Предпринимательское право. Учебное пособие

Т. А. Скворцова, 2014

Учебное пособие написано в соответствии с действующим законодательством. В нем освещены такие важные вопросы, как: понятие предпринимательской деятельности и предпринимательского права, правовой статус субъектов предпринимательства, их ответственность, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности, способы защиты прав предпринимателей и предпринимательства в целом и др. Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов и преподавателей высших учебных заведений юридического и экономического профиля; также может быть использовано предпринимателями, руководителями и специалистами предпринимательских структур.

Оглавление

Из серии: Образование (Юстицинформ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательское право. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права. Предпринимательские правоотношения

1.1. Понятие предпринимательской деятельности

Изучение предпринимательского права начинается с определения понятия «предпринимательская деятельность». Предпринимательская деятельность является составной частью более широкого понятия — хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность — это вид экономической деятельности, порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления[1].

В п. 1 ст. 2 ГК РФ содержится легальное определение предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Таким образом, предпринимательская деятельность — это такая разновидность хозяйственной деятельности, которая характеризуется следующими признаками.

1. Самостоятельность. Как справедливо отмечает И. В. Ершова, «условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность предпринимателя»[2]. Имущественная самостоятельность предпринимателя заключается в наличии у него обособленного имущества на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления, которое является имущественной основой осуществления им предпринимательской деятельности. Именно этим имуществом предприниматель участвует в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Организационная самостоятельность предполагает возможность принятия самостоятельных решений в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также возможность выбора в процессе создания субъекта, осуществляющего такую деятельность (например, выбор организационно-правовой формы осуществления предпринимательства).

2. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой риск, т. е. принимает на себя, несет все невыгодные последствия от возможного результата своих правомерных, либо объективно случайных, либо объективно недопустимых действий либо событий.

3. Направленность на систематическое извлечение прибыли. Это значит, что не разовые действия, сделки в данной сфере должны квалифицироваться как предпринимательские, а только те, которые носят постоянный, устойчивый характер. Причем предпринимательство имеет место и тогда, когда прибыль фактически не получена, но зафиксирована целенаправленная деятельность на ее получение[3]. Понятие прибыли содержится в НК РФ (ст. 247).

4. Государственная регистрация в качестве предпринимателя. Государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательства является основанием легализации предпринимательской деятельности. Отсутствие регистрации при условии осуществления лицом деятельности, соответствующей трем вышеперечисленным признакам, не означает того, что это лицо не является предпринимателем. Однако в этом случае такая деятельность признается противоправной.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность становится наиболее применяемым на практике видом хозяйственной деятельности. Вместе с тем существует достаточное количество субъектов, которые создаются с некоммерческими целями (например, благотворительные фонды, политические партии и др.) либо помимо предпринимательской деятельности выполняют различные социальные и общественные задачи (например, казенные предприятия). Поэтому отождествление предпринимательской и хозяйственной деятельности представляется необоснованным.

Одна из составных частей предпринимательской деятельности — коммерческая деятельность.

Коммерческая деятельность — это вид предпринимательской деятельности, связанный с торговлей. Commercium (лат.) — это торговля.

Б. И. Пугинский справедливо отмечает, что «предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров»[4].

Следует отметить, что в литературе высказывается и иная точка зрения. Коммерция рассматривается в более широком смысле, как деятельность по реализации не только товаров, но и работ, услуг[5].

Итак, соотношение понятий «хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», приведенное выше, представляется наиболее целесообразным представить в виде следующей схемы.

Соотношение понятий «хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность».

Схема 1.

1.2. Предпринимательское право как отрасль права и его место в российской правовой системе

Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе права России, его содержании и структуре решается в юридической науке не однозначно.

Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.

1. Предпринимательское право признается самостоятельной отраслью права, имеющей только ей присущий предмет правового регулирования — общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, а также особые методы правового регулирования. Такой позиции придерживаются, например, В. В. Лаптев, В. К. Мамутов, В. С. Мартемьянов, С. А. Зинченко. Так, В. В. Лаптев отмечает, что предмет предпринимательского права составляют общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которые едины в своей сущности, но в пределах этого единства делятся на отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, отношения, складывающиеся при регулировании предпринимательской деятельности, и внутрихозяйственные. Для регулирования этих отношений, по мнению В. В. Лаптева, применяются метод автономных решений, метод обязательных предписаний и метод рекомендаций[6].

