Чудовища и красавицы. Опасные сказки

Соман Чайнани, 2021

СТАРЫЕ СКАЗКИ МЕРТВЫ. Пришло время новых сказок для новых Читателей, точно знающих, что Чудовищу верить нельзя, а история Золушки не закончилась хеппи-эндом. Спящей Красавице совсем необязательно ждать спасения от Прекрасного принца, а Гензель и Гретель не то чтобы совсем уж беспомощные малыши. Принцы же порой совершенно не интересуются принцессами. Что если мы – НОВЫЕ ЧИТАТЕЛИ – правы, и всё было совсем не так, как все привыкли думать? 12 ОПАСНЫХ СКАЗОК, 12 историй, вселяющих надежду на то, что будущее за нами. Каждому под силу написать СВОЮ СОБСТВЕННУЮ НОВУЮ СКАЗКУ.

Оглавление

Из серии: Школа Добра и Зла и другие книги Сомана Чайнани

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудовища и красавицы. Опасные сказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Белоснежка

Девушка выходит замуж за робкого, нерешительного человека. За безвольного принца.

Он любит её, произносит нежные слова, обещает ей счастливую долгую жизнь впереди. К сожалению, совершенно иначе смотрят на девушку остальные, те, кто окружает её. Им она со своей чёрной кожей видится воплощением греха, они относятся к ней брезгливо, словно к куску угля, к комку засохшей грязи. Ещё бы! Ведь она совершенно не похожа на других, светлокожих девушек, которые считаются признанными красавицами в этом королевстве! Но принц заставляет свою избранницу забыть об этом, он переносит её на руках через порог своей спальни, чистой и белой, и девушка чувствует себя красавицей.

Однако люди не перестают относиться к ней с подозрением и недоверием. Точно так же относится к ней и отец принца, здешний король. С чего это его сыну вздумалось жениться на этой… этой… Неужели ему было мало вокруг других, правильных девушек? Так думает король, так думают многие другие, но все молчат и скрывают своё недовольство. Соблюдают правила вежливости.

Соблюдают до тех пор, пока не умирает король.

Теперь новым правителем становится вчерашний принц, а его принцесса, само собой, становится королевой. Нравится ли это жителям королевства? Хотят ли они видеть её королевой? Нет, нет и ещё раз нет. Да, люди продолжают молчать, но молодой король не может не чувствовать их недовольства, которое, словно яд, отравляет воздух, которым он дышит. И его королева это тоже чувствует. Король принимает всё это близко к сердцу, но, не обладая сильной волей, не находит в себе сил сражаться за свою любовь. Он проиграл, он отступает. Боясь пойти наперекор людской неприязни, он выбирает самый лёгкий путь: начинает флиртовать с местными светлыми красавицами и почти перестаёт общаться со своей темнокожей королевой.

Это, разумеется, успокаивает людей. Народ такое положение дел вполне устраивает.

Наступает середина зимы — суровое, холодное время. Одинокая, как всегда, королева сидит в своей комнате у окна и шьёт, то и дело отрываясь, чтобы посмотреть, как ложится, укрывая весь мир своим белым саваном, крупный, густой снег. Вот ворона села на подоконник у открытого окна, замерла на месте, глядя на королеву круглым блестящим глазом. А снег не медлит, падает на чёрные вороньи перья, делает их белыми, прямо на глазах превращая ворону в голубя. Королева вздрагивает и укалывает иглой палец, из которого выступает капелька крови и падает на покрытую снегом птицу.

«Вот если бы у меня был ребёнок, — печально думает королева. — Девочка. Белая, как снег. Чёрная, как воронье оперение. Алая, как кровь. Как я любила бы её! Ах, как бы я её любила!»

И она целует птицу, словно желая запечатлеть своё заветное желание.

Проходит положенное время, и у королевы рождается дочь — девочка с чёрной, как вороново крыло, кожей, кроваво-красными губами и сверкающими, как снег, белками глаз.

Королева называет свою дочь Белоснежкой и смеётся от радости.

Она очень, очень любит свою дочь, оказавшуюся в точности такой, как ей хотелось. Но в Белоснежке нет ничего, ровным счётом ничего от короля, и потому он-то, в отличие от матери, видеть эту девочку не желает. То же самое можно сказать и о жителях королевства, которым Белоснежка представляется посланным им с небес проклятием. Королева постоянно держит дочь рядом с собой, неусыпно следит за нею, охраняет словно величайшую драгоценность. Королева знает, что только она, одна она сможет научить девочку любить и быть любимой.

