, россыпи которых были обнаружены в «Дневнике революции»:
«Враг всегда ближе, чем кажется, враг всегда внутри нас».
Я вовсе не пытаюсь сравнивать приведённые выше высказывания и оценивать величие той или иной мысли. Речь идёт о форме выражения, о способе познания мира.
Также в книге «Опыт постижения мира» приводятся развёрнутые профессиональные рецензии писателей и критиков на роман Софии Эззиати «Дневник революции» и его продолжение «Дневник революции 2». Есть те особенности, на которые обратили внимание все рецензенты, а есть вещи, которые сумел прочувствовать лишь кто-то один. Причём каждый увидел в романе что-то своё, скрытое от глаз других исследователей.
Интересно то, что критики, берясь за написание рецензии, не читали отзывов своих коллег, поэтому анализ получился честным и беспристрастным, основанным только лишь на впечатлении от романа. Свой уникальный опыт прочтения они попытались передать читателям.
Анастасия Ермакова, писатель, критик, заместитель главного редактора «Литературной газеты»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Опыт постижения мира предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других