2. Предпринимательское право не признается отраслью права. Сторонники этой позиции (например, Е. А. Суханов), отношения исходят из того, что частноправовые отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, регулируются единым гражданским правом, отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью — прежде всего административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и др.). При этом они допускают обособление соответствующего законодательного массива либо также выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности. Так, Е. А. Суханов пишет: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности нуждается как в частноправовом (по преимуществу), так и в публично-правовом воздействии. Если первое в российских условиях оказывается в рамках гражданского права, то второе носит разноотраслевой характер и осуществляется с помощью норм административного, финансового, земельного, гражданско-процессуального и других отраслей публичного права. Предложение об объединении всех соответствующих правил в единую правовую отрасль не только искусственно и надуманно, но и вредно, поскольку его реализация неизбежно ведет к подавлению частноправовых начал»[7].

3. Предпринимательское право — самостоятельная отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, — прежде всего гражданского и административного. Такой позиции придерживаются, например, О. М. Олейник, Е. П. Губин, П. Г. Лахно. В частности, Е. П. Губин и П. Г. Лахно отмечают: «Наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право — самостоятельная комплексная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль»[8].

Последняя из приведенных выше позиций по поводу места предпринимательского права в системе права Российской Федерации с нашей точки зрения является наиболее верной исходя из следующего.

Во-первых, предпринимательское право имеет единый предмет правового регулирования — отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В процессе осуществления таковой субъекты предпринимательского права вступают как в частноправовые, так и в публично-правовые отношения. Интерес субъектов, вступающих в какие-либо частные отношения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, направлен прежде всего на получение прибыли. Однако получение прибыли предпринимателем не только его частный интерес. В том, чтобы предпринимательская деятельность была прибыльной, заинтересованы государство и общество. Уплата налогов, создание рабочих мест, производство товаров — все это составляет уже не только частный, но и публичный интерес. «В силу рациональности экономической деятельности прибыльность предприятия оказывается предпосылкой всеобщего блага»[9]. Поэтому здесь уже можно говорить о совпадении интересов как общества, так и предпринимателей. При этом получение предпринимателем прибыли не должно нарушать прав и законных интересов других лиц, общества, государства. В связи с этим предпринимательская деятельность неизбежно подвергается государственному регулированию. С. А. Зинченко справедливо отмечает, что «государство в ходе такой регламентации предпринимательской деятельности утверждает публичное начало, общественный интерес, одновременно согласуя его с частным интересом предпринимателей»[10]. Таким образом, налицо единство публичных и частных отношений в процессе предпринимательства, а следовательно, и единство предмета правового регулирования предпринимательского права.

Во-вторых, круг общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, регулируется при помощи правовых норм различных отраслей права, как частноправовых, так и публично-правовых, в первую очередь гражданского и административного. При этом используется совокупность методов правового регулирования, характерных для этих отраслей. Следовательно, предпринимательское право — комплексная правовая отрасль второго уровня.

Итак, предпринимательское право — самостоятельная комплексная отрасль права, т. е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

При характеристике системы права и отдельных ее отраслей выделяют также отрасли законодательства, научные и учебные дисциплины.

Если отрасль права — совокупность правовых норм, регулирующая однородные правоотношения, то отрасль законодательства — совокупность нормативных актов, которые могут формироваться по различным основаниям, главным из которых является предметное единство регулируемых ими общественных отношений. Следует отметить, что предпринимательское право не имеет своего системообразующего правового акта, что затрудняет формирование данной отрасли права как системы правовых норм предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина, наука представляет собой систему достоверных знаний, систему представлений ученых о предпринимательском праве как правовой отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина — это изложение с учетом определенных методических требований системы знаний о данной отрасли.

1.3. Предмет и метод предпринимательского права

Круг общественных отношений, урегулированный нормами предпринимательского права, и составляет предмет рассматриваемой отрасли.

