Знакомясь с книгой «Мы все по Пушкину родня», читатель проследит, как великий поэт видел себя (внешне и внутренне), и как видим его мы, современники; прочитает и об образах, которые нашли воплощение в памятниках и его бюстах; рассмотрит и самые необычные из них.В данное издание также вошли и фотографии участников марафона «От Пушкина до меня», который запустила одноимённая книга Славяны Бушневой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мы все по Пушкину родня. Марафон «От Пушкина до меня»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как видел себя ОН
Увидь же ты, каким себя он видел…
Мне «попалась в руки» заметка под названием «Исповедь» в старом журнале 80-х годов. В ней автор Александр Басманов рассматривает, анализируя автопортреты Пушкина… Очень захотелось процитировать строки заметки в этой книге.
«Ни у одного писателя (из тех, кто пытался рисовать) нет такой огромной галереи автопортретов, как у Пушкина. И только один живописец в этом смысле догоняет его — Рембрандт. Видимо, их отношение к миру и к себе в мире имеют одну природу — тут «осколки большой исповеди».
Графика Пушкина менее всего случайна — по чудесному определению известнейшего его исследователя А. М. Эфроса, она «дитя пауз», спутница рождения его поэтических звёзд, его чувств и мыслей, в том числе и о самом себе, и кто хоть раз видел эти запрессованные в текст изображения, сразу и безоговорочно понимает: ни один профессиональный портрет Пушкина не даёт нам так полно и точно представление о живом Пушкине, как даёт он сам. Впрочем, вряд ли с этой точностью и жизненностью могла бы соперничать и фотография, появись она на полвека раньше.
По-видимому, он очень любил зеркало, ибо надо было очень пристально следить за собой, своим жестом или горечью взгляда, чтобы за столь короткую жизнь больше шестидесяти раз переменять приметы: изображать себя таким, каким был когда-то в садах Лицея, заглядывать в дряхлую старость, в обрюзглость и плешивость, перекраиваться на французский лад эпохи падения Бастилии, вылепливаться придворным арапом, лакеем или в тюрбане с пером. Не внешняя, видимая теперь из каждого учебника биография, но биография души — вот что разворачивается в цепи пушкинских автопортретов.
И тут замечательно само развитие его рисовального творчества — оно оттиск различных напряжений, оно группируется во времени различными массами. Их, автопортретов, например, совсем нет в безмятежную лицейскую пору, и нужны были встряска, изгнание, ссылка, чтобы автор обратился как бы вовнутрь себя: пушкинские лица возникают и скапливаются в конце 1823 года — Одесса, потом 1824 году — Михайловское, они маячат в 1829-м — Москва: крупная игра в любовь.
Любовь всегда сопутствовала самозарисовыванию: пики её кривой и графические взлёты одновременны. Если Одесса, то это Ризнич и Воронцова, если Михайловское — то Вульфы и Керн, если Москва 1829-го — то Гончарова. Дата же «1830» рубежная: за ней уже больше профилей Н. Н., чем своих, за ней не беспечность, а настороженность линий, за ней в конце концов начинает клубиться тень Чёрной речки.
В 1831 году пушкинское перо совсем не баловалось, не чертило вовсе его арапского профиля, в 1832 году их всего два, в 1833-м и 1834-м — ни одного, в 1835-м снова два, в 1836-м один: столбец цифр умопомрачительного долга в семьдесят пять тысяч и под ним Пушкин, словно мученик, придавленный тяжестью жизни, но всё же не лишённый дара иронии, этого обязательного свойства любого великого ума. Но, несмотря на ту легкую улыбку, нет в пушкинской иконографии сравнения с печалью, переданной в этих последних портретах: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…»; символы страдальчества здесь повсюду: страдальчески поднятые брови, страдальческие глаза, ввалившиеся щёки и только единожды он как бы воскресает, рисует себя просветлённым, в лавровой короне, рисует себя так, как, наверное, писал свой «Памятник».
Рисунки Пушкина, давно признано, не менее совершенны, чем его слова, они образцы высочайшей искренности и вместе артистизма; их можно положить рядом с рисунками Дега или Врубеля, и они не проиграют. Прямой ход и огонь божественного гения видится здесь — Пушкин с легкой и стремительной уверенностью чертит светящийся, вечно движущийся пунктир своей жизни, столь наполненной и прекрасной».
Ещё первый биограф Пушкина, П. В. Анненков, отметил, что рисунки поэта — это как бы «разговор с самим собой». Автопортретов около 90. Ознакомиться с ними можно в «Пушкинском доме».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мы все по Пушкину родня. Марафон «От Пушкина до меня»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других