Но на королеву, словно снег на ворону, обрушивается болезнь, и к концу зимы королевы уже нет больше на этом свете.

Проходит год, и король снова женится. У его новой избранницы молочно-белая кожа, пышная копна каштановых волос и цепкий, словно медвежий капкан, взгляд. Новая королева терпеть не может Белоснежку, считает её позорным пятном на своей семье. Она заставляет падчерицу делать самую грязную, самую тяжёлую работу — мыть полы в замке, стирать, убирать за лошадьми навоз на конюшне. При этом обзавестись собственным ребёнком королева не спешит, она ужасно боится вследствие родов потерять частицу своей, как она считает, несравненной красоты. Красота становится её навязчивой идеей, вот почему королева каждый день по несколько раз подходит к висящему на стене её огромной, с гулким эхом спальни волшебному зеркалу, чтобы спросить его:

— Зеркало волшебное на моей стене,

Я прошу тебя, скажи поскорее мне.

Не скрывая ничего, честный дай ответ:

Я на свете всех милей — правда или нет?

И зеркало неизменно отвечает ей в своей чопорной старомодной манере:

— Много дивных чаровниц видел этот свет,

Только ты прекрасней всех, в том сомнений нет.

После этих слов настроение королевы сразу улучшается, появляется румянец на щеках, становится легко на душе. Наступает то, что она называет счастьем.

Однако Белоснежка тем временем взрослеет, и с каждым днём всё более ослепительной становится её красота, которую не спрячешь ни на конюшне, ни на кухне, ни в чулане, ни под слоем муки и пыли. Честно сказать, королева совсем уже и думать забыла о том, что у неё есть падчерица, как вдруг…

— Зеркало волшебное на моей стене,

Я прошу тебя, скажи поскорее мне.

Не скрывая ничего, честный дай ответ:

Я на свете всех милей — правда или нет?

В очередной раз спросила однажды утром королева и услышала в ответ:

— Ты, конечно, хороша, милая царица,

Но красивее тебя есть одна девица.

— Как? Кто? Немедленно покажи мне её! — завопила королева, и зеркало показало ей Белоснежку.

Сначала королева глазам своим не поверила, усмехнулась. Белоснежка! Вот эта дурнушка — и красивее её? Впрочем, все предыдущие годы зеркало говорило, что королева прекраснее всех на свете, и она ему верила. Но если зеркало тогда правду говорило, то, наверное, говорит её и сейчас? С одной стороны, в мире существуют общепринятые стандарты красоты. Но что, если своей красотой Белоснежка нарушит эти правила? А что, если люди вслед за зеркалом признают внешность Белоснежки новым каноном красоты?

С этого момента королева начинает ненавидеть Белоснежку в десять — нет, в сто! — раз сильнее прежнего. Придумывает для неё всё новую и новую работу, заставляет спать в каморке без окон, пилит своего мужа, если тот осмеливается хотя бы взглянуть на свою дочь. Но чем больше измывается над падчерицей королева, тем сильнее терзает её зависть и ревность, и нет теперь ей от этого покоя ни днём, ни ночью. Особенно ночью.

Пришло лето, накрыло дворец душным одеялом. От жары ненависть королевы распаляется всё больше — хотя, казалось бы, куда же ещё? Теперь мачехе уже недостаточно просто помыкать Белоснежкой, недостаточно делать вид, что она просто не замечает её. Королеве хочется, чтобы падчерица взбунтовалась, и тогда можно будет обвинить её… да в чём угодно, хоть бы и в государственной измене, за которую, как известно, положена смертная казнь. Но девушка на провокации не поддаётся, держит язык за зубами и молча смотрит на мачеху. Чувствует, как та теряет уверенность в себе, теряет силы, а это значит, что с каждым днём Белоснежка становится всё сильнее. И красивее.

И зеркало тоже подтверждает.

Она тебя приятнее для глаз

В сто раз.

И снова, и снова повторяет это, хоть каждые пять минут его спрашивай.

Теперь королева знает, что ни сломить, ни победить девушку ей не удастся.

Значит, остаётся только один выход: Белоснежка должна умереть.

Королева зовёт к себе егеря.

— Отведи Белоснежку в лес и убей её там, — говорит она ему. — А после того, как убьёшь, вырежи её легкие и печень и принеси мне.

Егерь не спорит, молча соглашается, потому что королева обещает щедро заплатить за это злодеяние, а у егеря дома жена, дети…

Егерь ведёт Белоснежку в лес, она идёт спокойно, убежать не порывается, и даже не плачет, когда он наконец достаёт нож и направляет его в грудь девушке. Вместо этого она лишь задаёт короткий вопрос:

— За что?