Как уже отмечалось, предметом правового регулирования предпринимательского права выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Всю совокупность указанных общественных отношений можно разбить на следующие группы.

Первую группу составляют отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В литературе эта группа отношений часто именуется предпринимательскими отношениями. Рассматриваемые общественные отношения складываются в процессе деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг между юридически равными субъектами товарно-денежных отношений.

Вторую группу составляют тесно связанные с предпринимательскими иные, некоммерческие отношения. Данная группа отношений характеризуется тем, что входящие в нее отношения непосредственно не направлены на получение прибыли, но являются необходимыми, создают основу, предпосылки для ее осуществления. В частности, к ним относятся организационно-имущественные отношения, возникающие в процессе создания и прекращения субъектов предпринимательства, получения ими лицензий и иных разрешений и т. п. Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, в частности товарных и фондовых бирж, ассоциаций (союзов) юридических лиц и т. п.

В третью группу входят отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Отношения, входящие в эту группу, возникают между уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и предпринимателями, в процессе государственного регулирования предпринимательства в целях обеспечения государственных и общественных интересов. Эти отношения регулируются публично-правовыми методами.

Четвертая группа — внутрихозяйственные (внутрикорпоративные, внутрифирменные) отношения. Они возникают в процессе создания и управления деятельностью предпринимательских образований со сложной структурой. Внутрихозяйственные отношения характеризуются «локальной сферой проявления и жесткостью регулятивного начала как преобладающего признака»[11].

Поскольку предмет предпринимательского права составляют как частноправовые, так и публично-правовые отношения, их можно также разграничить на «горизонтальные» (когда субъекты отношений находятся в равноправном положении) и «вертикальные» (субъекты находятся в отношениях власти и подчинения).

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.

Считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый метод регулирования. Однако, так как предпринимательское право является комплексной отраслью, основанной на органичном сочетании частноправовых и публично-правовых начал, при регулировании общественных отношений, входящих в ее предмет, используется несколько методов. В юридической литературе обычно выделяют следующие.

1) Метод автономных решений (метод согласования). Характерен для регулирования горизонтальных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, т. е. отношений между равноправными субъектами. Он выражается в предоставлении субъектам предпринимательства свободы выбора модели своего поведения, в том числе и с помощью согласования своих действий с иными субъектами предпринимательства. Например, ООО вправе самостоятельно выбирать и осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие законодательству, а для реализации товаров, работ, услуг может вступать в договорные, согласованные отношения с иными субъектами.

2. Метод обязательных предписаний. Применяется для регулирования вертикальных отношений, основанных на подчинении одного субъекта другому. Императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Одна сторона правоотношений наделяется правом давать другой стороне обязательные указания, которые она обязана исполнять. Например, субъекты предпринимательства обязаны соблюдать антимонопольное законодательство, а антимонопольные органы обязаны контролировать его соблюдение, а в случаях нарушения вправе выдавать обязательные предписания предпринимателям об устранении этих нарушений.

3. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных ситуациях, установление на основе рекомендаций их взаимных прав и обязанностей. Например, в 2003 г. ФКЦБ был разработан Кодекс корпоративного поведения[12], который не носит обязательного характера, но рекомендован для принятия в качестве локального акта акционерного общества. Общество наделено правом разработать свой собственный кодекс корпоративного поведения в соответствии с рекомендациями Кодекса ФКЦБ или включить отдельные его положения в свои внутренние документы, которые оно сочтет для себя приемлемыми. При этом в качестве цели применения стандартов корпоративного поведения выступает защита интересов всех акционеров независимо от размера пакета акций, которым они владеют. По мнению разработчиков кодекса это должно положительно повлиять на приток инвестиций в российские акционерные общества, что окажет положительное влияние на российскую экономику в целом.

Следует отметить, что в литературе высказана точка зрения, в соответствии с которой вышеперечисленные методы применяются в совокупности и образуют единый метод предпринимательского права. В частности, И. В. Ершова и С. А. Зинченко указывают на наличие такого метода, именуемого методом координации, основными характеристиками которого являются взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов[13].

