Сто старинных корейских историй. Том 2

Со Чжоно, 1996

Второй том двухтомного издания «Сто старинных корейских историй» продолжит знакомить читателя с древним корейским фольклором. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сто старинных корейских историй. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2

Узы и воздаяние

Трёхлетняя дорога на экзамен

В старину, когда дворянин отправлялся в столицу держать экзамен на государственную службу, ждал его долгий путь. Конечно, из ближайших провинций, да ещё и верхом, доехать можно было и за пару дней, но из дальних краёв, из провинций Чолла или Кёнсан, добирались до Сеула не меньше месяца. А у одного человека так и вовсе дорога в столицу заняла целых три года. Не три месяца, а три года! Согласитесь, это слишком много, даже если ползти черепашьим шагом. Расскажу-ка я вам эту историю. Слушайте.

В старину простой народ жил хуже некуда — не то что помещики-дворяне. Дворянин, если владел хоть небольшим клочком земли, ни в чём нужды не знал. Мог и не работать вовсе, только книги читать. А безземельному крестьянину приходилось батрачить на чужом поле. Так что крестьяне невольно зависели от землевладельцев. Стоило хоть чем-то вызвать недовольство хозяина поля, он тут же гнал работника прочь. И тогда оставалось бедняге класть зубы на полку. Вот насколько простой народ зависел от помещиков.

Жил в одной деревне дворянин, имевший большое рисовое поле. И вот на старости лет родился у него единственный сын. А когда мальчику исполнился год, пришёл к ним монах за подаянием. Увидел монах сына и говорит:

— У мальчика печать смерти на лице — суждено ему погибнуть от лап тигра.

Услышал это отец и застыл как громом поражённый, ведь был сын для него дороже серебра и золота.

— Нельзя ли как-нибудь злую судьбу отвести? Прошу скажите, что делать? — взмолился он.

Отвечает ему монах:

— Коли будет он жить так, чтобы не в чем было его упрекнуть, то избежит погибели.

Другими словами, никогда ни один человек не должен на него пожаловаться — вот что сказал монах. Но на деле всё не так просто, как на словах. Разве легко жить так, чтобы не услышать ни слова упрёка?

Отныне стал отец воспитывать сына со всей внимательностью. А как начал мальчик слова понимать, принялся его наставлять ежечасно: смотри, веди себя хорошо, чтобы никто на тебя не жаловался. Но мальчик золотое сердце имел и никому худого не делал. Со всеми приветлив был, не грубил, дурных и грязных дел не творил, нуждающимся помогал, за словами следил и только доброе людям говорил — не в чем было его упрекнуть.

Вырос он и нравом добр, и умом светел. Настало время ехать ему в столицу — держать экзамен на государственную службу. Подумали родители, подумали — и тревожно им сделалось за сына. До сих пор жил он осторожно, ни в чём не провинился, но кто знает, что может в дороге случиться. Ведь сказано было, что суждено ему погибнуть от лап тигра. А дорога в столицу идёт через горный лес и перевалы — как тут не тревожиться?

Спрашивают родители сына:

— Подумай хорошо и скажи, не водится ли за тобой какая-нибудь провинность? Не упрекал ли тебя кто?

Задумался юноша, но ни одного малейшего проступка припомнить не смог, даже самого невинного.

— Не могу ничего такого вспомнить, — говорит.

— Точно? Подумай хорошенько. Если совершил ты хоть один-единственный проступок, нельзя тебе в столицу идти.

Думал-думал сын, да так ничего и не вспомнил.

— Ну, хорошо, — говорят родители. — Тогда ступай.

Так и отпустили сына в столицу экзамен держать. Собрал он котомку и пустился в путь-дорогу. Шёл горными тропами, перебирался через перевалы. И вот забрёл юноша глубоко в горы: ни жилья, ни постоялого двора поблизости не видно. И людей никого, только трава да густые деревья непролазной чащей разрослись. Настоящий медвежий угол. Идёт юноша, продирается сквозь заросли и вдруг видит: светятся впереди два синих огонька — два звериных глаза!

«Да это же тигр!» — у юноши душа в пятки ушла. Однако он сумел взять себя в руки. «Меня же до сих пор никто ни в чём не упрекнул», — подумал он и успокоился. Ведь кто такой тигр? Это горный дух-хранитель. Разве мудрый горный дух станет убивать доброго человека?

