Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного

Сборник статей, 2019

В сборнике представлены статьи, посвященные современной парадигме преподавания и изучения русского языка как иностранного. В частности, рассматриваются такие вопросы, как создание учебников и учебных пособий по РКИ; использование новых технологий для формирования коммуникативной, лингвистической, социолингвистической и лингвокультуроведческой компетенций в процессе межъязыкового взаимодействия; профессионально ориентированное обучение РКИ и иностранным языкам в современных условиях и др.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Электронные образовательные ресурсы в обучении русскому языку как иностранному

Алехина Т.С.

магистрант, Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, Москва

e-mail: t_alekhina@yahoo.com

Аннотация: статья посвящена электронным образовательным ресурсам, применяемым в обучении русскому языку как иностранному. Рассматриваются различные образовательные ресурсы для изучения русского языка. Дается их основная характеристика. Статья предназначена для специалистов, интересующихся современными технологиями в области преподавания РКИ.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы; русский как иностранный; электронное обучение; информационно-коммуникационные технологии; Интернет.

T.S. Alekhina

Graduate Student, Pushkin State Russian Language Institute, Moscow

e-mail: t_alekhina@yahoo.com

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Abstract: the article is devoted to electronic educational resources in teaching Russian as a foreign language. Different electronic resources are analyzed and characterized. This article is intended for specialists inquiring about modern technologies in teaching Russian as a foreign language.

Keywords: electronic educational resources; Russian as a foreign language; e-learning; information and communication technology; the Internet.

В современном обществе быстро развиваются информационно-коммуникационные технологии. Их расширение влияет и на образовательную систему. Соответственно, изменяется и образовательная среда вуза. В ней появляется новая область, основанная на применении информационных и коммуникационных технологий, — электронная образовательная среда. Основным её предназначением является организация самостоятельной работы студентов, расширение их образовательной активности и инициативы [3, с. 121].

Так, одним из новшеств в образовании стало использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как при аудиторной, так и при самостоятельной работе студентов.

Главная цель использования ЭОР — вывод образовательного процесса на новый уровень. Электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных, что предоставляет обучающемуся гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

В настоящее время существует множество возможностей использования электронных ресурсов для обучения иностранным языкам, в том числе и русскому как иностранному. К ним относят: электронные учебники, интерактивные обучающие пособия, справочно-информационные источники, виртуальные среды, электронные базы данных, электронные библиотеки и т.п. [1, с. 46].

Кроме того, необходимо сказать, что существуют специальные образовательные ресурсы по обучению русскому как иностранному. Среди них стоит отметить следующие:

‒ проект Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина портал «Образование на русском» (https://pushkininstitute.ru);

‒ компьютерные обучающие программы Воронежского государственного университет «Русская грамматика. Первые шаги» (http://interedu.vsu.ru/rusoft/lab_site.swf);

‒ сетевой ресурс «Learn Russian» (http://learnrussian.rt.com);

‒ сетевой ресурс «Master Russian» (http://masterrussian.com);

‒ авторский портал «Russian For Everyone» (http://www.russianforeveryone.com).

Проект Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина «Образование на русском» представляет собой образовательный портал для дистанционного изучения русского языка как иностранного.

Для всех, кто желает изучать русский как иностранный, портал «Образование на русском» предлагает следующие возможности:

‒ обучиться русскому языку самостоятельно или под руководством авторитетного тьютора;

‒ пройти тестирование на знание русского языка и получить сертификат, подтверждающий ваш уровень;

‒ получить знания по различным тематикам на открытых онлайн-курсах на русском языке;

‒ стать партнером портала, заявив о себе и приняв участие в реализуемых на портале проектах в сфере изучения, продвижения и сохранения русского языка.

Необходимо добавить, что портал содержит следующие образовательные ресурсы и онлайн-сервисы:

‒ обучение русскому языку от уровня А1 до уровня С2;

‒ курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей-русистов;

‒ онлайн-курсы по программам высшего филологического образования;

‒ онлайн-курсы дополнительного образования для широкого круга пользователей;

‒ обучение русскому языку детей-билингвов;

‒ открытые вебинары для преподавателей-русистов;

‒ онлайн-лекции профессоров по гуманитарной тематике;

‒ онлайн-уроки для изучающих русский язык;

‒ авторские интерактивные курсы им. А.С. Пушкина для широкого круга пользователей;

‒ видеофильмы о русском языке, литературе, культуре и образовании на русском языке для широкого круга пользователей;

‒ лингвострановедческий словарь «Россия»;

‒ конкурсы, олимпиады по русскому языку и литературе для обучающихся;

‒ новости и анонсы событий в мире русского языка [4].