Этот вопрос ставит егеря в тупик. Он привык к тому, что люди, оказавшись в смертельной опасности, кричат, мечутся, пытаются убежать подальше…

А действительно, за что?

Егерь опускает нож.

— Уходи и никогда не возвращайся, — говорит он Белоснежке, и она скрывается в густом подлеске.

Охотник вздыхает, глядя ей вслед. Он знает, что этой ночи девушка не переживёт, её всё равно задерут дикие звери. Пусть так, но, по крайней мере, не от его руки она умрёт. Егерь терпеливо дожидается появления кабана, умело, безжалостно закалывает его, взрезает живот, достаёт лёгкие и печень. Они у кабана очень похожи на печень и лёгкие человека, на вид не отличишь.

Вернувшись в замок, егерь отдаёт лёгкие и печень королеве, та приказывает повару сварить их и с жадностью съедает. Ей кажется, что вместе с лёгкими и печенью она забрала себе красоту убитой падчерицы.

Избалованный ребёнок в лесу не выживет, это точно. Запутается в лианах, застрянет в зарослях ежевики и станет жертвой первого же хищника, которому приглянется. Но Белоснежка — девушка не избалованная и к тому же сохранившая тесную связь с дикой природой. Почему, спросите вы? Да потому, что её красота берёт начало в красоте величественных деревьев и нежных цветков, порхающих бабочек и грациозных лис. Красота Белоснежки не имеет ничего общего с напудренными лицами, нелепыми париками и тяжёлыми, как броня, платьями придворных модниц. Она другая, потому-то королева и приказала убить её. Для неё видеть падчерицу было всё равно что смотреть на слепящее солнце, не прикрыв глаза рукой. Егерь думал, что Белоснежка погибнет, оставшись одна в лесу. Он ошибался. Лес принимает Белоснежку с радостью как свою, как родную. Медведи и волки вежливо уступают ей дорогу, спелые плоды и ягоды сами падают к её ногам. А Белоснежка всё бежит и бежит вперёд, туда, где за рекой, на границе королевства, поднимаются в небо заснеженные вершины гор — одна, вторая, третья. А затем в серебристом лунном свете появляется домик. Маленький, чистенький, окружённый белым забором из штакетника, с аккуратно подстриженной лужайкой, на которой пышно растут петунии. Тихое, мирное место. Белоснежка подходит к двери, стучит, но никто не отзывается. Девушка тихонько толкает дверь — она не заперта, и Белоснежка без опаски заходит внутрь. О, да это просто музей настоящий — повсюду вазы с цветами, ковры, украшенные драгоценными камнями подсвечники… Однако здесь живут! Вот стол, а на нём семь маленьких глиняных мисочек и семь маленьких глиняных кружечек, а рядом с ними такие же маленькие ножи и вилки. Кувшины с медовым вином. На подносе тыквенный, разрезанный на семь частей пирог. В тазике груда свежей, но немытой зелени. Вдоль стен стоят семь маленьких, накрытых красивыми покрывалами кроваток, возле каждой из них пара домашних тапочек.

Белоснежка моет зелень, делает из неё салат, заправляет лимонным соком и найденным в буфете оливковым маслом. Берёт кусок пирога, наливает полный кубок — тоже маленький, как и всё здесь, — медового вина.

«Пора уходить, — говорит она себе. — Оставаться здесь опасно. Опа-асно…»

Но спит уже Белоснежка, уютно свернувшись калачиком на чьей-то чужой кроватке.

Поздно-поздно вечером возвращаются хозяева домика. Это семь гномов, которые целыми днями работают в глубоких горных пещерах, добывая в них золото и драгоценные камни. Работают там, куда никогда не рискуют спускаться обычные шахтёры королевы. Негромко насвистывая и подсвечивая себе фонариками, они проходят по дорожке в дом — и сразу замечают, что кто-то в нём недавно побывал. Без них.

— Кто это, интересно, пил наше вино? — удивляется один из гномов.

— А пирог наш кто ел? — вторит ему второй гном.

— Смотрите-ка, кто-то приготовил нам салат, — замечает третий.

А самый старший, самый главный из них, гном с самой длинной бородой и самыми усталыми глазами, сразу переходит к главному.

— А кто это на моей кровати разлёгся и спит, хотелось бы знать? — спрашивает он.

И все гномы освещают своими фонариками Белоснежку, которая так привыкла спать в темноте в своей каморке без окон, что сразу же вскакивает.