1.4. Принципы предпринимательского права

Предпринимательское право, как и любая другая отрасль российского права, основывается на определенных принципах, т. е. основополагающих началах.

О каких принципах идет речь?

Во-первых, это конституционный принцип экономической свободы. Ст. 8 и 34 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». На этом базовом принципе строятся все предпринимательские отношения.

Во-вторых — принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. Частная собственность может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Государственная — Российской Федерации в целом и ее отдельным субъектам (республикам, краям, областям, автономным округам и т. д.). Муниципальная собственность принадлежит городам (за исключением городов федерального значения) и сельским поселениям.

В-третьих — принцип единого экономического пространства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 8) закреплено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

В соответствии с данным принципом на территории Российской Федерации ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство Российской Федерации.

Четвертый принцип — это принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. В той или иной мере государственное регулирование экономики осуществляется в любой стране мира, но при этом есть системы регулирования более либеральные, как, например, в Англии и с приоритетом административных мер воздействия (например, Северная Корея). Переход России к рыночным приоритетам хозяйствования требует замещения административных мер воздействия экономическими ради достижения данного принципа, но трудно преодолеть человеческий фактор.

Пятый принциппринцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики.

Девиз «обогащайтесь» провозглашенный на западе в середине 50-х годов имеет именно этот смысл.

Шестой принцип — принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в целом ряде законодательных актов о защите конкуренции на товарном и финансовом рынках, о естественных монополиях. Нарушителями антимонопольного законодательства могут быть не только предприниматели, но и государственные органы (например, если они устанавливают запреты на ввоз-вывоз потребительских товаров).

Этот принцип закреплен в Конституции РФ (п. 1 ст. 8).

И, наконец, седьмой принцип — принцип законности. Данный принцип лежит в основе построения правового государства и гражданского общества в России. Принцип законности обязателен как для предпринимателей, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. Регистрация должна проходить лишь в случае соответствия нормативного акта закону. Ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительными акта государственного органа и органа местного самоуправления.

1.5. конституционные основы предпринимательства

Высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает Конституция РФ 1993 г. (ст. 15).

Под конституционными основами предпринимательской деятельности понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

— формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

— предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления;

— обеспечивают право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Данные нормы:

1) выражают определенные концепции правового, регулирования;

2) закрепляют конституционные принципы;

3) определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Основные принципы предпринимательства закреплены в нормах Конституции РФ об основных экономических правах и свободах — о праве на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), о праве на свободный выбор рода деятельности и профессии (ст. 37), о праве частной собственности (ст. 35, 36), о праве на защиту своего доброго имени (ст. 23), что в экономической сфере означает право на защиту деловой репутации, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и другие права, а также конституционные гарантии предпринимательства (ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 74, ч. 2 ст. 75).

Однако стержнем системы конституционных норм являются основные права человека и гражданина, присущие демократическому обществу с рыночной экономикой:

1) право выбирать род деятельности или профессию (т. е. род занятий) — свобода быть либо наймодателем-предпринимателем, либо наемным работником (ст. 37 Конституции РФ);

2) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — свобода рынка труда (ст. 27);

3) право на объединение для совместной экономической деятельности — свобода выбора организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ч. 1 ст. 34);

4) право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свобода владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами — свобода обладания недвижимостью (ст. 34 и 35) и свобода рынка земли (ч. 2 ст. 36);

5) право на свободу договора — свобода заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч. 2 ст. 35);

6) право на защиту от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34);

7) свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом» (ч. 1 ст. 34).

Конституция РФ служит базой для развития законодательства о предпринимательской деятельности.

1.6. источники предпринимательского права

Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер.

Источниками предпринимательского права являются:

1) нормативные правовые акты Российской Федерации.

2) международные договоры Российской Федерации.

3) обычаи.

1. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в нашей стране:

а) конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является базой текущего законодательства;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы (особое место среди них занимают кодексы);

г) подзаконные федеральные акты:

— указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, издаваемых в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

— постановления, распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

— нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

д) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

е) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

2. Международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы и поэтому учитываются как источники ее права.

Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. подлежит непосредственному применению в качестве российского права, а Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1983 г. установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяется национальным законодательством страны-участницы. В соответствии с этим в России действует часть четвертая ГК РФ, содержащая соответствующие нормы о регистрации товарных знаков (параграф 2 гл. 76 ГК РФ).

3. Обычаи. Согласно ст. 5 ГК РФ обычай — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Например, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обычаев делового оборота.

1.7. Место предпринимательского права в правовой системе российской Федерации

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного) гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства.

Рассмотрим как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства.

1. Базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское.

Основой правового регулирования является Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личном и всего общества в целом.

2. Следующей по значимости отраслью права взаимодействующей с предпринимательским правом является гражданское право представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т. п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право — это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т. е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Но наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является все же административное право.

Административное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующие воздействие и на негосударственные организации, например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть — подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

1.8. Предпринимательские правоотношения

Под правоотношениями понимаются урегулированные нормами права общественные отношения.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями.

В правоотношении можно выделить три элемента:

1. Субъекты правоотношения — совокупность лиц, участвующих в нем.

2. Содержание правоотношения — это урегулированные нормами права общественные отношения в сфере предпринимательства, правовую форму которым придают субъективные права и обязанности участников правоотношения.

3. Объект правоотношения — это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность субъектов правоотношения.

В качестве субъектов предпринимательских правоотношений могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, государство и муниципальные образования.

Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о том, кого же можно отнести к субъектам предпринимательской деятельности. По этому поводу нет единого мнения в юридической литературе.

Так, Д. И. Дедов пишет: «Предпринимательское право регулирует деятельность различных субъектов, вовлеченных в сферу предпринимательской деятельности, причем не все из них подлежат государственной регистрации или лицензированию. Субъектом предпринимательской деятельности является любое лицо, деятельность которого прямо или косвенно направлена на получение предпринимательского дохода и правовой статус которого регулируется предпринимательским правом. Таким образом, круг таких лиц чрезвычайно широк»[14].

С такой точкой зрения следует не согласиться, поскольку одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т. е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности)[15].

Так, согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Таким образом, государственная регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности является необходимым первоначальным этапом организации бизнеса.

Поэтому к субъектам предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, следует отнести лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

На основании анализа норм действующего законодательства можно выделить следующих субъектов предпринимательской деятельности:

— граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

— крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— юридические лица — коммерческие организации;

— юридические лица — некоммерческие организации, которые на основании закона и учредительных документов осуществляют предпринимательскую деятельность;

— иные субъекты предпринимательства.

Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица могут осуществлять граждане — индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица как по способам реализации, так и по организации деятельности — одна из самых простых и распространенных форм осуществления предпринимательства[16].

Крестьянское хозяйство — «особый исторически сложившийся уклад, при котором семья обеспечивает свой доход и благосостояние, выращивая. Продавая и обрабатывая сельскохозяйственную продукцию. В соответствии с законом крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы»[17].

Крестьянское (фермерским) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[18]).

Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, могут приобретать имущественные и неимущественные права и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении их обязательствам (ст. 48 ГК РФ).

Юридические лица дифференцированы, во-первых, по цели деятельности на коммерческие и некоммерческие организации (см. схему: «Организационно-правовые формы юридических лиц»), во-вторых, в зависимости от характера правомочий учредителей — в отношении имущества юридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, являющиеся юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательные права, т. е. определенные законом и учредительным договором. Другая группа юридических лиц, на имущество которых участники имеют право собственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемыми собственником учреждения. Наконец, третья группа — общественные и религиозные организации, благотворительные фонды, союзы и ассоциации юридических лиц, в отношении которых участники не имеют имущественных прав и обязательств.

Коммерческой организацией является юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческие организации могут быть созданы только в предусмотренных Гражданским кодексом РФ правовых формах, и ни в каких других.

Хозяйственные товарищества и общества являются наиболее распространенной формой коммерческих организаций. Они могут учреждаться гражданами, юридическими лицами. Только государственным и муниципальным органам законодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ и обществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капитале и то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так и приобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на праве собственности. Высшим органом их управления является собрание всех участников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительным признаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.