Но вышло всё иначе. Преградил тигр ему дорогу и говорит:

— А ну, стой! Давненько я тебя тут дожидаюсь.

Замер юноша на месте, а тигр продолжает:

— Водится за тобой одно дурное дело, так что прощайся с жизнью.

Как услышал юноша эти слова, у него от страха кровь в жилах застыла. Сколько он ни думал, ни одного проступка за собой вспомнить не мог. Ни разу в жизни никто ни в чём его не упрекнул. Говорит юноша тигру:

— Пускай я умру, но разве я не должен знать за что? Прошу, расскажи мне, в чём я провинился.

Зарычал тигр ещё громче и принялся юношу бранить:

— Неужели ты сам этого не знаешь?

— Не знаю, — сознался юноша.

— Разве тебе не известно, что по твоей вине из деревни выгнали человека? Разве ты не помнишь: когда тебе было четыре года, из деревни прогнали женщину за то, что она тебя наказала?

Стал юноша смутно вспоминать и, наконец, всё вспомнил. Как-то раз пошли родители к родственникам, а его, малолетнего сына, оставили у соседей. Соседи те были крестьянами и трудились в отцовском поле. Много ли ума у четырёхлетнего мальчишки? Не слушался он соседки, носился везде как угорелый. Женщина не выдержала да и шлёпнула его разок, а он после нажаловался отцу и матери:

— Ой-ой-ой, тётя меня отшлёпала!

Рассердились родители, что крестьянка на чужого ребёнка посмела руку поднять, и отняли у её семьи землю. А как жить безземельным крестьянам, чем кормиться? Пришлось им из деревни уйти. Разве этот поступок не заслуживает порицания? Хотя и совершили его родители, но, не наябедничай сын, беды бы не случилось. Так что это была его вина.

Вот такую историю вспомнил юноша. А, вспомнив, подумал: «Совсем я о том случае забыл и жил до сих пор, считая, что ни малейшей провинности за мною нет. А ведь это страшное зло».

— Я и вправду заслуживаю смерти, — вздохнул он.

Преклонил юноша голову и попросил тигра его убить. Да только тигр не спешил этого делать. Сидел он, сидел, смотрел на юношу, а потом говорит:

— Не могу я убить человека, признавшего свою вину. Так и быть, сохраню тебе жизнь, а ты исполни мой наказ. За перевалом стоит одинокая хижина, в ней живёт та самая крестьянка. Ступай туда и работай на хозяев три года, чтобы они богатыми стали. Тогда простится тебе твой проступок.

Молвил тигр эти слова — и в тот же миг умчался куда-то, точно ветер. А юноша пошёл за перевал и увидел там одинокую хижину. Три года он работал в поте лица, не требуя за свой труд ни пхуно[3], и заработал хозяевам большое богатство. И вот однажды снова появился тигр и говорит:

— Теперь ты свободен. Можешь идти, куда шёл.

Тогда продолжил юноша свой путь. Вот так и получилось, что дорога в столицу заняла у него три года. Спросите, что было потом? Говорят, юноша выдержал экзамен и стал начальником уезда. Но, даже заняв важный пост, он продолжал трудиться в поле вместе с крестьянами, да так усердно, что прозвали его люди «работящим батраком-начальником». Верно, три года батрачества научили его труд любить. А может, за всё надо тигра благодарить.

Подарок тигра

Давным-давно жил один крестьянин-сирота. Был он беден, и потому семьи завести не мог. Возделывал он в одиночку маленький огород на склоне горы — тем и кормился. Жил крестьянин в ветхой хижине и даже уборной не имел. Приходилось ему справлять нужду прямо под открытым небом: на огороде, за кучей навоза или во дворе. Но так как жил он один, то никому этим не досаждал.

Вот только с наступлением холодов выходить на улицу по нужде становилось всё труднее. Попробуй-ка встань посреди ночи, надень башмаки и выйди во двор, где лютует ветер. В непогоду крестьянин, приоткрыв заднюю дверь, справлял нужду прямо с порога — в сторону горы. Холодно ведь из дома выходить.

И вот прогневался на него горный дух-хранитель. Сколько можно терпеть такое оскорбительное поведение? Решил горный дух проучить невоспитанного лентяя. Позвал он тигра и приказывает:

— Ступай и накажи хорошенько этого невежу. Научи его уму-разуму.