Она впервые видит таких же чёрных, как она сама, маленьких мужчин с блестящей как антрацит кожей, белоснежными бородами, одетых в разноцветные накидки с яркими шляпами-колпачками на голове. Во дворце, в котором жила Белоснежка, людей, похожих на неё, не было. Никого. Впрочем, Белоснежку это нисколько не волновало, она считала, что цвет кожи не имеет ровным счётом никакого значения. И какое ей дело до того, что кто-то осуждает её за это? Тот, кто видит только внешность человека, но не видит его самого, — слеп. Хотя, если вдуматься, Белоснежка сама была не права. Рано лишившись матери, не имея даже зеркала, она не была уверена в себе, в своей полноценности, как не бывает уверен в этом чёрный лебедь, затесавшийся в стаю белых лебедей. Они твердят ему, что он урод, хотя на самом-то деле этот чёрный лебедь — настоящая жемчужина. Но ничего этого Белоснежка о себе не знала и становилась всё более замкнутой. Решила, что молчать гораздо правильнее, чем отвечать словами протеста на людскую несправедливость. И только теперь, оказавшись, если можно так сказать, «среди своих», она сбросила эти сковывавшие её изнутри путы и, почувствовав себя свободной, сбивчиво, торопливо рассказала гномам свою историю. Всё рассказала и о себе, и о мерзкой тщеславной королеве, обманувшей своего мужа и пытавшейся тайно убить его дочь. Да-да, убить, причём только лишь потому, что, по словам волшебного зеркальца, королеве начинала угрожать красота её падчерицы. И это притом, что сама Белоснежка красивой себя никогда не считала.

Выслушав рассказ гостьи, гномы долго переглядываются.

— Вот потому-то и мы всегда живём исключительно сами по себе, — негромко ворчит себе под нос старший гном.

На глазах Белоснежки появляются слёзы.

— Простите, я не хотела вас беспокоить. Я не знала, — говорит она, направляясь к двери.

— Куда ты пойдёшь? — спрашивает её старший гном.

— За горы, — отвечает девушка.

— За горы? Но мы сами оттуда пришли, — вздыхает в ответ гном. — Тамошний король не хочет таких людей, как мы. Там ничуть не лучше. В другом королевстве ты всё равно не будешь в безопасности.

Белоснежка растеряна. Она не знает, что ей делать. Похоже, этот мир создан не для неё, хотя она и родилась в нём.

Гномы негромко совещаются, сблизив головы, затем старший гном поворачивается к Белоснежке.

— Ты знаешь какие-нибудь хорошие сказки, чтобы рассказывать их нам на ночь? — спрашивает он. — Если да, то можешь остаться у нас. Мы очень любим сказки.

— У вас всегда будут самые лучшие сказки на ночь, — облегчённо улыбается Белоснежка. — Я их знаю… У меня в голове этих сказок как звёзд на небе.

На самом деле она не знает никаких сказок. Хороших сказок, во всяком случае. Те истории, что она слышала в замке — о чудовищах, красавицах и принцах, — лишены, как ей кажется, всякого смысла. Но Белоснежка слишком умна, чтобы признаться в этом и просто сказать, что для таких, как она и гномы, хороших сказок ещё не придумано. Ничего, она сочинит их. Сама придумает.

Тем временем застелена восьмая кроватка — для неё.

На следующее утро гномы возвращаются в пещеры, но перед уходом старший гном строго-настрого приказывает Белоснежке быть начеку и опасаться своей мачехи.

— Если королева действительно такая, как ты рассказывала, — говорит он, — то у неё должно быть чёрное-чёрное сердце. А люди с чёрными сердцами не могут спать спокойно в своих белых-белых замках. Так что рано или поздно она придёт за тобой.

Белоснежка слушает гнома вполуха, невнимательно, и давайте простим девушку за это, потому что у неё в голове много других мыслей, много других забот. Нужно и в доме прибрать, и сказку новую сочинить, и приготовить салат, который так понравился гномам. Так что мысли о мачехе если и есть, то они отходят на второй план, и это тоже неудивительно, потому что куда приятнее думать о том, что доставляет тебе удовольствие и радость, не правда ли? А мачеха… Что ж, она становится главной злодейкой в сказках Белоснежки. Это она, ведьма с белой до прозрачности кожей и взглядом, похожим на острые зубья медвежьего капкана, будет отныне мучить доблестных сказочных героев с тёмной кожей.