Организационно-правовые формы юридических лиц

Схема 2

Товарищества представляют собой образования, построенные на началах объединения лиц, в то время как общества — на объединении капиталов. Это не формальное различие, так как оно обусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственности учредителей, а с другой — характер их взаимоотношений с созданной предпринимательской структурой. Полные товарищи товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственный риск участников общества ограничен их вкладом (за исключением обществ с дополнительной ответственностью, в которых участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом, но такой размер ограничивается учредительными документами). Товарищество предполагает непосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им. Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основе закона и учредительных документов.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.

Полное товарищество — хозяйственное товарищество, участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное) — товарищество, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, товарищей-вкладчиков (коммандитистов), ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерного общества.

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества[19].

Обществом с дополнительной ответственностью признается общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества (ст. 95 ГК РФ).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций[20].

Акционерные общества могут быть открытыми (ОАО) и закрытыми (ЗАО). ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований действующего законодательства. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается ЗАО. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Особой разновидностью ЗАО является народное предприятие — акционерное общество работников[21].

К числу коммерческих юридических лиц ГК РФ теперь относит и крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица.

Статья 86.1 ГК РФ устанавливает, что «граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство».

Возможность существования юридических лиц — крестьянских (фермерских) хозяйств была предусмотрена ранее действовавшим Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Но принятый вместо него Федеральный закон от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» указывал на возможность существования крестьянских (фермерских) хозяйств только без образования юридического лица. В настоящее время с момента введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ ГК РФ опять вводит в предпринимательский оборот такую разновидность юридического лица как фермерское хозяйство.

Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством[22].

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства и имущественных паевых взносов, образованное для совместного ведения хозяйственной деятельности посредством их личного трудового участия.

Унитарное предприятие — выступающая юридическим лицом коммерческая организация, права собственности на имущество которой закреплены за ее учредителем.

Законом предусмотрено существование двух типов унитарного предприятия: основанного на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Различия между ними сводятся к различиям в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на распоряжение закрепленных за ними имуществом. Право хозяйственного ведения, предусматривая для предприятия самостоятельное распоряжение закрепленным за ним имуществом в определенных собственником пределах, является более широким, нежели право оперативного управления, допускающее только использование имущества в соответствии с заданиями собственника, а распоряжение им — исключительно с согласия последнего.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут быть следующих видов — государственные (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальные.

Унитарные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) также могут быть нескольких видов: федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие[23].

Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства. Распоряжаться движимым, иногда включая даже продукцию, и недвижимым имуществом оно может только с согласия собственника. Напротив, собственник по своему усмотрению может изъять часть имущества у предприятия и передать его третьим лицам. С другой стороны, государство несет и ответственность по имущественным и иным обязательствам казенного предприятия, покрывая возникающие убытки из бюджетных средств.

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль среди участников. Она может быть представлена общественными и религиозными организациями, учреждениями, потребительскими кооперативами и благотворительными фондами, различными союзами и ассоциациями юридических лиц и другими организационно-правовыми формами.

Статус некоммерческой организации не означает, что она не может заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль. Специфика состоит лишь в том, что к некоммерческим организациям предъявляется ряд особых требований. Во-первых, в Уставе организации должны быть четко зафиксированы ее задачи, а также то, что она не ставит извлечение прибыли своей главной целью. Во-вторых, их предпринимательская деятельность осуществляется только в целях обеспечения уставной деятельности. В-третьих, полученные доходы не подлежат распределению среди участников. В-четвертых, их имущество и средства могут использоваться только для достижения уставных задач.

Субъекты предпринимательства могут образовывать объединения, такие как холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица[24], а также в форме некоммерческих организаций (ассоциации и союзы юридических лиц, некоммерческие партнерства и др.).

Предпринимательские объединения обеспечивают концентрацию капитала и его использование в одних интересах, консолидированных на горизонтальной основе путем заключения гражданско-правового договора (характерно для простых товариществ) или на вертикальной основе вследствие преобладающего участия одного лица в капитале других лиц (к таким объединениям относятся холдинги, отношения между участниками которых строятся по принципу основное — дочернее общество). В последнем случае это приводит к возникновению отношений экономического контроля, субординации и подчинения между внешне независимыми юридическими лицами[25].