Тёмной ночью спустился тигр с горы и спрятался в кустах, чтобы, как только задумает крестьянин срамные дела делать, тут же наказать его. Тут как раз открылась дверь, и на пороге показался хозяин. Вышел и стал, как и прежде, малую нужду справлять. Только собрался тигр выскочить из своего укрытия, как вдруг слышит: стуча зубами от холода, крестьянин бормочет себе под нос:

— Ну, и холодина! Я-то в доме сижу — сюда ветер не задувает — да и то вон как мёрзну. А каково сейчас тигру в горах!

Каким бы свирепым ни был тигр, после таких слов не смог он наброситься на человека. Разве смел он тронуть беднягу, который так о нём беспокоился? Собирался было выскочить, да передумал и вернулся в горы. А горный дух-хранитель уже знал, что тигр не выполнил его поручения. Горные духи всё знают.

— Тебе же было велено проучить невежу! Почему ты этого не сделал? — спрашивает он тигра.

— У бедняги от холода зуб на зуб не попадал, а он обо мне беспокоился. Как я мог его тронуть?

— Неужели? — удивился горный дух. — Ну, тогда ты всё правильно сделал.

Через несколько дней проходил тигр мимо хижины крестьянина и увидел, что тот снова вышел нужду справлять.

— Вот холодина так холодина! — пробормотал крестьянин. — Я-то в доме сижу — сюда ветер не задувает — да и то вон как мёрзну. А каково сейчас бесприютному тигру в горах!

И после, когда бы тигр ни проходил мимо хижины, он постоянно слышал эти слова. Растрогался тигр и думает: «Надо же! Оказывается, и к моей судьбе кто-то неравнодушен! Нельзя такого доброго человека не отблагодарить — не по-тигриному это будет».

Пришёл тигр к горному духу-хранителю и говорит:

— О, повелитель! Пускай крестьянин невоспитанный, зато у него доброе сердце. Живётся ему нелегко. Надо бы ему помочь.

Тогда дал горный дух тигру волшебный платок и велел отнести крестьянину. Не хотел тигр человека своим видом пугать, а потому оставил он волшебный платок на тропе, по которой крестьянин в лес по дрова ходил.

На другой день пошёл крестьянин в лес дрова рубить и увидел на тропинке белый платок. Поднял его крестьянин и задумался, какое бы ему применение найти. А погода холодная была, вот и решил он повязать платок на голову, чтобы хоть немного от ветра защититься. Повязал он платок и дальше пошёл. И вдруг слышит крестьянин человеческие голоса: кто-то без остановки трещит и верещит.

Оглянулся он по сторонам — думал, люди в лес пришли — да никого не увидел. Только воробьи на ветке сидят. Так вот чьи это голоса! Платок, что ему тигр принёс, волшебный был. Стоило повязать его на голову, как щебетание птиц превращалось в человеческую речь. Прислушался крестьянин и слышит, как один воробей говорит:

— До чего же люди недогадливые! Вон в деревне за горой у старика Кима единственная дочь при смерти лежит, а он не знает, как ей помочь. Только и остаётся, что смерти ждать.

— Это точно, — отвечает ему другой. — В доме под крышей живёт тысячелетняя тысяченожка — из-за неё-то с девицей и случилась напасть. А старик того не знает, вот и сидит как без рук.

— А всего-то и надо что поймать тысяченожку столовыми палочками и бросить в кипящее масло. Девица тут же выздоровеет.

Вот о чём щебетали воробьи.

Услышал это крестьянин и без промедлений направился в соседнюю деревню в дом старика Кима. Видит: так и есть, лежит хозяйская дочь при смерти, а родители плачут безутешно. Зашёл крестьянин в дом и говорит:

— Знаю я, как вашей дочери помочь. Делайте, как я вам скажу.

Что оставалось родителям? Какими только снадобьями дочь ни поили, каких только лекарей ни звали — всё напрасно. Оставалось смерти жать. Разве могли они не послушать крестьянина?

— Умоляем, спасите нашу дочь, чего бы то ни стоило! — взмолились родители, готовые сделать всё, что он велит.

Отвечает им крестьянин:

— Дайте мне лестницу и столовые палочки. Поставьте во дворе самую большую кастрюлю, которая найдётся в доме, налейте в неё масла и разогрейте хорошенько.