А королеве снятся тем временем лёгкие и печень Белоснежки — как жаль, что их оказалось так мало и это восхитительное блюдо закончилось! Ах, ещё бы немножко…

Первое время королева обходит своё волшебное зеркало стороной. Ей не нужны его подтверждения, она и без них уверена, что вновь стала прекраснее всех на свете. На душе королевы светло и спокойно, а зеркало… да-да, пусть зеркало знает, что она и без него может обойтись. Предательское стекло! Это наказание тебе за то, что ты столько времени называло другое, чужое имя!

Но проходит несколько недель, и что-то тревожно становится королеве, словно вылезает из сырой могилы чья-то холодная костлявая рука и хватает, сжимает ей сердце.

От таких кошмаров есть лишь одно лекарство. После долгого перерыва королева вновь подходит к зеркалу.

— Зеркало волшебное на моей стене,

Я прошу тебя, скажи поскорее мне.

Не скрывая ничего, честный дай ответ:

Я на свете всех милей — правда или нет?

Спрашивает королева и с ужасом слышит в ответ:

— Ты, конечно, хороша, милая царица,

Но прекраснее тебя есть одна девица —

Белоснежка всех милей, что с недавних пор

Вместе с гномами живёт в домике у гор.

Если честно, чего-то подобного королева ожидала и боялась. Было предчувствие, что не оставит её Белоснежка в покое, будет преследовать, словно грозный призрак. То, что падчерица живёт где-то далеко, у самых гор, в какой-то хибаре, да ещё вместе с какими-то грязными карликами, — слишком слабое утешение. Белоснежка жива, и это самое главное. Само её существование — это смертельная угроза тому миру, в котором живёт королева.

План в голове королевы рождается почти моментально. У таких женщин, как она, проблем с этим не бывает. Что ж, Белоснежка должна умереть, и на этот раз по-настоящему. Такое серьёзное дело нельзя перепоручать никому, а значит, королеве придётся убить её собственной рукой. Впрочем, почему придётся? Сделать это самой будет приятнее, да и надёжнее.

Королева варит зелье из праха летучих мышей, змеиного языка и жабьей крови. Приготовив, выпивает его залпом и хрипит, схватившись за горло, а её лицо тем временем темнеет, почерневшая кожа складками свисает с черепа, делая уродливым лицо, которое волшебное зеркало совсем ещё недавно называло прекрасным. А зелье продолжает опускаться вниз по пищеводу, высасывая из королевы последние силы, убивая её душу. Когда чёрная магия заканчивает своё дело, королева едва жива. Собрав последние силы, она смачивает в остатках зелья зубцы гребней для волос, кладёт их в холщовую суму и, волоча ноги, уходит в лес.

В домике у подножия гор Белоснежка напевает весёлую песенку, уговаривая тем самым поскорее подняться поставленное тесто, из которого она испечёт хлеб, и одновременно заканчивает придумывать новую сказку, чтобы рассказать её на ночь гномам.

— А вот гребешки для волос! — раздаётся резкий голос за окном. — Покупайте гребешки, чтобы стать красивыми!

Белоснежка открывает дверь. На пороге стоит сгорбленная, омерзительного вида торговка с чёрным, словно обожжённым, лицом и голодным, каким-то волчьим взглядом. На мгновение в голове Белоснежки проносится мысль: «Не королева ли это явилась, чтобы убить меня?»

Но нет, нет, разве может её мачеха дойти до того, чтобы так изуродовать своё прелестное личико? А потом, надев на себя эти рваные грязные тряпки, пойти через весь лес искать затерявшийся у подножия гор маленький домик, в котором живут гномы? Нет, так низко она не опустится. Ни за что.

Белоснежке становится жалко старуху, и она покупает у неё все три гребня, заплатив за них медяками, взятыми из копилки гномов.

— Позволь мне причесать тебя, красавица, — предлагает торговка.

Пожалуй, звучит это скорее как приказ, чем просьба.

Белоснежке сразу вспоминается, как издевалась над её волосами мачеха в замке, как требовала завязывать их в мокрую тряпку, чтобы распрямить локоны.

Те дни миновали, локоны Белоснежки могут теперь расти свободно, однако от воспоминаний ей всё равно никуда не деться.

— Хорошо, — неохотно соглашается Белоснежка.

Королева с силой втыкает гребень в голову Белоснежки, он царапает ей кожу, и яд проникает в организм. Белоснежка понимает свою ошибку, но уже слишком поздно, и она падает замертво в белые цветки петуний.

«Прекрасно она теперь выглядит! — думает королева, с ухмылкой глядя на мёртвую падчерицу. — Хороша как никогда!»

И, ковыляя, уходит прочь.

