Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений

Коллектив авторов, 2014

Монография подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2013 г. В монографии исследуются зарубежный опыт и отечественная практика оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений. Дана классификация понятий «потенциал» и «деятельность» образовательных и научных учреждений, на основании чего предложена матрица объектов для формирования системы аналитических показателей исследовательского университета (научно-образовательного центра). На основе предложенной матрицы разработаны структура, состав и база данных типовых аналитических показателей для оценки деятельности учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации. Предложен алгоритм проведения оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации. Даны методические рекомендации по организации мониторинга результатов самооценки этих учреждений. Данное монографическое издание предназначено руководителям и сотрудникам Аппарата Правительства Российской Федерации, министерств, в ведении которых находятся образовательные и научные учреждения. Также оно может быть полезно руководителям образовательных и научных учреждений, преподавателям, научным сотрудникам, аспирантам и студентам, интересующимся проблемами вузовского менеджмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Булыга Р. П., Ветрова И. Ф., Королев О. Г., Мельник М. В., 2014

© Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2014

Введение

Тенденции современного мира направлены на увеличение роли высшего образования в обществе, т. к. именно высшее образование выстраивает систему ценностей, связанную со стратегическими параметрами обеспечения национальной безопасности мировых держав, таких как «…благоприятные условия жизни и развития личности, социально-экономическая и военно-политическая стабильность общества…»[1], научно-технический прогресс. Направленность развитых стран на «…формирование новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий»[2], обязывает Россию противостоять «долговременным системным вызовам, отражающим… мировые тенденции»[3].

Инновационное развитие России невозможно без эффективной конкурентоспособной системы образования, т. к. именно в этом секторе формируется мировоззрение, направленное на реализацию стоящих перед страной стратегических национальных приоритетов во всех областях народного хозяйства.

Актуальность развития российской науки и образования в современных условиях интеграции и глобализации подтверждается активной законотворческой деятельностью последних лет. В частности, были приняты новые или претерпели ряд редакций такие правовые и нормативные акты, как «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)), Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 27.09.2013) «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 23.07.2013) и др.

Однако, несмотря на существенное совершенствование правовой и нормативной базы регулирования системы науки и образования, в настоящее время отсутствуют единые методологические подходы к оценке эффективности деятельности образовательных учреждений. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы исследования.

Целью работы является проведение анализа и оценки существующей системы мониторинга эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации, и разработка предложений по ее совершенствованию.

Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

— изучить зарубежную практику оценки эффективности деятельности государственных и негосударственных образовательных и научных учреждений;

— провести обзор нормативных правовых актов, регулирующих оценку эффективности деятельности учреждений образования и науки в России;

— проанализировать существующую систему оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации;

— определить направления совершенствования критериальной базы оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации;

— обосновать состав и структуру показателей оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации;

— разработать методические рекомендации по оценке эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации.

Объектом исследования является деятельность учреждений науки и образования.

Предметом исследования является существующая система мониторинга эффективности деятельности образовательных и научных учреждений.

Теоретическую и методологическую основу работы составляют общенаучные и специальные апробированные методы научного исследования, в том числе наблюдение, анализ, обобщение; комплексный и системный подходы, системный анализ и синтез; метод исторических сопоставлений; сравнение и сопоставительный анализ; метод аналогий; экономико-математические, логико-аналитические и статистические методы исследований; методы макроэкономического анализа; принципы и методы составления консолидированной финансовой отчетности и методика финансового анализа организаций.

Информационная база исследования включает международные и российские законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность учреждений науки и образования, методические материалы по оценке их эффективности, официальные статистические данные, ресурсы сети Интернет и др.

К основным результатам проведенного исследования относятся следующие положения, содержащие элементы новизны и практической значимости:

— дана классификация основных типов ситуаций применения аналитических показателей оценки эффективности деятельности зарубежных образовательных и научных организаций;

— дана классификация ситуаций применения аналитических показателей оценки эффективности деятельности отечественных образовательных и научных учреждений, проведен сравнительный анализ этой классификации с зарубежной практикой;

— проведена инвентаризация правового положения и управленческо-аналитической активности учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации, на основании чего предложена их статусная классификация;

— предложено определение понятия «научно-образовательный центр»;

— дана классификация компонентов потенциала и процессов деятельности научно-образовательного центра, на основании чего предложена матрица аналитических показателей;

— разработаны структура и состав типовых индикаторов, на основании чего предложена база данных аналитических показателей для оценки эффективности деятельности всех типов образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации;

— предложен алгоритм проведения оценки эффективности деятельности образовательных и научных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации, дана классификация типов оцениваемых учреждений;

— обоснован и предложен набор ключевых показателей для оценки эффективности деятельности каждого из типов учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации;

— даны методические рекомендации по организации мониторинга результатов самооценки подведомственных Правительству Российской Федерации учреждений.

Практическая значимость результатов работы состоит в возможности их использования в деятельности Правительства Российской Федерации по формированию оптимального состава подведомственных образовательных и научных учреждений, в полном соответствии мировой практике и требованиям отечественных нормативных правовых актов, предложенных методик расчета и порядка применения показателей для оценки эффективности их деятельности, прежде всего, с точки зрения выполнения этими учреждениями функций по кадровому, научному и методическому обеспечению задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации.

В качестве рекомендации, которая может иметь самостоятельное практическое значение, высказано предложение о наполнении понятия «подведомственный Правительству Российской Федерации» реальным юридическим статусом для подведомственных учреждений, т. е. о придании понятию «вуз, подведомственный Правительству Российской Федерации», значения «федеральный отраслевой университет». Кроме того, внесено предложение о возможности распространения нового статуса федерального отраслевого университета на вузы, выполняющие аналогичные функции, и подведомственные федеральным министерствам (например, Министерству обороны, Министерству иностранных дел и др.).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Совершенствование оценки эффективности деятельности подведомственных Правительству Российской Федерации образовательных и научных учреждений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Информационно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru.

2

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Информационно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru.

3

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Информационно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я