Сделали хозяева всё, как им крестьянин сказал. А он взял палочки и залез по лестнице на крышу. Приподнял конёк крыши — а там, и правда, огромная тысяченожка, толстая, как скалка. Схватил её крестьянин палочками и бросил в кипящее масло. Только тысяченожка умерла — больная девушка тут же встала на ноги.

Вот так спас крестьянин единственную дочь старика Кима. Обрадовались родители, устроили пир горой, потчевали спасителя и благодарили. И решили они, что подобает дочь ему в жёны отдать. Так у крестьянина и красавица-жена появилась. А в придачу подарили ему тесть с тёщей рисовое поле, так что впредь их зять не бедствовал. Построил он уборную, обзавёлся ночным горшком и больше не справлял нужду под открытым небом. Слушал крестьянин, о чём птицы щебечут, и много добра людям делал. И жил он долго и счастливо. Тут и сказке конец.

Кошка-камненожка

В давние времена жил один богатый человек, имевший десять тысяч мешков зерна. Держал богач в своём доме кошку. Была та кошка крепкая и сильная, точно из камня вытесана. Вот и звал её хозяин Кошкой-камненожкой.

Однажды захворал богач и слёг. И тогда кто-то сказал ему, что болезнь отступит, если съесть кошачьего мяса. Поймал богач свою кошку и повесил на крючок, чтобы назавтра её съесть. Всю ночь мяукала бедная кошка. Сжалился богач и думает: «Зачем ради толики мяса кошку убивать? Можно ведь просто отрезать кусочек сзади, а шкуру зашить».

Наутро он так и сделал: снял с крючка связанную кошку, отрезал кусочек мяса, ранку зашил и кошку отпустил. Выпучила Камненожка глаза, мяукнула во всё горло и убежала. Кто её знает, куда побежала, — просто исчезла.

А богач скоро выздоровел — то ли кошачье мясо помогло, то ли что другое — и не вспоминал про тот случай.

Прошло несколько лет. Раз пришёл к дому богача монах подаяние просить. У богача и денег, и еды — всего в достатке. Дал он монаху монет и зерна, набил полную котомку. Поблагодарил его монах сердечно, отошёл от дома несколько шагов и бормочет себе под нос:

— Ох, лежит на нём проклятие. Проклятие лежит.

Хозяин этих слов не слышал, зато услышали слуги.

— О чём это монах говорит? — спросил богач у своих слуг.

— Говорит, что на вас проклятие лежит.

Удивился богач и бросился необутый монаха догонять.

— Добрый человек, что значат ваши слова?

— Это вам лучше знать, — отвечает монах.

— Даже не представляю.

— А вы подумайте хорошенько. Наверняка вспомните, что с кем-то жестоко обошлись.

С кем же он жестоко обошёлся? Стал богач вспоминать и понял, что монах говорит о кошке, которую он ранил, чтобы мяса съесть. Кроме того случая больше ничего ему на ум не приходило.

— Несколько лет назад и в самом деле случилось мне кошку обидеть, — признался богач.

— Вот-вот. А кошка затаила на вас злобу. Все эти годы она ела рыбу, крабов и моллюсков, взрастила могучую силу и скоро придёт хозяину мстить.

Видит богач: плохи его дела. Обозлилась на него кошка и непременно хочет отомстить, да ещё нарочно рыбой с крабами питалась — сил набиралась. От страха богач холодным потом покрылся.

— Неужели нет мне спасения, и остаётся только смерти ждать? — спрашивает он монаха.

— Завтра на рассвете возьмите денег и отправляйтесь в северные края. Там много домов, где продают собак. Купите трёх собачек-тыковок, как их называют. Да денег не жалейте, щедро заплатите. А приведёте собак домой — не привязывайте. Пусть бегают, где хотят.

Сказал это монах и тут же исчез.

На другой день, едва рассвело, вышел богач из дома. Погрузил он на лошадь мешок с деньгами и отправился на север. Едет-едет и видит: тут и там собак продают. Стал он возле каждого дома останавливаться и спрашивать:

— Нет ли у вас собачек-тыковок?

Но каждый раз ему отвечали:

— Впервые о таких слышим.