Компьютерные обучающие программы «Русская грамматика. Первые шаги» (http://interedu.vsu.ru/rusoft/lab_site.swf) являются программами Воронежского государственного университета, разработанными Лабораторией новых образовательных технологий совместно с кафедрой русского языка довузовского этапа обучения иностранных учащихся. Созданные на базе мультимедийной платформы «Flash» программы содержат грамматические задания, которые охватывают следующие темы:

‒ род имён существительных;

‒ множественное число имён существительных;

‒ притяжательные местоимения;

‒ прилагательные;

‒ глагол (настоящее, прошедшее, будущее время);

‒ винительный падеж существительных;

‒ родительный падеж существительных.

Сетевой ресурс «Learn Russian» (http://learnrussian.rt.com) представляет собой мультимедийный портал на английском языке, содержащий информацию по разным аспектам русского языка. Так, например, есть раздел «уроки» («lessons»), где представлено сто занятий. Каждый урок содержит краткое описание, мини-словарь, а также включает в себя несколько заданий. После каждого пятого урока есть проверочный тест, закрепляющий навыки, полученные в указанных уроках. Кроме того, на портале представлены такие разделы, как «Алфавит», «Фонетика», «Словарь», «Тесты», «Грамматические таблицы» и «темы».

Сетевой ресурс «Master Russian» (http://masterrussian.com) — мультимедийный портал, не только охватывающий грамматику русского языка, но и содержащий лингвокультуроведческую информацию. На портале представлены уроки, посвященные грамматике и лексике. Кроме того, здесь можно найти различные интересные статьи, видео — и аудиодокументы о русской культуре.

Сетевой портал «Russian For Everyone» (http://www.russianforeveryone.com) — это авторский портал, разработанный д.ф.н. Юлией Рочтчиной (Julia Rochtchina). Курс включает в себя 35 грамматических уроков и 18 лексических. Каждый урок содержит небольшой вопросник и тест на повторение усвоенного материала. Также на сайте есть вспомогательные грамматические таблицы и языковые игры.

Анализ вышеуказанных ресурсов позволяет сделать вывод о том, что современные ЭОР имеют ряд преимуществ: мультимедийность, интерактивность и доступность. Это позволяет быстро найти необходимую информацию в нужном разделе, ознакомиться с ней, выполнить лексическо-грамматические упражнения, пройти тестовый контроль. Стоит добавить, что некоторые образовательные порталы предоставляют и культурологическую информацию, что может вызвать больший интерес к русскому языку и его культуре.

Однако необходимо добавить, что использование ЭОР в образовательном процессе должно не только являться целью преподавателя, но и выступать в качестве вспомогательного средства, которое может увеличить объём знаний, повысить их качество, развить навыки и умения для успешной коммуникации на русском языке.

Список литературы

1. Азимов Э.Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении русскому языку как иностранному: состояние и перспективы // Русский язык за рубежом. 2011. № 6. С. 45–55.

2. Компьютерные обучающие программы Воронежского государственного университета «Русская грамматика. Первые шаги». [Электронный ресурс]. URL: http://interedu.vsu.ru/rusoft/lab_site.swf (дата обращения 17.12.2018).

3. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б, Яковлева О.В. Инструменты педагогической деятельности в электронной среде // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 121–130.

4. Портал «Образование на русском». [Электронный ресурс]. URL: https://pushkininstitute.ru (дата обращения 01.12.2018).

5. «Learn Russian». [Электронный ресурс]. URL: http://learnrussian.rt.com (дата обращения 03.12.2018).

6. «Master Russian». [Электронный ресурс]. URL: http://masterrussian.com (дата обращения 03.12.2018).

7. «Russian For Everyone». [Электронный ресурс]. URL: http://www.russianforeveryone.com (дата обращения 03.12.2018).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я