В качестве объектов предпринимательских правоотношений могут выступать:

1) вещи и иное имущество;

2) работы и услуги;

3) действия обязанных субъектов;

4) собственная деятельность субъекта права;

5) неимущественные блага, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности (фирменное наименование, коммерческая тайна и т. д.).

Содержание предпринимательского правоотношения составляют те общественные отношения, которые входят в предмет предпринимательского права. В результате урегулирования нормами предпринимательского права названные общественные отношения приобретают правовую форму, которая выражается в наличии у субъектов правоотношения субъективных прав и обязанностей.

Субъективное право представляет собой юридически закрепленную меру возможного поведения участника правоотношения, а субъективная обязанность — меру его должно поведения.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения предпринимательских правоотношений являются юридические факты или их совокупности (юридические составы).

Юридические факты можно классифицировать на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Также юридические факты традиционно классифицируются на действия (правомерные и неправомерные) и события (абсолютные и относительные).

Следует обратить внимание на то, что поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают действия участников предпринимательских правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих юридических фактов.

Довольно часто для возникновения, изменения или прекращения предпринимательских правоотношений требуется не один, а совокупность юридических фактов, которая называется юридическим составом. В юридический состав могут входить как события, так и действия.

Составы делятся на простые и сложные.

Простой состав — порождает юридические последствия при наличии совокупности всех входящих в него юридических фактов, независимо от того, в какой последовательности они возникли.

Сложный состав — порождает юридические последствия при условии возникновения составляющих его элементов в строго определенном порядке и наличия их всех вместе взятых в нужное время.

Оглавление

Из серии: Образование (Юстицинформ)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Предпринимательское право. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

См.: Предпринимательское право Российской Федерации / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — С. 20.

2

Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. — М.: Юриспруденция, 2005. — С. 5.

3

См.: Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 7.

4

Пугинский Б. И. Коммерческое право России. — М.: Зерцало-М, 2005. — С. 6.

5

См.: например, Коммерческое право: учеб. / под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Ч. 1. — М.: Юристъ, 2002.

6

См.: Лаптев В. В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. — М.: Юристъ, 1997. — С. 20–24.

7

Гражданское право: учеб. Т.1. / отв. ред. Е. А. Суханов. — М.: Издательство БЕК, 1998. — С.18.

8

Предпринимательское право Российской Федерации / Под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. — М.: Юристъ, 2003. — С.66.

9

Верхан Петер Х. Предприниматель. Его экономические функции и общественно-политическая ответственность. — Мн.: Эридан, 1992. — С. 39.

10

Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 7.

11

См.: Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С.10.

12

Распоряжение ФКЦБ от 4 апреля 2003 г. № 421-р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // СПС.

13

См.: Ершова И. В. Предпринимательское право: учеб. — М.: Юриспруденция, 2005. — С. 9; Предпринимательское право. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — С. 13–14.

14

Предпринимательское право РФ / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно (автор главы Д. И. Дедов). — М.: Юристъ, 2003. — С. 129.

15

Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства // Государство и право. 1997. № 5. — С. 46–50.

16

Рогожин Н. А. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина // Юрист. 2003. № 10. — С. 2.

17

Амосова Л., Лебедева Н. Крестьянское (фермерское) хозяйство: проблемы и перспективы развития // Юрист. 2003. № 5. — С. 42.

18

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2003. № 24. Ст. 2249.

19

Статья 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

20

Статья 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 30 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.

21

Пункт 2 ст.1 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 21 марта 2002 г.) // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3611.

22

Статья 2 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7058.

23

Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30 ноября 2011) // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

24

Надо отметить, что право Европейского сообщества относит к компаниям предпринимательские объединения, не являющиеся юридическими лицами (например, полные товарищества в Германии). В то же время некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, к компаниям не относятся, поскольку их целью не является занятие предпринимательской деятельностью.

25

Лаптев В. В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. № 11. — С. 82.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я