Нигде не продавали собачек-тыковок. Ехал-ехал богач, и только на закате дня хозяин одной ветхой хижины ему сказал:

— Вон те собаки тыковками зовутся. А зачем они вам понадобились?

Обрадовался богач, посмотрел, куда хозяин указал, и увидел трёх невзрачных собачонок, не больше кулака. Глаза гноем затекли, а сами до того тощие, что смотреть жалко. Спросил богач, сколько хозяин за них просит. Тот назвал цену — пришлось богачу потратить все деньги, что у него были. Стоили эти собачки в сто раз дороже больших и здоровых. Но делать нечего, отдал за них богач целый мешок денег.

Привёз он собачек домой и, как наказал монах, привязывать не стал, а отпустил, чтобы бегали, где хотят. Одна облюбовала себе угол у внешних ворот, другая улеглась у внутренних ворот, а третья под порог забралась. Ели собаки только рисовую кашу; ни к мясу, ни к косточкам, ни к прочим лакомствам даже не притрагивались. Так и прожили они в доме богача несколько месяцев.

И вот однажды ночью вдали будто гром загремел. Вспыхнули синие огни и устремились прямо на дом богача. Понял богач, что беда пришла. Велел он своим домочадцам в другой дом идти, а сам спрятался на чердаке и смотрит в щель. Немного погодя снова прокатился раскат грома и показался огромный зверь, вроде тигра. Присмотрелся богач — так это же Кошка-камненожка!

Встала кошка на задние лапы и бросилась во внешние ворота. А собачонка, что ворота стерегла, мёртвой прикинулась. Богач глазам своим не поверил. Собака защищать его должна, а она, точно мёртвая, лежит. Ворвалась кошка во внешние ворота и побежала к внутренним. А вторая собачонка тоже замерла на земле, как неживая. Что первая, что вторая — даже не шелохнулись. Ворвалась кошка во двор и бросилась прямо к двери.

Тут собачонка, спавшая под порогом, выскочила из своего укрытия и набросилась на кошку. А две другие так и остались лежать. Но собачка-тыковка, хоть ростом мала, силу имеет тигриную. Ох, и досталось Кошке-камненожке! Стали они драться, кусаться. Визг, лай подняли. Дрались, дрались — и вот начала Камненожка собаку одолевать. Не хватило сил собачке-тыковке, и скоро она лежала, точно мёртвая.

Испугался богач — беда! Но тут вдруг вскочила вторая собака, что внутренние ворота стерегла, и бросилась на Кам-неножку со скоростью молнии. А первая собачонка снова под порог уползла. Стала вторая собака драться с кошкой. Дрались, дрались, и вот иссякли у собаки силы. Тогда прибежала собака, что внешние ворота стерегла. А вторая снова к калитке уползла и улеглась там. Так собаки по очереди дрались с кошкой и стали её одолевать. Пока одна дерётся, другие лежат, сил набираются. Всю ночь продолжалась драка, и только на рассвете упала Кошка-камненожка, протянула свои каменные лапы. И собачонки упали без сил.

Вышел хозяин из дома, взял мёртвую кошку и сжёг её. А собачек-тыковок принёс в дом и сварил им рисовой каши. Кормил, поил — насилу выходил. Но всё же одна из трёх умерла. Похоронил богач ту собачку на солнечном склоне, а две другие куда-то убежали и больше не появлялись. Через несколько дней явился богачу во сне седовласый старец и говорит:

— Чтобы отблагодарить собак, что тебе жизнь спасли, оставляй себе каждый год тысячу мешков зерна, не больше и не меньше, а остальное раздавай бедным.

Так богач и сделал. Оставлял себе тысячу мешков зерна, а остальное бедным людям раздавал. Но вот чудеса: говорят, если по ошибке случалось ему оставить себе больше, из собачьей могилы раздавался вой. Вот такая есть история.

Почтительный сын и тигр

В давние-предавние времена, когда тигры ещё курили, а вороны и сороки говорили, жил в одной горной долине сын со старушкой-матерью. Жили они в глуши, вдали от людей. Сын дрова рубил, дерево сжигал да на рынке уголь продавал — тем и зарабатывал себе с матерью на пропитание. Любил он свою мать всем сердцем и старался, чтобы она ни в чём нужды не знала. Ни замёрзнуть, ни проголодаться не давал.