Спустя некоторое время семь гномов возвращаются домой и находят Белоснежку — она лежит у порога без признаков жизни. К счастью, старший гном замечает торчащий в волосах Белоснежки гребень. Гном наклоняется и чувствует исходящий от гребня тяжёлый горький запах чёрной магии. Старший гном немедленно выдёргивает гребень и велит поймать пиявку в ближайшем пруду. Пиявка отсасывает из ранки яд, Белоснежка начинает дышать и открывает глаза. Придя в себя, Белоснежка начинает рассказывать о несчастной старухе-торговке с гребнями, которая взялась причесать ей волосы, чтобы сделать красивой… но замолкает, увидев лица гномов, и понимает, насколько глупо она поступила.

Тем временем королева, вернувшись во дворец, всю ночь готовит противоядия — спешит вернуть себе красоту, очень беспокоясь о том, не потемнела ли навсегда её прекрасная молочно-белая кожа. Кожа возвращает свой прежний матовый цвет, но оживает зеркало и говорит само, хотя его никто ни о чём не спрашивает:

Царица, быть милее всех тебе не суждено.

Лучше Белоснежки стать не сможешь всё равно.

Какой удар для королевы! Значит, её падчерица жива! Но как? Как ей это удалось? Да, такую соперницу не только ненавидеть, её даже уважать, пожалуй, можно. Вот это воля к жизни! Но если эта мерзавка думает, что сумела победить, она сильно ошибается. Королева снова и снова будет пытаться убить её. До тех пор, пока наконец не убьёт. Что ж, не желая откладывать дело в долгий ящик, королева вновь начинает варить в жабьей крови прах летучих мышей и змеиный язык.

А на другом конце леса старший гном наставляет Белоснежку, отрывая её от возни с тестом.

— Смотри, никому дверь не открывай, слышишь?

— Ага, — рассеянно отвечает ему Белоснежка.

Старший гном огорчённо качает головой и вместе с остальными гномами отправляется в пещеры. У этой девушки совершенно нет чувства опасности! Она беспечна настолько, что непременно вновь попадёт в очередной раз расставленные ведьмой сети.

Что ж, быть может, гном прав. Или всё-таки нет?

Это становится ясно спустя несколько часов, когда в дверь домика снова стучат, а вслед слышится хриплый голос.

— Яблоки! Кому свежие, спелые, сладкие яблоки?

В доме никто не откликается.

Тук-тук-тук!

— Большие сочные яблоки!

Тишина.

— Яблоки с королевского стола! Лучшие в мире!

Дверь открывается.

— Ну если лучшие в мире… с королевского стола… — говорит Белоснежка, держа двумя прихватками горячую, прямо из печи буханку хлеба.

Она поднимает взгляд и едва не роняет хлеб из рук. Мачеха вновь затемнила себе лицо, но на этот раз перестаралась: и чёрная краска слишком глубоко ушла внутрь, а на поверхность вывернулась наизнанку молочно-белая кожа, превращая лицо королевы в жуткую уродливую маску, которой и название-то сложно подобрать.

Белоснежка берёт себя в руки, а ничего не подозревающая мачеха, которая не может видеть себя со стороны, говорит с придыханием:

— У меня есть яблочко для тебя, моя дорогая.

— Такое же, как тот гребень? — прищурив глаз, спрашивает Белоснежка.

— Гребень? Какой ещё гребень?

— Тот, что ты вчера мне продала.

— Ты, видно, спутала меня с кем-то, милая, — возражает торговка.

«Ах так! — думает про себя Белоснежка. — Ну что ж, тогда играем дальше».

— Вчера одна похожая на тебя торговка продала мне гребень для волос. Он оказался отравлен, и я едва не умерла. Извини, но больше я ничего у незнакомых людей не беру, — объясняет Белоснежка.

— Гребень? Отравленный? Какой ужас! Нет, я так никогда не поступила бы, что ты! — качает головой старуха. — Хорошо, если ты так боишься, давай я это яблоко пополам разрежу. Вот, возьми его красную половинку, а я себе белую половинку возьму.

Торговка откусывает от своей половинки яблока и мычит от наслаждения:

— М-м-м… божественно! Бери, ешь.

Но девушка взять свою половинку яблока не спешит.

— А сколько стоит половинка твоего яблока? — спрашивает она.

— Сколько стоит… А сколько не жалко! Две медные монетки. Или даже одну.

— Но у меня нет денег, — говорит Белоснежка.

— Но как же вчера-то… — хмурится торговка, но спохватывается, умолкает и говорит, протягивая девушке красную половинку яблока. — Ладно, бери так. Бесплатно.