Раз нагрузил сын уголь в заплечные носилки и пошёл на рынок. Продал уголь, купил матушке мяса, одежду и отправился домой. Да в тот день припозднился, и застала его в дороге ночь.

«Эх, — вздохнул юноша, — вот уже и стемнело. Матушка, верно, ждёт не дождётся, когда я вернусь. Надо поторопиться — матушке суп сварить и новую одежду подарить».

Ускорил он шаг. А путь домой лежал через перевал. И вот идёт юноша в гору и видит: впереди два синих огонька сверкают. Присмотрелся — а это тигриные глаза! Говорят, в темноте у тигров всегда глаза горят.

Крадётся тигр ему навстречу, а у юноши ноги словно в землю вросли, от страха пошевелиться не может. Да если и бежать, тигр всё равно быстрее, от него не убежишь. Только и остаётся, что смерти ждать. Опомнился немного юноша, и больше страха смерти стала его терзать тревога: как без него старушка-мать проживёт?

Вот и говорит он тигру:

— Тигр, а тигр! Если уж собрался ты меня съесть, потерпи немного. Позволь мне сначала с матушкой проститься. Отнесу ей мясо и одежду и вернусь — тогда делай со мной, что хочешь.

Так умолял юноша тигра, и тигр понял его слова. Остановился, постоял на месте, а потом развернулся, сел на землю и хвостом себя по спине бьёт.

— Тигр, а тигр! Ты хочешь, чтобы я тебе на спину сел? — спрашивает юноша.

Закивал тигр в ответ, и юноша сел ему на спину. Рыкнул тигр и бросился вперёд быстрее стрелы. Не успел юноша и глазом моргнуть, как очутился за перевалом возле своего дома.

«Ах, значит, тигр понял мои слова! — подумал юноша. — Он принёс меня домой, чтобы я с матушкой попрощался. Вот спасибо!»

Слез он с тигра, вошёл в дом — а там мать ждёт его не дождётся, уже и керосиновую лампу зажгла.

— Ты почему сегодня так поздно? — спрашивает мать. — Неужто случилось что?

— Задержался на рынке, матушка. Не беспокойтесь, всё хорошо.

Сварил он суп, накормил мать досыта, одел её в новую одежду и говорит:

— Матушка, если я не вернусь, вы не тревожьтесь. Ступайте завтра к родственникам за перевал. У них вам не придётся голодать.

После этого пошёл юноша сдаваться тигру, как и обещал. Думал, что тигр его за дверью поджидает. Огляделся — а его и след простыл.

Так сын от смерти спасся. Через несколько дней он снова пошёл на рынок уголь продавать. Продал уголь, купил для матушки мяса и рыбы и направился домой. Идёт через перевал мимо того места, где тигра повстречал, и вдруг прямо перед глазами выросла стена. Что-то огромное встало у него на пути. Смотрит юноша: это же тот самый тигр!

«Ох, снова этот тигр! Прошлый раз меня отпустил — видно, теперь съесть хочет», — решил он и говорит тигру:

— Выполнил ты мою просьбу — позволил с матушкой проститься. Чего мне ещё желать? Можешь меня съесть.

Но тигр не двинулся с места. Он будто и вовсе не собирался трогать юношу. Повернулся к нему спиной, сел на землю и хвостом себя по спине стучит. Неужели снова сесть приглашает? Забрался юноша ему на спину, и помчался тигр через перевал быстрее ветра. В один миг донёс его до дома. Слез юноша с тигра, и тот сразу куда-то исчез. Так благодаря тигру сын в мгновение ока преодолел путь через высокую гору.

С тех пор всякий раз, когда юноша ходил на рынок, на обратном пути его поджидал тигр. Садился сын тигру на спину и мчался верхом через перевал до самого дома.

Но однажды возвращался он с рынка горной тропой и не встретил тигра. Опечалился юноша, защемило у него сердце: не случилось ли чего? Стал он один подниматься в гору, мучимый тяжёлыми думами. Вдруг видит: в стороне какие-то люди стоят. Подошёл он ближе. Столпились люди вокруг большой ямы, а в яме тигр рычит: упал и выбраться не может. Смотрит юноша: это же его тигр! Видно, спешил ему навстречу и в яму угодил. Стоят люди вокруг, галдят, но подойти боятся: уж очень грозно зверь рычит. Вышел юноша вперёд и спрашивает:

— Что вы с тигром делать будете?

— Подождём несколько дней, пока он истощает от голода, а потом убьём.

— Лучше продайте его мне. Я вам щедро заплачу.

Отдал юноша людям все вырученные за уголь деньги. Люди ушли, а тигр остался жив: юноша вытащил его из ямы.

И после тигр носил его на спине в разные места. Тигры тоже знают, что такое сыновья почтительность. Пожелает матушка хурмы отведать — тигр несёт сына туда, где хурмы много растёт. Захочется матушке малины — тигр несёт сына в самый богатый малинник. Так и сам тигр проявлял почтительность к старой матери. Разве это не чудо? А сын с матерью жили долго и счастливо. Они и до сих пор живут в горах за перевалом. Говорят, только позавчера кто-то видел юношу верхом на тигре.

Благодарный лягушонок

Давным-давно в одной деревне жил крестьянин. Что ни день ходил он в поле и трудился в поте лица: грядки полол, землю удобрял, саженцы поливал. Раз пришёл он в поле и увидел головастика. А лето в тот год сухое выдалось, с самой весны дождя не было. Вот ручей и высох, а головастик без воды мучился. Бросишь его на произвол судьбы — так и умрёт бедняга.

«Ай-ай-ай, головастик ведь тоже на белый свет появился, чтобы жить и радоваться. Жаль, если он вот так пропадёт», — подумал крестьянин.

Взял он головастика, посадил его бережно на ладонь и отнёс в рисовое поле. В рисовом поле всегда есть вода — там головастик не погибнет.

С того дня, приходя в поле, крестьянин всегда проверял, как головастик поживает. А тот рос себе и рос. Скоро у него выросли лапки, укоротился хвост — и превратился он в лягушонка. Завидит лягушонок крестьянина — и радостно квакает.

Подружился крестьянин с лягушонком, привязался к нему. Как-то раз пришёл он в поле и видит: поймали ребята лягушку и забавляются. Присмотрелся крестьянин — это же тот самый лягушонок, которого он головастиком от смерти спас.

— Эй, вы что собираетесь с ним делать? — спрашивает крестьянин.

— Заберём домой, поджарим и съедим, — отвечают мальчишки.

— Лучше отдайте его мне, а я вам ячменных лепёшек дам. Давайте меняться!

У крестьянина как раз было с собой несколько ячменных лепёшек на обед. Отдал он их ребятам, забрал лягушонка и снова выпустил его в поле.

Прошло несколько дней. И вот пришёл крестьянин в поле и слышит: что-то расквакался сегодня лягушонок больше обычного. Наклонился он посмотреть, что случилось, а лягушонок ему прямо под ноги белую бусину положил.

«Что это такое — не знаю, но, видно, подарок мне», — догадался крестьянин. Взял он бусину и спрятал в карман. Вечером вернулся домой, собрался переодеваться, как вдруг заметил, что у него карман оттопырился. Заглянул крестьянин в карман — а там полным-полно риса! А среди зёрен и белая бусина лежит.

«Вот чудеса! — подивился крестьянин. — Уж не волшебная ли это бусина?»

Положил он бусину в пустую кастрюлю — и в тот же миг кастрюля доверху наполнилась рисом. Вот такая это была бусина: положи её в горшок — получай полный горшок, положи её в мешок — получай полный мешок. Не успел крестьянин и глазом моргнуть, как разбогател. Теперь все горшки и мешки у него были риса полны, и зажил он в довольстве.

Прошёл о том слух по всей округе, и дошла молва до ушей уездного начальника. А у начальника того были глаза завидущие, руки загребущие — такого ненасытного человека в целом мире не сыщешь. Разве мог он сидеть сложа руки, узнав такое? Приказал начальника крестьянина привести. Пришёл крестьянин, тот его и спрашивает:

— А ну, признавайся, где ты эту бусину взял!

— Мне её дал лягушонок, что в моём поле живёт, — признался крестьянин.

— Это что, твой лягушонок?

— Почему же мой? Хоть я его от смерти спас, но живёт он теперь сам по себе.

— Вот как? Раз лягушонок не твой, значит, и бусина не твоя. А по закону бесхозные вещи надлежит сдавать в государственную канцелярию. Давай сюда бусину.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сто старинных корейских историй. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Пхун — старинная корейская денежная единица, мелкая монета.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я