— Бесплатно? — усмехается Белоснежка. — Ты прошла через весь лес и хочешь отдать своё, как ты сама сказала, бесценное яблоко просто так, задаром? Нет, так не бывает. Мне, конечно, хочется съесть это яблоко, но должна же я чем-нибудь за него заплатить… Послушай, а как насчёт хлеба? Я его только что испекла. Он слегка пригорел сверху, но очень вкусный и белый внутри, как твоя половинка яблока.

Торговка буквально насильно суёт девушке в руку красную половинку яблока.

— Ешь скорее, пока сок на срезе не засох, — говорит она.

— А как же мой хлеб? Ты действительно не желаешь его попробовать? — спрашивает Белоснежка, поглядывая на свою буханку. — Ведь я пеку свой хлеб на особом масле, которое сохраняет мою красоту и даже делает меня ещё краше…

— Правда? — быстро переспрашивает торговка, и её глаза загораются жадным огнём.

— Правда, — заверяет Белоснежка. Она отламывает кусок хлеба и протягивает его торговке. — Съешь и, может быть, тоже станешь красивой.

— Ну-у… — Торговка выхватывает хлеб, моментально проглатывает его и бормочет, прикрыв глаза: — Какой странный горький привкус… Знакомый какой-то… Но это же…

Белоснежка спокойно смотрит на мачеху. Да, она запекла в своём хлебе отравленный гребень, потому-то и кажется королеве знакомым его вкус.

Ведьма широко открывает глаза, хватается рукой за горло, а затем замертво валится своим чёрным лицом в белые цветы возле дома.

Белоснежка вырывает из мёртвых рук мачехи яблоко и, чтобы оно не оставило семян, спешит сжечь его в камине вместе с отравленным хлебом.

Вернувшиеся домой гномы долго не могут решить, что им делать с телом королевы. Смерть вернула её лицу прежнюю бледность и вновь сделала похожей на саму себя. Белоснежка предлагает отвезти тело к своему отцу, королю, но гномы уверены, что это может обернуться смертным приговором для них всех, включая саму Белоснежку. Увидев мёртвую королеву, гномов и Белоснежку, народ начнёт требовать, чтобы им отрубили головы, а наш король сами знаете какой бесхарактерный! Согласится на всё, лишь бы бунта не было.

Наконец решение принято. Гномы кладут королеву в стеклянный гроб, относят его на вершину самой крутой горы и оставляют там, в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь заберёт королеву. Теперь каждый день, направляясь в рудники, гномы мельком бросают взгляд на стеклянный гроб, приподнимают свои колпачки и на секунду склоняют головы. У гномов принято с уважением относиться к мертвецам. К любым мертвецам.

Лето сменяется зимой, и вновь приходит весна. Летят года, птицы вьют гнёзда на стеклянной крышке гроба, ставшего со временем частью самой горы.

И вот однажды, когда гномы уже почти забыли, по правде говоря, о мёртвой королеве, они вдруг видят стоящего возле гроба юношу.

Это принц — высокий, красивый, с серебристыми волосами цвета инея.

Сын короля, который правит по ту сторону гор. Того самого короля, который выгнал из своей страны гномов из-за цвета их кожи.

Но принц никакой враждебности к гномам не проявляет. По правде говоря, он вообще не замечает их, разглядывает лежащую в стеклянном гробу королеву.

— Какая красивая, — говорит принц. — Самая прекрасная во всей стране… Нет, на целом свете!

Гномы с трудом удерживаются, чтобы не ахнуть, потому что…

Потому что принц этот с чёрной кожей, как они сами.

— Нет, не самая красивая, — говорит старший гном, заметив искорку в глазах принца.

— Что? — переспрашивает принц, впервые замечая гномов.

Старший гном что-то шепчет сидящей в гнезде птице, и та, поднявшись в воздух, стремительно летит к домику.

Принц ещё долго продолжает, как загипнотизированный, смотреть на лежащую в гробу королеву и отрывается лишь тогда, когда замечает движущуюся на стекле тень.

Повернувшись, он видит Белоснежку, они смотрят друг на друга, словно на своё собственное отражение в зеркале.

Принц настолько ошеломлён, что вздрагивает и, отпрянув назад, сбивает стеклянный гроб, который падает с горы в бездонную пропасть.

Девушка выходит замуж за робкого, нерешительного человека.

Он любит её, произносит нежные слова, обещает ей счастливую долгую жизнь впереди. К сожалению, совершенно иначе смотрят на девушку остальные, те, что окружают её. Им она со своей чёрной кожей видится воплощением греха, они относятся к ней брезгливо, словно к куску угля, к комку засохшей грязи. Ещё бы! Ведь она совершенно не похожа на других, светлокожих девушек, которые считаются признанными красавицами в этом королевстве! Но принц заставляет свою избранницу забыть об этом, он переносит её на руках через порог своей спальни, чистой и белой, и девушка чувствует себя красавицей.

Однако люди не перестают относиться к ней с подозрением и недоверием. Точно так же относится к ней и отец принца, здешний король. С чего это его сыну вздумалось жениться на этой… этой?.. Неужели ему было мало вокруг других, правильных девушек? Так думает король, так думают многие другие, но все молчат и скрывают своё недовольство. Соблюдают правила вежливости.

Соблюдают до тех пор, пока не умирает король.

Теперь новым правителем становится вчерашний принц, а его принцесса, само собой, становится королевой. Нравится ли это жителям королевства? Хотят ли они видеть её королевой? Нет, нет и ещё раз нет. Да, люди продолжают молчать, но молодой король не может не чувствовать их недовольства, которое, словно яд, отравляет воздух, которым он дышит. И его королева это тоже чувствует. Король принимает всё это близко к сердцу, но, не обладая сильной волей, не находит в себе сил сражаться за свою любовь. Он проиграл, он отступает. Боясь пойти наперекор людской неприязни, он выбирает самый лёгкий путь — начинает флиртовать с местными красавицами и почти перестаёт общаться со своей королевой.

Это, разумеется, успокаивает людей. Народ такое положение дел вполне устраивает.

Наступает середина зимы — суровое, холодное время. Одинокая, как всегда, королева сидит в своей комнате у окна и шьёт, то и дело отрываясь, чтобы посмотреть, как ложится, укрывает весь мир своим белым саваном крупный, густой снег. Вот ворона села на подоконник у открытого окна, замерла на месте, глядя на королеву своим круглым блестящим глазом. А снег не медлит, падает на чёрные вороньи перья, делает их белыми, прямо на глазах превращая ворону в голубя. Королева вздрагивает и укалывает иглой палец, из которого выступает капелька крови и падает на покрытую снегом птицу.

«Вот если бы у меня был ребёнок, — печально думает королева. — Девочка. Белая, как снег. Чёрная, как воронье оперение. Алая, как кровь. Как я любила бы её! Ах, как бы я её любила!»

И она целует птицу, словно желая запечатлеть своё заветное желание.

Проходит положенное время, и у королевы рождается дочь — девочка с чёрной, как вороново крыло, кожей, кроваво-красными губами и сверкающими, как снег, белками глаз.

Королева называет свою дочь Маленькой Белоснежкой, или Белоснежечкой, и смеётся от радости.

Она очень, очень любит свою дочь, оказавшуюся в точности такой, как ей хотелось. Но в Белоснежечке нет ничего, ровным счётом ничего от короля, и потому он-то, в отличие от матери, видеть эту девочку не желает. То же самое можно сказать и о жителях королевства, которым Белоснежечка представляется посланным им с небес проклятием. Королева постоянно держит дочь рядом с собой, неусыпно следит за нею, охраняет словно величайшую драгоценность. Королева знает, что только она, одна она сможет научить девочку любить и быть любимой.

Но затем на королеву обрушивается болезнь, и…

Нет. На этот раз всё происходит иначе.

Семь гномов крадут королеву и увозят её в лес. С любовью ухаживают за ней, сражаются за каждый её день, за каждый вдох. Они защищают её с той же страстью, с какой защищала свою красоту тщеславная королева-мачеха. И старшая Белоснежка выживает, хотя и должна была умереть.

Двери замка распахнуты перед нею настежь.

Она возвратилась, став ещё сильнее, чем раньше.

Король вздрагивает — история свернула куда-то в сторону, выбилась из сценария, всё пошло не так…

Белоснежка смотрит ему прямо в глаза.

Её ребёнок не потеряет свою мать.

Её дочь не будут унижать, не станут держать в узде.

Её дочь будет воспитана правильно.

Как чёрный лебедь, который знает, что он — королева, жемчужина в белой стае.

Мать прижимает дочь к своей груди и садится на трон.

Волосы у неё растрёпаны, ноги прочно упираются в пол.

Она словно чёрный алмаз, что сияет ярче золота.

Нет, никуда она не денется, никуда не уйдёт!

Оглавление

Из серии: Школа Добра и Зла и другие книги Сомана Чайнани

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Чудовища и красавицы. Опасные сказки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я